Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

      Матери раннем утром спешили  искупать своих детей. Считалось,что  четверговое купание целебно,укрепляет здоровье,прибавляет сил.

     В  Великий четверг выгребали «до  солнца» ( на рассвете) золу,считалось,что  она целебная,ею посыпали домашних  животных от паразитов и посыпали  куриные яйца,что бы куры лучше  неслись.

       На рассвете брали на дворе снег и посыпали им углы и щели в доме,что бы не водились блохи и клопы.

В этот день «до  солнышка» взбивали масло,готовили творог для разговения к Пасхе  и клали его под гнет.

Обрядово-функциональным днем,была Великая суббота. В этот день красили яйца,и она называлась «красильная суббота».

Свеча играла огромное значение и в Чистый четверг и  в Великую субботу,в храме на службе все стояли со свечами. Восковая свеча — это Божий огонек,святой предмет.

       Страстная неделя — это неделя  Страстей Господних. В течении Страстной седьмицы держали строгий пост. В старину в последние три дня и вовсе ничего не ели. Такого обычая придерживались рязанские крестьяне издавна.

 

                                     

3.5 Дни и праздники Пасхального         

            Сорокадневья.

      Пасхальная неделя.

 

       Пасха — самый большой христианский  праздник. Ее приход,как бы открывает  новую жизнь,что соответствует  тем изменениям в природе,которые  наступают весной. Не случайно  в числе любимых были храмоименования в честь Воскресения Христова.

       Много Воскресенских приходов  и в рязанских селениях. Встречая  Пасху,прихожане принимают участие  в Пасхальном крестном ходе.

       Раньше после крестного хода,было  принято семьями идти смотреть  восход солнца,наблюдая,как «играет» солнце,в селах говорили: «Солнышко играет на Пасху разными кругами,и разными цветами». Момент наступления Пасхи — полуночный рубеж,отделяющий Страстную неделю от светлой Христовой. В некоторых местах,это отмечено особыми традициями. В Шиловском районе принято было к 12- ти часам ночи ,ходить на кладбище,чтобы на могилах зажечь свечи и поминать родных.    После поминания идут за кладбище,где по традиции ежегодно зажигается большой костер.

      Пасхальная заутреня — это  особое сакральное состояние времени,поэтому именно в это время считалось,что происходит встреча с предками. Встреча с предками в образе домового,считалось могла быть возможна в это время.

      Куличом,творогом и яйцами разговлялись  и разговляются в пасхальный  день во всех православных семьях. Даже домашней скотине давали кулич,для «благополучия». Когда разговлялись,то Христосовались яйцами с иконами.

Такие яички  сохранялись до Вознесения,а потом  съедались.

     Вся  Пасхальная неделя посвящается  обходу селений прихода священно- и церковнослужителями в сопровождении богоносцев.

    До посещения  ими дома,считалось грехом петь  песни и играть на гармошке. Поэтому в течение пасхальной  недели особых увеселений не  было.

     Тема  льна,забота об урожае и дальнейших  этапов его обработки,находит развитие в следующим пасхальном обычае.

С каждого дома собирались пучки льна или конопли,затем  они сматывались в шар,устанавливались  на длинные столбы,обливались керосином  и поджигались.

     Пасхальная  неделя,это время завершения прядения  льняной и конопляной кудели.

     Во  время Пасхального молебна совершается  и водосвятие.

Пасхальная  неделя — это время семейно-родственных  встреч и гостеваний. Было обычаем  после светлой обедни,выйти из храма сразу найти родственников,похристосоваться с ними и пригласить в гости,в гостях многие и разговлялись.

     На  Пасху в рязанской области  был обычай,первого надевания  поневы,крестная или брат держат  поневу и заставляют девушку  «вскочить» в нее,это делается  по достижению девушки 14 лет.

Девушки-поневницы,пройдя возрастное посвящение в сопровождении подруг отправлялась на гулянье и прежде всего на площадь перед храмом. На площади всегда многолюдно. Здесь может быть небольшой базар,а главное на колокольню один за другим поднимаются любители колокольного звона.  Одно из развлечений в Пасхальную неделю,такое бывает один раз в году.   

      Молодежь на Пасхальной недели  гуляет по улицам,играет,а гласное  — катает яйца. Яйца укладывали  в ряд на лужайке,а затем  играющие по очереди выбивали  их мячом.

Распространенное развлечение на Пасхальной недели — качели. «Под качели» собиралась вся молодежь,все одеты в лучшие наряды

Качели открывали  весенние молодежные гулянья,которые  называли Красной горкой.

 

Красная горка

 

       Название Красная горка во  временном отношении несколько неопределенно:в большинстве месть Красной горкой или Фоминым воскресеньем (следующие воскресенье после Пасхи),называют первые три дня Фоминой недели. В больших приходах первое после Пасхи воскресенье посвящалось возвращению храмовых икон на их место в церкви. Поэтому этот день еще называли постановным воскресеньем.

      В малоприбыльных для хлебопашества  волостях,Фомино воскресенье служило  сроком начала договорных работ.  В фомино воскресенье мужики  столковывались  между собой о  договорных работах. Плотники уходили на заработки,подрядчики нанимали мастеров на плотнические работы.

     В  старину Красная горка считалась  первым весенним праздником. Великоруссы  в этот день встречают весну,венчают  суженых,разыгрывают хороводы.

    Везде  Красная горка считается временем свадеб и сопровождается закликиванием весны,начинают играть в горелки,сеять просо,плести плетень,а когда распускаются листья,то водят хороводы.

 


   

 

 

 

 

 

 

 

 

   

      

   

 

В образно-ассоциативном  восприятии русских людей,красная  горка

это сакрально  освященное начало вены и тепла. В  течение многих веков праздник совершался на одном и том же месте.

     В  этот день происходят поминальные  обряды,хождение на кладбище,в  церковь.

  • На Красную горку так же как и на Пасху красили яйца,и катали их и горки на лугу. Для молодоженов Красная горка была праздником семейно-родственных встреч и угощений. Это время молодежных гуляний. На обсохших бугорках парни и девушки играли в разные игры,катали крашенные яйца,девушки водили хороводы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мироносицкая  неделя

 

 

      Следующая после Красной горке  — Мироносицкая неделя,она посвящена  Святым Женам-мироносицам(за погребением  Господа с плачем  наблюдали  досточтимые женщины,у них была  только одна цель,прийти к гробу  Господню и умастить тело умершего драгоценным миром,как того требовал древний обычай,но воскрешение Господа уже свершилось и мироносцам было дано сообщить эту весть апостолам и ученикам Христа.

       Русские крестьяне этот день  почитали за бабий праздник,когда  все женщины — именинницы.

       В этот день некоторые из  баб служат молебны,другие делают  складчину и устраивают пирушку.  Ходят друг к другу в гости  и находят везде прием и  угощение.

      В Мироносицкую неделю продолжалось  весеннее поминание умерших. Поминание  и кормление нищих совершалось для облегчения страданий усопших и имел широкое распространение в Рязанском уезде.

 

 

«Егорий — резвая соха»

 

     Так  повсюду в рязанских селениях  называют день Георгия Победоносца  (23 апреля//6 мая). Этот святой —  в числе особо почитаемых и любимых в народе. По значимости функций,приписывавшихся ему крестьянами,он успупает место разве что Николе — угоднику.

В народных присловиях эти святые стоят во взаимодополняемом  временном соотношении,характеризуя природное состояние :

«Егорий с теплом,а Никола с кормом», «Егорий с водой,а Никола с травой», «Егорий с кузовом,а Никола с возом». Считалось,что Егорий начинает весну. На «Егория вешнего» не работают,чтобы волк овец не поел,о чем напоминает и известное присловие : «Что у волка в зубах,то Егорий дал!».

     На  Егория было принято освящать  домашнюю скотин. В этот день  все село,от мала до велика,собиралось  там,где обычно прогонялось стадо  на выпас. Священник служил  молебен и кропил проходящих  мимо животных святой водой.  В есенинском Константинове после службы у сельского храма скотину перегоняли «вербочками» на луговую сторону Оки. Затем эти ветки втыкали в пашню или бросали в воду.

 

 

            Преполовение

 

    Праздник  Преполовения, Преполовеньев день,т.е  половина или середина времени  от Пасхи до Троицы. Всегда бывает в среду на четой неделе по Пасхе,поэтому называется средопятидесятницей.

    Повсеместный  обычай этого дня — крестный  ход к водному источнику : ручью,роднику,колодцу,реке,озеру.

    В  этот день устраивались ярмарки,на  продажу привозили множество скота из соседних уездов. На преполовение «колодец» признавался святым и ежегодно у него служили молебен с водосвятием. По его завершению купались в источнике,в общей массе увидишь и стариков и старух,молодых мужиков и женщин,парней и девиц,подростков и детей. Считалось,что вода становится целительной. Молебны с водосвятием всех местных «колодцев» широко практиковались в весенней обрядности рязанских крестьян.

 

 

 

День «Миколы  — вешней»

 

9 // 22 мая празднуется день  святителя Николая чудотворца.

 Этот великий  христианский святой прославился  чудотворениями при жизни и  после смерти. В просторечии его  называют Никола-угодник,Никола-чудотворец, и воспринимают как скорого  помощника во всех бедах и  печалях.

     В  переднем (красном) углу каждого  русского дома имелась одна или несколько икон святителя Николая-угодника. По народным представлением Николай-угодник — старец в белых одеждах,тихо шествующий по дорогам святой Руси.

       Он не боится запачкать свои  белые одежды,помогая крестьянину,за  что Господь Бог определил в его прославление два дня в году — весной и зимой. Весенний день «Миколы-Вешней» в народе считался праздником пастухов. Их оделяли пирогами,разнообразной снедью. Раньше для каждой животинке был отдельный пастух.

      С именем этого святого,как и соответствующими социально-политическими взглядами на «мать-сыру-землю»,на протяжении тысячелетий исторически оформлялись предания о нравственном характере труда и восприятия хлеба насущного не только как продукта питания,но и как нравственной категории.

 

      Вознесение

 

        На сороковой день после Пасхи  празднуется Вознесение Господне.

     В  земледельческом быту русских  крестьян,этот день стал своеобразным  ритуальным сроком,в обычаях которого  переплетались элементы аграрной  обрядности и погребально — поминального культа — проводы Христа на небо,как поминки на сороковой день после кончины. Такую двойную ритуальную функцию выполняет главное обрядовое печенье — «лесенки».

      Приготовление обрядовых печений  «лесенки» - это яркая бытовая  особенность в праздновании Вознесения Господня у русских людей.

«Лесенка» имеет форму  продолговатой лепешки,со «ступеньками»  продавленными пальцами или ножом. 

Их носили в  поле,вместе с яйцами и съедали.

      После окончания Божественной  литургии крестьяне поочередно входили на колокольню и оттуда бросали «лестницы» на землю. Таким образом гадали,если «лестницы» оставались целыми,то быть в раю,а если «ступени лестниц»ломались,то будет какое-либо неблагополучие.

      Аграрные мотивы в этот день,связаны  с верованием,что душа праведника,поднималась на небо,а молитвами крестьян помогает получить «гобино» - урожай,богатство,в данном случае быстрее расти озимым.

      Вознесение по времени совпадает  с колошением озимых. Поэтому  закономерно появление в вознесенской обрядности — Русалок,олицетворений как раз этого периода весны,когда по народным представлениям,Русалки переселялись в заколосившуюся озимую рожь.

       В связи с этим,существовал  вознесенский ритуал:после обеда  каждый на своем загоне,раскрошив  «лестницу» и яйцо,кидами их в рожь,призывая Русалок: «Русалка!,Русалка! На тебе яичко!»,затем делали яичницу и ели «лестницу».

      В данном обрядовом контексте,  Русалка выступает в одной  из своей важнейших ипостасей  — охранительницей заколосившихся  озимей.

В структуре весенних девичьих ритуалов важнейшее место занимает кумление.

      Девушки с подругами идут в  поле и бросают  «лестницы»,крича  Русалкам: «Русалочка,Русалочка! Не  кусай меня!»,найденные во ржи  двое молодых становилось кумовьями.

     В  праздник Вознесения Господня во многих селениях Рязанской губернии совершался крестный ход по полям и лугам.

Весь период колошения ржи,всходов яровых,буквально  насыщен крестными ходами.

 

 

 

 

 

 

 

 3.6 Троице-русальский круговорот

        Семицкая неделя

 

      Семицко-троицкий цикл праздников и обрядов был и остался  одним из популярнейших и любимых. В ХIX веке в этом праздничном цикле было два ключевых дня — Семик и Троица.

     У русских  Семиком называют четверг перед  Троицей. Семицкий четверг отмечается  ровно через семь недель,из-за этого и получил свое название — Семик,а вся неделя Семицкая или Семиковая.

     Эта  неделя могла называться и  Русальной.Дни Семицкой недели  назывались особыми именами : вторник — задушными

поминками,четверг -Семиком,субботу — Клечальным днем,семицкие ночи называются воробьиными.

     Старинный  семик состоял из двух функционально  разных частей. 

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли