Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Совокупность простудно-
По народным
повериям,лихорадки — это
Разнообразие
заговоров от разного типа
заболеваний в одном и том
же уезде свидетельствует о
развитой системе деревенского
целительства,о наличии
Агафья — коровница
В сакральном пространстве февральского месяцеслова,день Агафьи-коровницы (или коровятницы)отмечен очередным актом борьбы сил зла и миром людей. Накануне праздника предпринимались ритуально-магические предохранительные меры к тому,чтобы силы хаоса не поселились в домах. Предпринимались следующие меры : в зажиточных домах,где печи построены с трубой,происходят в этот день большие хлопоты,с вечера накрывают трубы крепко — накрепко,замазывают глиной,никто не спит в эту ночь,ни взрослые,ни дети. И все эти хлопоты для того,что бы уберечь себя и свою семью от нечистой силы,которая в этот день вылетает из ада в виде птиц и заглядывает в трубы. Эти силы олицетворение эпидемических болезней,которыми сопровождается переходное время от осени к зиме ,зимы к весне.
В чей дом удастся заглянуть адской птице,там поселится болезнь,которая будет косить одного за другим членов семьи.Болезням подвержены и ослабшие за зиму животные.
Примечателен днем было 5 февраля,считалось,что
в день Агафьи коровницы
По народным преданиям, «
Таким образом месяц февраль является периодом сакрального очищения от всевозможной немочи и так же днем изграния «коровьей смерти».
Способы изгнания: с помощью опахивания,добычи
живого огня,окуривания
Широкое распространение
Локальные
традиции опахивания
Отел- «коровий» праздник
Февраль
приносит с собой бессонные
ночи тем хозяевам,у кого на
дворе водится домашняя
День
очищения коровы считался в
старину семейным праздником,его
называли даже «коровьем
В
современном ритуале очищения,
Святой
водой кропят только коров,
Власий - «коровий бог»
Власьев
день отмечался как день,
В старину
рязанские крестьяне святого
Власия называли «коровьем
В день праздника с утра
было принято печь обрядовые
хлебцы,пеклись «кони» и «
3.3 Масляница
Масляница, Масляная, Молочная, Сырная
неделя, Сырница, - особенное праздненство,сохрани
У ряанцев старшего поколения более всего в употреблении следующие названия этой недели : Масляная неделя,Маслина,Маслинская неделя,Масляная заговенья. « С маслиной,с широкой!» - поздравляют бабки,зайдя к соседям. Придут,помолятся и поздравляют хозяев. Однако прежде чем встречать Масляницу,наши старики поминают умерших предков. В русском православии суббота накануне Масляной недели — это день особого поминания умерших.
В Рязанской области день
имеет локальные названия : маслинский
помин,распускная потянущая,суббота
распускная,поминальная
В Рязанской области в субботу
на кануне масляничной недели
посещается кладбище,
Празднованию Масляницы
К Маслянице заранее
Бьющий через
край избыток сил,еды,питья,
Во время Масляной недели это идея воплощалась в жизнь,благодаря следующим ритуально — праздничным контекстам:
1) — праздничное
«многояствие»,т.е. угощение чрезмерным
количеством разнообразной
2) - праздничные гостевания и чествование молодоженов;
3) — катание с гор и на лошадях;
4) — прогулки в праздничных шалях и одеждах;
5) — ряженья;
6) — обычай Прощенного воскресенья;
7) — обычай Чистого четверга;
Праздничное «многояствие»
Особенность «многояствия» на
Масляницу определялась характе
Это относится и к Рязанскому краю. В некоторых местах наряду с блинами,пекли «орешки и ржанки»,замешанные на масле. Издавна к блинам подаются масло,сметана,творог. Причем качество и количество масла,сметаны,творога улучшалось по мере нарастания празднования. Первый блин полагается посвятить всем усопшим предкам,его отдавали нищим,или оставляли на окне,чтобы странники его съев,помолились за хозяев дома и предков. Так соблюдался обычай подаяния.
Праздничные гостевания
В Рязанской области,как и во
многих местах Нечерноземья,
Праздничные гостевания у
В каждом доме в радостью и почетом встречали молодоженов. Чевствованию молодоженов придавался особый ритуально-магический смысл,их сравнивали с пробуждением природы,любимым развлечением было заставить молодоженов поцеловаться на улице,при всех. Над холостой молодежью разыгрывали озорные шутки,высмеивали их.
Катание с гор и на лошадях
Удовольствие покататься с гор и на лошадях на Масляничной неделе в старину ,придавалось ритуальное значение. Когда катались в гор,то смотрели,которая из девушек прокатится дальше,та,полагали,быстрее выйдет замуж (вариант:в дальнюю сторону ,в дальнюю деревню).
В случае необходимости,как,
Разнообразен
выбор предметов,
Катались также,стоя на ногах,
Привлекает внимание старый
Символический,ритуальный
В более южных местах Рязанской области строили качели. Качели — чисто весеннее развлечение, тем самым как бы «закачивали» весну,чтобы она быстрее пришла.
Любимый способ Масляничных
Масленичный поезд мог доходить до нескольких сот саней и представлять красивейшее зрелище. Вереницы саней друг за другом,катались во круг села и по окрестным селениям.
Кулачные бои
Любимые развлечения молодежи
на Масляничной недели —
Перед поединком,один из соперников выходил в центр,и вызывал поединщика,боец троекратно подзадоривал противника и резко вызывал его «махаться».
Особенность сражения — битва на палках «верхами»,т.е. Поединщики,словно на конях,сидели на плечах у своих товарищей верхом. Можно лишь представить,какое удивительное зрелище представляло собой это удивительное сражение.
На
юге Рязанщины,там,где
На Масляницу в разгар боя,к бойцам могла прорваться толпа ряженных.
Ряженья
Широкое распространение имел обычай ряженья,и ритуальныхигр с участием ряженных. Любимыми были переодевания в вывороченную шубу — символ плодородия и богатства. Переодевание происходило из мужчин в женщин и женщин в мужчин,таких ряженных в Милославском и Скопинском районах,называли «русалками».
В годы Великой
Отечественной войны,
Демонстрировали богатство бабушкиных сундуков,особенно красивые шали.
Классические фигуры
Костры и сожжение Масляницы
Все большие
аграрные праздники,связанные с
поворотными состояниями
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли