Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

    Первая  часть,из ритуальных действ связанных  в поминанием покойников,умерших  не своей смертью, «напрасною»  сместью.

Этих несчастных ,погибших без поминания и не розысканных своими родственниками,свозили в специальные убогие дома,называвшиеся также божедомками,скудельницами.

 И вот,перед  тем как отправиться на гулянье,старшаяпо  возрасту группа населения,с зараниями  припасенными

саванами,гробами,холстами и полотнами,отправлялась в убогие дома. Там извлекали из ямника умерших,одевали их в саваны,рыли могилы и хоронили. Лишь совершив это богоугодное дело,справляли Семик.  Для Семицкого пиршества красили яйца в желтый и зеленые цвета,варили сладкий мед-липец,взбивали масло, делали брагу и бузу (старинный напиток из гречневой муки).

     Готовили  печенье,караваи,сдобники,драчены,яичницу  и сырники. Все это делалось  вскладчину,а пир устраивали в  поле или лесу,рощах,на берегах  рек или озер.Молодежь на рассвете,семицкого четверга украшала дома,дворы,улицы березовыми,кленовыми и другими ветками и деревцами. С кладбища после поминовения умерших,молодежь направлялась в березовую рощу делать венки.

Играли в  «змейку»,водили хороводы,завивали венки  и совершали обряды с березой — это все было типично для Рязанской губернии.«Кумились»  т. е. менялись кольцами и с песнями бросали в воду венки.

В следующие  после семицкого четверг,пятницу  и субботу продолжались хороводы,молодежные игры и гулянья.

 

Троицкая неделя

 

      Праздник во имя Троицы,то есть Отца и Сына и Святого Духа, был введен в церковную практику ,великим деятелем Русской земли,святым Сергием Ражонежским в начале ХV века.

      Воплощение в празднике во  имя Троицы идея триединой  сущности

Бога — Отца, Сына и Святого духа для Сергия Радонежского с идеей единения Руси в борьбе против иноземного ига. Но популярным этот праздник стал не только из-за патриотической идеи,вложенной в него Сергием Радонежским,но и благодаря тому,что празднование Троицы было установлено на время,совпадавшее с древним,двенадцатидневным периодом ритуалов,обрядов и игр,посвящавшихся культу предков и сил природы,прежде всего — земли,воды,леса,цветущей озимой ржи.

     Приготовление  к Троице,состояли в следующем:готовился  праздничный стол,вынимались,проветривались или обновлялись наряды,велась тщательная уборка дома внутри и вокруг него,дома и улицы селения украшались ветками березы и клена.

     К  Троице,как и к любому большому  празднику готовили праздничным  стол с традиционными кушаньями.  Пекут «творушки» - пироги с творожной начинкой,блины,пышки,караваи,кашу с маслом,красили яйца. На Троицу надевали самое лучшее («наилучшее») платье — цветное,яркое. Переодеваться в новый наряд по традиции полагалось после обеда.

     

      Особенность  Троицкого утра — букеты полевых и садовых цветов,с которыми спешат в церковь прихожане,в этом одно из отличий в праздновании Троицы от Семика,во время которого чевствуется береза или другое дерево.

       Из обережных троицких обычаев  примечателен обряд изготовления троицких крестов из липовых веточек, «чтобы колдуны не ходили»,а также кресты рисовали мелом на дверях.

      В народном представлении Троица  — это рубеж в который природа  «открывалась» людям для пользования,в  качестве календарного срока  начала лета.

      В местной традиции Рязанской  области,этот календарный рубеж  был отмечен праздником леса  и полевых трав,и их незримых  покровителях.

      Символом — воплощением украшенного  цветами и яркими лентами семицко-троицкого  деревца становилась на Троицин  день сама девушка.

Благодаря ярким  лентам,символизирующим цветы,уподоблялись цветам и сами рязанские девушки,наряжались в головной убор,который как и  троицкая березка назывался «кустом».

             Любимое развлечение молодежи  — качели и карусели.

К Троице специально устанавливали большие качели,их делали только на Троицу,А после Троицы их сразу разбивали.

Качели,карусели,с  их круговыми многократно повторяемыми движениями,как и в венке на воде,еще раз напомнили о шествии  солнца,круговороте времени,браке,суженых-ряженых.

 

Духов день


     В  следующий за Троицей понедельник  празднуется Духов день. Обрядность  Духова дня продолжала начатые  в Семик ритуалы с кумлением,венками  и украшенными деревцами.

      В этот день девушки ходили  в лес завивать венки,которые  бросали в воду и примечали по ним,какой будет жених и что их ожидает.На Духов день развивали на березках венки и раскумливались.

 Особенность  Духова дня — игры с участием  ряжених «русалкой».

Этот образ  народных верований тесно всязан со стихиями природы,особенно цветущей землей и водой.

      Земля и вода присуща обрядности  и поверьям этого дня. Земля  в это время года — словно  цветущий сад, а сад — это  рай,это жизненная сила.

С этими представлениями  о земле соотносится поверье  о том,чтоперед солнечным восходом Духова дня,когда мать-сыра-земля именинница,она может поведать знающим людям свои тайны.

          Духов день отмечен почитанием  духовской воды.

В этот день совершались  многочисленные крестные ходы и паломничества  к водным источникам,рекам,озерам,ключам.

Вода имела  обережные свойства и защищала от нечистых сил.

 

Празднование  «Царицы Небесной»

 

               Близко к Духову дню как  большое празднование отмечается

(29  мая//11июня) посвящаемое иконе Божией Матери,именуемой

«Споручница грешных»,праздник так и назывался «Празднование». Существует поверье ,что в этот день непременно должен пойти дождь,в этом проглядываются черты чисто женского традиционного праздника,что соответствует самому времени празднования. В церковь в этот день стекаются множество паломников из ближних и дальних селений.


Петр — солнцеворот

 

       Обрядность с цветами,венками,кумлением  по сроку по сроку приходится  на конец мая- первую половину  июня (по старому стилю). На один  из дней или близко ко времени  ,когда идет череда троицко-семицких обрядов и ритуалов,приходится день Петра — солнцеворота. Согласно народному месяцеслову : «С Петра солнце на зиму,а лето на жару!» В этот день было в обычае устраивать крестные ходы на поля,к рекам,озерам,освящать воду в колодцах.Разыгрывались обряды,хороводы,в сюжетной линии которых преобладают мотивы цветов,плодовых деревьев,кумления с родовым деревом,варианты этой обрядности появляются накануне в период зимнего солнцестояния.

 

Русальская (Всесвятская) неделя

 

      

       Русальская неделя начинается сразу после Троицы. Само название недели — Русальная, Русальская — говорит о том,что в обрядности этого срока появляется образ Русалки — мифического существа,которое по поверьям,обитает до Иванова дня (солнцеварота),в полях и лесах,а после,вплоть до осени и даже зимы,в водных источниках.

      Образ Русалки  остается одним из самых загадочных  и сложных в славянской мифологии.  Рязанские крестьяне представляли  Русалок в виде девушек,с распущенными  волосами,без одежды. Говорили,что  они в полдень и в полночь защекачивают людей,проходящих через лес,еще их можно увидеть утренней и вечерней зорями,купающимися в воде.

     В  Шиловском районе в половодье  у реки совершалось заклинание  Русалок,что бы они не вредили  людям.

       По преданию в Ряжском и  Михайловском районах крестьяне слышали голоса Русалок после полуночи,их прекрасный,высокий  голос,необычайной красоты.

       В Русальскую неделю молятся  за Русалок,в семьях где есть  утопленники.

В эту неделю девушкам полагалось одевать особый наряд,обязательно быть в навершнике или кружавнике — это верхняя часть одежды в которую наряжались в особые праздники.

       Девушки-невесты были одеты в  белые холщевые рубахи,они назывались  «русальские рубахи» и хранились  до венчания.

Лен,конопля,рожь согласно народным поверьям,находилась под покровительством Русалок. Говорили : «Где Русалки резвились,там рожь густая,хорошая,а трава высокая,сочная!».

      Обрядность Русальской недели  концентрировалась в последнем  дне,в заговенье,ряжанье(одевались  в старые,ветхие одежды,вывороченные шубы-это символ урожая,белые рубахи,красные и белые платки,маски),хороводы,пляски во ржи,игры(не прекращались всю  русальскую неделю), обливание водой(всех кто нарядится поливали водой,представляя их     Русалками).

     Русальская  неделя завершалась «проводами Русалки». Ритуал «проводов» разыгрывался в трех вариантах: «проводы-похороны»чучела Русалки, «проводы — шествия» или «проводы — изгнания».

      В Старой Рязани ,в 1900-х годах,  «проводы- Русалки»  сводились к  тому,что в воскресенье перед  Петровым постом,девушки и парни после обеда «убирали Русалку»,брали березовую ветку,украшали ее и с песнями несли в рожь,или к реке,и бросали в реку венки.  Так же провожали туда,откуда пришла — в рожь.

 

 

 

Дряменный день

 

      Иванов день (24 июня//7 июня) у русских крестьян известен своей традицией сбора целебных трав. Однако уже за две-три недели до этого срока заговенье на Петров пост называли «Цветковое заговенье». Обрядовые игры с цветами очень распространены,

эта перекличка русальских игр и купальских цветов,в том или ином случае мы встречаем название «дрема». «Дремой» называли цветы Иванова дня.,их собирали и взрослые и дети для лечения,просто рвали букеты,плели даже шапки и колпаки. День по названию русальского букета «дряма»,называют Дряменным днем.

       «Дрямой» называют любой русальский букет,но желательно что бы в нем были ветки клена и крапивы. «Русалка в Дряме живет» (как бы а букете), - это представление сохранило главную суть образа Русалки как хранительницы растительных сил природы.


 

3.7  Праздники Летнего Солнцестояния

 

 

        Иван Травный

 

        Иванов день, Иван — Травник,  Иван Травный, Иван Цветной

(24 июня //7 июля),в  православии посвящается Рождеству  Иоанна

Предтечи).

        В Рязанщине название Иван  Купало,встречается реже,чем Иван Травник. С древней поры Иванов день посвящен летнему солнцевороту и известен всем европейским народам.

       Он отличается особенностями  разнообразных культов — охрана  колосящихся полей,охрана здоровья  людей и домашниих животных,процветания,продуцирование плодородия среди «всех живущих и плодущих».

        Основу народного варианта праздника  составляли : культ солнца и огня,культ  воды,культ растений, аграрный культ,семейно-родовые  культы,погребально-поминальные культы.

      Культ огня в купальских праздниках,выражается в разжигании иванокупальских костров — это почитание летнего солнцеворота.

Молодежь с  наступлением темноты отправлялась к реке,там разжигали большой  костер ,прыгали через него,затевали игры,водили хороводы,пели песни,наигравшись  девушки расходятся по домам ,а парни бегали друг за другом и обливались водой,такой обычай был в селе Муромино рязанского уезда.

       В обычаях Иванова дня сохранились  ритуальные купания и сбор  целебных трав,они начинались 23 июня  а день мученицы Агриппины,в  народе ее называли Аграфена — купальница.

      Это праздник чистого тела,в  этот день мылись в банях,купались  в реках и озерах.

       Было принято ночью купаться  обнаженными,с букетом или венком  из цветов или с одним иван -да-марьи,такое купание имело  любовно-брачную символику.

       В этот день природа и человек  открыты друг другу для общения.  Природа словно распахивает свои  зеленые недра,и человек может  познать язык зверей и птиц,трав  и цветов,земли,воды и леса. Считается,что  в эту ночь один раз в  год расцветает папоротник.

      Полезным считается до восхода  солнца умыться росой,что бы  глаза не болели и руки. На  Иванов день был первый покос,второй  покос — после Петрова дня.

 

 

Петров день. Сенокосная пора


День святых апостолов Петра и Павла (29 июня//12июля) — Один из широко отмечаемых в русских землях. Его встречают как большой праздник. В рязанском просторечии день называют «Петр-Павел», «Петры и Павлы». Народное благочестие почитает апостола Петра как хранителя ключей от рая.В этот день считают святой обязанностью сходить на могилу к родителям «Петра и Павла помянуть».  До 1930-х годов славились «Петропавловские» ярмарки.

      В Старой Рязани на ярмарке  в Петров день ,по рассказам  старожилов, «продавали все»,в том  числе игрушки и глдиняные  свистульки в форме животных. Была карусель.

      К Петрову дню обязательно  строились качели. Это были последние  весенние качели,дот следующий  весны их больше не устанавливали.  В старое время Петров день  был для рязанских крестьян  началом сенокосной поры. Говорили: «До Петрова дня в сене бывает пуд меда,а после Петрова дня,пуд навоза».

      С каким благоговением и уважением  к предстоящему  делу начинался  покос,и с таким же благоговением  он заканчивался.

      В есенинских местах старожилы  говорили: «Мужики по окончанию покоса,собираются по участкам,становятся на колени и молятся Богу,просят друг у друга прощения,потом звонят в косы и с песнями возвращаются домой».

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли