Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Встречая Филипповки, «все заговляли»
- варили мясо,пекли пироги,у
Введение во храм Богородицы
Приход зимы в крестьянских святцах связан с праздником Введение Пресвятой Богородицы (21 ноября//4 декабря). Говорили: «Введенье пришло-зиму привело!» Поскольку зима только устанавливается, то об этом времени говорили: «Введенье ломает леденье».
В день
праздника на Руси
На Введение родители
Егорий осенний
Особый
день крестьянского
С этим осеним
днем связана знаменитая
В этот день существовал
Обрядовые печения «кони»-это символ домашней крестьянской животины. В русской народной традиции Егорий храбрый-покровитель крестьянских стад, но главное, в осенний Егорьев день 26 ноября отмечалось погружение природы в зимний сон, ее переходное состояние от осени к зиме.
Зима-это разгул волчьих стай, а повелителем волков в народной поэтике считался Егорий, поэтому в молении к нему обращались: «Не бей нашу скотину и не ешь!». Таким образом, егорьевский обряд многофункционален по своему значению: здесь и моление к Егорию милостивому о сохранении домашних стад, здесь и определенная жертва печеными «конями», которые зарывались в снег, ближе к земле, как бы посвящаясь матушке- землице, озимой ржи и собственно зиме, чтобы она была снежной и спокойной.
3.2 Праздники зимнего солнцестояния
День Варвары-мученицы
Для людей приобщенных к
Современное
значение праздника-в
Отмечая широкое почитание
Русская лексика сохранила соответствующие слова, отражающие факт былых празднований Варварина дня.
Выражение«проварварится»в значении
прогулять,просудачить,упустив срок для выполнения какой-либо сезонной работы.
Среди крестьян так чаще всего
говорили о нерадивых пряхах. Говорили: «Проварварились,
Никола зимний
Приметным днем декабря был день Николы-угодника зимнего ( 6 //19 декабря). Это один из самых почитаемых на Руси святых.
Не было такого дома,на божнице которого не стояла бы одна или несколько икон святителя Николая. Иконой Николая-угодника родители благословляли своего сына; с малым образком святителя отправлялись в дальний путь.
В Рязанской области были
широко распространены небольшие
староверческие иконки Николая-
Во многих местах на зимнего Николу устраивались посиделки.
Для удальцов зимний
Никола,был долгожданным днем устраивания
кулачных боев. Кулачные бои на Николу
были повсеместной забавой молодежи.
Это традиция постепенно стала уходить
из народной жизни с началом коллективизаци
Обычно для игры « в кулачки» выстраивались «стенка на стенку». Соблюдались правила игры: «на лежак» и сзади бить нельзя,нельзя было прибегать к пинкам. За нарушение правил наказывали и могли избить.
По окончании «кулачки»
В Рязанской губернии на
Святки
Святками называют время от
Рождества Христова ( 25 декабря //7
января) до Крещения Господня (6//19
января). Они открываются и завершаются
двумя великими церковными
Ритуальное
время между этими двумя
Во многих селения Святки назывались « святочными вечерами».
Древнее
праздничное двенадцатидневье Святок
посвящалось зимнему
Невольно вспоминаешь Евпатия
Коловрата и представляешь,как
же могуч,светел ликом и велик
душой был этот рязанский
Святки
зажигали костры. Их зажигали
или ночью под Рождество,в
иных местах под Новый год,
На
Рязанщине в Шиловском р-не,
Коляда — Рождество
Благодаря
восприятию христианского
С появлением первой вечерней звезды трапезничали. Ели в строгом молчании. Было принято варить постную кутью из пшеницы с медом. Этой трапезой как бы перекладывался мосток к Рождеству и Святкам,открывавшимся колядованием.
В
селениях нагорного берега Оки,
Колядующие собирали пироги и
пышки. Примечательная
нерадивых прях. Считалось,что Коляда ходила по дворам и говорила: «Я –
Коляда,смотрю,кто сколько напрял».
Колядой обряжались в разное
старье,под платок или шапку
навешивали мочки конопли,от по
Когда костер догорал,прыгали
через пепел,считалось,что
Однако корни образа «бабки Коляды»,значительно глубже. Этот образ стоит в одном ряду с такими мифологическими персонажами,как Матушка Середа,Матушка Пятинка (образ Параскевы Пятницы),они своего рода,мифологические старицы,которые держат в своих руках жизненно важные нити миропорядка,олицетворение старого и нового года. И это,понятно,поскольку речь идет о завершении круговорота большого солнечного цикла,последний виток которого проходится на период зимнего солнцестояния. Коляда как бы закрывала старый годовой цикл. Она приходила к людям в образе ритуального персонажа накануне Рождества « по сочельникову мосту»,т.е рождественский сочельников мост соединяет старый и Новый год.
Примечателен в связи с этим
Ряжский ритуал,по которому
Главная еда сочельника —
Женщины,наварив
овсяного киселя,прежде чем
Лен да конопи,
Характерное для разных мест
явление состоит в том,что
К 12 часам ночи,под Рождество,
« Хлеб и соль-на стол,сенца клок-под стол-под Рождество,в знак того,что Христос родился». Ради великого праздника и для разговенья режут «парсучка» (свинью),варят жировую лапшу со свининой,готовят драчены,пекут толстые и тонкие блины.
Ранним
утром Рождества Христова,
Хозяин — на здоровье!».
В канун Нового года хозяйка
чистым веником выметала избу,
Затем хозяин зажигал свечу
перед иконами,и вся семья
Всю рождественскую неделю по
домам ходили «славильщики»
Открывайте сундучок!
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли