Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть структуру деятельности учащихся ДМШ по формированию первоначальных навыков игры на домре.
Объект исследования – процесс формирования первоначальных навыков учащихся – домристов.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации деятельности учащихся, направленной на формирование первоначальных навыков игры на домре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы начального этапа обучения игре на домре…..6
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…………6
Проблема начального этапа обучения в исследованиях выдающихся дидактов и педагогов-музыкантов…………………………………………………...11
Процесс формирования игровых навыков и его особенности на начальном этапе обучения………………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. Организация деятельности учащихся по формированию первоначальных навыков игры на домре…………………………………………………..25
2.1. Основные направления работы по формированию игровых навыков домриста……………………………………………………………………………………25
2.2. Опытная работа………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..51

Файлы: 1 файл

юля.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

Тремоло

 

 Тремоло – быстрое  равномерное чередование ударов  медиатора по струне в обе стороны свободной кистью правой руки, дающее возможность получить на инструменте непрерывный звук любой длительности. Удары вверх или вниз должны производиться только с одинаковой силой. Тремоло – единственный штрих для исполнения певучих мелодических и кантиленных произведений.

 Ни в коем случае  нельзя начинать обучение игре  на домре непосредственно с тремоло. Учащиеся должны сначала получить навыки свободного движения кистью, овладеть такими приемами игры, как удар в одну сторону и в разные стороны. Не рекомендуется сразу добиваться частого, качественного тремоло у учащегося. Следует помнить, что овладение тремолированием происходит от медленных к быстрым чередованиям ударов с соблюдением точного исполнения постановочных моментов правой руки.

 

 Легато

 

 Легато – исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло. Как правило, любая лига, исполняемая на домре, заканчивается прекращением тремоло, причем последняя нота несколько укорачивается и мягко снимается. Объединение нот лигой обозначает не только соединение звуков, но и смысловую связанность исполняемой музыкальной фразы. Лига – обозначается дугообразной линией, расположенной над нотами или под ними.

 

Стаккато

 

 Стаккато – короткое, отрывистое извлечение звука  ударом медиатора по струне  только вниз. После удара следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы струна отделилась от лада и прекратила свое звучание.

 Стаккато применяется  только в медленных и умеренных  темпах. В быстрых темпах играть этим приемом невозможно, и его заменяют обычно ударами в разные стороны. Обозначается стаккато точкой над нотами или под ними.

 

Пиццикато

 

 Пиццикато – исполняется  оттягиванием струны подушечкой  ногтевой фаланги большого пальца  правой руки сверху вниз без  сгиба пальца в суставе, или  мякотью ногтевой фаланги среднего пальца снизу вверх, с сохранением правильного положения остальных пальцев и кисти в целом.

 При игре «пиццикато»  большим пальцем, медиатор располагается  между ногтевыми суставами указательного  и среднего пальцев острым  концом вниз, для удобства возвращения его в исходное положение. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) находятся на окончании панциря (ближе к пятке грифа).

 При игре «пиццикато»  средним пальцем медиатор остается  между большим и указательным пальцами, не меняя своего положения. Движения кисти такие же, как и при ударе вверх. Пиццикато обозначается полным или сокращенным словом «пиццикато» над нотами.

 Пиццикато левой руки, или «сдергивание» применяется  в музыкальных школах крайне  редко, в основном по открытым  струнам и обозначается крестиком над нотами или под ними.

 

 Глиссандо

 

 Глиссандо – прием  скольжения от одного звука  к другому как в нисходящем, так и в восходящем движении, - звучащее на протяжении всего пути движения пальца по струне. Все скольжение от ноты к ноте должно быть рассчитано так, чтобы вторая нота, к которой идет скольжение пальца, была исполнена вовремя, причем скорость ведения пальца должна быть равномерной. Скольжение по возможности следует производить сильными пальцами, т.е. первым и вторым, и не прерывая тремоло.

 Глиссандо обозначается  в нотах словом «глиссандо»  или волнистой линией между нотами.

 

 Флажолет

 

 Флажолет – извлечение  звука путем легкого прикосновения  подушечкой ногтевой фаланги  одного из четырех пальцев  левой руки к струне над  металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара по ней медиатором, или пальцев правой руки (при исполнении пиццикато).

 Натуральные флажолеты  извлекаются на 5, 7, 12, 17, 19 и 24 ладах и обозначаются знаком «0» над нотой. Исполнение искусственных флажолетов в музыкальной школе не рекомендуется.

    1. Опытная работа

 

 Опытная работа осуществлялась  на базе детской музыкальной школы № 1 города Полевского Свердловской области. Работа проходила в течение одного учебного года в классе домры с учащейся первого класса – Бельской Валерией.

 Согласно учебному  плану уроки проводились в  условиях естественного учебно-воспитательного процесса два раза в неделю.

 Начальный этап работы  с домристами включает направления, описанные в предыдущем параграфе. Процесс постановки игрового аппарата домриста, формирование основных игровых навыков достаточно сложен и требует долгой кропотливой работы педагога.

 Учитывая данные обстоятельства  и опираясь на выявленные в  первой главе особенности формирования  игровых навыков на начальном этапе обучения в классе домры, мы предприняли попытку разработать структуру деятельности учащихся, которая способствовала бы продуктивному формированию первоначальных навыков игры.

 Далее следует описание  структуры деятельности – разделы  работы и осваиваемые действия учащихся – домристов.

 

Структура деятельности учащихся по формированию первоначальных игровых навыков

 

 Первый раздел работы  – ознакомление с инструментом.

Действия учащихся:

  • знакомство с историей инструмента,
  • слушание домрового исполнения,
  • знакомство с инструментом – изучение его составных частей.

 Этот раздел работы  предполагает ознакомление с  новой деятельностью, что является  начальным этапом формирования  навыков. Ребенок знакомится с  целью действия, видит, к чему  он должен стремиться.

Кроме этого, слушание домровой музыки и знакомство с историей инструмента помогает заинтересовать ребенка процессом освоения инструмента.

Для того, чтобы заразиться идеей обучения игре на домре ребенку мало увидеть инструмент и изучить его строение, гораздо важнее для него услышать звучание, получить слуховые представления. Слушание и восприятие домровой музыки расширяет слушательский опыт ребенка. Помимо всего восприятие музыки формирует такое качество, как сосредоточенность, то есть активное слуховое внимание к звучанию, без чего не возможен процесс формирования игровых навыков. Для слушания важно подбирать разнообразный материал – и классику в обработке для домры, и разнохарактерные народные мелодии, с использованием красочных приемов игры, а также известные песни, в том числе детские, чтобы ребенок ощутил близость инструмента с жизнью.

 

 Второй раздел работы  – формирование навыков контроля  мышечных действий

 Действия учащихся:

  • ощущение мышечной свободы, запоминание этого состояния,
  • вслушивание в состояние мышц различных частей тела,
  • фиксирование той или иной степени напряженности мышц,
  • сознательное изменение различного тонуса мышц.

 Формирование двигательной  культуры музыканта должно начинаться  с осознания ощущения мышечной  свободы и запоминания ее. Направление активного внимания, вслушивания в состояние мышц различных частей тела, фиксирование в памяти легкости или расслабленности, той или иной степени напряженности, сознательное изменение различного тонуса мышц достижимы путем последовательной, целенаправленной работы. Причем очень активной и сознательной работы по запоминанию возникшего ощущения и восстановления его по желанию.

 Такая работа может  проводиться уже с начинающими  учениками. Они учатся осознавать свой организм как мышечно-тонусную систему, которую нужно «прочувствовать ощущением» и правильно настроить.

 Итак, попробуем определить  «начала и концы» активности.

 Бытующие в практике  преподавания термины, на наш  взгляд, могут иметь следующие  значения: пассивная мышечная свобода  – внеигровое состояние, необходимое для быстрого восстановления сил, полного отдыха мышц. Синонимы: расслабленность, пассив, весомость, тяжесть, вялость, инертность, полный покой, «мертвый покой».

 Активная мышечная  свобода – активный игровой  тонус, состояние готовности мышц к осуществлению игрового действия. Синонимы: легкость, подтянутость, радостный тонус, различная степень тонического напряжения.

 Необходимо отличать  свободу (как легкий, «праздничный»  тонус, предваряющий собственно игровой акт) от расслабленности, связанной с вялостью, тяжестью. Термин «свобода» следует понимать как готовность к действию, а не как мертвый покой (ноль напряжения).

 Ф. Шопен считал игровым  состоянием такое, когда «рука  ученика легко и непринужденно  повисает в воздухе так, чтобы  учитель, положив под нее свою руку, почти не чувствовал ее тяжести».

 Для каждого инструмента  степень приложения усилий при  извлечении звука своя. Наиболее  благодарным в этом смысле  является фортепиано. По высказыванию А. А. Александрова, «струнные народные инструменты, особенно домра, требуют при игре значительных усилий. При отсутствии умения экономно распределять их неполадки в руках могут возникнуть быстрее, чем на любом другом музыкальном инструменте…Однообразные приемы работы правой руки приводят к длительной нагрузке на одни и те же мышцы, что способствует быстрому их утомлению».

 В активной мышечной  свободе различаются степени  дозирования активности от минимального легчайшего игрового тонуса до максимально возможного для данного конкретного исполнителя и инструмента. Крайняя точка – «максимум напряжения» (Г. Г. Нейгауз).

 Существуют три фазы  мышечного состояния: расслабленность  – внеигровое состояние; легкий тонус – доигровое состояние; готовность к игре; игровой тонус – активное состояние мышц, дозирующееся в зависимости от специфики игры на инструменте.

 

 Третий раздел работы  – формирование правильной посадки  и постановки (без использования  медиатора).

Действия учащихся:

  • усвоение правил посадки с инструментом,
  • осознание точек опоры,
  • игра на открытых струнах приемом пиццакато (без медиатора),
  • изучение грифа инструмента (первичная позиция),
  • работа над самостоятельностью пальцев левой руки.

 В процессе формирования  посадки ребенку необходимо наглядно  представлять результат своих действий (правильный способ держания инструмента). Поэтому мы считаем, что педагог должен постоянно быть с инструментом и демонстрировать правильную посадку за инструментом.

 Учитывая то, что начинающий  исполнитель не в состоянии  держать под контролем все  свои действия, мы считаем, что целесообразно на данном этапе играть без медиатора и по открытым струнам. Это позволит, не отвлекаясь от трудности извлечения звука, основное внимание уделять контролю посадки и постановки рук.

 Этот раздел работы  помимо основных действий включает  действия предыдущих разделов. Это повторение составных частей инструмента, слушание домровой музыки, физические упражнения, направленные на распределение мышечной активности и тренировку пальцев. Включение этих действий поможет разнообразить деятельность на уроке, а следовательно, стимулировать интерес и познавательную активность.

 Кроме этого, мы считаем  рациональным, включить на этом этапе работы упражнения с медиатором. Это упражнения, которые помогают научиться чувствовать медиатор, как продолжение руки и ловко им управлять. Сначала упражнения производятся вне инструмента, с последующим переносом н щиток инструмента. Эта деятельность подготовит ребенка к освоению действий следующего раздела работы.

 

 Четвертый раздел работы  – формирование основных приемов  игры с использованием медиатора.

Действия учащихся:

  • постановка пальцев левой руки,
  • освоение приема удар вниз,
  • освоение переменных ударов,
  • работа над координацией рук.

 К этому этапу ребенок  приходит, уже имея правильно  удерживать инструмент, извлекать звук приемов пиццикато, обладает навыками мышечного контроля и имеет навыки работы с медиатором.

 Работая над формированием  постановки левой руки, мы первым  делом добиваемся ощущения веса  руки на каждом прижатом ладу  через игровой палец. Находим три взаимоуравновешенные опоры левой руки на грифе. Далее, мы считаем, необходимым добиться нужного изгиба пальцев при нажатии струн. Во время работы над постановкой пальцев левой руки мы постоянно контролируем положение рук.

Начинать устанавливать пальцы эффективнее, на наш взгляд, не по отдельности, а все четыре сразу. Это поможет избежать «склеивания пальцев», с чем сталкиваются многие домристы на начальном этапе обучения.

Информация о работе Формирование игровых навыков на начальном этапе обучения игре на домре