Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:37, дипломная работа
Земельная реформа в Кыргызстане началась более десяти лет назад. За это время появился новый класс собственников земельных участков, определены условия для пользования землей в условиях рынка. Это очень важно для предпринимателей, фермеров, инвесторов так как деловая среда становится предсказуемой можно просчитать наперед доходы, учесть возможные риски. В предыдущие годы бизнесмены, работающие в Кыргызстане, были готовы в течение нескольких лет инвестировать в нашу экономику до $700 млн., но до сих пор упомянутые капиталовложения не сделаны. И вот почему: деловые люди не были уверены, что их права на недвижимость надежно защищены. Рынок земли в республике только складывается, он не действует еще в полную силу, поэтому и результаты соответствующие.
Введение …………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты по налогообложению земельного налога………………………………………………………………………………..7
Характеристика земельного налога……………………………………………7
Условия применения ставок земельного налога…………………………….17
Базовые ставки земельного налога…………………………………………...22
ГЛАВА 2. Земельный налог……………………………………………………..31
2.1. Анализ поступления земельного налога в бюджет………………………….31
2.2. Факторы, влияющие на сбор земельного налога……………………………39
2.3. Регулирование земельных отношений в аграрном секторе Кыргызской Республики………………………………………………………………………….43
ГЛАВА 3. Пути совершенствования формирования земельного налога….54
3.1. Опыт зарубежных стран……………………………………………………….54
3.2. Налогообложение земельным налогом в странах евроазиатского
экономического сообщества ……………………………………………………....68
3.3. Земельная реформа в Кыргызстане……………………..……..……………..72
Заключение………………………………………………………………………….80
Список использованной литературы……………………………………………...83
Ставки земельного налога должны поэтапно повышаться. Конечным результатом реформы этого налога должно стать определение облагаемого оборота по данному виду платежа в зависимости от реальной стоимости земельных участков. В идеале он становится одним из разделов налога на имущество.
К основным факторам, влияющим на сбор земельного налога относятся повышение производительности труда сельских производителей и фермерских хозяйств, так как они являются основными налогоплательщиками данного налога. Для этого необходимо увеличить прямое инвестирование в данную отрасль, так как не все сельхозпроизводители имеют возможность самостоятельно встать на ноги. Так же немаловажным фактором является низкая заработная плата налоговых инспекторов, которым выгодно брать взяткой и поднять свое материальное положение, чем собирать денежные средства в общий бюджет страны. Так же необходимо отметить тот факт, что большинство населения не имеют возможности заплатить за свои приусадебные участки и дачи, так как не работают или заработная плата слишком мала. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подняв экономический уровень жизни населения, правительство тем самым сможет увеличить поступление земельного налога в бюджет.
2.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Целью земельно-аграрной реформы, проводимой
в Кыргызстане в последние годы ее независимости, является
достижение устойчивого социально-экономического
развития аграрного сектора экономики.
В ходе ее реализации обеспечена ликвидация
тотальной государственной собственности
и развитие многоукладных форм собственности
на землю (частной, государственной, коллективной),
создание новых организационно-правовых
форм сельскохозяйственных предприятий
и др. Осуществлена приватизация 529 (из
561) бывших колхозов и совхозов, созданы
71,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств,
292 сельскохозяйственных кооператива,
233 коллективных крестьянских хозяйства,
45 акционерных обществ. Из всей площади
земель сельскохозяйственного назначения
в 1424,8 тыс. га (кроме пастбищ, приусадебных
земель, коллективных садов и огородов)
доля вновь организованных сельскохозяйственных
субъектов составляет соответственно:
51,2; 8,5; 9,9 и 2,0, т.е. 71,8% га земли находится
в частной собственности. В государственной
собственности осталось 28,2% га сельскохозяйственных
угодий. На первое января 2001 года на земельные
доли гражданам распределены 1081,8 тыс.
гектаров земель сельскохозяйственного
назначения, что составляло 72,5% от общего
количества орошаемой и богарной пашни,
сенокосов и многолетних насаждений. Количество
населения, наделенного земельными долями,
составляет 3,0 млн. человек. В определенной
мере радикальное преобразование земельных
отношений обусловливает наметившуюся
тенденцию роста валовых объемов производства
сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря
на ряд положительных результатов, достигнутых
в ходе первых этапов земельно-аграрных
преобразований, до настоящего момента
не сформированы эффективные механизмы
перехода от административного к экономическому
перераспределению сельскохозяйственных
угодий между эффективно хозяйствующими
субъектами земельных отношений, т.е. не
сложился земельный рынок. Это в определенной
мере обусловливает развитие мелкотоварного
производства, сдерживает поступательное
развитие отрасли и повышение ее эффективности.
Создание экономически обоснованного механизма земельного рынка - одна из сложных проблем переходного периода. Это обусловлено тем, что в результате реорганизации колхозов и совхозов бывшие работники не получили реальных прав собственности на предоставление им земельных участков, а также не было создано соответствующей организационно-правовой и экономической базы реализации этих прав. Всенародный референдум, проведенный в октябре 1998 года, открыл путь для законодательного закрепления частной собственности на землю и полноценного функционирования земельного рынка. Это кардинальное изменение в земельном вопросе и в существующих земельных отношениях поставило многочисленные вопросы, которые требуют неотлагательного законодательно-нормативного решения и выработки механизмов введения частной собственности на землю и регулирования земельного рынка.
Введение земельного рынка, осуществляемого в Кыргызской Республике с 2001 года, представляется исключительно сложным и противоречивым процессом, требующим комплексного решения проблемы овладения рыночным механизмом вообще. При этом важно радикально изменить отношение к земле как национальному богатству путем введения и развития рыночного оборота земель, ее оценки и передачи земли частично в руки эффективных владельцев. К сожалению, недостаточность необходимой нормативно-правовой базы рыночного землевладения, материально-технических и финансовых ресурсов у владельцев и собственников земли, отсутствие научно обоснованной системы регулирования земельных отношений не позволяют в полной мере и эффективно реализовать данную цель. Практика свидетельствует о том, что в отличие от других аспектов преобразования земельных отношений - собственности на землю, раздела имущества бывших колхозов и совхозов на доли - формирование земельного рынка отстает и сопровождается наибольшей полемикой по вопросам его формирования.
Введение частной собственности на землю
и развитие рыночных форм землепользования поставило
ряд вопросов по управлению земельными
ресурсами в Кыргызской Республике. Прямые
методы регулирования, сформировавшиеся
за годы преимущественно административных
методов управления экономикой, в новых
условиях оказались неэффективными. Рост
числа собственников, владельцев и пользователей
земельных участков стимулирует земельной
оборот, в том числе куплю-продажу земли.
Возникают новые проблемы в земельных
отношениях. Необходимо своевременно
вносить в земельную политику и практику
земельных преобразований серьезные коррективы,
без которых земельный фонд страны может
быть обречен на усиливающуюся деградацию,
разрушение, усугубляя сложившиеся в стране
и без того трудноразрешимые экономические
и социальные проблемы. Анализ практики
мирового землепользования показывает,
что регулируемое государством право
собственности на землю порождает заботу
об улучшении, сохранении и повышении
эффективности ее использования. Это обстоятельство
подтверждает мировой опыт не только развитых
стран, но и тех, где относительно недавно
общинное землевладение в ходе реформ
было заменено на частную собственность.
Разумная, регулируемая государством
земельная политика может стать основой
устойчивого развития страны Для анализа
и оценки направлений государственного
регулирования земельных отношений в
Кыргызской Республике небезынтересно
будет рассмотреть опыт реформирования
земельных отношений в ряде стран мира.
Государство в развитых странах владеет
обычно лишь несколькими процентами сельскохозяйственных
земель, что ни в коей мере не умаляет регулирующей
ее роли в развитии земельных отношений
и земельного рынка.
Вопрос о формах земельной собственности
решается по-разному и в развитых странах.
В США и Канаде, например, земля может быть
и государственной, и частной. Основная
часть земель Израиля находится в совместной
собственности Государства и Еврейского
национального фонда. Но и там, где земельные
угодья являются объектом частного владения,
рамки прав земельных собственников под
давлением общенациональных интересов
все более сужаются при одновременном
расширении прав государства и хозяйствующих
субъектов, непосредственно использующих
эти земли. Вопросы производства сельскохозяйственной
продукции на любой земле регулируются
многими структурами - государственной
властью, кооперативными и потребительскими
обществами; что касается судьбы земли
как товара, то купить ее могут далеко
не все, причем ограничением является
не только наличие средств, но и законодательно
утвержденные условия, которым должен
отвечать покупатель. Понимание консервативности
частной земельной собственности вынудило
государство, формально не отменяя ее,
брать на себя все больше функций по регулированию
за ее использованием и распоряжением,
по существу, частично разделяя с частными
владельцами их права собственников.
Заслуживает внимания опыт Канады по развитию
механизмов земельного оборота с посредничеством
государства или общественных организаций.
В 70-е годы XX в. в Канаде получил развитие
институт земельной аренды у государства.
Его введение было связано с учреждением
Земельного банка, созданного для улучшения
механизма передачи земли последующим
поколением фермерских семей при ее продаже
фермерами, уходящими от дел. Приобретенные
за наличную оплату по рыночной цене, такие
земли государство посредством Банка
предоставляло затем в аренду. Это сыграло
свою положительную роль. В 1982 г. Земельный
банк упразднен и превращен в программу
льготных кредитов для покупки земель.
Особое значение придается государственному
регулированию за оборотом сельскохозяйственных
земель в ФРГ. Запрещено дробление земельных
участков при любой смене владельца, как
и использование сельскохозяйственных
угодий не по назначению или непродуктивно;
предусмотрен государственный контроль
за сделками по отчуждению земельных участков;
приоритет отдается интересам арендатора,
но не лицу, сдающему землю в аренду. Причем
основная цель такого регулирования -
сохранение сельскохозяйственных угодий
у жизнеспособных к развитию сельскохозяйственных
предприятий. Во многих странах сокращается
рынок земли как объекта собственности
и расширяется как объект хозяйствования.
В странах Восточной Европы в процессе
земельных преобразований единоличная
собственность на землю была восстановлена,
однако сохраняются значительные ограничения
на ее использование, не разрешена продажа
земли иностранцам, госхозы частично сохранены,
земли переданы им на условиях долговременной
аренды. В Польше, в частности, аграрная
политика ориентирует поддержку крупных
землепользователей. Сдержанное отношение
к единоличному землевладению обосновывают
такими факторами, как невозможность в
мелкотоварном крестьянском хозяйстве
эффективно использовать крупную технику
и помещения, отсутствие у них достаточных
средств на расширенное воспроизводство,
заинтересованность крестьян в работе
в крупном хозяйстве, позволяющем сохранить
профессиональную специализацию, иметь
гарантию занятости и социальной защищенности.
В странах Балтики (Литва, Латвия, Эстония),
несмотря на имеющийся исторический опыт
частного землевладения, осуществляется
также поэтапное преобразование земельных
отношений по пути приватизации земли
с преимущественным развитием частного
землевладения. Постепенно снимаются
административные ограничения рыночного
оборота земель, размеров землепользования.
Включаются экономические регуляторы
земельного рынка, в том числе, налоговые
и др. В более ограниченных размерах сохраняется
государственная собственность на землю.
Определенный интерес представляет и
китайский опыт реформирования и регулирования
земельных отношений, начатый в этой стране
в 80-х годах XX столетия. До реформы 88% земельного фонда страны находилось
в собственности государства, а 12% - кооперативной
(общественной) собственности. Сохранив
собственность на землю в незыблемой форме,
Китай за прошедшие годы значительно продвинулся
по пути реформирования земельных отношений
и создания земельного рынка. Одним из
центральных моментов в китайском опыте
земельных реформ следует признать сохранение
за государством важных регулирующих
функций на всем этапе перехода к земельному
рынку. Принят специальный Закон о правилах
землепользования, в котором содержится
раздел о правах собственности и праве
на пользование землей. В нем четко записано,
что земля в черте города относится к государственной
собственности, а земля в пригороде и деревне
- к коллективной. Важная особенность аграрной
реформы - отделение права собственности
на землю от права ее использования. В
Китае продается право пользования землей
(что и было осуществлено на практике в
1988 г. и у нас в стране), т.е. используется
аренда, через которую земля и включена
в рыночный механизм. При этом земля остается
в коллективной собственности.
Сегодня рынок земли в Китае представляет
собой начавшийся процесс обращения права
пользования на государственную землю
(в городах) и права пользования на коллективные
земли несельскохозяйственного назначения
(в деревне). Первые операции с недвижимостью
были связаны с предоставлением иностранным
инвесторам под использование земельных
участков, расположенных в специальных
экономических зонах (СЭЗ).
Государство жестко регулирует процессы,
связанные с продлением сроков земельной
аренды, разрешением возмездной передачи
права пользования землей с согласия стран
и созданием хозяйств более крупных масштабов
(размеры землепользования), зон защиты
сельскохозяйственных земель. При этом
государство берет в свои руки процесс
возмездной передачи прав пользования
землей на установленный срок и право
жесткого контроля за всей цепочкой вхождения
земли в обращение - от передачи до освоения
и эксплуатации. В целом, также нельзя
не отметить того обстоятельства, что
наряду с развитием рыночных отношений
в землепользовании в Китае идет процесс
усиления государственного регулирования
земельных отношений. По нашему мнению,
это связано с малоземельностью и необходимостью
обеспечить соответствующий контроль
над всевозрастающими финансовыми поступлениями
в госбюджет от передачи прав пользования
землями.
Из стран СНГ в области регулирования
земельных отношений представляет определенный
интерес опыт России и Узбекистана. В соседнем
нам государстве - Узбекистане - земля
является общенациональным богатством,
продажа земли в частную собственность
запрещена. Имеется некоторая схожесть
в развитии земельных отношений и землепользовании
с Китаем. Широко развивается рыночное
использования прав землепользования,
что обусловливает своеобразие в формировании
многоукладной сельской экономики, где
основным костяком частного сектора являются
дехканские хозяйства (личные хозяйства
населения). Отличительная особенность
землепользования в Узбекистане состоит
также в ограниченности земельных ресурсов,
базирующихся в основном на поливных землях,
обслуживаемых мощной ирригационной системой.
Поэтому в стране сохранена жесткая система
административного регулирования земельных
отношений, в которой элементы экономического
регулирования еще не нашли своего достаточного
развития.
Исторический опыт в развитии земельных
отношений в России, имеющей определенную
практику развития частного землепользования
в дооктябрьский период, а также использование
особенностей землепользования в условиях
социализма, наличие огромных земельных
ресурсов, особенностей их использования
на различных уровнях федеративного государства,
накладывают свой отпечаток на своеобразие
развития земельных отношений и их регулирование.
Несмотря на закрепление конституционных
норм частной собственности на землю,
в России до 2001 года была запрещена купля-продажа
земли. Рыночная система землепользования
характеризируется своей относительной
развитостью и достаточной степенью государственного
регулирования земельных отношений. Причем,
в вопросах регулирования земельных отношений
в России приоритет отдается региональным
органам и органам местного самоуправления.
Механизм экономического регулирования
земельных отношений характеризуется
системой мер экономического воздействия,
направленных на реализацию земельной политики государства,
обеспечение прав землевладельцев и землепользователей,
установление социально справедливых
платежей за землю, экономическое стимулирование
рационального и эффективного землепользования,
введение экономических санкций за нерациональное
использование и ухудшение экологического
состояния земельных участков, на защиту
земель сельскохозяйственного назначения
от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата
и разбазаривания.
На 1 января 2000 года, по данным федеральной
службы Земельного кадастра России, 92,4%
земель в Российской Федерации находятся
в государственной муниципальной собственности,
6,2% - в собственности юридических лиц,
1,4% - в собственности частных лиц. Тем не
менее, принятие соответствующих законодательных
актов способствовало становлению земельного
рынка. В собственности 17,9 млн. землевладельцев
находится 117,6 млн. га земли, 10,9 млн. российских
граждан получили свидетельства о праве
собственности на землю. 72,6% земли, находящейся
в частной собственности землепользователей,
передано в аренду, 19,3% - переданы в уставные
фонды сельскохозяйственного предприятий,
4,1% - для организации частной семейной
фермы. На рынке земли в России преобладают
операции, связанные с арендой земельных
участков. Она составляет свыше 90% операций,
произведенных с землей. Продажа земли
частными и юридическими лицами составляет
5,6%, наследование 2,8%, дарение - 0,4%, залог
- 0,02%. Поступление в Государственный бюджет
Российской Федерации сборов от вышеуказанных
операций с землей составили в 1999 году
18113,2 млн. рублей, или превысили уровень
1995 года почти в 5 раз. Для бюджета России
это, возможно, и небольшая сумма. Но она
подчеркивает огромную роль совершенствования
механизмов экономического регулирования
в эффективном использовании громадных
потенциальных возможностей развития
земельных отношений и земельного рынка
и, особенно, в результате расширения сферы
применения принципов купли-продажи земли
в России.
Анализ и обобщение практики зарубежных
стран по регулированию земельных отношений и рынка дает основание
для некоторых выводов: во-первых, эволюционный
характер их реформирования, и во-вторых,
взвешенное конструктивное участие государства,
обеспечивающего в процессе земельных
реформ условия, необходимые для нормального
функционирования земельного рынка.
Государственное воздействие не исключает
использование экономических методов,
что называется экономическим регулированием
земельных отношений, которое в свою очередь
предполагает активное сочетание роли
государства и рыночного механизма «саморегулирования».
Основными общими принципами регулирования
земельных отношений в различных странах
являются: * плата за землю, совершенствование
налогообложения путем усиления стимулирующей
роли ставок земельного налога для повышения
эффективности использования сельскохозяйственных
угодий; * эффективное и целевое использование
земель, равенство всех форм собственности
на землю; * развитие арендных отношений
и регулирование уровней арендной платы;
* формирование рынка земли и его эффективного
функционирования с прямым или косвенным
регулированием цен на эти земельные участки.