Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:22, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
Проблема интереса: общетеоретический анализ…………………………...6
Роль народной музыки в воспитании подрастающего поколения……….20
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом и их реализация в условиях фольклорного ансамбля Детской школы искусств..37
2.2.Методы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля………………………………………………………..52
2.3.Организация и результаты опытно-экспериментальной работы……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………...6
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ………………………………………………….37
2.1.Основные принципы работы
с детским народно-хоровым
2.2.Методы развития интереса
учащихся к народной музыке
на занятиях фольклорного
2.3.Организация и результаты
опытно-экспериментальной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..…………………………………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..…………………………………………………………………84
В современной культуре, как в исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особо важную задачу художественного познания мира, поэтому занимает значимое место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной
цели возможно только при
Общие психолого-
Однако внимание педагогов при изучении музыкального интереса в основном направлено на область массового музыкального воспитания и профессионального музыкального обучения в высшем звене. Подобных исследований применительно к начальному профессиональному музыкальному образованию фактически не существует, тогда, как в настоящее время современные школы искусств и музыкальные школы призваны решать задачи не только профессиональной подготовки учащихся (так как одаренные дети составляют малый процент из числа обучающихся), но и формирования общей и музыкальной культуры школьников. Понятие музыкальной культуры предполагает в числе других составляющих и знание музыки своего народа. Знакомство с произведениями народного музыкального творчества откроет учащимся богатство национальной духовной культуры, обеспечит лучшее понимание классической музыки, формирование у них высокохудожественного вкуса, что имеет огромное значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающей личности. Именно этим целям служат занятия в фольклорном ансамбле Детской школы искусств. Однако возможности фольклорного ансамбля в развитии интереса к народной музыке остаются до конца не реализованными. Это связано в первую очередь с акцентированным вниманием педагогов на решение узкотехнологических задач проводимых занятий, которые вызывают определенные трудности у детей, а также разрывом между новациями в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии, в современной научной литературе и практикой преподавания фольклора в детской школе искусств. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение на занятиях рассматриваемого предмета основных принципов развивающего обучения, разработанных Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, а также форм и методов работы, стимулирующих развитие интереса к народному искусству.
Все вышеизложенное позволило очертить проблему исследования, заключающуюся в выявлении методов обучения, способствующих развитию интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств, и определило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)».
Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методы развития интереса к народной музыке у учащихся на занятиях фольклорного ансамбля детской школы искусств.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на занятиях фольклорного ансамбля в детской школе искусств.
Предмет исследования – методы и приемы развития интереса учащихся к народной музыке на занятиях фольклорного ансамбля.
В соответствии с целью исследования были определены задачи:
Для решения поставленных
задач были использованы
Теоретико-методологической основой исследования явились психолого-педагогическая теория деятельности, теория развивающего обучения, теория этнокультурного воспитания, теория музыкального воспитания и обучения.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась на базе
детского фольклорного
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Результаты работы
были апробированы на второй
научно-практической конференции
“Музыкальное образование
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ
В современном образовательном процессе важное место занимает познавательный интерес, уровень развития которого у школьников во многом определяет эффективность обучения и воспитания. Проблема интереса существовала на протяжении всего исторического процесса развития обучения, и уже в эпоху гуманизма интерес рассматривался как фактор приятного и радостного учения, стимул и побудитель познавательной деятельности воспитанников.
Понятие «интерес»
в переводе с латинского
Сущность интереса
как общего феномена и
В научной литературе
существуют различные
Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи (А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, В.Г. Нестеров и другие). Единство субъективного и объективного в интересе, как коренном вопросе данной категории, наиболее точно определяет А.Г. Здравомыслов, который подчеркивает, что интерес – это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта [47, с.7].
В тоже время современные
философские и социологические
труды по проблеме интереса
как общественного явления, рассматривают
его в тесной связи с
Опираясь на основные положения философии, психолого-педагогическая наука рассматривает понятие «интерес» как:
Как сложное и значимое
образование для человека «
Наиболее полное определение, выражающее сложившиеся точки зрения на понятие интерес, дано Г.И. Щукиной: «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [47, с.13]. Заслуга исследователя состоит в том, что, обобщив взгляды на понятие «интерес» ею было предложено развернутое определение данного психологического процесса, который выступает как: