Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Перед обедом преподносится стаканчик винца,перед щами другой,перед кашей третий,перед жарким четвертый.

По окончании  обеда гости встанут,помолятся  Богу и скажут хозяевам: «Спасибо за хлеб,за соль!»-а хозяева ответят: «Не прогневайтесь!». На крестьянском столе представлено все изобилие,полученное от трудов на матушке-земле.

       Чрезмерное изобилие еды на  праздничном столе как и чрезмерное  ее поглощение-это материализированные  символы плодородия. Одновременно  всеяствие на праздничном столе-это  и осуществленное продолжение  рода.

      Не случайно молодой зять -самый почетный гость на престольном празднике, как и на праздниках  Рождества Христова, Пасхи, Масляницы.

       Широко был распространен и  обычай устраивать свадьбы в  храмовые праздники. Это делается  для избежания излишних издержек  на угощение. Все равно надобно же варить брагу готовясь к празднику, так вместо того, чтобы харчиться понапрасну, можно за одно отпраздновать и свадьбу.

 

 

Гостевание

 

      Особенностью празднования храмового  дня -со всех сторон в одно  семейное гнездо собирались родственники разных степеней родства.

      Из окрестных деревень на престольный  праздник сходилась и съезжалась  вся родня. Замужние дочери  шли в гости в отчий дом  со своими мужьями и всеми  детьми. Зятья встречались с почетом,  для них подавалась водка.

      Обязательно в гости на престольный праздник приходили молодожены. Их звали непременно  на каждый праздник.      Ценилась семья имеющая много родственников объединенных многоступенчатой системой родства.

      Крестьянское родство объединяло  родственников порой до «седьмого колена». Согласно русским представлениям «седьмое колено»-конечный предел родства.

      Совместная трапеза крепила союз  родственников. Кроме того, на  праздниках присматривались будущие  брачные пары, судили о нравственных  достоинствах женихов и невест , особенно оценивалась их порода, т.е. не было ли в роду пьяниц, бездельников  и вообще безнравственных людей, смотрели и на дородство, красоту невесты и качество ее нарядов (чтобы была и «пряха», и «ткаха»).

      Русская народная традиция до ХХ века сохранила отношение к странникам, как хранителям особых знаний: появление странника в доме где отмечались крестины, свадьба или поминки, считалось благоприятным знаком. Уже сам факт их присутствия как бы способствует наполнению пространства праздника Божией благодатью.

 

 

      Ярмарки

 

      Замечательный обычай престольного дня как праздника сообщества людей, объединенных общими хозяйственными и социально-культурными потребностями, это-ярмарки.

      С древнейших времен, по обычаю, празднование сопровождалось широким торгом, устраивавшимся специально. Самые тихие селения на несколько дней  во время превращались в торговые центры для всего уезда или даже губернии.     Примечательно то, что такие ярмарки назывались по дню храмового праздника, которому они приурочивались.

      Самой значительной ярмаркой  Рязанской губернии была летняя  Казанская ярмарка в Касимове. Она продолжалась в течении  недели с седьмого по четырнадцатое  июля          и  была  приурочена к празднованию  Казанской иконы Божией Матери.     


 

    

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение ярмарки  было выгодным, судоходные пути между  Москвой, Нижним Новгородом, и Моршанском, давало этой ярмарке особые торговые выгоды. Однако не только ярмарка привлекала в это время внимание, сюда прибывало много богомольцев, по случаю празднования  Казанской иконе Божией Матери.     

      Как на праздничном столе в  престольный день сосредотачивалось  все богатство, данное крестьянину  за его труды на земле, так  на ярмарке мы видим тоже  богатства,только в его натуральном виде. Здесь можно было купить зерно, конопляное и льняное семя, овощи, шерсть, скот, птицу, пчел, предметы крестьянского обихода, деревянную посуду, улья, сани, полозья, колеса, бочки, горшки чугунные, медные вещи.

     На  ярмарке был большой выбор глиняных изделий, продавались «пикши»-маленькие горшочки с ручками, чтобы варить детям кашу. Глиняные игрушки, свистульки в форме животных.

     Символ  ярмарочных гуляний весной и  летом-качели и карусели, зимой-колесо  и карусели. Колесо, качели, карусели-это одновременно и символы годового времени, его круговорота-символ солнца.

 

 

 

 

III. Праздники народного календаря

             Рязанщины.

   

     Жизнь крестьянина,подчинена повторяемой смене времен   года.Эта цикличность в круговороте природы определяла уклад жизни человека,его трудовую и досуговую деятельность. Важная роль в системе жизнеобеспечения принадлежала праздникам и сопровождавшим их обрядам,играм,развлечениям. Однако праздники и обряды в традиционном обществе не затевались сами по себе,а были строго приурочены к аграрному календарю,т.е. определенному ритуалу времени.

     Цикличность  в круговороте природы послужила  основанием тому,что с древнейшей  поры для людей главными ориентирами  в   смене времен года стали  природно-астрономические явления:прежде всего летнее и зимнее солнцестояния,весеннее и осеннее равноденствия,а также естественная смена сезонов,когда после весны наступает лето,а затем осень и зима. Каждый из этих рубежей имеет  свои календарные праздники и обряды. И везде они-под влиянием конкретной среды обитания человека,его трудовых занятий и исторического прошлого-приобрели свою локальную специфику,тот особый колорит,который придает неповторимый облик любому селению.

В круговороте  годовых сезонов можно выделить следующие календарные праздничные циклы:

   

    Праздники  предземья;

    Святки;

    Сретенье  и февральские праздники и  обряды;

    Масленица;

    Весенние  праздники и обряды;

    Семик  и троицко-русальский цикл;

    Праздники  и обряды верхушки лета(июль);

    Августовские Спасы и Успение Богородицы;

    Осенние  праздники и обряды.

 

     Составной  частью образа жизни традиционной  духовной культуры русских людей  являются приходские праздники  и обычаи,православный храм. Их значение в том они способствовали укреплению нравственного здоровья общества,а  вместе с ним- и этносоциальной стабильности.

 

 

 

3.1  Праздники предзимья.

              Покров.

 

       Веяние зимы на Европейской равнине начинает чувствоваться уже с октября месяца. Это только предзимье, рубеж между осенью и   зимой. Он совпадает с широко отмечаемым русскими людьми праздником Покровом Пресвятой Богородицы (1.//14 октября).

Говорили: «Покров  землю покроет — где листом,а  где снежком»; «До Покрова —  осень,а за Покровом зима идет»В народном месяцеслове Покров был и остался как бы рубежом,определявшим завершение крестьянского сельскохозяйственного года.  В каждом крестьянском хозяйстве стремились,чтобы к Покрову было убрано все посаженное и выращенное на полях и огородах. К Покрову должен быть посажен чеснок и нарублена капуста.

     Завершив полевые  работы и начиная подготовку  к зиме,крестьянин в первую  очередь заботился о своем  доме,о своей избе. К  Покрову  каждый хозяин правили,утеплял  и конопатил все углы и завалинки  своей избы: «Захвати тепла до  Покрова; не ухватишь до Покрова-изба будет не такова!»

     Определенным  ритуальным действием,которое способствовало  сохранению тепла в доме,было  выпекание блинов на Покров. Когда  пекли,то приговаривали : «Блины  печь,чтоб было тепло,чтоб последние  углы затыкать». Выпекание блинов,связано с культом предков,с почитанием всех усопших родителей. Именно усопшие предки — хранители благополучия родного очага. Поминая горячими блинами родителей,как бы затыкают для тепла углы на зиму,поскольку и от горячих блинов становится теплее и на душе у предков.

     В  старину в Рязанской губернии,как  повсеместно в России,праздник  Покров Пресвятой Богородицы  считался наиболее благоприятным  днем для заключения брака.  Во многих селениях к этому  дню приурочивались почти все  осенние свадьбы .

 На Покров  было по 16-20 свадеб в одном селении.

 Во многих  местах девушки в этот день  обязательно посещали приходской  храм,где молились: «Святой Покров!Покрой  землю и  воду!Покрой и меня  молоду!», «Батюшка Покров!Головушку  мою  покрой,землю беленьким  снежком,меня хорошим женишком!».

Ритуальная  перекличка между ожидаемыми женихами,о  которых молили Бога девушки,и кочетами (петухами) чувствуется в названии посиделочного праздника «кочеты»,устраивавшегося  на Покров молодежью.

          На праздник рубили кочета  и собирали веселое застолье.

Покров был  одним из сроков возвращения работников из местных и отхожих промыслов. Вернутся домой прежде всего торопились те,у кого в родном селении Покров был престольным днем. Тогда для  такого села Покров являлся главным  осенним праздником,отмечаясь широко и разгульно,когда вся родня перебывает в гостях друг у друга.

День Покрова Богородицы считался сроком отлета грачей в теплые края. Примечали: «Откуда ветер на Покров — оттуда будет чаще дуть ветер зимой».

 

От Казанской  до Настасьи — овечницы

 

     Следующий  большой и любимый в народе  праздник,связанный с почитанием  Богоматери, - празднование иконе  Казанской Божией Матери (22 октября  // 4 ноября).

     Во  многих деревнях и городских  приходах  на Казанскую празднуется  престольный праздник и справляются свадьбы,поэтому говорили: « Кто на Казанскую женится — счастлив будет!». Дни памяти в честь Богородицы — Покров и Казанская — это зазимки,а Казанская — это уже начало зимы.

     Переходное  время от осени к зиме отмечено  большим поминальным днем — родительской Димитриевской субботой. Она предшествует празднику в честь великомученика Дмитрия Солунского (26 октября // 8 ноября). Во всех селениях нагорного берега Оки в родительскую Димитриевскую субботу принято посещать церковь,где подают поминание «за упокой»,а потом идут на кладбище, «на могилки». Когда поминают,то варят кутью.     Раньше кутью варили из пшеницы с медом,потом из риса.

Кутью подают всем,чтобы  помянули.

     Один  из почитаемых осенних дней  — Параскева-Пятница (25       октября//10 ноября) в народе называемый также « Временный».

Название «Временный»  указывает на то,что празднование в отличие от весенних пятниц,приурочено к конкретному времени,а именно  к октябрю,28 день месяца. Само число 28,тоже не случайно и имеет прямое отношение к лунному циклу.

Благодаря названию «Временная»,ярмарки,устраивавшийся в  день осенней Параскевы-Пятницы,также  именовались «Временными».

 

 

Кузьма —  Демьян


      К дню святых — бессеребренников  Космы и Дамиана

(1 //14 ноября),в  просторечии — Кузьмы и Демьяна,приходил черед новым заботам:в это время утеплялись курятники на зиму,слабых кур метили и резали к столу.

      В народной жизни святые Косма  и Дамиан,назывались  не только  «бессеребренниками»,но и за покровительство  ремеслам- «рукомесленниками». Поэтому  женщины молятся этим святым,перед началом работы. Садясь за работу,перекрестившись,молились: «Кузьма-Демьян помоги мне работать!».

       Обычай обращаться с молитвой  о помощи в работе к святым  Косме и Дамиану,соотносится с   девичьими «ссыпками». В деревнях в этого времени начинали устраивать посиделки с работой. Начало посиделок отмечалось «ссыпками».

      В этот день,девушки в складчину  делали угощение для парней  в специально нанятой избе.Парни  и девушки пели,плясали,играли  и угощались.

       Поскольку каждая девушка приносила что либо к столу,то между подругами существовала взаимовыручка,еду из дома приносили тайком. Когда же случался неурожай,то девушки из более богатой семьи приносили продукты и на долю своей подруги.

Когда садились за стол,то,как правило,ребята устраивались с одной стороны стола,а девушки с другой.

      Готовилась выпечка,пеклись «вилюшки»  (в форме змейки или недописанной  восьмёрки), «челноки» (три тонких  жгутика из теста защипленные  по краям), «орехи», печеными орешками  девушки особенно любили угощать парней,они олицетворяют символ изобилия,плодородия,и еще не раз встретятся в течении года на больших праздниках,в рязанских селениях.

      Кузьма-демьянские «ссыпки» были  широко известны в селениях  Касимовского уезда,и ниже в  селениях по течению Оки.

 

Михайлов день

 

     По народному  счету времени день святых  Космы и Дамиана соотнесен  с днем Михаила-архангела (8//21 ноября).В народе говорили: «Кузьма-Демьян  подкует,а Михаил-архангел раскует»,т.е.  заморозки сначала подморозят  землю,а затем бывает оттепель.

         День Михаила-архангела широко  празднуется в русских селениях,игрались  последние свадьбы,а девушки Касимовского  уезда устраивали последние девичьи  «ссыпки»,к столу резали курицу  и готовили праздничный обед  в тех семьях,где были именинники:мужчины с именем Михаил,отмечали день ангела.В честь архистратига Михаила на Руси возведено множество Архангельских храмов , особенно много их было в Скопинском уезде,а в Ряжском уезде была знаменитая ежегодная Михайловская  ярмарка,действовавшая в течение двух недель и делавшая значительный торговый оборот.

По православномупреданию,архистратиг  Михаил во главе небесного воинства сопровождает Пресвятую Богородицу по русской земле в годины несчастий. В народных верованиях именно Михаил-архангел встречает у огненной реки души усопших и препровождает их на суд к Господу.

Рождественский  пост  (Филипповки)

 

       Рождественский пост называют  в народе Филипповками, т.к.  Заговенье  бывает в день апостола Филиппа  (14//27 ноября).

Филипповки  — время молотьбы хлебов,и редко в каком доме это событие не отмечалось пирогами из муки нового помола.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли