Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;
Введениe………………………………………………
I. История заселения Рязанской земли……………………………..
II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................
III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...
IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..
V. Заключение........................................................................................
VI. Список литературы.........................................................................
В
Москву,как в крупный город
и центр,по разным причинам
на протяжении веков
Переяславль-Рязанский
Старая
Рязань после разорения ее
татаро-монголами в 1237 году пыталась
отстроиться стольным городом
княжества. Частые набеги
Расцвет и дальнейшее укрепление Переяславля приходится на 15 век,размеры крепости в это время достигли современных размеров кремля. Земляные валы,стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма,были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию,монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров,соединявший полноводные в то время реки Лыбедь с Трубежом.
Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусства и строительства,но и к большому подчинению Москве. 16 век для искусства Рязани был,пожалуй,самым ярким и плодотворным,несмотря на тяжелые испытания,особенно в начале века:смутное время,нашествие поляков в 1611 году.Памятники кремля постоянно изучаются и планомерно реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого.
Рязанский Кремль
В настоящее
время в Кремле существует
комплекс различных памятников
древнерусской архитектуры и
архитектуры классицизма. Он
К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля,относящиеся к 15 веку — последнему периоду расцвета Рязанского княжества. Христорождественский собор (15 век) и Архангельский собор (15 век) дошли до наших дней с большими изменениями.
За Архангельским и Христорожде
К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий древнего Спасского монастыря (17-18 век),который существует на этом месте с 14 века,а на северо-восточном краю кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа (17 век).
Многие сооружения кремля,в том числе крепостные стены и башни,стоявшие на высоких земляных валах,не сохранились,но земля кремлевская насыщена памятниками археологии.
Частые войны,набеги степных
Они находятся на территории
кремля в краеведческом и
Шедевры ювелирного
искусства из Старой Рязани - «княжеские
бармы» (11-12 вв.),хранящиеся в оружейной
палате в Московского кремля,
В настоящее время в музеях Рязанского кремля можно познакомиться с культурой и с искусством Переяславля-Рязанского начиная с его основания и кончая современной
Рязанью.
II. Характеристика престольных (храмовых )праздников.
Роль
храма и храмовых (престольных)
праздников была особенно
Престол или храмовые праздники-это праздники православной общины,члены которой объединяются вокруг какого-то определенного храма.
Территориальный принцип
принадлежности к церкви
Уже сами
названия праздников-храмовые,
Хотя
в руководстве для церковных
пастырей храмовые праздники
отнесены к разряду «средних»,
В
Скопинском районе Рязанской
области престольный праздник
Только
в престольные дни,а также на
Рождество Христово и Крещение,
Осуждались семьи,которые не праздновали престольные
дни,их осуждали и не приглашали в гости.
Нарушение
традиции в праздновании
Часовенные праздники
Наряду с храмом,в религиозно-культурной жизни населения большую роль играли часовни. В каждом рязанском селе,а тем более деревни,было по нескольку часовен. В некоторых селениях они сохранились по сей день.
В
Рязанской губернии широко
Празднование весенних пятниц,в том числе и как престольных
дней,говорит о том,что в более древние дохристианские времена существовала сильная традиция,связанная с почитанием дня пятницы,особенно в период от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота.
Сохранились широко бытовавшие среди крестьян различные
поверья,связанные с почитанием пятницы. Эти поверья хорошо известны этнографической науке. Они связаны, как правило, с запретом прясть по пятницам, чтобы не запорошить глаза Матушке Пятнице.
Первый
исследователь этнографии и
Празднование часовенного праздника устанавливалось и в память героических событий по защите родного края.
Храмоименования
Трудно оценить роль храмовых часовенных праздников в поддержании исторической памяти, в сохранении устных преданий об историческом прошлом родного края.
Правилами церковными определено, что престол в алтаре храма-это земной престол Господа Бога Вседержителя,который есть одновременно и земное воплощение Гроба Господня. Поэтому если храм обветшал за давностью времени и разрушился, то престол не подлежит уничтожению а переносится и освящается в соседний или вновь отстроенный храм, или на этом месте ставится часовня.
В престольный праздник принято принимать икону праздника из храма у себя в доме и вместе со священнослужителями совершать семейный молебен. В этот день с иконами ходили по дворам, крестьяне выносили на улицу столы с пирогами. Женщины всех окрестных селений, считая для себя этот день праздничным, стремятся часть домашних работ выполнить на кануне, чтобы не осквернить праздник суетными заботами.
Пожилые
люди и те из молодых,которые
постом не говели,по церковным
правилам,встречали свой
Особенностью посещения церкви в день престольного праздника - «подавать» за здравие и поминание за упокой усопших предков.
В Рязанской области,как и во многих других местах,на украшение храмовых икон дарят в церковь вышитые полотенца и салфетки.
В дни праздников покупают много много свечей. От их горящих огоньков в старинном храме становится светлее и благочестивие.
В день престольного праздника после торжественного молебна совершается всеобщий крестный ход вокруг храма.
Престольный день-особый для жителей любого уголка,в котором действует храм,а если даже служба там еще не возобновлена,празднование совершается по всем принятым в данной местности обычаям.
Стол — Божий престол
Фактически во всех сельских
домах сохранился передний
По
традиции в этом углу всегда
стоит стол,застланный
Передний
угол крестьянского дома-это
Престол
в храме-это и Божий трон
и место,где лежит
На
стол,по русской традиции,
Как
сильную можно
Где бы не оказался человек,день храмового праздника своей деревни он старался отметить в кругу своей семьи,или хотя бы вспомнить,что сегодня на родине престольный день. Женщины,где бы они не оказались,пекли в этот день пироги для своих домочадцев.
Когда же праздновался престольный день (сначала в церкви за праздничной литургией,крестным ходом и колокольным звоном),то храм,площадь перед храмом,само село становилось
центром праздника ,поскольку сюда стекались все родные и знакомые.
После литургической части праздник перемещался в семью. И тогда сердцем праздника становился каждый дом.
Хлеб-соль
Расходясь по домам по окончании Богослужения,каждый,согласно старой русской традиции приглашал соседей и односельчан «пожаловать в гости»на праздничный обед.
К праздничному столу продукты запасали заранее,предусмотрительные хозяева ещё с весны оставляют телка,которого закалывают перед праздником. На базаре покупались мясо и солонина,пшеничная мука,закалывались заранее выкормленная свинья,варилась брага.
Обильное угощение-характерная черта праздничного
обеда престольного дня. Но прежде,чем
сесть за стол,домочадцы и званые и незваные
гости молились,вспоминая родных,близких,садились
за стол.В день престольного праздника
стол буквально ломился от яств. Подавали:солонину,свинину,
Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли