Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать дидактические игры, направленные на развитие сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом
1.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по сенсорному развитию дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.1. Организация исследования и выявление исходного уровня развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Примечание. В более "сильной" подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.
План занятия N 12. (Построим башню) -
Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.
Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: фланелеграфы, по три квадрата разной величины на- каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображенных на картинках зверей,. располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка). Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их квартир' (кубов). Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении (дом для зверей).
Примечание. В более "сильной" подгруппе башню можно строить для четырех зверей из четырех квадратов, без образца воспитателя, только по словесной инструкции.
План занятия N 13. (Разноцветные комнаты)
Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.
Материал. У каждого ребенка карточка (30x20 см), разделенная на 6 клеток (10x10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.
Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные "комнаты" на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания.
Примечание. В более "сильной" подгруппе каждый ребенок раскладывает по два предмета каждого цвета
План занятия N 14. (Гости)
Программное содержание. Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала ("домики" фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на
каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена "человечков", показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю? младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с иаображением круга, все овалы - на лист бумаги
с изображением овала.
Примечание. В более "сильной" подгруппе у детей по 4 фигуры
каждой формы, в более "слабой" - по 3.
План занятия N 15. (Построим башню)
Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой.
Материал. Демонстрационный: картинки- с изображением зверей: медведь, волк, лиса, заяц, мышка. Пять кубов разной величины. Раздаточный: 5 квадратов разной величины, фланелеграфы.
Ход занятия. Занятие проводится так же как и занятие N 12, но с большим количеством картинок зверей, кубов и квадратов.
План занятия N 16. (Гости)
Программное содержание. Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.
Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением треугольника, квадрата и прямоугольника ("домики" фигурок-человечков). Раздаточный: треугольники, квадраты и прямоугольники разных цветов и размеров (по 3-5 шт.) на каждого ребенка. Ход занятия. Занятие проводится так же как и занятие N 14, но с другими фигурами.
План занятия N 17. (Разложим мишкам мисочки)
Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой.
Материал. Демонстрационный: картинка с изображением 8-10 мишек, стоящих по росту с разницей в 2см, 8-10 мисочек разного размера. Раздаточный: 8-10 мисочек разного размера на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми- рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Дети говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т.д. Далее воспитатель объясняет, что мишки хотят есть и предлагает разложить для них мисочки. Воспитатель показывает, как надо раскладывать мисочки: самому большому медведю - самую большую миску; тому, кто поменьше - самую большую из оставшихся и т. д. 'Затем дети самостоятельно раскладывают мисочки для мишек у себя на столах, подбирая их по величине от самой большой до самой маленькой.
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям даются по 10 мисочек для 10 медведей. 2 более "слабой" - по 3 мисочек для 8 медведей.
План занятия N 18. (Окраска воды)
Программное содержание. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".
Материал. Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.
Примечание. Занятие проводится зимой. В более "сильной" подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка
План занятия N19. (Аппликация "Кроватки")
Программное содержание. Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. Материал. Демонстрационный: образец аппликации кроватки. Раздаточный: листы бумаги для аппликации с контуром "кроватки" или без него, по 3 прямоугольника (1 большой и 2 маленьких) на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, клеенки.
Ход занятия. Воспитатель показывает образец - кроватку, анализирует, из каких фигур она составлена: большой прямоугольник "лежит", маленькие по бокам "стоят". К анализу привлекается контурное изображение. Далее детям предлагается положить свои фигурки на контур кроватки, потом наклеить их.
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям не дается контур кроватки. Он анализируется только на демонстрационном материале. Для аппликации дается чистый лист бумаги. В более, "слабой" подгруппе фигурки накладываются на контур кроватки.
План занятия N 20. (Накорми мишек)
Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой.
Материал. Демонстрационный: картинка с изображением 8-10 мишек, стоящих по росту с разницей в 2см, 8-10 мисочек разного размера, 8-10 ложечек в соответствии с величиной мисок. Раздаточный: 8-10 мисочек разного размера, 8-10 ложек на каждого ребенка в соответствии с величиной мисок.
Ход занятия. Занятие проводится так же как занятие N 17. Воспитатель напоминает детям, как надо раскладывать миски для медведей. Затем учит раскладывать к каждой миске ложечку, подбирая ее в соответствии с величиной миски. К каждой последующей миске выбирается ложка самая большая из оставшихся.
Примечание. В более "сильной" подгруппе дается по 10 мисочек и ложечек для 10 медведей, в более "слабой" - количество медведей, мисочек и ложечек может варьироваться в зависимости от навыков детей.
План занятия N 21. (Окраска воды) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 18), но каждый ребенок выбирает одну из шести красок по желанию.
План занятия N 22. (Аппликация "Елочка") Программное содержание. Обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины.
Материал. Демонстрационный: образец аппликации, картинка с изображением сужающей к верху елки. Раздаточный: по 4-5 треугольников разной величины на каждого ребенка, листы бумаги для аппликации, клей, кисточки, салфетки, клеенки.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям ель, нарисованную на картинке, . анализирует строение ели. Потом показывает образец аппликации, объясняет, что дети будут делать такую же. Обращает внимание детей на то, как расположены части аппликации, чтобы получилась красивая стройная елочка (в порядке убывания величины). Далее дети самостоятельно выполняют аппликацию, сначала раскладывают части аппликации на листе, затем наклеивают елочку.
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям даются 5 треугольников разной величины, в более "слабой" - по 4 треугольника и различие между величиной треугольников большее.
План занятия N 23. (Окраска воды)
Программное содержание. Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение.
Материал. Демонстрационный: гуашевые краски шести цветов, 3 банки с. водой, банка для промывания кисти. Раздаточный: гуашевые краски шести цветов, по 3 банки с водой на каждого ребенка, кисти, банка для промывания кистей.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям 6 цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. Затем напоминает, как дети получали оттенки краски. Воспитатель берет 3 одинаковые банки с водой, в одной из них делает красную воду, дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает чуть больше краски, чем в первый раз, вода окрашивается в темно-красный цвет, дети называют этот оттенок с помощью воспитателя. Наконец, набрав на кисть совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным (кисть каждый раз промывается в чистой йоде). Затем дети учатся получать 3 оттенка любого цвета и обозначать их словесно: "темный", "светлее", "самый светлый".
План занятия N 24. (Найди предмет такой же формы) Программное содержание: Обучение сопоставлению формы предметов о эталонами Формы.
Материал. Геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.-
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы - круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.
Примечание. В более "сильной" подгруппе на столе могут лежать по 3 предмета каждой формы.
План занятия Н 25. (Кто выше)
Программное содержание. Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.
материал. Куклы-девочки разного роста, куб.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами. Он создает игровую ситуацию: дети пришли в детский сад и заспорили, кто из них выше. Куклы меряются ростом (разница в высоте кукол должна быть незначительной). Куклы спорят. Дети помогают разрешить спор: ставят кукол спинками, определяют, кто выше. Куклы продолжают меряться ростом, воспитатель незаметно подставляет под ноги одной из кукол (меньшего роста) куб. Перед детьми проблемная задача -можно ли так меряться ростом. Дети самостоятельно должны прийти к выводу, что при измерении ноги девочек-кукол должны быть на одной линии.
План занятия N 26. (Лото "Цвет") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 10). Игра проводится также как в занятии N 10, но ведущий не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет, например: "У кого синяя машина", "У кого зеленое ведро" и т. д. Таким образом дети ориентируются на название цветов предметов.
- 14 -
План занятия N 27.
(Дидактическая игра "Магазин")
Программное содержание. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал. Геометрические фигуры пяти форм, по 3-4 предмета или игрушки каждой из этих форм.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям игру в магазин. Дети делятся на "продавцов" и "покупателей". Покупатель, придя в- магазин, предъявляет "чек" - ту или иную геометрическую фигуру. Продавец должен найти предмет или игрушку данной формы. Продавцы и покупатели могут меняться ролями.
Примечание. В более "сильной" подгруппе количество игрушек в "магазине" может быть большим (по 4 игрушки каждой формы), а более "слабой" - меньшим (по 3 игрушки каждой формы).