Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:01, дипломная работа
Цель исследования – рассмотреть структуру деятельности учащихся ДМШ по формированию первоначальных навыков игры на домре.
Объект исследования – процесс формирования первоначальных навыков учащихся – домристов.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации деятельности учащихся, направленной на формирование первоначальных навыков игры на домре.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы начального этапа обучения игре на домре…..6
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…………6
Проблема начального этапа обучения в исследованиях выдающихся дидактов и педагогов-музыкантов…………………………………………………...11
Процесс формирования игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения………………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. Организация деятельности учащихся по формированию первоначальных навыков игры на домре…………………………………………………..25
2.1. Основные направления работы по формированию игровых навыков домриста……………………………………………………………………………………25
2.2. Опытная работа………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..51
Тремоло
Тремоло – быстрое
равномерное чередование
Ни в коем случае нельзя начинать обучение игре на домре непосредственно с тремоло. Учащиеся должны сначала получить навыки свободного движения кистью, овладеть такими приемами игры, как удар в одну сторону и в разные стороны. Не рекомендуется сразу добиваться частого, качественного тремоло у учащегося. Следует помнить, что овладение тремолированием происходит от медленных к быстрым чередованиям ударов с соблюдением точного исполнения постановочных моментов правой руки.
Легато
Легато – исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло. Как правило, любая лига, исполняемая на домре, заканчивается прекращением тремоло, причем последняя нота несколько укорачивается и мягко снимается. Объединение нот лигой обозначает не только соединение звуков, но и смысловую связанность исполняемой музыкальной фразы. Лига – обозначается дугообразной линией, расположенной над нотами или под ними.
Стаккато – короткое, отрывистое извлечение звука ударом медиатора по струне только вниз. После удара следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы струна отделилась от лада и прекратила свое звучание.
Стаккато применяется
только в медленных и
Пиццикато
Пиццикато – исполняется
оттягиванием струны
При игре «пиццикато»
большим пальцем, медиатор располагается
между ногтевыми суставами
При игре «пиццикато»
средним пальцем медиатор
Пиццикато левой руки, или «сдергивание» применяется в музыкальных школах крайне редко, в основном по открытым струнам и обозначается крестиком над нотами или под ними.
Глиссандо – прием скольжения от одного звука к другому как в нисходящем, так и в восходящем движении, - звучащее на протяжении всего пути движения пальца по струне. Все скольжение от ноты к ноте должно быть рассчитано так, чтобы вторая нота, к которой идет скольжение пальца, была исполнена вовремя, причем скорость ведения пальца должна быть равномерной. Скольжение по возможности следует производить сильными пальцами, т.е. первым и вторым, и не прерывая тремоло.
Глиссандо обозначается в нотах словом «глиссандо» или волнистой линией между нотами.
Флажолет – извлечение
звука путем легкого
Натуральные флажолеты извлекаются на 5, 7, 12, 17, 19 и 24 ладах и обозначаются знаком «0» над нотой. Исполнение искусственных флажолетов в музыкальной школе не рекомендуется.
Опытная работа
Согласно учебному
плану уроки проводились в
условиях естественного учебно-
Начальный этап работы
с домристами включает
Учитывая данные
Далее следует описание
структуры деятельности –
Структура деятельности учащихся по формированию первоначальных игровых навыков
Первый раздел работы – ознакомление с инструментом.
Действия учащихся:
Этот раздел работы предполагает ознакомление с новой деятельностью, что является начальным этапом формирования навыков. Ребенок знакомится с целью действия, видит, к чему он должен стремиться.
Кроме этого, слушание домровой музыки и знакомство с историей инструмента помогает заинтересовать ребенка процессом освоения инструмента.
Для того, чтобы заразиться идеей обучения игре на домре ребенку мало увидеть инструмент и изучить его строение, гораздо важнее для него услышать звучание, получить слуховые представления. Слушание и восприятие домровой музыки расширяет слушательский опыт ребенка. Помимо всего восприятие музыки формирует такое качество, как сосредоточенность, то есть активное слуховое внимание к звучанию, без чего не возможен процесс формирования игровых навыков. Для слушания важно подбирать разнообразный материал – и классику в обработке для домры, и разнохарактерные народные мелодии, с использованием красочных приемов игры, а также известные песни, в том числе детские, чтобы ребенок ощутил близость инструмента с жизнью.
Второй раздел работы
– формирование навыков
Действия учащихся:
Формирование двигательной
культуры музыканта должно
Такая работа может проводиться уже с начинающими учениками. Они учатся осознавать свой организм как мышечно-тонусную систему, которую нужно «прочувствовать ощущением» и правильно настроить.
Итак, попробуем определить «начала и концы» активности.
Бытующие в практике преподавания термины, на наш взгляд, могут иметь следующие значения: пассивная мышечная свобода – внеигровое состояние, необходимое для быстрого восстановления сил, полного отдыха мышц. Синонимы: расслабленность, пассив, весомость, тяжесть, вялость, инертность, полный покой, «мертвый покой».
Активная мышечная свобода – активный игровой тонус, состояние готовности мышц к осуществлению игрового действия. Синонимы: легкость, подтянутость, радостный тонус, различная степень тонического напряжения.
Необходимо отличать свободу (как легкий, «праздничный» тонус, предваряющий собственно игровой акт) от расслабленности, связанной с вялостью, тяжестью. Термин «свобода» следует понимать как готовность к действию, а не как мертвый покой (ноль напряжения).
Ф. Шопен считал игровым состоянием такое, когда «рука ученика легко и непринужденно повисает в воздухе так, чтобы учитель, положив под нее свою руку, почти не чувствовал ее тяжести».
Для каждого инструмента степень приложения усилий при извлечении звука своя. Наиболее благодарным в этом смысле является фортепиано. По высказыванию А. А. Александрова, «струнные народные инструменты, особенно домра, требуют при игре значительных усилий. При отсутствии умения экономно распределять их неполадки в руках могут возникнуть быстрее, чем на любом другом музыкальном инструменте…Однообразные приемы работы правой руки приводят к длительной нагрузке на одни и те же мышцы, что способствует быстрому их утомлению».
В активной мышечной свободе различаются степени дозирования активности от минимального легчайшего игрового тонуса до максимально возможного для данного конкретного исполнителя и инструмента. Крайняя точка – «максимум напряжения» (Г. Г. Нейгауз).
Существуют три фазы мышечного состояния: расслабленность – внеигровое состояние; легкий тонус – доигровое состояние; готовность к игре; игровой тонус – активное состояние мышц, дозирующееся в зависимости от специфики игры на инструменте.
Третий раздел работы
– формирование правильной
Действия учащихся:
В процессе формирования
посадки ребенку необходимо
Учитывая то, что начинающий исполнитель не в состоянии держать под контролем все свои действия, мы считаем, что целесообразно на данном этапе играть без медиатора и по открытым струнам. Это позволит, не отвлекаясь от трудности извлечения звука, основное внимание уделять контролю посадки и постановки рук.
Этот раздел работы
помимо основных действий
Кроме этого, мы считаем рациональным, включить на этом этапе работы упражнения с медиатором. Это упражнения, которые помогают научиться чувствовать медиатор, как продолжение руки и ловко им управлять. Сначала упражнения производятся вне инструмента, с последующим переносом н щиток инструмента. Эта деятельность подготовит ребенка к освоению действий следующего раздела работы.
Четвертый раздел работы
– формирование основных
Действия учащихся:
К этому этапу ребенок приходит, уже имея правильно удерживать инструмент, извлекать звук приемов пиццикато, обладает навыками мышечного контроля и имеет навыки работы с медиатором.
Работая над формированием
постановки левой руки, мы первым
делом добиваемся ощущения
Начинать устанавливать пальцы эффективнее, на наш взгляд, не по отдельности, а все четыре сразу. Это поможет избежать «склеивания пальцев», с чем сталкиваются многие домристы на начальном этапе обучения.
Информация о работе Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре