Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Доставайте пятачок!
Не дадите пятака?
Мы корову за рога!
Так ходили все Святки.
И хотя к концу ХХ столетия тексты коляд,как и само колядное обрядово-игровое действо накануне Рождества,оказалось почти полностью утраченным,однако архивные и зафиксированные фольклористами даже в наше время материалы, говорят о том, что на территории Рязанского края был широко представлен этот календарный жанр.
Авсень — Новый год
Широко известным в русских
землях средней полосы,
В селениях нагорного берега Оки, «Авсень» перестали «кликать» к 1990 г.,а в других местностях обычай перестал существовать намного раньше.
« Кликали»:
Дети,подростки,холостая
В контексте
«Усеней — Авсеней» этот ритуальный
персонаж с именем Авсень,Усень,Таусень,Баусень,
В ответ «кликающим»,хозяева
Обойдя деревню, «певуны»
Старым женщинам,исполняли
Свиную ножку!».
Традиционное для авсеньевских текстов сравнение хозяюшки с красным солнышком,а деток с частыми звездочками.
Определенные тексты
Обойдя дворы,окликальщики
собирались в одном из домов для
посиделок-веселья,игр,гаданий
Девушки любили наряжаться в военное- в шинели,картузы,а ребята- в юбки с лентами,рядились в вывороченные шубы,в «гадающую цыганку», «барина», «солдата», «в покойника»,это действо имело социально-бытовые черты,с бьющими через край сценами сатирической игры.
Ряженные ходили по селу и заглядывали на «сиделки»,куда девушки собирались во время Святок. Они обычно собирались у вдовы,за «сиденье» приносили дрова,помогали по хозяйству.
Кулачные бои
Распространенная святочная
По старинной примете,чья деревня победит в кулачном бою,там урожай будет больше.
Кулачные бои продолжались с Нового года и до Крещения.
Гадания
Любимый
способ развлечения молодежи
во время Святок — гадания.
Гадать начинали с Нового года.
Однако основная часть гаданий
совершалась вечером под
Девушки
кружились с завязанными
Курице на зеркале давали хлеб
и уголь,если курица клюнет
хлеб,жених будет богатый,
Ловили
в темноте овец,старую поймают-
Вытаскивали колосья-полный колос-к богатой
жизни.
Перебрасывали
кушак через ворота или через
крышу,в какую сторону
Многообразие святочных гаданий поражает,фактически получалось,что в большей или меньшей степени в сферу «реального в нереальном» оказывалось втянутым все жизнеспособное население общины.
Крещение
О высоком сакральном статусе
Крещения в народной среде
свидетельствует мифопоэтически
Праздник столь велик,что на
Крещение « в 12 часов ночи
верба расцветает у колодца» (говорили
жители с.Озерки Сараевского
Крещенская обрядность
Крещение — рубеж между двумя
различными периодами времени
и календарного года и
Крещение — это время завершения Святок и начало великого Промежговенья.
Старинный крещенский обычай,
Самые важные крещенские
В ночь накануне Крещения или
же крещенским днем,на всех дверях,притолоках,воротах,
Особое значение в крещенской обрядовости имел и имеет крестный ход к реке с прорубанием «иордани» («ордани») и освящением воды. На реке вырубалась прорубь в форме креста,изо льда готовили подставку под ноги,батюшке,чтобы не замочился,когда будет крестом освящать воду.
Все
спешили умыться,а затем
За крещенской водой ходили в ближайшую церковь,если храм находился далеко,то за водой шли на прорубь,колодец или родник. Русская земля богата святыми источниками,и к ним никогда не заростала тропа,она всегда была протоптана в морозный крещенский вечер.
Считается ,что крещенская вода обладает целительными и очищающими свойствами,её набирают при свечах,хранят в доме много лет,она широко используется для религиозно-бытовых нужд:
ею кропят в избе,на дворе,кропят скотину,умываются,пьют при болезнях,хранят дома от «сглазу».
Широкое распространение имел
крещенский обычай выпекать из
ржаного теска кресты и
Охранные и очистительные
После Крещения начинался новый период — мясоед,во время которого вправляли свадьбы,следили за скотиной и выполняли обычные домашние работы.
Февраль — Бокогрей
Трифонов день
Для февраля как последнего месяца зимы типичны следующие присловья : « Февраль три часа прибавит», «Вьюги,метели под февраль полетели», «Сшиби рог с зимы», «Февраль воду подпустит,март подберет». Выделяются своей насыщенностью характеристики февраля в качестве поворотного для года месяца: в феврале - «солнце на лето,зима на мороз», «февраль рассечет змиу пополам» и «медведю в берлоге согреет бок».По рязанским присловьям : « Февраль- бокогрей,корове бок греет и воду подпускает», « в феврале курица напьется из лужицы».
В Древней Руси февраль
Первый день февраля по
По преданию,он жил во Фригии и пас гусей.
За проповедь христианства пострадал в 250 г.н.э. Еще в юности святой Трифон получил дар от Бога,исцелял болезни и прогонять бесов.
Таким образом,первый день
Народная метеорология
В этот день сельские девушки молились святому Трифону о хороших женихах.
Мученик Трифон в своей жизни
прославлялся даром исцелять
порченых,кликуш,бесноватых,
Мотивы очищения,плодородия,
в февральских обрядах и
Сретение Господне
По Христианскому преданию,
В рязанской лексике типичные
названия праздника — Сретенье,
И в наше время люди с нетерпением ожидают этот праздник,т.к. в
среднерусских широтах Сретенье является какбы первой ритуально-временной границей между зимой и весной. Считалось,что на Сретенье «зима с летом встречаются»,
«на Сретенье солнце-на лето,зима-на мороз».По погоде этого дня судили о весне: какова погода на Сретенье,такова и весна будет.
Широко известна среди
Отличительное значение
«Починки»
Третьего февраля возникает
С ранней зари,помолясь всей
семьей,выходят в сараи и
«Иродовы дочери»
В течение зимы,особенно в
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли