Дети нашей школы лишены
доступных здоровым сверстникам
каналов получения информации: скованные
в передвижении и использовании
сенсорных каналов восприятия, они
не могут овладеть всем многообразием
человеческого опыта. Они также
часто испытывают затруднения
в предметно-практической деятельности,
ограничены в проявлениях игровой
деятельности, что негативно сказывается
на формировании высших психических
функций.
Отрицательные эмоциональные
переживания, хроническая неудовлетворенность
и т.п. часто приводят к патологическим
изменениям характера, искажениям
в формировании личности. В своей
работе стараюсь учитывать все
эти особенности, ищу особый
подход в обучении и воспитании
каждого ребенка.
Провожу свои уроки в доброжелательной
и поощрительной манере. Это способствует
формированию у детей адекватной
самооценки, стремлюсь развивать
способности и склонности, которые
могут способствовать максимальной
самореализации каждого ребенка.
При планировании и проведении
занятий по ЛФК учитываю особенности
организма ребёнка. В связи
с этим, занятия выстраиваются
и проводятся с учётом их
значимости для решения лечебно-коррекционных
задач. Работаю в тесном сотрудничестве
со школьным психологом и медицинским
работником. (1)
Хочется остановиться на
категории детей с нарушением
зрения, где многообразие зрительной
патологии предопределяет необходимость
дифференцированного подхода к
выбору лечебных мероприятий
для каждого ребёнка. Например,
с помощью простого предмета
гимнастического катка расширяю
арсенал физкультурных упражнений
на различные группы мышц, а
также предлагаю ряд коррекционных
упражнений на развитие зрительного
восприятия, укрепления мышечного
аппарата глаз.
В зале ЛФК расположена
коррекционная стена с нарисованными
линиями разных цветов, по которой
дети с ослабленным зрением
прокатывают гимнастический каток
в различных направлениях. В процессе
данного упражнения дети многократно
приседают, подтягиваются, наклоняются
в разные стороны, выполняют
вращательные движения в суставах
рук, кроме того, корректируются
зрительные функции ребёнка.
Также есть в зале напольное
покрытие с рисунком. Дети с
удовольствием катают по дорожкам
паровозики, при этом снимают
физическую нагрузку и получают
эмоционально положительное воздействие.
У детей с нарушением речи
в программе коррекционных занятий
стоит ритмика. Здесь предпочтение
отдаю интегрированным занятиям,
включающим развитие хореографических
способностей, речи, движения. Занятия
проводятся под музыкальное оформление.
В программу курса включены
речевые логоритмические упражнения.
Значительная роль в работе по осознанию
ритмического строя речи принадлежит
играм, созданным на основе стихотворного
текста. Эти игры учат детей координировать
движения со словом, что способствует,
в первую очередь, речевому развитию. (2Ж)
У детей с отклонением
в психическом и физическом
развитии содержанием работы
на уроках ритмики является
музыкально ритмическая деятельность.
Овладевая разнообразными движениями,
дети совершенствуют двигательные
навыки, у них развивается мышечное
чувство, пространственная координация,
улучшается осанка, повышается жизненный
тонус. (3,4)
Занятия ритмикой положительно
влияют на умственное развитие
детей: каждое задание нужно
понять, осознать правила игры, осмыслить
своё место в ней, свою роль.
Музыкальное оформление на уроке,
кроме эмоционального воздействия,
оказывает на ребёнка организующее
и дисциплинирующее влияние благодаря
присутствующему ритму. Благодаря
ритму вялые и расплывчатые
движения становятся чёткими
и целесообразными, нормализуется
двигательное беспокойство. Но, несмотря
на это, дети с отставанием
в развитии очень быстро устают
от одного вида деятельности,
приходится менять один вид
деятельности на другой, чередовать
ритмические упражнения с играми.
Ребенок с ограниченными
физическими возможностями зачастую
имеет проблемы, тесно связанные
с его личностью, с состоянием
нервно-психической сферы, с нарушением
коммуникативной функции. Понимая
комплексный характер проблем,
я нашла комплексный подход
к их решению, который включает
в себя различные коррекционные
игровые методики: логопедическая
ритмика, куклотерапия, музыкотерапия.
Логопедическая ритмика одна
из форм терапии, основанная
на использовании связи слова,
музыки и движения. В ходе занятия
двигательно-речевые логоритмические
упражнения помогают легко и непринужденно
компенсировать не только недостатки
речи, психические функции, но и открывают
новые способности ребенка, повышают его
самооценку.
Куклотерапия позволяет ребенку с
проблемами в развитии из пассивного слушателя
постепенно превращаться в активного
соучастника игры. Кукла учит, воспитывает,
развивает, дарит положительные эмоции
ребенку и лечит от заикания. Работая с
куклой, говоря за нее, ребенок по-иному
относится к своей собственной речи. Кукла
служит для ребенка своего рода защитой,
психологической опорой в его публичном
выступлении
Музыкотерапия это лекарство,
которое слушают, данный метод
позволяет использовать музыку,
как средство нормализации эмоционального
состояния, устранения страхов
двигательных и речевых расстройств.
В финале урока обязательно
провожу упражнения на релаксацию
и расслабление. Спокойная, тихая
музыка оказывает успокаивающее
и гармонизирующее воздействие
на ребенка.
Вся моя работа нацелена
на защиту и реабилитацию физического
здоровья детей, на их нормальную
социализацию, сохранение благоприятного
психологического климата в едином
образовательном пространстве.
В своей деятельности использую
Интернет ресурсы, сопровождаю
уроки и мероприятия компьютерными
презентациями. (4)
Многие учебно-методические
разработки, используемые мною в
работе, также имеют вид электронных
документов. Я разместила несколько
своих работ на сайте www.ProШколу. ru. Всю
документацию классного руководителя
оформляю в программе АИАС.
На протяжении нескольких
лет являюсь руководителем школьного
танцевального коллектива Улыбка,
в состав которого входят не
только дети, но и учителя школы.
Работаю по программе дополнительного
образования Ритмика и основы
танца.(6) Неоднократно наш коллектив
являлся участником областных,
городских и районных мероприятий
и занимал призовые места в
различных творческих конкурсах:
-2001/2002 учебный год танцевальный
коллектив Улыбка (художественный
руководитель Уколова Н. М.) - победитель
телевизионного конкурса юных талантов
Моршанский петушок.
-2002/2003 учебный год победитель
конкурса Радуга талантов (г. Моршанск);
-2003/2004 учебный год 1-е место
в фестивале детского творчества
Моршанск частица Родины моей,
в номинации Народная хореография,
2-е место в номинации Классическая
хореография (г. Моршанск);
-2004/2005 учебный год 2-е место
в городском конкурсе детского
творчества Памяти павших будем
достойны, посвящённом 60-летию Великой
Победы, в номинации Народный
танец,
3-е место в номинации Бальный
танец (г. Моршанск);
-2005/2006 учебный год 1-е место
в конкурсе детского конкурса
Звёздный дождь среди общеобразовательных
учреждений, в номинации Танцы
народов мира,
2-е место в номинации Детский
танец г. Моршанск;
-2006 /2007 учебный год 1 место на
фестивале детского творчества
Моршанск частица Родины моей,
в номинации Народная хореография
2 место в номинации Классическая
хореография (г. Моршанск);
-2008г. - участие в областном семинаре
Коррекционно-развивающая среда
как средство социализации детей
с отклонением в развитии, на
котором мной был дан открытый
урок по ритмике на тему: Разучивание
элементов современного танца Зимние
забавы, танцевальные коллективы учителей
и обучающихся приняли активное участие
в концертной программе.
-2008г. творческий коллектив ТОГОУ
Моршанская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат отмечена
благодарственным письмом за участие
в фестивале среди детейинвалидов Мы можем
всё.
-2008г. участие в областном
фестивале по линии Всероссийского
общества слепых, в котором танцевальный
коллектив Улыбка принял непосредственное
участие (г. Тамбов)
-2008г. участие танцевального
коллектива в телепроекте Минута
славы. Моршанская версия.
-2009г. участие в конкурсе-фестивале,
в городе Тамбове, посвящённом
Дню инвалидов, на котором среди
10 школ-интернатов танцевальный
коллектив Улыбка занял 1 место
в номинации Хореография.
-2009г. участие танцевального
коллектива в концерте (совместный
проект с городским дворцом
культуры), посвящённом Дню инвалида
Мы можем всё.
В воспитательной работе
решаю задачи нравственного и
физического воспитания учащихся,
формирование практических навыков
труда и самообслуживания, оказание
помощи воспитанникам в жизненном
самоопределении. Дети моего класса
являются активными участниками
художественной самодеятельности,
спортивных соревнований. (7)
Учитывая особенности ребят
в классе, провожу классные часы
правовой тематики, встречи со
школьным инспектором ПДН, инспектором
ГИБДД. В классе нет обучающихся,
состоящих на профилактическом
учете.
У каждого ребенка есть
общественное поручение.
Дети проявляют большой интерес
ко всему новому. Все обучающихся
посещают различные секции, внешкольные
объединения дополнительного образования
по различным направленностям. (8)
Эффективность обучения и
воспитания в школе во многом
зависит от взаимодействия учителя
с родителями обучающихся, их
поддержки и помощи. Стараюсь
сделать родителей своими единомышленниками,
творцами общего со мной дела
формирования личности ребенка.
При проведении родительских
собраний не уделяю много времени
рассказу об успеваемости детей,
а анализирую причины отставания,
мотивы поведения, даю рекомендации
по коррекции воспитания, часто
приглашаю на собрания школьного
психолога.
Большое внимание уделяю
организации летнего отдыха детей.
На протяжении нескольких лет
являюсь воспитателем в загородных
детских оздоровительных лагерях
Спутник, Вислый бор.
Считаю опыт своей работы
интересным и востребованным
среди коллег в профессиональном
сообществе в методическом объединении
учителей спортивно-технологического
цикла, руководителем которого
и являюсь. (9). Слежу за новинками
методической литературы, использую
в работе различные словари,
справочники, энциклопедии, журналы
и другие пособия. Использую
опыт коллег по работе, посещая
открытые уроки и участвуя
в работе МО учителей спортивно-технологического
цикла.
(10)
Большое внимание уделяю
самообразованию. За период работы
в данной должности я неоднократно
проходила обучение на курсах
повышения квалификации. В 2006 году
прошла курсы по проблеме Всестороннее
развитие личности через кроки
ритмики.
Участие в областных учебно
практических семинарах позволяет мне
постоянно совершенствовать свой уровень,
технологизировать управленческую деятельность.
В 2008 году, участвуя в областном учебно
практическом семинаре Коррекционно развивающая
среда как средство социализации детей
с проблемами в развитии.
Мой труд неоднократно отмечался
Имею следующие поощрения
и награды:
Почетная грамота отдела
образования администрации г.
Моршанска (2003г., 2005г.)
Благодарственное письмо ОБКОМА
профсоюза г. Моршанска
( 2004г.)
Благодарственное письмо отдела
образования администрации г.
Моршанска. (2003г.)
В своей работе сталкиваюсь
с рядом проблем, одна из
которых слабое оснащение зала
ЛФК специальным оборудованием
для проведения коррекционной
работы. Хотелось бы иметь в
зале специализированный станок
для разминок, гимнастические катки,
видеоаппаратуру, компьютер. Специфика
нашего учреждения такова, что
дети, обучающиеся в нем, проживают
в различных местах Тамбовской
области, что затрудняет мое
общение с родителями. Одна из
проблем отсутствие системы оценивания
и отслеживания результатов педагогической
деятельности по ритмике. В
дальнейшем я совместно с психологом
и медицинским работником планирую
систематизировать имеющиеся методики
для мониторинга учебных достижений
моих учеников.