Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:37, дипломная работа
Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие.
Введение …………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты по налогообложению земельного налога………………………………………………………………………………..7
Характеристика земельного налога……………………………………………7
Условия применения ставок земельного налога…………………………….17
Базовые ставки земельного налога…………………………………………...22
ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики………………………………………………………………………….43
ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран……………………………………………………….54
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстане……………………..……..……………..72
Заключение………………………………………………………………………….80
Список использованной литературы……………………………………………...83
Осуществляемые в Кыргызской Республике земельные реформы, наряду с применением общих принципов их реформирования, имеют и свои отличительные особенности.
Регулирование земельных отношений в аграрном
секторе базируется на государственной
законодательной основе. Правовой базой
регулирования земельных отношений в
стране являются Земельный и Гражданский
Кодексы Кыргызской Республики, закон
КР «Об управлении землями сельскохозяйственного
назначения», Указы Президента и Постановления
правительства КР по этим вопросам. Целенаправленные
изменения системы земельных отношений,
включая и радикальное преобразование
институтов земельной собственности,
владения, пользования, широкомасштабного
перераспределения земель в пользу частного
землепользователя способствовали становлению
и развитию соответствующих институтов
государственного регулирования земельными
ресурсами и земельным оборотом, которые
активно используют административные
и экономические механизмы регулирования
земельных отношений.
Государственными органами, которые осуществляют
регулирование земельных отношений являются
Министерство сельского и водного хозяйства,
перерабатывающей промышленности, Государственное
агентство по регистрации прав на недвижимое
имущество при правительстве КР (Госрегистр),
которые имеют свои структуры на районном
уровне, а Госрегистр - такие же и на областном
уровне и в г. Бишкеке, и местные органы
самоуправления (айыл-окмоту). Тем не менее,
считать, что у нас в республике функционирует
полноценный земельный рынок и эффективно
действуют экономические механизмы их
регулирования, нет достаточных оснований.
Да, существует правовая база формирования
земельного рынка, но его развитие находится
на начальном этапе и потенциальные возможности
его совершенствования достаточно велики.
Несмотря на то, что в Земельном Кодексе
КР (ст.З) предусматривается равенство
всех форм собственности на землю, складывающаяся
практика землевладения характеризуется
однобокостью и господством мелкого крестьянского
землевладения. Необходимо поддерживать
крестьянские (фермерские) хозяйства,
но и нельзя умалять преимуществ крупного
товарного производства, основанного
на различных принципах, в т.ч. и кооперации.
И не только потому, что существует общемировая
тенденция укрупнения сельскохозяйственного
производства, но и потому, что условия
жесткой конкуренции на мировом продовольственном
рынке обусловливают неблагоприятные
экономические условия для развития мелкого
крестьянского единоличного сектора.
В Земельном Кодексе совершенно справедливо
ставится вопрос об обеспечении эффективного
использования земель. К сожалению, ее
достижение является самым слабым местом
земельной реформы в стране. Это также
является, в некоторой степени, следствием
однобокой ориентации на развитие мелкого,
полунатурального крестьянского уклада.
Практика показывает, что некоторые формы
землепользования оказывались не менее
эффективными, чем полная частная собственность
на землю. Особенно это относится к развитию
арендных отношений в сельском хозяйстве,
которые не получили достаточного развития
в период реформирования аграрного сектора.
Аренде земли и развитию арендных отношений,
как одному из основных элементов земельного
рынка, необходимо в ходе дальнейшего
реформирования уделить особое внимание.
Следует и далее совершенствовать принципы
платности земли, также предусмотренные
в Земельном Кодексе. Причем установление
системы цен и платы на землю должно осуществляться
на основе кадастровых оценок земельных
ресурсов в республике, по регионам и сельскохозяйственным
законам.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
3.1. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Российская Федерация
Основными законодательными и нормативными правовыми актами, на основании которых исчисляется и уплачивается земельный налог, являются Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые на основе данного Закона по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также инструкция Министерство налоговой службы (МНС) России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"".
Закон РФ "О плате за землю" и принятые на его основе нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Понятия "собственники земельных участков", "землепользователи" и "землевладельцы" определены п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, согласно которому собственники земельных участков - это лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
К организациям в целях уплаты земельного налога относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; к физическим лицам - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения земельным налогом являются земельный участок, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование. Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог исчисляется отдельно каждому пользователю пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в общей собственности нескольких организаций и физических лиц, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно его доле за эти строения.
Размеры (ставки) земельного налога устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В Российской Федерации значительная площадь земель используется под сельскохозяйственными угодьями, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками).
Законом РФ "О плате за землю" определены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации, которые приведены в приложении 1 к этому Закону.
Исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
Статьей 6 Закона РФ "О плате за землю" определено, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в 2003 году в размере 25,92 коп. за 1 квадратный метр.
Органам местного самоуправления предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков, указанных в ст. 6 Закона "О плате за землю", повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза.
Земельный налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков должен уплачиваться организациями и гражданами, имеющими в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Налог за земли городов и поселков (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых определен иной порядок исчисления налога) устанавливается на основе средних ставок, которые определены Законом РФ "О плате за землю" и приведены в приложении 2 (в таблицах 1, 2, 3) к этому Закону.
В приложении 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены также коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха (таблица 2), а также коэффициенты с учетом статуса города, развития социально-культурного потенциала и для городов, расположенных в пригородных зонах крупных городов (таблица 3).
Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 51,84 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).
Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в размере 10 руб. за 1 квадратный метр (с учетом проведенных с 1995 года и по настоящее время индексаций ставок земельного налога и деноминации рубля это не менее 25,92 коп. за 1 квадратный метр в 2003 году).
Земельный налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с приложением 2 (таблица 1) Закона РФ "О плате за землю" для поселений численностью до 20 тыс. человек.
Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5 % от платы за древесину, отпускаемую на корню.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Таким образом, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами по земельному налогу средние ставки (ставки) земельного налога устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровне, и они различаются в зависимости от категории земель, плодородия почвы, местоположения земельных участков, численности населенных пунктов и других факторов.
Льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом РФ "О плате за землю". Перечень льгот по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого Закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ "О плате за землю", устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении.
Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
В практике работы имеют место факты, когда земельный участок фактически используется, а документа, удостоверяющего право на него, не имеется. В таких случаях следует иметь в виду, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01 отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты налога на землю.
Земельный налог исчисляется организациям и физическим лицам исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.
Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями.
Организации обязаны не позднее 1 июля представлять в налоговые органы по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговые декларации по причитающимся с них платежам налога в текущем году на бланке установленной формы.