Дидактическая игра как средство развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать дидактические игры, направленные на развитие сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом
1.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по сенсорному развитию дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.1. Организация исследования и выявление исходного уровня развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (3).doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

 

Детям во время контрольного этапа практически не требовалось время на обдумывание услышанного ритма (первые две серии), хотя во время констатирующего этапа дети «задумывались» над каждым заданием.

Успешность выполнения пробы «Понимание текста»          

 Таблица 7

Успешность выпол-

нения

 

Название этапов

 

Безошибочно, %

 

1-3 ошибки, %

 

Не справился, %

 

Свой вариант, привнесение, %

Констатирующий этап

22

33

33

22

Контрольный этап

36

63

36

36


 

Из таблицы видно, что  на контрольном этапе повысилось количество учащихся выполнивших задание безошибочно. Эти дети сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. 

Уровень успешности выполнения методики «Зашумленные картинки» 

Таблица 8

Название рисунка

Успешность узнавания  в стимульном материале, %

Констатирующий этап

Успешность узнавания  в стимульном материале,%

Контрольный этап

правильно

ошибка

правильно

ошибка

Бабочка

88

12

100

-

Лампа

66

34

70

30

Цветок 

77

23

100

-

Молоток

66

34

91

9

Балалайка

77

23

73

27

Расческа 

55

45

73

27


 

Как видно из таблицы, наблюдаются существенные различия в уровне умения выделять фигуры из фона, уровне зрительного предметного восприятия между данными констатирующего и контрольного этапов.

Соответственно, можно сделать вывод, что предложенные нами занятия способствовали повышению уровня развития сенсорных процессов  дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

По результатам констатирующего  и контрольного  эксперимента можно сделать вывод, что дети с легкой степенью умственной отсталости во время констатирующего эксперимента обладали более низким уровнем развития слухового восприятия (понимание теста и воспроизведение ритмического рисунка), более низким уровнем развития умения выделять фигуры из зашумленного фона. Но вместе с тем уровень целостности восприятия оказывается приближенным к показателям контрольного эксперимента.

Для детей во время  констатирующего эксперимента характерным  являлся  более медленный темп работы, боле длительное время «обдумывания» задания и способа решения, большее количество ошибок и «случайных» ответов. Во время контрольного этапа дети были более активны, быстрее усваивали условия работы, у них качество работы оказалось более высоким. Проведенные исследования и анализ их результатов позволяет подтвердить ранее выявленные не только общие, но и специфические особенности сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, что имеет важное значение для практической деятельности педагогического коллектива, работающего с данными детьми.

Полученные данные говорят  нам о наличии некоторых трудностей в развитии сенсорных процессов  дошкольников  с легкой степенью умственной отсталости, проявляющихся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости детей. Присущие дошкольникам с легкой степенью умственной отсталости грубые нарушения развития сенсорных процессов препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.

Таким образом, поиски путей  и методов, способствующих коррекции дефектов сенсорных процессов  у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости являются актуальными и поэтому предлагаемый  нами ряд занятий окажет существенную помощь при исправлении недостатков развития сенсорных процессов у детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Таким образом, коррекция  нарушенийсенсорных процессов, свойственных дошкольникам с легкой степенью умственной отсталости, осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках выбранной темы, нами был разработан и  осуществлен  план научно исследовательской деятельности, который включал в себя анализ теоретических источников и проведение эмпирического исследования.

Обзор научной литературы позволил выявить основные  особенности  сенсорно-перцептивной сферы у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, подобрать диагностические методики для проведения исследования в данной области, подготовить научную основу для интерпретации полученных эмпирических данных.

Настоящее исследование показало своеобразие сенсорно-перцептивной сферы детей с легкой степенью умственной отсталости,  воспитывающихся в дошкольных учреждениях . В результате предпринятого наблюдения за детьми в ходе занятий, проведения режимных моментов и свободной деятельности установлена возможность продуктивного (вербального и невербального) контакта с детьми, способность выполнения ими элементарных действий по подражанию и образцу.

Наблюдения за деятельностью  детей, анализ личных дел и беседы со специалистами, работающими с  детьми, позволили определить оптимальное  содержание и условия проведения индивидуального психолого-педагогического эксперимента.

Анализ данных, полученных в ходе изучения ориентировочной деятельности, уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов, а также особенностей выполнения детьми заданий, требующих учета внешних признаков предметов, позволяют выделить ряд особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Проведенное исследование и сравнительный анализ данных во время констатирующего и контрольного эксперимента помогли уточнить и расширить знания об имеющихся общих и специфических особенностях сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

Таким образом, можно  сформулировать следующие выводы:

  1. Сенсорно-перцептивная сфера у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости обладает качественным своеобразием
  2. Кроме общих, наблюдаются и специфические, индивидуальные особенности развития сенсорно-перцептивной сферы у  дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
  3. Указанные особенности диагностируются при помощи разработки комплекса методик и метода математической статистики, анализа результатов эмпирического исследования.
  4. Полученные данные могут быть использованы в работе педагогов-дефектологов, обучающих и воспитывающих данную категорию детей для разработки рекомендаций по целенаправленному формированию сенсорно-перцептивной сферы у данных школьников.

В повседневной жизни  дошкольники с легкой степенью умственной отсталости игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; выделение этих признаков является случайным или основывается на многократном повторении действия; стимулом для совершения ориентировочно-исследовательских действий с предметом может служить его новизна, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с предметом необычные действия взрослого, прямые указания взрослого.

При предъявлении детям  предметов, различающихся по одному признаку (цвету, форме, величине, наличию или отсутствию звука) наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно цвет предметов вызывал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Установлено, что форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реакций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Однако при действиях с предметами, отличающимися по одному внешнему признаку, дети совершали преимущественно однотипные неспецифические ориентировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, поворачивание), которые не позволяли им выявить особенности и свойства предмета, а лишь способствовали общему ознакомлению с ним.

Дети дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости более успешно идентифицируют четыре основных цвета, и хуже -белый и черный. Знали название цветов до обучения, в среднем, менее трети детей, при этом наиболее известными оказались красный и зеленый, наименее - белый и черный цвета. Самостоятельное называние цвета доступно незначительному количеству детей.

Восприятие величины является наименее сформированным у  детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. При этом, зрительное соотнесение находится на достаточно высоком уровне. Значительные сложности возникают при выделении признака величины по названию и самостоятельном назывании признака наиболее доступным детям явились практические задания, при выполнении которых требовалось учитывать форму предмета. Наиболее сложными оказались задания, в которых требовался учет цвета и величины предметов. Наиболее освоенные способы действий также наблюдались при выполнении заданий с предметами, различающимися по форме. В заданиях, выполняемых с предметами разного цвета и величины, подавляющее большинство детей действует без учета этих свойств предметов. В результате, наибольшее количество верно выполненных заданий наблюдается при действиях, требующих учета формы, наименьшее -при действиях с предметами разной величины.

Таким образом, мы получили данные, свидетельствующие о том, что цвет предмета вызывает у детей  дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости яркие эмоциональные реакции, форма предметов провоцирует значительное количество познавательных реакций (в том числе ориентировочно-исследовательских действий). Восприятие величины вызывает наибольшие сложности, особенно при необходимости ее словесного обозначения. По-видимому, это связано не только с осбенностями деятельности этой категории детей, но и с качеством воспринимаемых свойств предметов.

Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе, в исследовании была разработана и апробирована система по сенсорному воспитанию.

Предпринятое нами исследование и анализ полученных результатов позволяют наметить пути работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости. При этом мы основывались на принятом в настоящее время рассмотрении восприятия как особой деятельности, в структуре которой наличествует мотивационно-личностной и операционально-технический компонент деятельности.

Мотивационная сторона  перцептивных процессов определяет их направленность, селективность и напряженность и является важным фактором индивидуального развития в 4-х направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом. Именно с учетом этих положений строилось экспериментальное обучение.

Операциональный уровень  деятельности представлен перцептивными  операциями как способами выполнения перцептивных действий.

Развитие функциональной стороны включало в себя работу по развитию чувствительности и была основана на упражнениях, предложенных Е.К. Грачевой еще в начале нашего века; развитие зрительного и слухового сосредоточения.

Формирование мотивационной  стороны подразумевало развитие эмоционального контакта ребенка со взрослым, формирование интереса к различным видам деятельности (прежде всего предметно-манипулятивной, игровой, элементарной продуктивной). «Внешняя» стимуляция осуществлялась за счет использования ярких, красочных игрушек, дидактического материала, предметов обихода, то есть за счет особой организации среды ребенка. Кроме того, значительную роль играла организующая активность взрослого, его эмоциональность.

Развитие операциональной  стороны включало обучение обследовательским действиям с игрушками, предметами обихода сначала на занятиях; а затем в ходе выполнения режимных моментов. Следующим этапом являлось формирование представлений о цвете, форме и величине предметов, обучению действиям обследования этих признаков (обведение, наложение, приложение), формированию понимания слов-названий сенсорных эталонов и, когда это было возможным, самостоятельному называнию этих эталонов в доступной детям форме. Содержание обучения соответствовало «Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». Применение адекватных методов и приемов работы, правильная организация рабочего места, использование дидактического материала, соответствующего особенностям ребенка позволили получить положительные результаты обучения.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости