Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

 

 

Прощенное воскресенье

 

 

    Прощенное  воскресенье : «прощельный день,пращеный  день,прощеное воскресенье»,последний день масляницы.

Этот день проводил черту и под Масляницей,и под  зимним периодом времени.

     Это  -день заговенья на Великий  пост. Обычай «прощеного дня»,по  своему характеру подразделялся на две большие группы : семейно-родственные и общественные.

    В  семейно-родственном обычае на  первом месте было почитание  усопших. Ходили на кладбище,на  «могилки»,просили прощения в  церкви,затем переодевались,наряжались  «получше» и ходили друг к  другу в гости или сами принимали гостей дома.

    В  Прощеный день ездили на блины  к теще всей родней,а если   близко,то шли пешком.

    Другой  семейно-родственный обычай последнего  дня Масленицы связан с кумовством : крестная мать и отец,дарили  своим крестникам подарки.

    В  связи с этим обычаем, Прощеный  день еще называли детским  праздником,поэтому в этот день  пекутся «орешки» для угощения  детей.

    Ритуал  прощания состоял в том,что,  « прощаясь,целуются и кланяются  в ноги».

Некоторые крестьяне  верили ,что «Второе пришествие Христа на землю,должно именно произойти в Прощеный день в воскресенья».

          Общественная часть этого дня  связана с проводами Масляницы.

     Был  обычай «оделять блинами девок  и баб». В этом есть свой  символико-ритуальный смысл.

     Блинов на Масляницу пеклось всегда много,печение блинов в большом количестве,это своего рода плодородящий производительный акт,знак,имеющий сугубый смысл в преддверии весны.

     Блинами  обеляют девок и баб,потому  что от их производительных (как  рожениц) сил,зависят и плодоносящие силы земли. Поэтому именно девушки и женщины держали в своих руках всю весеннюю обрядность.

    Когда  заканчивалась вечерняя служба  в храме,говорили : «Великий пост  нагибается» ,в воскресенье вечером  «блины вылетают в трубу».

    Вечером,по случаю заговенья на Великий пост,готовилась яичница. 

    В  семьях взрослые и дети просили  друг у друга прощения. Дети  кланялись родителям в ноги,все  целовались и говорили :

«Прости меня», - отвечали: «Бог тебя простит,меня прости!». Или говорили: «Прости меня,Христа ради,если в чем виноват!»

На это следовал ответ : «Бог простит! Меня прости,Христа ради!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3.4 Великий пост

 

     Великий  пост («Велик пост») занимал большое  место в крестьянской жизни.  Все семь недель Великого поста были временем духовного и телесного очищения от той скверны,которая могла накопиться в человеке в течение зимы.

Только после  такой подготовки,можно было прикоснуться к матушке-землице — начать пахоту и все работы связанные с земледелием.

     Не случайно уже первый день Великого поста народ связывал с понятием «чистота» - символ гармонии и порядка в мире,обустройства и очищения души.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистый понедельник

 

     Первый  — Чистый — понедельник Великого  поста, всем своим настроением  отличался от Масляничной недели.  Загостившиеся зятья возвращаются  домой,женщины говеют.

     Для  Великого поста,присуще примета  « первой встречи», « первого зерна». Ожидали кто первым войдет в избу: если мужчина — овца принесет барана,если женщина- ярушку,если оба- пару ягнят.В чистый понедельник мыли полы,чтобы огород был чистым,без сорняков.

    В  первый день Великого поста  принято мыться а бане,широко распространен обычай катания на донцах от прялок,катались девушки,женщины,старухи,чтобы был хороший урожай льна и проса.

    На  Великопостное время,мкжчины в  основном уходили на заработки,девушки  и женщины занимались ткачеством. Жизнь в деревни замирала.

      В первую великопостную неделю  держится строгий пост,чтобы приготовиться  к принятию причастия в субботу  на этой неделе.

Оставшуюся  о Маслянице еду,сушили и отдавали скотине. Рыбу хранили до Благовещения. Разговлялись редькой и квашенной  капустой : «На хрен,на редьку и на белую капусту!».

     Квас  из ржаной муки с горохом,картошкой,квашеной  капустой,огурцами,грибами и растительным  маслом,были основной едой в  течении всего поста.

 

          Средокрестье

 

     Середина  Великого поста — среда на  четвертой неделе поста. Старые рязанцы называют «Сердохрестие» , «Сердохрестье», «Сердокрестье», «Сердохрестная».

       Наступление середины Великого  поста повсюду отмечалось выпечкой  «хрестцов», «крестцов», «крестов».,их  пекли в форме лепешки,а на  ней 13 своеобразных перекладин в форме креста.

      Обрядовое печенье имитировало  кладку снопов на жниве. Печенью  придавалось продуцирующие значение,поэтому  часть печенья отдавали лошади,часть  съедали сами,часть разбрасывали  по полю.В «крестцы» запекали  монетку и кому она достанется,тот будет счастлив и богат.

 

          День Авдотьи — Грачатницы

 

     Средокрестие  приходится как правило на  один из дней марта,а в марте,как  говорили и старину «грач зиму  расклевал».,поэтому крестьяне первый  день марта называли Евдокией — грачатницей (1//14 марта). Примечали,если в этот день курочка воды напьется,то огурцы,капуста и картошка будут хорошими,а если будет мороз- не жди урожая.На Авдотью-грачевницу пеклись «грачи»,обрядовые печенья.В старые времена говорили : «Пришла Авдотья,началтсь для мужиков затеи»,это значит пришло время готовиться к весенним работам.

 

 

      Сороки

 

     Приметным  днем крестьянского месяцеслова  был день весеннего равноденствия  (9//22 марта). В православии этот  день был посвящен «Сорока  мученикам»,поэтому в народе он издавна назывался «Сороками». По давнему поверью, «на Сороки» прилетают «из заморья» сорок вешних птиц.

       Весенняя традиция выпекать в  городских пекарняхмучные изделия  в форме птиц и продавать  их в городских булочных  сохранилась  вплоть до ХХ века. На селе,в деревнях, пекли сами «птичек», «жаворонков», «пичужек» , «сорок». На родине Сергея Есенина обрядовые печенья назывались «чувилками».

                              « Жаворонки! Жаворонки!

                                 Летите к нам,

                                 Несите нам,

                                 Лето теплое,

                                 Весну красную,

                                 Хлебородную!

                                 Мы на лето испекем,

                                 Пышку медовую!»

      У весенней выпечки была ритуальная  функция,печенья пекли по сорок  штук на одного члена семьи  и наполняли это действие великим  смыслом. Ведь птица в народных  верованиях,посредник между Богом  и людьми,вешние птицы прилетают с той стороны,где находится рай,кормить птиц — это значит поминать усопших предков. Перед завтраком печенье раздавались нищим.

Милостыня нищим  хлебом в форме птиц,это ритуальное поведение в течении сорока дней, - это поминальный обычай.

                               « Жаворонок,Жаворонок!

                                 Жить,умереть!

                                 Бабке Матрене

                                 На погост улететь!»

   Поминая  родителей таким способом,заботились  о благополучии пахоты и сева,сохранении домашней животины и человеческого рода.

 

«Алексей —  с гор потоки»

 

      Памятной датой народного месяцеслова  является день Алексея Божьего  человека (17//30 марта). Крестьяне говорили: « С  Алексея начинаются  течь с гор ручьи,а крестьяне  начинают сыпать зерно в мешки». Ручьи в старые времена называли «ключами».

Говорили: «Алексей — с гор потоки,у коров —  молоки».

 

 

     Благовещение

 

 

     По  народным поверьям,Благовещение  — это самый большой праздник  на небесах и на земле. Такое  восприятие праздника сохранилось до начала ХХ века. И сейчас за большой грех считается работа в этот святой день.

      В обычаях Благовещениева дня,вновь  появляются птицы. Но в отличие  от «Сороков»,повсюду пеклись  «жаворонки»,на Благовещение было  принято выпускать на волю живых птиц из клеток. Верили,что освободившаяся птица будет молиться за своего освободителя.

      На Благовещение пекутся просфоры. Благовещенской просфоре,крестьяне  придавали особо важное значение:ее  хранили до сева яровых,а в  день засева молились и брали с собой в поле,где просфору крошили в семена и разговлялись ею.

      Праздник Благовещения в народном  восприятии настолько велик,что  считается,в этот день,как и  на Пасху, «солнце играет».

Чтобы посмотреть как оно  играет,специально готовили стеклышко и смотрели через него на сияние солнца.

Восход святого  дня дает людям целительные силы,старались  не упускать этого момента.

      К Благовещенскому завтраку принято  подавать пироги с рыбной и  грибной начинками,различные рыбные  блюда.

С этого дня  разрешались первые весенние игры и прежде всего «горелки». «Горелки» были любимой и широко распространенной игрой детей и молодежи разных сословий. Едва растает снег,а уже над деревней слышался звонкий речетатив всем знакомой песенки :

 

                                      «Гори,гори ясно,

                                       Чтобы не погасло!

                                        Глянь на небо,

                                        Птички летят,

                                        Колокольчики звенят!»

 

     Именно  с этого времени начинались  и весенние игры ритуального  характера с главным действующим  лицом — Костромой.

     В  игре « в Кострому»,дети выбирали  «Кострому»и усаживали ее к  кому либо на колени,взяв друг  за друга за «хвосты» платья,бегали во круг «Костромы» с песней: 

 

                                     

                                        «Костромушка,Кострома!

                                          Не оживаешь,не умираешь,

                                          Только нас сокрушаешь!

                                          По Костромушке,

                                          Блинки с маслицем,

                                          По Костромушке,

                                          Творожек с киселем!».

 

      Образ Костромы в весенних играх,подчеркивал идею возрождения. Роль умирания и воскрешения Костромы,как весеннего ритуального образа,разыгрывал каждый участник обрядовой игры,что в весеннее время вегетации растений,имело свое сакральное значение.

     Благовещение — праздник,который во времена формирования аграрной обрядности,совпадал с астрономическим днем весеннего равноденствия.

 

       Вербная

 

             Любимейший праздник русских  людей — Вербное воскресенье.

     Праздничная  служба в православном храме,накануне Вербного воскресенья (в Лазареву субботу),и в воскресенье ,представляет собой красивейшее зрелище. Храм украшен множеством веток вербы;с пучками вербы в руках стоят прихожане. В воздухе свет от последнего снега и ощущение весны,приносит людям радость.

Ходят «за вербушкой» в субботу,в тот же день она  освящается.

    

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В числе драгоценнейших реликвий,ветки  освященной вербы хранятся у  икон переднего угла. Считалось,что  она обладает оздоравливающими  и обережными свойствами. В течение года,их используют для религиозно-бытовых нужд.

      Издавна у русских принято  вербой ,принесенной в Вербное  воскресенье из церкви,слегка  стегать детей,не бывших у заутрени,приговаривая: «Верба хрест,бей до слез,третья  — на здоровье!». Так же вербой стегают домашнюю скотину.

                                     « Верба хлест,

                                        Бей до слез!

                                        Маслице коровье -

                                        Живи на здоровье!».

       Помогает верба человеку и  в его последний,смертный час:  «Вербушку святую приносим и  кладем за икону,а потом если  кто будет умирать,то умершему  эту вербу кладут в изголовье,на  подушку — страсти отгонять.»  ,так говорили в Шиловском районе.

«Катушки»- это обрядовые печенья,которые выпекались по числу членов семьи,с монетой в одном, «для счастья».

 

Страстная седьмица

 

 

     Вербная  неделя сменяется Страстной седмицей. Все дни Страстной седмицы,называются  Великими. И каждый в посведневной  жизни,

наполнен своими ритуальными обычаями и приготовлениями встрече Пасхи.

      Среди важных из них — говение,соблюдение  поста.

Для крестьян,это  было прописной истиной.

Как всегда перед  праздниками и воскресением,а  тем более перед Пасхой,особое внимание уделяется наведению чистоты,в избе,на

дворе,на улице. К Пасхе каждая изба приобретала  «светлый и опрятный вид».

      Разнообразными приготовлениями  особенно разнообразен Великий  четверг. Обычаи Великого четверга  по своему характеру являются  очистительными,магическо-обережными и заклинательными. Из них самое распространенные очистительные,поэтомы Страстной четверг в нороде ,называли Чистым. Начинали день с умывания или купания ключевой водой.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли