Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

Stepanova_experiment.doc

— 495.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный педагогический университет

Музыкально-педагогический факультет

Кафедра пения и методики музыкального воспитания

 

 

 

 

 

Развитие интереса к народной музыке

у младших школьников

(на материале фольклорного ансамбля

детской школы искусств)

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 


 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 


 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2003г. 
СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                      Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6

    1. Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
    2. Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
    3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37

2.1.Основные принципы работы  с детским народно-хоровым коллективом  и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37

2.2.Методы развития интереса  учащихся к народной музыке  на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52

2.3.Организация и результаты  опытно-экспериментальной работы……………62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1..………………………………………………………………....77

ПРИЛОЖЕНИЕ 2..…………………………………………………………………80

ПРИЛОЖЕНИЕ 3..…………………………………………………………………84

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В современной культуре, как в исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особо важную задачу художественного познания мира, поэтому занимает значимое место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

     Осуществление данной  цели возможно только при условии  воспитания устойчивых нравственно-духовных  потребностей личности, в том  числе и потребности в общении  с музыкой, важную роль, в формировании которой играет развитый музыкальный интерес.

     Общие психолого-педагогические  основы проблемы интереса разработаны  Л.И. Божович, Л.С. Выготским, Н.Ф. Добрыниным, А.Г. Ковалевым, Н.В. Кузьминой, В.Н. Мясищевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.И. Щукиной и другими. В области музыкальной педагогики исследования проблем интереса связано с именами Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной ,Е.Я. Бурлиной, Н.И.Буториной, Н.Л. Гродзенской, А.Н. Сохора и других.

     Однако внимание педагогов  при изучении музыкального интереса в основном направлено на область массового музыкального воспитания и профессионального музыкального обучения в высшем звене. Подобных исследований применительно к начальному профессиональному музыкальному образованию фактически не существует, тогда, как в настоящее время современные школы искусств и музыкальные школы призваны решать задачи не только профессиональной подготовки учащихся (так как одаренные дети составляют малый процент из числа обучающихся), но и формирования общей и музыкальной культуры школьников. Понятие музыкальной культуры предполагает в числе других составляющих и знание музыки своего народа. Знакомство с произведениями народного музыкального творчества откроет учащимся богатство национальной духовной культуры, обеспечит лучшее понимание классической музыки, формирование у них высокохудожественного вкуса, что имеет огромное значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающей личности. Именно этим целям служат занятия в фольклорном ансамбле Детской школы искусств. Однако возможности фольклорного ансамбля в развитии интереса к народной музыке остаются до конца не реализованными. Это связано в первую очередь с акцентированным вниманием педагогов на решение узкотехнологических задач проводимых занятий, которые вызывают определенные трудности у детей, а также разрывом между новациями в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии, в современной научной литературе и практикой преподавания фольклора в детской школе искусств. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение на занятиях рассматриваемого предмета основных принципов развивающего обучения, разработанных Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, а также форм и методов работы, стимулирующих развитие интереса к народному искусству.

     Все вышеизложенное  позволило очертить проблему  исследования, заключающуюся в выявлении  методов обучения, способствующих  развитию интереса к народной  музыке у учащихся на занятиях  фольклорного ансамбля детской  школы искусств, и определило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)».

     Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.

     Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.

     Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.

В соответствии с целью исследования были определены задачи:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
  2. Рассмотреть содержание понятия «интерес» и уровни развития интереса к народной музыке у учащихся детской школы искусств.
  3. Выявить и экспериментально проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля.

      Для решения поставленных  задач были использованы следующие методы: анализ психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение собственного опыта работы в качестве руководителя фольклорного ансамбля ДШИ; наблюдение;  анкетирование; беседа.

    Теоретико-методологической  основой исследования явились психолого-педагогическая теория деятельности, теория развивающего обучения, теория этнокультурного воспитания, теория музыкального воспитания и обучения.

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе  детского фольклорного ансамбля  музыкального отделения  Детской  школы искусств №6 Ленинского  района г. Екатеринбурга.

     Выпускная квалификационная  работа включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

     Результаты работы  были  апробированы на второй  научно-практической  конференции  “Музыкальное образование детей  и юношества: проблемы и поиски” (г.Екатеринбург, 17-18 апреля 2003 года) и при опубликовании тезисов доклада по теме “Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей”.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ

 

    1. Проблема интереса: общетеоретический анализ

 

     В современном образовательном процессе важное место занимает познавательный интерес, уровень развития которого у школьников во многом определяет эффективность обучения и воспитания. Проблема интереса существовала на протяжении всего исторического процесса развития обучения, и уже в эпоху гуманизма интерес рассматривался как фактор приятного и радостного учения, стимул и побудитель познавательной деятельности воспитанников.

     Понятие «интерес»  в переводе с латинского означает:

  1. Особое внимание к чему-либо; желание вникнуть в суть узнать, понять;
  2. Занимательность, значительность;
  3. Нужды, потребности;
  4. Важно, иметь значение, участвовать

     Сущность интереса  как общего феномена и социального  явления заключается в субъективно-объективном  основании: в нем отражается объективная действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значимым; через интерес человек устанавливает связь с окружающим миром.

     В научной литературе  существуют различные трактовки  понятия «интерес», исходя из  специфики той или иной науки, которая его рассматривает. В философских трудах под интересом подразумевается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, группы), определяющая их социальное положение и поведение; реальная причина действий, событий, свершений, стоящая непосредственно за побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерениями участвующих в этих действиях; привлечение, склонность к чему-либо; ценность и значение, придаваемое вещам [42, с.162; 43, с.183; 44, с.219].

     Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи (А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, В.Г. Нестеров и другие). Единство субъективного и объективного в интересе, как коренном вопросе данной категории, наиболее точно определяет А.Г. Здравомыслов, который подчеркивает, что интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта [47, с.7].

     В тоже время современные  философские и социологические  труды по проблеме интереса  как общественного явления, рассматривают  его в тесной связи с потребностями  и проблемой ценностей, которые  проявляются во внутренних возможностях  человека, оказывая влияние на разные области деятельности общества и отдельно взятого человека. Ценности определяют направленность потребности и интереса, выступая для личности как «объект различных человеческих устремлений и желаний» [47, с.9]. Кроме того, философская и социологическая литература рассматривает интерес в тесной взаимосвязи с деятельностью, отмечая, что реализация происходит только в процессе деятельности масс и отдельной личности.

     Опираясь на основные  положения философии, психолого-педагогическая наука рассматривает понятие «интерес» как:

  • познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанную с положительным эмоциональным переживанием;
  • форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, более глубокому ознакомлению с новыми фактами [36, с.146].
  • Мотив как мотивное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, которые могут перерасти в активную устойчивую потребность личности в деятельном отношении к предмету, в склонность [35, с.140].

     Как сложное и значимое  образование для человека «интерес»  также трактуется в качестве:

  • ведущего побудителя деятельности человека;
  • избирательной направленности внимания человека;
  • активатора разнообразных человеческих чувств;
  • особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека;
  • одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы;
  • активное эмоционально-познавательное отношение к миру;
  • избирательная направленность личности к объекту, обращенная к области познания, индикатор ее общего развития.

     Наиболее полное определение, выражающее сложившиеся точки  зрения на понятие интерес, дано Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [47, с.13]. Заслуга исследователя состоит в том, что, обобщив взгляды на понятие «интерес» ею было предложено развернутое определение данного психологического процесса, который выступает как:

  • избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности;
  • тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью приносящей удовлетворение;
  • мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • особое избирательное, наполненное активными помыслами, сильными эмоциями волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [47].

Информация о работе Развитие интереса к народной музыке у младших школьников (на материале фольклорного ансамбля детской школы искусств)