Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Матери раннем утром спешили
искупать своих детей.
В
Великий четверг выгребали «до
солнца» ( на рассвете) золу,считалось,что
она целебная,ею посыпали
На рассвете брали на дворе снег и посыпали им углы и щели в доме,что бы не водились блохи и клопы.
В этот день «до солнышка» взбивали масло,готовили творог для разговения к Пасхе и клали его под гнет.
Обрядово-функциональным днем,была Великая суббота. В этот день красили яйца,и она называлась «красильная суббота».
Свеча играла огромное
значение и в Чистый четверг и
в Великую субботу,в храме на
службе все стояли со свечами. Восковая
свеча — это Божий огонек,
Страстная неделя — это неделя Страстей Господних. В течении Страстной седьмицы держали строгий пост. В старину в последние три дня и вовсе ничего не ели. Такого обычая придерживались рязанские крестьяне издавна.
3.5 Дни и праздники Пасхального
Сорокадневья.
Пасхальная неделя.
Пасха — самый большой
Много Воскресенских приходов
и в рязанских селениях. Встречая
Пасху,прихожане принимают
Раньше после крестного хода,
Пасхальная заутреня — это особое сакральное состояние времени,поэтому именно в это время считалось,что происходит встреча с предками. Встреча с предками в образе домового,считалось могла быть возможна в это время.
Куличом,творогом и яйцами
Такие яички сохранялись до Вознесения,а потом съедались.
Вся
Пасхальная неделя посвящается
обходу селений прихода священн
До посещения
ими дома,считалось грехом
Тема
льна,забота об урожае и
С каждого дома
собирались пучки льна или конопли,затем
они сматывались в шар,
Пасхальная
неделя,это время завершения
Во
время Пасхального молебна
Пасхальная
неделя — это время семейно-
На
Пасху в рязанской области
был обычай,первого надевания
поневы,крестная или брат
Девушки-поневницы,пройдя возрастное посвящение в сопровождении подруг отправлялась на гулянье и прежде всего на площадь перед храмом. На площади всегда многолюдно. Здесь может быть небольшой базар,а главное на колокольню один за другим поднимаются любители колокольного звона. Одно из развлечений в Пасхальную неделю,такое бывает один раз в году.
Молодежь на Пасхальной недели
гуляет по улицам,играет,а
Распространенное развлечение на Пасхальной недели — качели. «Под качели» собиралась вся молодежь,все одеты в лучшие наряды
Качели открывали весенние молодежные гулянья,которые называли Красной горкой.
Красная горка
Название Красная горка во временном отношении несколько неопределенно:в большинстве месть Красной горкой или Фоминым воскресеньем (следующие воскресенье после Пасхи),называют первые три дня Фоминой недели. В больших приходах первое после Пасхи воскресенье посвящалось возвращению храмовых икон на их место в церкви. Поэтому этот день еще называли постановным воскресеньем.
В малоприбыльных для
В
старину Красная горка
Везде Красная горка считается временем свадеб и сопровождается закликиванием весны,начинают играть в горелки,сеять просо,плести плетень,а когда распускаются листья,то водят хороводы.
В образно-ассоциативном восприятии русских людей,красная горка
это сакрально освященное начало вены и тепла. В течение многих веков праздник совершался на одном и том же месте.
В
этот день происходят
Мироносицкая неделя
Следующая после Красной горке
— Мироносицкая неделя,она
Русские крестьяне этот день
почитали за бабий праздник,
В этот день некоторые из
баб служат молебны,другие
В Мироносицкую неделю
«Егорий — резвая соха»
Так
повсюду в рязанских селениях
называют день Георгия
В народных присловиях
эти святые стоят во взаимодополняемом
временном соотношении,
«Егорий с теплом,а Никола с кормом», «Егорий с водой,а Никола с травой», «Егорий с кузовом,а Никола с возом». Считалось,что Егорий начинает весну. На «Егория вешнего» не работают,чтобы волк овец не поел,о чем напоминает и известное присловие : «Что у волка в зубах,то Егорий дал!».
На
Егория было принято освящать
домашнюю скотин. В этот день
все село,от мала до велика,
Преполовение
Праздник Преполовения, Преполовеньев день,т.е половина или середина времени от Пасхи до Троицы. Всегда бывает в среду на четой неделе по Пасхе,поэтому называется средопятидесятницей.
Повсеместный
обычай этого дня — крестный
ход к водному источнику : ручью,роднику,колодцу,реке,
В
этот день устраивались
День «Миколы — вешней»
9 // 22 мая празднуется день святителя Николая чудотворца.
Этот великий
христианский святой
В переднем (красном) углу каждого русского дома имелась одна или несколько икон святителя Николая-угодника. По народным представлением Николай-угодник — старец в белых одеждах,тихо шествующий по дорогам святой Руси.
Он не боится запачкать свои
белые одежды,помогая
С именем этого святого,как и соответствующими социально-политическими взглядами на «мать-сыру-землю»,на протяжении тысячелетий исторически оформлялись предания о нравственном характере труда и восприятия хлеба насущного не только как продукта питания,но и как нравственной категории.
Вознесение
На сороковой день после Пасхи
празднуется Вознесение
В
земледельческом быту русских
крестьян,этот день стал
Приготовление обрядовых
«Лесенка» имеет форму продолговатой лепешки,со «ступеньками» продавленными пальцами или ножом.
Их носили в поле,вместе с яйцами и съедали.
После окончания Божественной литургии крестьяне поочередно входили на колокольню и оттуда бросали «лестницы» на землю. Таким образом гадали,если «лестницы» оставались целыми,то быть в раю,а если «ступени лестниц»ломались,то будет какое-либо неблагополучие.
Аграрные мотивы в этот день,
Вознесение по времени
В связи с этим,существовал
вознесенский ритуал:после
В данном обрядовом контексте,
Русалка выступает в одной
из своей важнейших ипостасей
— охранительницей
В структуре весенних девичьих ритуалов важнейшее место занимает кумление.
Девушки с подругами идут в
поле и бросают «лестницы»,
В праздник Вознесения Господня во многих селениях Рязанской губернии совершался крестный ход по полям и лугам.
Весь период
колошения ржи,всходов яровых,
3.6 Троице-русальский круговорот
Семицкая неделя
Семицко-троицкий цикл праздников и обрядов был и остался одним из популярнейших и любимых. В ХIX веке в этом праздничном цикле было два ключевых дня — Семик и Троица.
У русских
Семиком называют четверг
Эта неделя могла называться и Русальной.Дни Семицкой недели назывались особыми именами : вторник — задушными
поминками,четверг -Семиком,субботу — Клечальным днем,семицкие ночи называются воробьиными.
Старинный
семик состоял из двух
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли