Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

     В  Москву,как в крупный город  и центр,по разным причинам  на протяжении веков переселялись  многие поколения рязанцев. Так,что «рязанские корни»имеют и многие из тех,кто себя к рязанцам не причисляет. По оценке Рязанского землячества в Москве,в настоящее время в столице живет до полумиллиона непосредственно выходцев из Рязанской области.

          

      

 

   Переяславль-Рязанский

 

     Старая  Рязань после разорения ее  татаро-монголами в 1237 году пыталась  отстроиться стольным городом  княжества. Частые набеги татар  и особенно нападение их в  1288 году заставило вскоре княжеский  двор и всех горожан покинуть  город. Еще раньше Старую Рязань оставил епископский двор. О каменном строительстве Переяславле Рязанском 14 века ничего неизвестно. Археологи до сих пор обнаруживают только деревянную застройку,мало что известно и об искусстве этого периода,почти полностью уничтоженном частыми войнами с татарами.

 

  

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расцвет и дальнейшее укрепление Переяславля приходится на 15 век,размеры крепости в это  время достигли современных размеров кремля. Земляные валы,стоявшие уже  тогда по краю кремлевского холма,были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию,монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров,соединявший полноводные в то время реки Лыбедь с Трубежом.

    Развитие  родственных связей с Москвой  привело не только к развитию искусства и строительства,но и к большому подчинению Москве. 16 век для искусства Рязани был,пожалуй,самым ярким и плодотворным,несмотря на тяжелые испытания,особенно в начале века:смутное время,нашествие поляков в 1611 году.Памятники кремля постоянно изучаются и планомерно реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого.

 


 

         Рязанский Кремль

                                                                                                               

    В настоящее  время в Кремле существует  комплекс различных памятников  древнерусской архитектуры и  архитектуры классицизма. Он создает  неповторимую панорам города,придает  ему особую индивидуальность  и колорит. Красивый вид на  кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: Успенский собор (конец 17 века), и колокольня (18-19 вв.) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры,но и для искусства градостроительства.

      К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля,относящиеся к 15 веку — последнему периоду расцвета Рязанского княжества. Христорождественский собор (15 век) и Архангельский собор (15 век) дошли до наших дней с большими изменениями.

      За Архангельским и Христорождественским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора.

 

         К юго-западу от  Успенского  собора  находится комплекс зданий  древнего Спасского монастыря  (17-18 век),который существует на  этом месте с 14 века,а на северо-восточном краю кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа (17 век).

     


        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие сооружения кремля,в том числе крепостные стены и башни,стоявшие на высоких  земляных валах,не сохранились,но земля кремлевская насыщена памятниками археологии.

      Частые войны,набеги степных кочевников,пожары,сильно  опустошили рязанскую землю,уничтожив  большую часть ее древнего  искусства,о нем мы теперь можем  судить по немногим сохранившимся памятникам:ювелирным изделиям,мелкой пластики,чеканке,резьбе по дереву и камню,иконописи и иным художественным ценностям.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

       Они находятся на территории  кремля в краеведческом и художественном  музеях,а так же и в других  крупных музеях страны.

    Шедевры ювелирного  искусства из Старой Рязани - «княжеские  бармы» (11-12 вв.),хранящиеся в оружейной  палате в Московского кремля,дают  представление об очень высоком  уровне древней культуры рязанского  края.

    В  настоящее время в музеях Рязанского кремля можно познакомиться с культурой и с искусством  Переяславля-Рязанского начиная с его основания и кончая современной

   Рязанью.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Характеристика престольных                             (храмовых )праздников.

 

 

     Роль  храма и храмовых (престольных)  праздников была особенно велика  в формировании и поддержании  памяти и «оседлости души».Наряду  с Рождеством Христовым,Крещением,Пасхой,Троицей,храмовые  праздники были самыми любимыми  в народе.

    Престол  или храмовые праздники-это праздники православной общины,члены которой объединяются вокруг какого-то определенного храма.

  Территориальный принцип  принадлежности к церкви придает  таким праздникам отеческий характер,благодаря  чему люди,покинувшие родное селение,всегда стремились побыть на родине именно в дни празднования храмового праздника.

     Уже сами  названия праздников-храмовые,престольные-говорят  о том,что они празднуются в  дни памяти тех святях угодников  Православной Церкви,в честь которых  возведен храм.          

   Хотя  в руководстве для церковных  пастырей храмовые праздники  отнесены к разряду «средних»,однако  для прихожан в реальной жизни  они стоят в числе наиболее  значительных любимых-таких,как  Пасха,Рождество Христово,Троица. По  этому поводу знаток практического богослужения С.В. Булгаков  писал:      «Для прихода престольный праздник составляет вторую Пасху».Значимость престольного дня в годовом круге праздников подчёркивалось в Рязанской области тем,что во многих районах их называют «козырными»,т.е.главными.

    

 

    В  Скопинском районе Рязанской  области  престольный праздник       во имя Рождества Пресвятой  Богородицы (21 сентября) называют «наш  праздник».По объяснению местных  жителей, «наш праздник»-это значит,что  «кругом работают,а мы празднуем».

     Только  в престольные дни,а также на  Рождество Христово и Крещение,женщины  наряжались в особо праздничные  шали,на другой день надевалось  уже другое платье,отличное от  того,в котором праздновался первый  день. Поэтому среди деревенских  девушек-подружек,широко практиковался обычай взаимного обмена платьями.

     Осуждались  семьи,которые не праздновали  престольные

дни,их осуждали и не приглашали в гости.

    Нарушение  традиции в праздновании престольного  дня понималась как «повреждение»  годового месяцеслова.

 

   Часовенные  праздники

 

     Наряду с храмом,в религиозно-культурной жизни населения                 большую роль играли часовни. В каждом рязанском селе,а тем более деревни,было по нескольку часовен. В некоторых селениях они сохранились по сей день.

     В  Рязанской губернии широко бытовала  древняя традиция посвящать часовенный  праздник великомученице Параскеве,нареченной  Пятнице и 12-ти весенним пятницам,считая  от Пасхи и до Петрова дня.

Празднование  весенних пятниц,в том числе и  как престольных

дней,говорит о том,что в более древние дохристианские времена существовала сильная традиция,связанная  с почитанием дня пятницы,особенно в период от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота.

Сохранились широко бытовавшие среди крестьян различные

поверья,связанные с почитанием пятницы. Эти поверья  хорошо известны этнографической науке. Они связаны, как правило, с запретом прясть по пятницам, чтобы не запорошить глаза Матушке Пятнице.

     Первый  исследователь этнографии и лексики  Рязанского края М. Макаров зафиксировал характерное для рязанского ареала названия часовен, как « Пятница». Примечательно, что когда архиепископ Рязанский преосвященный Феоктист осматривал церкви епархии, то в деревнях, через которые проезжал владыка крестьяне  выносили из часовенных  иконостасов иконы и встречали преосвященного « у своих больших, красиво устроенных часовен с хлебом и солью в руках и святыми иконами». Владыка прикладывался к ним и благословлял хлеб- соль каждого подходившего.

     Празднование  часовенного праздника устанавливалось и в память героических событий по защите родного края.

 

Храмоименования

 

     Трудно оценить роль храмовых часовенных праздников в поддержании исторической памяти, в сохранении устных  преданий об историческом прошлом родного края.

     Правилами церковными определено, что престол в алтаре храма-это земной престол Господа Бога Вседержителя,который есть одновременно и земное воплощение Гроба Господня.        Поэтому если храм обветшал за давностью времени и разрушился, то престол не подлежит уничтожению а переносится и освящается в соседний или вновь отстроенный храм, или на этом месте ставится часовня.

     В  престольный праздник принято  принимать икону праздника из  храма у себя в доме и  вместе со священнослужителями  совершать семейный молебен. В этот день  с иконами ходили по дворам, крестьяне выносили на улицу столы с пирогами.        Женщины всех окрестных селений, считая для себя этот день праздничным, стремятся часть домашних работ выполнить на кануне, чтобы не осквернить праздник суетными заботами.

     Пожилые  люди и те из молодых,которые  постом не говели,по церковным  правилам,встречали свой престольный  праздник исповедью и причащением.  Поэтому раньше в день престольного  праздника или на кануне его  было много говеющих.

     Особенностью посещения церкви в день престольного праздника    - «подавать» за здравие и поминание за упокой усопших предков.

     В  Рязанской области,как и во  многих  других местах,на украшение  храмовых икон дарят в церковь  вышитые полотенца и салфетки.

     В  дни праздников покупают много много свечей. От их горящих огоньков в старинном храме становится светлее и благочестивие.

    В  день престольного праздника  после торжественного молебна  совершается всеобщий крестный  ход вокруг храма.

    Престольный  день-особый для жителей любого уголка,в котором действует храм,а если даже служба там еще не возобновлена,празднование совершается по всем принятым в данной местности обычаям.

 

Стол — Божий  престол

 

      Фактически во всех сельских  домах сохранился передний угол  божницей и иконами на ней. Кроме икон здесь хранятся ветки освященной вербы,троицкой зелени,стоит стоит крещенская вода,которую пьют  в случае недуга.

     По  традиции в этом углу всегда  стоит стол,застланный белоснежной  скатертью. Сюда приносили свежевыпеченный хлеб.      В Спас-Клепиках каждый раз,выпекая новый хлеб, «ставили» в передний угол целый хлеб с солонкой и стакан воды «для Богородици,которая может прийти ночью»

     Передний  угол крестьянского дома-это святой  угол. В народном мировосприятии  переднего угла как святого угла и восприятие стола как Божьего престола.

     Престол  в храме-это и Божий трон  и место,где лежит литургический  хлеб для принятия причастия;в  то же время  престол символически  воплощает собой собой Гроб  Господень. Стол выполняет ритуальные функции:он всегда стоит перед божницей,он накрыт скатертью,раньше на столе всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба.

     На  стол,по русской традиции,ставится  для прощания гроб с умершим.  Ритуально-функциональное сходство  в назначении церковного престола и стола выразилось и в  широко распространенном восприятии стола как Божьего престола.  Неспроста старые люди говорят: «За столом сидишь,что в царстве побудешь!».В каждом крестьянском доме было много икон.Среди них обязательно-одна или несколько икон в честь храмового праздника,местнопочитаемых святых,передававшихся от поколения к поколению,«намоленные»родительские образа.

     Как  сильную можно охарактеризовать  традицию праздновать престольные  дни родного храма.

     Где  бы не оказался человек,день храмового праздника своей деревни он старался отметить в кругу своей семьи,или хотя бы  вспомнить,что сегодня на родине престольный день. Женщины,где бы они не оказались,пекли в этот день пироги для своих домочадцев.

    Когда  же праздновался престольный день (сначала в церкви за праздничной литургией,крестным ходом и колокольным звоном),то храм,площадь перед храмом,само село становилось

центром праздника ,поскольку сюда стекались все  родные и знакомые.

     После  литургической части праздник  перемещался в семью. И тогда сердцем праздника становился каждый дом.

 

 Хлеб-соль

 

     Расходясь по домам  по окончании Богослужения,каждый,согласно старой русской традиции приглашал соседей и односельчан «пожаловать в гости»на праздничный обед.

      К праздничному столу продукты запасали заранее,предусмотрительные хозяева ещё с весны оставляют телка,которого закалывают перед праздником. На базаре покупались мясо и солонина,пшеничная мука,закалывались заранее выкормленная свинья,варилась брага.

      Обильное угощение-характерная черта праздничного обеда престольного дня. Но прежде,чем сесть за стол,домочадцы и званые и незваные гости молились,вспоминая родных,близких,садились за  стол.В день престольного праздника стол буквально ломился от яств. Подавали:солонину,свинину,ветчину,говядину с хреном,студень из свиных и говяжьих ножек,лапшу жирную или молочную,кашу крутую пшеничную,кашу молочную,жаренную баранину или свинину,кисели овсяный или из ржаных круп.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли