Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области.
Одежда является составным
Так же,как ярка и
Традиционная
русская женская одежда,
Характерной чертой
молодые в сарафанах и ситцевых рубахах,а девушки,работавшие в городе на фабриках,приезжали домой в «парочках» - юбках и кофтах из промышленных тканей.
Рубаха была основным
одежды. Зачастую она являлась и единственной одеждой,
главным
образом,у девушек и старух.
возраста на сенокос или жатву могли одевать специальные
«сенокосные» или «пожнивные» рубахи архаичного типа.
До середины 19 века основным материалом для пошива
рубахи служил конопляный или льняной холст. Со второй
половины 19 века для рубах всё шире использовали фабричные
ткани,а в тканях домашнего производства применяли
хлопчатобумажные покупные
Шилась рубаха из четырех
Рубаху,изготовленную из цельных
полотнищ,хранили,главным
образом,как обрядовую:для свадеб,похорон и праздников.
Состояла рубаха из двух
Шился он по
обыкновению из добротного,выбеленного,
заменен и фабричной тканью — ситцем или атласом. Низ рубахи
«подстава»,
«подставок» выкраивался из
Переднее и заднее полотнища рубахи соединялись на плечах
вставками ткани — поликами.
Ткань по краям
На
Рязанщине бытовали полики
Ворот на рубахах делали в сборку на узкой обшивке. В старину на вороте проделывали петли,обметывали нитками и продевали через них цветную тесемку,которой завязывали ворот. Позже стали пришивать стеклянные или перламутровые пуговицы-
«бляшки» и делать нитяные петли.
Рукава у рубах также были двух типов:короткие,до запястья и длинные,доходящие порой до трех метров. Короткие рукава собирались у запястья в сборку. Длинные рукава скашивались к низу. При надевании такой рукав «набирался»,то есть постепенно натягивался на руки сборами,становясь длинною до кисти. Существовал и другой способ ношения таких рукавов:в самом рукаве на уровне локтя делалось небольшое отверстие - «окошечко». Рука,просунутая в это «окошечко»,могла свободно работать. Остальная же часть рукава при этом связывалась на спине узлом.
Декорировалась рубаха тканым браньем,вышивкой,тесьмой,
лентами,кружевом,бисером. Помимо длинной рубахи,в Рязанской области бытовала и коротка,без «подставы» - «станушка». Такие рубахи обычно делали для «даров» от молодой свекрови,во время свадьбы. «Подходи к белому дару,к нежному поклону»,говорят,поднося такую рубаху.
Понева, понява,понька-
род юбки из домотканной
«Распашная» понева - «растополка» шилась из трех полотнищ,
«глуховая»
понева имела четвертое
в других поневу одевали «прошвой»на правый бок. В ряде уездов носили поневы гофрированные,заложенные в продольные складки - «гранки».
Праздничная понева,в
отличие от будничной,была
По этнографическим данным,понева являлась повсеместным элементом костюма замужних женщин,хотя первоначальное ее надевание было связано с наступлением у девушек половой зрелости.
В Рязанской губернии первое
надевание поневы могло быть
связано как с замужеством,
В Сапожковском районе первый
раз поневу надевали на
Два после свадьбы молодая носила и то, и другое,потом в будние дни ходила в поневе,а сарафан надевала по праздникам до первого ребенка.
В Сасовском районе взрослые
девки надевали понеу на Пасху,
В Кадомском районе при
Женский костюм в комплексе
с юбкой — андараком не был
характерен не только для
Андараком называется «
Поскольку
полосатая юбка характерна для
литовцев,белорусов,поляков,а
Сарафан также не является
исконно-коренным нарядом
Первый тип - «шушка», «шушкан»
- туникообразного кроя сарафан.
Шился он из домашнего выбеленного
сукна. Генетически «шушкан»
Второй тип - «сукман», «сукня»,
«клинник» - так называемый косоклинный
сарафан. Кроился такой
«Сукман» почти всегда «
И,наконец,третий
тип сарафана,распространенный
Передник,»запон», «занавеска»
Отдельное внимание при
Девушки до замужества носили платок,сложенный «углом» и за вязанный под подбородком. По праздникам они могли покрываться «складочкой»:большой шелковый платок складывали «углом»,вкладывали в него лист бумаги и закатывали в складку. Повязывали такой головной убор,закрывая лоб и оставляя макушку открытой. Концы платка при этом завязывали «назади».
В некоторых
уездах девушка убирала голову
«перевязкой» - полоской кумача,наложенного
на картон,образующего обруч.
В старину сзади такой «
Во времена Древней Руси
Женщины после замужества
Убиралась женская
прическа сложным головным убором —
кичкой,состоящей иногда из 44 частей
и весящей более 7 кг. Делался такой
убор на твердой основе. По форме
твердой части кичка подразделяется на
несколько видов:рогатую,лопатообразную,
Позже кичка
могла заменяться простым
Иногда повойник носили с платком. В будние дни покрывали сложенный треугольником простой платок и завязывали концы под подбородком. По праздникам покрывались «бабочкой»:один платок просто завязывали назад,другой тоже,шелковый,складывался в две складки и повязывался поверх первого длинными концами назад.
Приведенное
описание женских костюмов
V. Заключение
Рязанщина богата святыми
Еще живут предания о святых озерах с ушедшими в их святые глубины церквями — этими градами Китежами на рязанской земле,своеобразно отразившими глубины национального духа. Поэтому восстанавливать и поддерживать традиции национальной духовности целесообразно не только в большом масштабе,но и на уровне одной деревни,села,района.
Человек жил и живет не одним трудом,всегда людей объединяло совместное проведение досуга,праздников,
обрядов.
На страницах дипломной работы
автор пытался определить
При этом заокский,Мещерский край Рязанской области,традиционно выделяемый как переходный,от северорусского к южнорусскому комплексу материальной культуры,в структуре календарной обрядности сохраняет фрагменты севернорусского обрядового фольклора.
В целом структура рязанского
комплекса календарных
календарные ритуалы
и обычаи в честь летнего и
зимнего солнцестояния,
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли