Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Петров день открывает череду страдных июльских дней.
Летний день «Кузьмы — Демьяна»
Призывают на помощь в работе и в любой час Господа Бога,пресвятую Богородицу,святых угодников. Во время летних работ,будь то прополка или жнитво,на помощь повсеместно призывают святых рукомесленников Божиих чудотвотцев Косьму и Дамиана (1//14 июля). Говорили: «Кузьма и Демьян пришли — на покос пошли!». Во многих селениях Касимовского уезда,когда женщины садились обедать в поле,то призывали: «Кузьма-Демьян,приходи с нами обедать,а потом жать!»
«Наливы»
- это время налива соками всего
растущего и посаженного челове
Велика зависимость земледельческого труда от погодных условий,поэтому поэтому о 19 июле говорили:
«Всякий Еремей про себя разумей:когда сеять,когда жать,а когда в скирды убирать!».
19 июля в Православии день памяти мученика Ермия.
Грозные июльские праздники
Июль богат грозами,ливнями,
Рассказы о градобитиях,
Казанская
Большим праздником у русских является 8//21 июля,в Православии посвящаемое иконе Казанской Божией Матери.
Среди старшего поколения широко распространено убеждение,что «Казанскую икону» надо иметь в каждом доме.
В старину крестьяне торопились закончить пахоту именно к «Казанской». С Казанской начинали жать рожь и убирать другие хлеба. Первыми починами отмечены «смотрины» картошки на Казанскую,для этого дергают три всхода — три куста картошки вырывают и смотрят,какая уродилась,чтобы определить сколько будет собрано осенью.
Кирики — Улиты
В такой лексической форме вошли в народный месяцеслов имена христианских мучеников Кирика и Иулитты,память которых в Православии отмечается 15//28 июля. Старшее поколения называет этот день на свой манер : «Куркулиты», «Куркулитки».
Из присловий этого дня: «Улита едет дам когда -то будет!» - здесь Улита явно ассоциируется с улиткой,что носит свой дом на себе,одновременно в присловье есть намек на движение,на неумолимо движущееся время. Этот день считался не большим праздником,но сам по себе именовался «грозным» , «строгим».
Ильин день
Ильин день (20 июля//2 августа) в числе великих праздников отмечаемых повсюду в русских селениях. Значимость Ильина дня подчеркивалась общерусской народной традицией отмечать Ильинскую пятницу. Говорили: «Ильинскую пятницу чтут как великую пятницу,прекращая работы в поле и дома».
Одно из важнейших обстоятельств,
Освященным традицией
Старинными нормами поведения
предписан запрет на купания
в реках и озерах под
По старинным представлениям
рязанских крестьян,воду в
В церквях в этот день
Среди традиций этого дня — крестные ходы вокруг полей.
Два главных ритуальных действа этого дня заключалось в следующим : оставался не сжатым последний пучок колосьев,по древним верованиям считалось,что он хранит силу со всего жнивья,и посвящался он Богу, Николаю-угоднику, Христу, Илье-пророку,чтобы наследующий год был урожай.
Другое ритуальное действо:
В Ильин день,кроме
«Борис-Глеб»
24 июля// августа — день памяти
первых русских святых князей-
В честь святых была названа одна из церквей старой столицы Рязанского княжества.
День «хлебных» святых Бориса и Глеба по своему аграрному содержанию соотносится с каждым днем июльско-августовского общерусского месяцеслова,заполненного присловиями,напоминающими об урожае хлебов и плодов.
Важен день 9 августа для лекарей,лечащих травами,знахари молятся Пантелеймону-целителю и собирают травы. Русская земля всегда была крепка лекарями,ведавшими все силы растительного мира,лечивших с Божией помощью,даже силой звезд.
3.8 Августовские Спасы
«Пахнет яблоком и медом
По церквям твой кроткий Спас,
И гудит по корогодом,
На лугах веселый пляс».
Кто с детства воспитывался
в православной традиции,для
Август — это время праздников
и обычаев,посвящаемых сбору
Первый Спас
Первый Спас — Спас
В рязанской области также известны названия : Спас ржаной, Спас хлебный, Спас-маковей, Спас огурешный, Спас картошный.
Начинается
Успенский пост,который
Мокрым Спасом называют первый Спас,в этот день совершается крестный ход к водному источнику- колодцу,роднику,озеру или реке.
Спас медовый — самое
В Маковый Спас(в честьсеми мучеников Маккавеев),собранный мак освящали в церкви,разговлялись пирогами,пышками или блинами с маком,добавляя его во всякую другую пищу.
Была еще одна традиция Первого Спаса,обычная для старой русской деревни, - устраивать в этот день сиротские или вдовьи помочи.
Второй Спас
Второй Спас — Спас
Традиция православных людей — освящать в этот день в храме яблоки и другие поспевшие фрукты.
По широко распространенному
суеверию считалось,что те
В этот день было принято
угощать детей яблоками. В старом
быту яблоки были лакомством,
В яблочный Спас обязательно посещают кладбище,а на могилах оставляют яблоки.
Третий Спас
Третий Спас — Спас
Рязанские названия Третьего Сп
Осенние праздники - «Летопроводцы»
Обрядность первых осенних
Успение Пресвятой Богородицы
Успение
(15 //28 августа) — это величайший
и любимейший праздник
Участники крестного хода считают полезным для здоровья пролезть под плащеницей.
Время от Успения до Ивана-постного называлось — молодое бабье лето.
Успение было основным сроком завершения уборки всех хлебов и начала посевной для озимых.
На
Успение готовился особенный
праздничный стол. На нем обязательно
была каша из крупы нового
урожая,пышки,пироги,блины.
Фролов день
18// 31 августа В Православии день памяти мучеников Фрола и Лавра. В народной разговорной речи,его чаще называли Фролов,иногда Хролов день.
Этот день установлен на время
года,когда сельский мир
Крестьяне воспринимали этот день как «лошадиный» праздник. Среди обязательных обычаев была выпечка ритуальных хлебцев которые чаще назывались «копыта», «копытки», «кони». После водосвятия у сельской часовни,животных встречали у ворот дома
с печеными «конями»,их давали из рук только лошадям.
Иван Постный
Иваном Постным на Руси,как
и в разных районах Рязанской
области,называют день
Иоанна Предтечи
(29 августа//11 сентября). Иоанн был
великим потником,соответственн
В старину на Ивана Постного
лекари собирали коренья. В
этот день не варят щей,не
рубят капусту,не срезают мак,
В этот день отмечен очередной рубеж в уборке сельскохозяйственных культур. На кануне Ивана Постного дергали коноплю,а после Ивана Постного дня начинали выбирать картошку.
В старину говорили: «Иван Постный пришел,лето красное увел».
Симеон — летопроводец
1 //14 сентября день Симеона-Летопроводца,так
же называют «Симин день». В
русском месяцеслове Семенов
день — это начало церковного
новолетья. В деревнях,согласно
старой традиции,вечерами
С этого времени по домам у крестьян начиналисьразные крестьянские работы:у мужчин — что-либо связанное с ремеслом,у женщин — прядение,шитье,вязание. Молодежь,если позволяла погода,хороводилась на улице.
Рождество Богородицы
День
Рождества Пресвятой Богородицы
(8 //21 сертября) был известен в
Рязанской губернии как
Когда
подходит лень празднования
Или засылают сватов чтобы в течение осени сыграть свадьбу.
Сдвиженье
Большой
праздник Православного
( 14 // 27 сентября)
среди простых людей издавна
называется Сдвиженьем или
Здвиженьем. Народное сознание ассоцииркет
время праздника с завершением
полевых сельскохозяйственных
На Воздвиженье была третья встреча осени. Наступило время,которое в старину называлось «зазимки». Этот день словно замыкает аграрный год. Принято до праздника вставить зимние рамы,завалить завалины,окурить погреба
можжевельником,окропить святой водой скотину.По традиции ,в русских селениях с середины сентября начиналось время «капусниц» , уборки и квашения на зиму капусты.На девичьих «капустинских» вечерах женихи высматривали себе невест.
Гусепролет
Это время отлета птиц в теплые края. Рязанские крестьяне наряду с ласточкой,особенно примечали за отлетом гусей,лебедей,журавлей.
Середина сентября (15 // 28 сентября) в русском месяцеслове названа гусепролетом — дикие гуси в это сремя улетаютот нас на зимовку. Сам же день в православных святцах посвящен мученику Никиты. По народным поверьям мученику Никите следует молиться ,чтобы хорошо водились гуси.
15 сентября устраивались
бои гусаков-бойцов. Птицы : ласточки
гуси,журавли,лебеди,замыкают
По древним славянским
Журавли,возвращаясь весной, приносят с собой новые души детей — тех,что должны родиться в новое лето,т.е в очередной год,который в древние времена отсчитывался с марта месяца.
Круговорот
времени — это возвращение
весны-лета и солнца,но это
и возвращение новых жизней,
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли