Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
Прощенное воскресенье
Прощенное воскресенье : «прощельный день,пращеный день,прощеное воскресенье»,последний день масляницы.
Этот день проводил черту и под Масляницей,и под зимним периодом времени.
Это -день заговенья на Великий пост. Обычай «прощеного дня»,по своему характеру подразделялся на две большие группы : семейно-родственные и общественные.
В
семейно-родственном обычае на
первом месте было почитание
усопших. Ходили на кладбище,
В Прощеный день ездили на блины к теще всей родней,а если близко,то шли пешком.
Другой
семейно-родственный обычай
В
связи с этим обычаем,
Ритуал
прощания состоял в том,что,
« прощаясь,целуются и
Некоторые крестьяне верили ,что «Второе пришествие Христа на землю,должно именно произойти в Прощеный день в воскресенья».
Общественная часть этого дня связана с проводами Масляницы.
Был обычай «оделять блинами девок и баб». В этом есть свой символико-ритуальный смысл.
Блинов на Масляницу пеклось всегда много,печение блинов в большом количестве,это своего рода плодородящий производительный акт,знак,имеющий сугубый смысл в преддверии весны.
Блинами обеляют девок и баб,потому что от их производительных (как рожениц) сил,зависят и плодоносящие силы земли. Поэтому именно девушки и женщины держали в своих руках всю весеннюю обрядность.
Когда
заканчивалась вечерняя служба
в храме,говорили : «Великий пост
нагибается» ,в воскресенье
Вечером,по случаю заговенья на Великий пост,готовилась яичница.
В
семьях взрослые и дети
«Прости меня», - отвечали: «Бог тебя простит,меня прости!». Или говорили: «Прости меня,Христа ради,если в чем виноват!»
На это следовал ответ : «Бог простит! Меня прости,Христа ради!».
3.4 Великий пост
Великий
пост («Велик пост») занимал
Только после такой подготовки,можно было прикоснуться к матушке-землице — начать пахоту и все работы связанные с земледелием.
Не случайно уже первый день Великого поста народ связывал с понятием «чистота» - символ гармонии и порядка в мире,обустройства и очищения души.
Чистый понедельник
Первый
— Чистый — понедельник
Для
Великого поста,присуще
В первый день Великого поста принято мыться а бане,широко распространен обычай катания на донцах от прялок,катались девушки,женщины,старухи,чтобы был хороший урожай льна и проса.
На
Великопостное время,мкжчины в
основном уходили на заработки,
В первую великопостную неделю
держится строгий пост,чтобы
Оставшуюся о Маслянице еду,сушили и отдавали скотине. Рыбу хранили до Благовещения. Разговлялись редькой и квашенной капустой : «На хрен,на редьку и на белую капусту!».
Квас
из ржаной муки с горохом,
Средокрестье
Середина Великого поста — среда на четвертой неделе поста. Старые рязанцы называют «Сердохрестие» , «Сердохрестье», «Сердокрестье», «Сердохрестная».
Наступление середины Великого
поста повсюду отмечалось
Обрядовое печенье имитировало
кладку снопов на жниве.
День Авдотьи — Грачатницы
Средокрестие
приходится как правило на
один из дней марта,а в марте,
Сороки
Приметным
днем крестьянского
Весенняя традиция выпекать в
городских пекарняхмучные
« Жаворонки! Жаворонки!
Пышку медовую!»
У весенней выпечки была
Милостыня нищим хлебом в форме птиц,это ритуальное поведение в течении сорока дней, - это поминальный обычай.
« Жаворонок,Жаворонок!
Поминая
родителей таким способом,
«Алексей — с гор потоки»
Памятной датой народного
Говорили: «Алексей — с гор потоки,у коров — молоки».
Благовещение
По
народным поверьям,
В обычаях Благовещениева дня,
На Благовещение пекутся
Праздник Благовещения в
Чтобы посмотреть как оно играет,специально готовили стеклышко и смотрели через него на сияние солнца.
Восход святого
дня дает людям целительные силы,
К Благовещенскому завтраку
С этого дня разрешались первые весенние игры и прежде всего «горелки». «Горелки» были любимой и широко распространенной игрой детей и молодежи разных сословий. Едва растает снег,а уже над деревней слышался звонкий речетатив всем знакомой песенки :
«Гори,гори ясно,
Именно
с этого времени начинались
и весенние игры ритуального
характера с главным
В
игре « в Кострому»,дети
Образ Костромы в весенних играх,подчеркивал идею возрождения. Роль умирания и воскрешения Костромы,как весеннего ритуального образа,разыгрывал каждый участник обрядовой игры,что в весеннее время вегетации растений,имело свое сакральное значение.
Благовещение — праздник,который во времена формирования аграрной обрядности,совпадал с астрономическим днем весеннего равноденствия.
Вербная
Любимейший праздник русских людей — Вербное воскресенье.
Праздничная
служба в православном храме,
Ходят «за вербушкой» в субботу,в тот же день она освящается.
В числе драгоценнейших
Издавна у русских принято
вербой ,принесенной в Вербное
воскресенье из церкви,слегка
стегать детей,не бывших у
Помогает верба человеку и
в его последний,смертный час:
«Вербушку святую приносим и
кладем за икону,а потом если
кто будет умирать,то умершему
эту вербу кладут в изголовье,
«Катушки»- это обрядовые печенья,которые выпекались по числу членов семьи,с монетой в одном, «для счастья».
Страстная седьмица
Вербная
неделя сменяется Страстной
наполнен своими ритуальными обычаями и приготовлениями встрече Пасхи.
Среди важных из них — говение,
Для крестьян,это было прописной истиной.
Как всегда перед праздниками и воскресением,а тем более перед Пасхой,особое внимание уделяется наведению чистоты,в избе,на
дворе,на улице. К Пасхе каждая изба приобретала «светлый и опрятный вид».
Разнообразными
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли