Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать дидактические игры, направленные на развитие сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом
1.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по сенсорному развитию дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.1. Организация исследования и выявление исходного уровня развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
В ходе выполнения программы перед детьми ставятся некоторые задачи, требующие ориентации в пространственных отношениях (как на плоскости, так и в трехмерном пространстве). Однако ознакомление с пространственными отношениями не выносится в отдельный раздел обучения в Данном возрасте. Оно будет осуществляться позднее, в связи с овладением моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т.п.). Пока же вполне достаточно, если пространственные обозначения будут использоваться лишь ситуативно по мере надобности, добиваться их усвоения детьми не следует.
Программа обучения рассчитана на 2 занятия в неделю, длительностью 15-20 минут каждое.
Все занятия построены так, что представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых или практических заданий.
В программе дан перечень занятий по каждому из разделов (цвет, форма, величина), а также предложена последовательность проведения занятий.
Планирование
Сентябрь
Занятие N 1 (Спрячь мышку) Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. |
Занятие N 2. (В царстве фигурок-человечков) Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.. |
Занятие N 3. (Игра с мячами) Программное содержание. Обучение соотнесению по величине трех предметов. |
Занятие N 4. (Спрячь мышку) Игра "Спрячь мышку" проводится повторно (см. План занятия N 1). Для более "сильной" подгруппы выдаются домики и дверцы всех шести цветов спектра. |
Занятие5. (Аппликация "Платочки для фигурок-человечков") Программное содержание. 1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. 2. Обучение техники аппликации. |
Занятие N 6. (Куклы и медведи) Программное содержание. Обучение соотнесению по величине трех предметов. |
Занятие7. (Разноцветные комнаты) Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. |
Октябрь
Занятие N 8. (Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков") Программное содержание. Ознакомление детей с треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. |
Занятие N 9. (Три квадрата) Программное содержание. Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. |
Занятие N 10. (Лото "Цвет") Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. |
Занятие N 11. (Кто где спит) Программное содержание. Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. |
Занятие N 12. (Построим башню) - Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой. |
Занятие N 13. (Разноцветные комнаты) Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета. |
Занятие N 14. (Гости) Программное содержание. Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. |
Занятие N 15. (Построим башню) Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой. |
Ноябрь
Занятие N 16. (Гости) Программное содержание. Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета |
Занятие N 17. (Разложим мишкам мисочки) Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой |
Занятие N 18. (Окраска воды) Программное содержание. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее". |
Занятие N19. (Аппликация "Кроватки") Программное содержание. Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей |
Занятие N 20. (Накорми мишек) Программное содержание. Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению двух-трех рядов величин между собой. |
Занятие N 21. (Окраска воды) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 18), но каждый ребенок выбирает одну из шести красок по желанию. |
Занятие N 22. (Аппликация "Елочка") Программное содержание. Обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины. |
Занятие N 23. (Окраска воды) Программное содержание. Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение. |
Декабрь
Занятие N 24. (Найди предмет такой же формы) Программное содержание: Обучение сопоставлению формы предметов о эталонами Формы. |
Занятие № 25. (Кто выше) Программное содержание. Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета |
Занятие N 26. (Лото "Цвет") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 10). Игра проводится также как в занятии N 10, но ведущий не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет, например: "У кого синяя машина", "У кого зеленое ведро" и т. д. Таким образом дети ориентируются на название цветов предметов. |
Занятие N 27. (Дидактическая игра "Магазин") Программное содержание. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы |
Занятие N 28. (Лесенка) Программное содержание. Обучение установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины. |
Занятие N 29. (В царстве царя-Разноцвета) Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета - 15 -с эталоном цвета,
классификация по цвету, |
Занятие N 30. (Аппликация "Орнамент") Программное содержание. Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. |
Январь
План занятия N 31. (Достроим домики) Программное содержание. Развитие глазомера детей. Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на О,5 см; крыши к домикам соответствующей величина |
План занятия N 32. (Подбери предметы похожего цвета) Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета е эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков. |
План занятия N 33. (Аппликация "Орнамент") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 30), но образец орнамента и фигуры другие, например, желтые квадраты и синий круг. |
План занятия N 35. (Дидактическая игра "Магазин") Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков. |
План занятия N 36. (Построим домики для фигур) Программное содержание. Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). |
План занятия N 37. (Кто скорей свернет ленту) Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. |
Февраль
План занятия N 38. (Аппликация "Радуга") Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, 'включая новый для них голубой цвет |
План занятия N 39. (Построим домики для фигур) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 36). В обеих подгруппах дети самостоятельно строят домики для всех фигур. |
План занятия N 40. (Завяжем мишкам банты) Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. |
План занятия N 41. (Рисование орнамента) Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил. |
План занятия N 42. (Найди предмет такой же формы) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 24). Количество предметов и игрушек разной формы можно увеличить. |
План занятия N 43. (Путешествие на лесную поляну) Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. |
План занятия N 44. (Три воздушных шарика) Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте. |
Март
План занятия N 45. (Закрой двери в домиках) Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. |
План занятия N 46. (Геометрическое лото) Программное содержание. Обучение сравнению формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу. |
План занятия N 47. (Пирамидка) Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте. |
План занятия N 48. (В гости к мишке) Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. |
План занятия N 49. (Вышиваем ковер) Программное содержание. Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. |
План занятия N-50. (Дидактическая игра "магазин") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 27). Для игры берется новый набор предметов. |
План занятия N 51. (Игра с мячом) Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. |
План занятия N 52. (Подбери предметы похожего цвета) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 82). Для игры берется новый набор предметов. |
План занятия N 53. (чудесный мешочек) Программное содержание. Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. |
Проведя коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с легкой степенью умственной отсталости, нами были сделаны контрольные срезы по методикам констатирующего этапа экспериментального исследования.
Сравнивая результаты контрольного
и констатирующего этапа
Таблица 5.
Данные об успешности выполнения методики «Зашиваем коврики»
Категория испытуемых |
Успешность выполнения заданий 16-20, % |
Успешность выполнения заданий 21-25, % | ||
правильно |
с ошибкой |
правильно |
с ошибкой | |
Констатирующий этап |
78 |
22 |
76 |
24 |
Контрольный этап |
89 |
11 |
78 |
22 |
Как видно по результатам обследования, на серии простых заданий дети на контрольном этапе показали результаты выше, чем на констатирующем этапе исследования.
Дети во время констатирующего эксперимента демонстрировали более медленный темп работы, чаще сомневались в правильности своего решения, особые трудности взывали «коврики» с мелкими деталями либо со слабо различающимися вариантами ответов. Во время контрольного эксперимента дети не выказывали столь явных затруднений, быстро делали свой выбор, и вопреки ожиданиям, к концу работы интерес сохранялся на первоначальном уровне.
Результат данных теста
«Ритмы» можно представить в виде таблицы,
Номер серии |
Успешность выполнения , % Констатирующий этап |
Успешность выполнения , % Контрольный этап | ||
правильно |
Ошибочно |
правильно |
ошибочно | |
1 |
66 |
34 |
100 |
- |
2 |
56 |
44 |
91 |
9 |
3 |
23 |
77 |
73 |
27 |
4 |
12 |
88 |
46 |
54 |