Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

      Петров день открывает череду  страдных июльских дней.

 

 

Летний день «Кузьмы — Демьяна»

 

      Призывают на помощь в работе и в любой час Господа Бога,пресвятую Богородицу,святых угодников. Во время летних работ,будь то прополка или жнитво,на помощь повсеместно призывают святых рукомесленников Божиих чудотвотцев Косьму и Дамиана (1//14 июля). Говорили: «Кузьма и Демьян пришли — на покос пошли!».  Во многих селениях Касимовского уезда,когда женщины садились обедать в поле,то призывали: «Кузьма-Демьян,приходи с нами обедать,а потом жать!»


     «Наливы» - это время налива соками всего  растущего и посаженного человеком.

Велика зависимость  земледельческого труда от погодных условий,поэтому поэтому о 19 июле говорили:

«Всякий Еремей про себя разумей:когда сеять,когда  жать,а когда в скирды убирать!».

19 июля в Православии  день памяти мученика Ермия.

 

Грозные июльские праздники

 

       Июль богат грозами,ливнями,нередки  градобития,бывает и так,что налетит   ураган. И вот,что-бы как-то защитить  урожай от стихийных бедствий,всем  миром молились святым угодникам,отмечали  день их памяти праздником,зпрещались  все работы в поле.

        Рассказы о градобитиях,разметанных  и сгоревших стогах,полегших во  время бури хлебах,вспоминают  потом на протяжении жизни  целого поколения.

 

Казанская

 

       Большим праздником у русских  является 8//21 июля,в Православии  посвящаемое иконе Казанской Божией Матери.

Среди старшего поколения  широко распространено убеждение,что  «Казанскую икону» надо иметь в каждом доме.

В старину крестьяне  торопились закончить пахоту именно к «Казанской». С Казанской начинали жать рожь и убирать другие хлеба. Первыми починами отмечены «смотрины» картошки на Казанскую,для этого дергают три всхода — три куста картошки вырывают и смотрят,какая уродилась,чтобы определить сколько будет собрано осенью.

 

 

     Кирики — Улиты

 

       В такой лексической форме  вошли в народный месяцеслов имена  христианских мучеников Кирика и Иулитты,память которых в Православии отмечается 15//28 июля. Старшее поколения называет этот день на свой манер : «Куркулиты», «Куркулитки».

Из присловий  этого дня: «Улита едет дам когда -то будет!» - здесь Улита явно ассоциируется с улиткой,что носит свой дом на себе,одновременно в присловье есть намек на движение,на неумолимо движущееся время. Этот день считался не большим праздником,но сам по себе именовался «грозным» , «строгим».

 

 

Ильин день

 

     Ильин день (20 июля//2 августа)  в числе великих праздников отмечаемых повсюду в русских селениях. Значимость Ильина дня подчеркивалась общерусской народной традицией отмечать Ильинскую пятницу. Говорили: «Ильинскую пятницу чтут как великую пятницу,прекращая работы в поле и дома».

Одно из важнейших обстоятельств,определивших особую роль Ильина дня в крестьянском месяцеслове — его календарное  порубежье между летом и новым  сезоном.

       Освященным традицией параметром  этого порубежья стала вода  в источниках.

       Старинными нормами поведения  предписан запрет на купания  в реках и озерах под предлогом,что  вода в этот день становится  холоднее.

       По старинным представлениям  рязанских крестьян,воду в земных  источниках холодит сам Илья-пророк  или-же олень : «Илья пришел,льду бросил в воду», «После Ильина дня гром не гремит и купаться не купаются».

       В церквях в этот день свершаются  молебны над чашами с зерном - «для плодородия».

       Среди традиций этого дня —  крестные ходы вокруг полей.

Два главных  ритуальных действа этого дня заключалось в следующим : оставался не сжатым последний пучок колосьев,по древним верованиям считалось,что он хранит силу со всего жнивья,и посвящался он Богу, Николаю-угоднику, Христу, Илье-пророку,чтобы наследующий год был урожай.

      Другое ритуальное действо: катание  жниц по ниве,которые как бы  набирались сил от земли.

      В Ильин день,кроме чествования  хлебной нови,отдавалась дань  домашнему скоту,скот пригоняли  к церкви для освещения и  кормили скотину первой рожью.

 

 

 

 

 

 

«Борис-Глеб»

 

      24 июля// августа — день памяти  первых русских святых князей-мучеников  Бориса и Глеба,самых популярных  святых Древней Руси.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В честь святых была названа одна из церквей старой столицы Рязанского княжества.

      День «хлебных» святых Бориса и Глеба по своему аграрному содержанию соотносится с каждым днем июльско-августовского общерусского месяцеслова,заполненного присловиями,напоминающими об урожае хлебов и плодов.

     Важен день 9 августа для лекарей,лечащих травами,знахари молятся Пантелеймону-целителю и собирают травы. Русская земля всегда была крепка лекарями,ведавшими все силы растительного мира,лечивших с Божией помощью,даже силой звезд.

 

 

3.8 Августовские Спасы

 

«Пахнет яблоком  и медом

  По церквям  твой кроткий Спас,

 И гудит  по корогодом,

На лугах  веселый пляс».

                                                  (С.Есенин,1914)

 

       Кто с детства воспитывался  в православной традиции,для того  август навсегда ассоциируется  с праздниками Спаса и Успения  Пресвятой Богородицы с ароматом ладана,первого меда и яблок,освящаемых в храме.

       Август — это время праздников  и обычаев,посвящаемых сбору урожая. Поэтому в общерусском календаре  месяц называли «соберихой», «густоедом»,  «льноростом». В былые времена в августе встречали осень. «Пришел Спас — бери рукавички в запас!»

 

 

Первый Спас

 

        Первый Спас — Спас Всемилостивый  (1 //14 августа). Общерусские названия : Спас на воде, Спас мокрый, Спас  медовый.

        В рязанской области также  известны названия : Спас ржаной, Спас хлебный, Спас-маковей, Спас огурешный, Спас картошный.

Начинается  Успенский пост,который ласково  называют «спасовкой-лакомкой»,т.к  поспевают овощи,ягоды и фрукты.

        Мокрым Спасом называют первый  Спас,в этот день совершается  крестный ход к водному источнику- колодцу,роднику,озеру или реке.

        Спас медовый — самое известное  название Первого Спаса. В правиле  наших предков освящать рожь  одновременно с медом нового  сбора,в этом кроется свой религиозно-нравственный  смысл.

        В Маковый Спас(в честьсеми мучеников Маккавеев),собранный мак освящали в церкви,разговлялись пирогами,пышками или блинами с маком,добавляя его во всякую другую пищу.

Была еще  одна традиция Первого Спаса,обычная  для старой русской деревни, - устраивать в этот день сиротские или вдовьи помочи.

 

Второй Спас


       Второй Спас — Спас Преображение (6 // 19 августа). Общерусские названия: Спас на горе,Яблочный,гороховый.  Второй       Спас —  это «праздник плодов». Общерязанское  название — яблочный Спас.

        Традиция православных людей  — освящать в этот день в храме яблоки и другие поспевшие фрукты.

        По широко распространенному  суеверию считалось,что те родители  которые едят яблоки до Спаса,лишают  тем самым своих умерших детей  попробовать райские яблоки. Величайшим  грехом считалось употребление плодов в пищу до Спаса,Старые яблоки можно есть,пока не зацветут яблони.

      В этот день было принято  угощать детей яблоками. В старом  быту яблоки были лакомством,ихне  всегда имели крестьянские дети.

В яблочный Спас обязательно посещают кладбище,а на могилах оставляют яблоки.

 

 

Третий Спас

 

      Третий Спас — Спас Нерукотворный  (16 //29 августа). В жизни большинства  крестьян Третий Спас не отмечен  особыми сельскохозяйственными  «зарубками» о нем известно  не много.

       Рязанские названия Третьего Спаса — ореховый и хлебный.

 

Осенние праздники - «Летопроводцы»

 

      Обрядность первых осенних праздников  была направлена на то,чтобы  отметить смену времен года,т.е  проводить старое год и встретить  новый годовой сезон. Большое  значение в жизни крестьянской общины придавалось праздникам по случаю уборки урожая.

 

Успение Пресвятой  Богородицы

 

      Успение  (15 //28 августа) — это величайший  и любимейший праздник православных. Сельские храмы с утра заполнены  страждущими людьми. Все спешат  принять участие в богослужении и крестном ходе вокруг церкви вслед за плащеницей,что на языке простых верующих называется : «Хоронить Мать Божию».

Участники крестного  хода считают полезным для здоровья пролезть под плащеницей.

Время от Успения  до Ивана-постного называлось — молодое бабье лето.

      Успение было основным сроком  завершения уборки всех хлебов  и начала посевной для озимых.

     На  Успение готовился особенный  праздничный стол. На нем обязательно  была каша из крупы нового  урожая,пышки,пироги,блины. Особенность  праздничного стола — разговенье куриным мясом. В обычае разговляться цыплятами и петушками кроется архаичный ритуал,посвящавшийся окончанию уборки житных полей и,возможно,астрономического цикла.

 

Фролов день

 

     18// 31 августа   В Православии день памяти мучеников Фрола и Лавра. В народной разговорной речи,его чаще называли Фролов,иногда Хролов день.

      Этот день установлен на время  года,когда сельский мир среднерусского  региона завершает спожинки овса  и управляется с засевом озимой  ржи.

     Крестьяне воспринимали этот день как «лошадиный» праздник. Среди обязательных обычаев была выпечка ритуальных хлебцев которые чаще назывались «копыта», «копытки», «кони». После водосвятия у сельской часовни,животных встречали у ворот дома

 с печеными  «конями»,их давали из рук только лошадям.

  

         Иван Постный

 

       Иваном Постным на Руси,как  и в разных районах Рязанской  области,называют день Усекновения  главы Крестителя Господня

Иоанна Предтечи (29 августа//11 сентября). Иоанн был  великим потником,соответственно повсюду-это день строгого поста.

      В старину на Ивана Постного  лекари собирали коренья. В  этот день не варят щей,не  рубят капусту,не срезают мак,не  берут в руки ничего острого,в  воспоминание о мученической  кончине Иоанна Предтечи.

      В этот день отмечен очередной рубеж в уборке сельскохозяйственных культур. На кануне Ивана Постного дергали коноплю,а после Ивана Постного дня начинали выбирать картошку.

         В старину говорили: «Иван Постный  пришел,лето красное увел».

 

 

 

         Симеон — летопроводец

 

       1 //14 сентября  день Симеона-Летопроводца,так  же называют «Симин день». В  русском месяцеслове Семенов  день — это начало церковного  новолетья.  В деревнях,согласно  старой традиции,вечерами начали  зажигать огни. Семеновские огоньки  у рязанской крестьянской молодежи,как и везде на Руси,открывали новый сезон осенних о весенних засидок или посиделок.

      С этого  времени по домам у крестьян  начиналисьразные крестьянские  работы:у мужчин — что-либо  связанное с ремеслом,у женщин  — прядение,шитье,вязание. Молодежь,если позволяла погода,хороводилась на улице.

 

 

Рождество Богородицы

 

     День  Рождества Пресвятой Богородицы (8 //21 сертября) был известен в  Рязанской губернии как Аспосов  день. Название пересекается во  словом « Спас», «Аспосов»-  день после Спаса.

     Когда  подходит лень празднования Рождества  Богородицы,одновременно празднуют  т первые осенние свадьбы.

Или засылают сватов чтобы в течение осени сыграть  свадьбу.

 

Сдвиженье


     Большой  праздник Православного церковного  календаря Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня

( 14 // 27 сентября) среди простых людей издавна  называется    Сдвиженьем или  Здвиженьем. Народное сознание ассоцииркет  время праздника с завершением  полевых сельскохозяйственных работ.

       На Воздвиженье была третья встреча осени. Наступило время,которое в старину называлось «зазимки». Этот день словно замыкает аграрный год. Принято до праздника вставить зимние рамы,завалить завалины,окурить погреба

можжевельником,окропить святой водой скотину.По традиции ,в русских селениях с середины сентября  начиналось время «капусниц» , уборки и квашения на зиму капусты.На девичьих «капустинских» вечерах женихи высматривали себе невест.

 

Гусепролет

 

       Это время отлета птиц в  теплые края. Рязанские крестьяне  наряду с ласточкой,особенно примечали за отлетом гусей,лебедей,журавлей.

      Середина сентября (15 // 28 сентября) в  русском месяцеслове названа  гусепролетом — дикие гуси  в это сремя улетаютот нас  на зимовку. Сам же день в  православных святцах посвящен  мученику Никиты. По народным поверьям мученику Никите следует молиться ,чтобы хорошо водились гуси.

15 сентября устраивались  бои гусаков-бойцов. Птицы : ласточки  гуси,журавли,лебеди,замыкают сельскохозяйственный,астрономический  год крестьян древнерусской полосы.

       По древним славянским представлениям,когда  весной возвращаются птицы,то  они не только отмыкают «весну-лето»,но  и приносят с собой зародыши  новой жизни,новорожденных детей.

Журавли,возвращаясь  весной, приносят с собой новые  души детей — тех,что должны родиться в новое лето,т.е в очередной год,который в древние времена отсчитывался с марта месяца.

 

 Круговорот  времени — это возвращение  весны-лета и солнца,но это  и возвращение новых жизней,появление  нового поколения людей.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли