Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
«Перед обедом
преподносится стаканчик винца,
По окончании обеда гости встанут,помолятся Богу и скажут хозяевам: «Спасибо за хлеб,за соль!»-а хозяева ответят: «Не прогневайтесь!». На крестьянском столе представлено все изобилие,полученное от трудов на матушке-земле.
Чрезмерное изобилие еды на
праздничном столе как и
Не случайно молодой зять -самый почетный гость на престольном празднике, как и на праздниках Рождества Христова, Пасхи, Масляницы.
Широко был распространен и
обычай устраивать свадьбы в
храмовые праздники. Это
Гостевание
Особенностью празднования
Из окрестных деревень на
Обязательно в гости на престольный праздник приходили молодожены. Их звали непременно на каждый праздник. Ценилась семья имеющая много родственников объединенных многоступенчатой системой родства.
Крестьянское родство
Совместная трапеза крепила
Русская народная традиция до ХХ века сохранила отношение к странникам, как хранителям особых знаний: появление странника в доме где отмечались крестины, свадьба или поминки, считалось благоприятным знаком. Уже сам факт их присутствия как бы способствует наполнению пространства праздника Божией благодатью.
Ярмарки
Замечательный обычай престольного дня как праздника сообщества людей, объединенных общими хозяйственными и социально-культурными потребностями, это-ярмарки.
С древнейших времен, по обычаю, празднование сопровождалось широким торгом, устраивавшимся специально. Самые тихие селения на несколько дней во время превращались в торговые центры для всего уезда или даже губернии. Примечательно то, что такие ярмарки назывались по дню храмового праздника, которому они приурочивались.
Самой значительной ярмаркой
Рязанской губернии была
Положение ярмарки было выгодным, судоходные пути между Москвой, Нижним Новгородом, и Моршанском, давало этой ярмарке особые торговые выгоды. Однако не только ярмарка привлекала в это время внимание, сюда прибывало много богомольцев, по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери.
Как на праздничном столе в
престольный день
На ярмарке был большой выбор глиняных изделий, продавались «пикши»-маленькие горшочки с ручками, чтобы варить детям кашу. Глиняные игрушки, свистульки в форме животных.
Символ ярмарочных гуляний весной и летом-качели и карусели, зимой-колесо и карусели. Колесо, качели, карусели-это одновременно и символы годового времени, его круговорота-символ солнца.
III. Праздники народного календаря
Рязанщины.
Жизнь крестьянина,подчинена повторяемой смене времен года.Эта цикличность в круговороте природы определяла уклад жизни человека,его трудовую и досуговую деятельность. Важная роль в системе жизнеобеспечения принадлежала праздникам и сопровождавшим их обрядам,играм,развлечениям. Однако праздники и обряды в традиционном обществе не затевались сами по себе,а были строго приурочены к аграрному календарю,т.е. определенному ритуалу времени.
Цикличность
в круговороте природы
В круговороте годовых сезонов можно выделить следующие календарные праздничные циклы:
Праздники предземья;
Святки;
Сретенье и февральские праздники и обряды;
Масленица;
Весенние праздники и обряды;
Семик и троицко-русальский цикл;
Праздники и обряды верхушки лета(июль);
Августовские Спасы и Успение Богородицы;
Осенние праздники и обряды.
Составной
частью образа жизни
3.1 Праздники предзимья.
Покров.
Веяние зимы на Европейской равнине начинает чувствоваться уже с октября месяца. Это только предзимье, рубеж между осенью и зимой. Он совпадает с широко отмечаемым русскими людьми праздником Покровом Пресвятой Богородицы (1.//14 октября).
Говорили: «Покров землю покроет — где листом,а где снежком»; «До Покрова — осень,а за Покровом зима идет»В народном месяцеслове Покров был и остался как бы рубежом,определявшим завершение крестьянского сельскохозяйственного года. В каждом крестьянском хозяйстве стремились,чтобы к Покрову было убрано все посаженное и выращенное на полях и огородах. К Покрову должен быть посажен чеснок и нарублена капуста.
Завершив полевые
работы и начиная подготовку
к зиме,крестьянин в первую
очередь заботился о своем
доме,о своей избе. К Покрову
каждый хозяин правили,утеплял
и конопатил все углы и
Определенным
ритуальным действием,которое
В
старину в Рязанской губернии,
На Покров было по 16-20 свадеб в одном селении.
Во многих
местах девушки в этот день
обязательно посещали
Ритуальная
перекличка между ожидаемыми женихами,о
которых молили Бога девушки,и кочетами
(петухами) чувствуется в названии
посиделочного праздника «
На праздник рубили кочета и собирали веселое застолье.
Покров был одним из сроков возвращения работников из местных и отхожих промыслов. Вернутся домой прежде всего торопились те,у кого в родном селении Покров был престольным днем. Тогда для такого села Покров являлся главным осенним праздником,отмечаясь широко и разгульно,когда вся родня перебывает в гостях друг у друга.
День Покрова Богородицы считался сроком отлета грачей в теплые края. Примечали: «Откуда ветер на Покров — оттуда будет чаще дуть ветер зимой».
От Казанской до Настасьи — овечницы
Следующий
большой и любимый в народе
праздник,связанный с
Во
многих деревнях и городских
приходах на Казанскую празднуется
престольный праздник и справля
Переходное
время от осени к зиме
Кутью подают всем,чтобы помянули.
Один из почитаемых осенних дней — Параскева-Пятница (25 октября//10 ноября) в народе называемый также « Временный».
Название «Временный»
указывает на то,что празднование
в отличие от весенних пятниц,приурочено
к конкретному времени,а
Благодаря названию
«Временная»,ярмарки,
Кузьма — Демьян
К дню святых —
(1 //14 ноября),в
просторечии — Кузьмы и
В народной жизни святые Косма
и Дамиан,назывались не только
«бессеребренниками»,но и за
Обычай обращаться с молитвой
о помощи в работе к святым
Косме и Дамиану,соотносится с
В этот день,девушки в
Поскольку каждая девушка приносила что либо к столу,то между подругами существовала взаимовыручка,еду из дома приносили тайком. Когда же случался неурожай,то девушки из более богатой семьи приносили продукты и на долю своей подруги.
Когда садились за стол,то,как правило,ребята устраивались с одной стороны стола,а девушки с другой.
Готовилась выпечка,пеклись «
Кузьма-демьянские «ссыпки»
Михайлов день
По народному
счету времени день святых
Космы и Дамиана соотнесен
с днем Михаила-архангела (8//
День Михаила-архангела широко
празднуется в русских
По православномупреданию,
Рождественский пост (Филипповки)
Рождественский пост называют
в народе Филипповками, т.к. Заговенье
бывает в день апостола
Филипповки — время молотьбы хлебов,и редко в каком доме это событие не отмечалось пирогами из муки нового помола.
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли