Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать дидактические игры, направленные на развитие сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом
1.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по сенсорному развитию дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.1. Организация исследования и выявление исходного уровня развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
План занятия N 28. (Лесенка)
Программное содержание. Обучение установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.
Материал. Демонстрационный: 4 бруска, различающиеся по высоте, игрушки - матрешка, бабочка. Раздаточный: фланелеграфы, 4 прямоугольника из картона, различающиеся последовательно по высоте на 1 см, по одной матрешке.
Ход занятия. Дети вместе с воспитателем строят лесенку из брусков для матрешки, которая хочет достать бабочку, находящуюся высоко. Дети учатся строить лесенку: вначале берется самый большой брусок, затем выбирается каждый раз самый большой иг оставшихся. Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Далее дети самостоятельно строят лесенки из картонных прямоугольников у себя на фланелеграфах. Воспитатель напоминает правило: все "концы" прямоугольников должны находиться на одной линии (единая точка отсчета). Лети играют с матрешками, которые ходят по лесенкам.
Примечание. В более "сильной" подгруппе - лесенка из пяти брусков и пяти прямоугольников.
План занятия N 29. (В царстве царя-Разноцвета) Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета
- 15 -с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих "домиках" (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее ш вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлотных оттенков. Дети определяют, в каких "домиках" живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.
Примечание. В более "сильной" подгруппе можно давать большее количество игрушек и их оттенков.
План занятия N 30. (Аппликация "Орнамент")
Программное содержание. Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.
Материал. Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см). Клей, кисточки, салфетки, клеенки.
Ход занятия. Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие - по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре, после этого сделать аппликацию.
Примечание. В более "сильной" подгруппе дается избыток материала: 4 красных'и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата.
План занятия N 31. (Достроим домики)
Программное содержание. Развитие глазомера детей. Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на О,5 см; крыши к домикам соответствующей величина
Ход занятия. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Достроим домики". Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям даются 5 домиков (с тем же различием по величине) и 5 крыш соответствующей величины.
План занятия N 32. (Подбери предметы похожего цвета)
Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета е эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.
Материал. Обруч, квадраты-образцы шести цветов, по 3-4 предмета (или игрушки) каждого из этих цветов разных оттенков.
Ход занятия. Воспитатель раскладывает все игрушки и предметы на столе перед детьми, вместе с детьми рассматривает их, фиксируя внимание на том, что игрушки и предметы разных цветов и оттенков. Затем проводится игра: воспитатель показывает образец (квадрат одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет и (желательно) оттенок предмета. Выбранный предмет' кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично.
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям дается большее
количество игрушек и их оттенков.
План занятия N 33. (Аппликация "Орнамент") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 30), но образец орнамента и фигуры другие, например, желтые квадраты и синий
круг.
Примечание. Избыточные фигуры даются и в "сильной" и в "слабой" подгруппах. В "сильной" подгруппе - избыточные фигуры другой величины.
План занятия N 34. (Разбитые тарелки) Программное содержание. Развитие глазомера детей. Материал. 5-7 картонных кругов, разрезанных пополам (различающихся последовательно в диаметре на 0,7 - 1. см).
Ход занятия. Воспитатель рассказывает детям историю о том, как озорные котята разбили тарелки. Тарелки нужно склеить, чтобы не наказали котят. Половинки тарелок раскладываются на полу в случайном порядке, у детей - вторые половины тарелок. Воспитатель вначале объясняет, как "склеивать" тарелки, затем дети "склеивают" каждый свою тарелку, подбирая половинки так, чтобы получилась целая ровная тарелка.
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям может быть дано меньшее различие в диаметре кругов.
План занятия N 35. (Дидактическая игра "Магазин")
Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.
Материал. Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники ("чеки").
Ход занятия. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в "магазин" и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают "чеки" (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на "продавцов" и "покупателей".
Примечание. В более "сильной" подгруппе детям дается большее количество предметов и игрушек.
План занятия N 36. (Построим домики для фигур)
Программное содержание. Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Материал. Демонстрационный: большие фигуры пяти форм, 13 палочек (можно наточенные карандаши), тонкая прыгалка или толстая нитка (длиной 60 см и 50 см). Раздаточный: фигурки-человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек на каждого ребенка, тонкая проволока или толстая нитка (длиной 30 см 20 см) на каждого ребенка.
Ход занятия, воспитатель показывает детям прямолинейные геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник), вспоминает их названия, предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем строят домики для фигур из палочек, поселяют туда большие фигурки. Затем воспитатель показывает детям круг и овал и предлагает построить домики для них. Домики строятся из проволоки или нитки. Далее дети самостоятельно строят домики для маленьких фигурок у себя на столах.
Примечание. В более "сильной" подгруппе дети строят самостоятельно домики для всех фигур. В более "слабой" - для 2-3 фигур по выбору.
План занятия N 37. (Кто скорей свернет ленту)
Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал. 2 ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная -1м, синяя - 50 см.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям 2 одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей по длине, учит, как надо свертывать ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Далее проводится игра: воспитатель вызывает пару детей, каждый берет по ленте, проводится игра-соревнование. Выигрывает, естественно, тот у кого лента короче. Остальные дети замечают, что тот, у кого лента длиннее, проигрывает. При повторении игры вызванные дети стремятся "захватить" короткую ленту, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают ленты по длине, прикладывая их друг к другу.
План занятия N 38. (Аппликация "Радуга")
Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, 'включая новый для них голубой цвет.
Материал. Демонстрационный: картинка "Радуга". Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.
Ход занятия. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение "Цвета радуги". Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают полоски, завершая аппликацию.
План занятия N 39. (Построим домики для фигур) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 36). В обеих подгруппах дети самостоятельно строят домики для всех фигур.
План занятия N 40. (Завяжем мишкам банты)
Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал. 2 медведя одинаковой величины, 2 ленты одного цвета и фактуры, одной ширины, но разной длины.
Ход занятия. Воспитатель вносит двух медведей, говорит, что они собираются в гости, предлагает завязать им банты. Двум детям даются ленты, одному - длинная, другому - короткая (внимание на длине не фиксируется). Воспитатель помогает завязывать банты, но короткая лента едва сходится на шее мишки. Воспитатель вместе с детьми анализирует условие, которое препятствует достижению цели: лента коротка, надо подлиннее* Дети сравнивают ленты, прикладывая их друг к другу. Затем находят ленту нужной длины для второго мишки, завязывают обоим мишкам банты.
План занятия N 41. (Рисование орнамента)
Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил.
Материал.' Демонстрационный: 2 образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям. Раздаточный: бумага, кисти, гуашь красная и белая, палитра на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям образец орнамента, обращает их внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее показывает, как сделать светлую краску смешением белой и красной, специально отмечает необходимость использования палитры. Дети смешивают краски, рисуют светло-красный круг, затем, промыв и вытерев кисточки, рисуют края коврика чистой красной краской.
Примечание. В более "сильной" подгруппе даются 2 образца орнамента и дети делают свой орнамент по одному из образцов (на выбор). В более "слабой" подгруппе дается 1 образец орнамента.
План занятия N 42. (Найди предмет такой же формы) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 24). Количество предметов и игрушек разной формы можно увеличить.
План занятия N 43. (Путешествие на лесную поляну)
Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал. 4 длинных веревки для обозначения речек - широкой и узкой.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на лесную поляну. В пути им встречается вначале узкая речка, через которую они должны перейти. Внимание на ширине реки не фиксируется. Через некоторое время на пути встречается еще одна река, более широкая, через которую дети перепрыгивают с помощью воспитателя с большим трудом, многие "промочили" ноги. Придя на поляну, дети вместе с воспитателем обсуждают своё путешествие: говорят, почему через одну речку удалось перейти легко, а через другую - с большим трудом. Фиксируется внимание на ширине речек: одна река шире, другая- - уже.
План занятия N 44. (Три воздушных шарика) Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.
Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая, вода, кисточки на каждого ребенка.
Ход занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми образец: сначала самый светлый шарик, потом потемнее, потом самый темный. Далее дети вспоминают, как с помощью белил сделать разные оттенки синего цвета. Воспитатель смешивает краски (на глазах у детей) на палитре: для первого шарика к белой краске прибавляет немного синей, для второго - побольше, третий шарик рисует чистой синей краской. Затем дети самостоятельно смешивают краски на палитре: слева делают совсем светлый цвет, справа - потемнее. Дети раскрашивают шарики, воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков совпал с образцом.