Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Первая
часть,из ритуальных действ
Этих несчастных ,погибших без поминания и не розысканных своими родственниками,свозили в специальные убогие дома,называвшиеся также божедомками,скудельницами.
И вот,перед
тем как отправиться на
саванами,гробами,холстами и полотнами,отправлялась в убогие дома. Там извлекали из ямника умерших,одевали их в саваны,рыли могилы и хоронили. Лишь совершив это богоугодное дело,справляли Семик. Для Семицкого пиршества красили яйца в желтый и зеленые цвета,варили сладкий мед-липец,взбивали масло, делали брагу и бузу (старинный напиток из гречневой муки).
Готовили
печенье,караваи,сдобники,
Играли в «змейку»,водили хороводы,завивали венки и совершали обряды с березой — это все было типично для Рязанской губернии.«Кумились» т. е. менялись кольцами и с песнями бросали в воду венки.
В следующие
после семицкого четверг,
Троицкая неделя
Праздник во имя Троицы,то есть Отца и Сына и Святого Духа, был введен в церковную практику ,великим деятелем Русской земли,святым Сергием Ражонежским в начале ХV века.
Воплощение в празднике во имя Троицы идея триединой сущности
Бога — Отца, Сына и Святого духа для Сергия Радонежского с идеей единения Руси в борьбе против иноземного ига. Но популярным этот праздник стал не только из-за патриотической идеи,вложенной в него Сергием Радонежским,но и благодаря тому,что празднование Троицы было установлено на время,совпадавшее с древним,двенадцатидневным периодом ритуалов,обрядов и игр,посвящавшихся культу предков и сил природы,прежде всего — земли,воды,леса,цветущей озимой ржи.
Приготовление
к Троице,состояли в следующем:
К
Троице,как и к любому
Особенность Троицкого утра — букеты полевых и садовых цветов,с которыми спешат в церковь прихожане,в этом одно из отличий в праздновании Троицы от Семика,во время которого чевствуется береза или другое дерево.
Из обережных троицких обычаев
примечателен обряд изготовлени
В народном представлении
В местной традиции Рязанской
области,этот календарный
Символом — воплощением
Благодаря ярким
лентам,символизирующим цветы,
Любимое развлечение молодежи — качели и карусели.
К Троице специально устанавливали большие качели,их делали только на Троицу,А после Троицы их сразу разбивали.
Качели,карусели,с
их круговыми многократно
Духов день
В
следующий за Троицей
В этот день девушки ходили в лес завивать венки,которые бросали в воду и примечали по ним,какой будет жених и что их ожидает.На Духов день развивали на березках венки и раскумливались.
Особенность Духова дня — игры с участием ряжених «русалкой».
Этот образ народных верований тесно всязан со стихиями природы,особенно цветущей землей и водой.
Земля и вода присуща
С этими представлениями о земле соотносится поверье о том,чтоперед солнечным восходом Духова дня,когда мать-сыра-земля именинница,она может поведать знающим людям свои тайны.
Духов день отмечен почитанием духовской воды.
В этот день совершались
многочисленные крестные ходы и паломничества
к водным источникам,рекам,озерам,ключам
Вода имела обережные свойства и защищала от нечистых сил.
Празднование «Царицы Небесной»
Близко к Духову дню как
большое празднование
(29 мая//11июня)
посвящаемое иконе Божией
«Споручница грешных»,праздник так и назывался «Празднование». Существует поверье ,что в этот день непременно должен пойти дождь,в этом проглядываются черты чисто женского традиционного праздника,что соответствует самому времени празднования. В церковь в этот день стекаются множество паломников из ближних и дальних селений.
Петр — солнцеворот
Обрядность с цветами,венками,
Русальская (Всесвятская) неделя
Русальская неделя начинается сразу после Троицы. Само название недели — Русальная, Русальская — говорит о том,что в обрядности этого срока появляется образ Русалки — мифического существа,которое по поверьям,обитает до Иванова дня (солнцеварота),в полях и лесах,а после,вплоть до осени и даже зимы,в водных источниках.
Образ Русалки
остается одним из самых
В Шиловском районе в половодье у реки совершалось заклинание Русалок,что бы они не вредили людям.
По преданию в Ряжском и Михайловском районах крестьяне слышали голоса Русалок после полуночи,их прекрасный,высокий голос,необычайной красоты.
В Русальскую неделю молятся за Русалок,в семьях где есть утопленники.
В эту неделю девушкам полагалось одевать особый наряд,обязательно быть в навершнике или кружавнике — это верхняя часть одежды в которую наряжались в особые праздники.
Девушки-невесты были одеты в
белые холщевые рубахи,они
Лен,конопля,рожь согласно народным поверьям,находилась под покровительством Русалок. Говорили : «Где Русалки резвились,там рожь густая,хорошая,а трава высокая,сочная!».
Обрядность Русальской недели
концентрировалась в последнем
дне,в заговенье,ряжанье(
Русальская неделя завершалась «проводами Русалки». Ритуал «проводов» разыгрывался в трех вариантах: «проводы-похороны»чучела Русалки, «проводы — шествия» или «проводы — изгнания».
В Старой Рязани ,в 1900-х годах, «проводы- Русалки» сводились к тому,что в воскресенье перед Петровым постом,девушки и парни после обеда «убирали Русалку»,брали березовую ветку,украшали ее и с песнями несли в рожь,или к реке,и бросали в реку венки. Так же провожали туда,откуда пришла — в рожь.
Дряменный день
Иванов день (24 июня//7 июня) у русских крестьян известен своей традицией сбора целебных трав. Однако уже за две-три недели до этого срока заговенье на Петров пост называли «Цветковое заговенье». Обрядовые игры с цветами очень распространены,
эта перекличка русальских игр и купальских цветов,в том или ином случае мы встречаем название «дрема». «Дремой» называли цветы Иванова дня.,их собирали и взрослые и дети для лечения,просто рвали букеты,плели даже шапки и колпаки. День по названию русальского букета «дряма»,называют Дряменным днем.
«Дрямой» называют любой русальский букет,но желательно что бы в нем были ветки клена и крапивы. «Русалка в Дряме живет» (как бы а букете), - это представление сохранило главную суть образа Русалки как хранительницы растительных сил природы.
3.7 Праздники Летнего Солнцестояния
Иван Травный
Иванов день, Иван — Травник, Иван Травный, Иван Цветной
(24 июня //7 июля),в
православии посвящается
Предтечи).
В Рязанщине название Иван
Купало,встречается реже,чем Ив
Он отличается особенностями
разнообразных культов —
Основу народного варианта
Культ огня в купальских праздн
Молодежь с наступлением темноты отправлялась к реке,там разжигали большой костер ,прыгали через него,затевали игры,водили хороводы,пели песни,наигравшись девушки расходятся по домам ,а парни бегали друг за другом и обливались водой,такой обычай был в селе Муромино рязанского уезда.
В обычаях Иванова дня
Это праздник чистого тела,в
этот день мылись в банях,
Было принято ночью купаться
обнаженными,с букетом или
В этот день природа и человек
открыты друг другу для
Полезным считается до восхода
солнца умыться росой,что бы
глаза не болели и руки. На
Иванов день был первый покос,
Петров день. Сенокосная пора
День святых апостолов Петра и Павла (29 июня//12июля) — Один из широко отмечаемых в русских землях. Его встречают как большой праздник. В рязанском просторечии день называют «Петр-Павел», «Петры и Павлы». Народное благочестие почитает апостола Петра как хранителя ключей от рая.В этот день считают святой обязанностью сходить на могилу к родителям «Петра и Павла помянуть». До 1930-х годов славились «Петропавловские» ярмарки.
В Старой Рязани на ярмарке в Петров день ,по рассказам старожилов, «продавали все»,в том числе игрушки и глдиняные свистульки в форме животных. Была карусель.
К Петрову дню обязательно
строились качели. Это были последние
весенние качели,дот следующий
весны их больше не
С каким благоговением и
В есенинских местах старожилы
говорили: «Мужики по окончанию покоса,
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли