Дидактическая игра как средство развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать дидактические игры, направленные на развитие сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом
1.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по сенсорному развитию дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.1. Организация исследования и выявление исходного уровня развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (3).doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, и реализовать  в этой связи систему работы, оптимизирующую развитие этой сферы. Продолжение работы по предложенной системе сенсорного воспитания этой категории детей должно обеспечить более успешное преодоление недостатков развития их ориентировочно-исследовательской деятельности, расширение и обогащение представлений о внешних свойствах предметов, что безусловно будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста[Текст]. Автореферат.- М.,1975.
  2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей[Текст].- М., 1984.- 195с.
  3. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия[Текст].– М., 1989.- с. 5-14
  4. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование[Текст]. - М.: Изд. МГУП, 1999. - С. 46-50
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст].- М., 1991г. – 248 с.
  6. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. - 1987. - №1.

 

  1. Бучковская Л. Воспитание ребенка –[Текст]. олигофрена//Психология и педагогика - №2 – 2006.
  2. Буянова Р.Сенсорное развитие детей - [Текст]. //Социальная работа - №12 – 2006.- 178с.
  3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. -М, 1997.- 178с.
  4. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников[Текст]. - М, 2007. – 195с.
  5. Ватажина А.А, Малинкин Н.С. Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью от 4 до 10 лет. - М, 1971.-98с.
  6. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет[Текст]. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
  7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. -М, 1985. – 136с.
  8. Дементьева Н.Ф. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умсвенной отсталостью[Текст].  – М., 1993.- 222с.
  9. Запорожец А.В. Психическое развитие младенца[Текст]. - М., 1985– 320с.
  10. Запорожец А.В.,Венгер Л.А. Восприятие и действие[Текст]. - М.,1996.- 394с.
  11. Зинченко В.П. Движения глаз и формирование зрительного образа[Текст]. – М., 1998.- 124с.
  12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М, 1991. – 136с.
  13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию умственно отсталых детей. - М, 1991.- 148с.
  14. Курашова Р.А. Соенсорное развитие дошкольников[Текст]. - М., 2006. – 345с.
  15. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности детей-олигофренов[Текст]. - М., 1960.-98с.
  16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя[Текст]. -М.,1981г. -256с
  17. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта[Текст]. - М., 2000. – 304с
  18. Мендерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре[Текст]. -М.,1982. -145с
  19. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание[Текст]. -1993. - №5. - С. 54-55
  20. Носкова А.П. Дошкольное воспитание аномальных детей[Текст].- М., 1984– 303с
  21. Носкова А.П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. М., 1989.-248с.
  22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка[Текст]. – Санкт-Петербург, 1997. -394с.
  23. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду[Текст]. - М, 1965. – 392с.
  24. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии[Текст]. – М., 1979. - 22 с.
  25. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М. 1990.- 234с.
  26. Слободянюк Н.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» умственно-отсталого ребенка[Текст]. - К., 2002. – 274с.
  27. Совпель Д.Е. Психология[Текст]. - Санкт-Петербург, 2006. – 284с.
  28. Стребелева Е.А Наглядно-действенное мышление умственно отсталых детей дошкольного возраста[Текст]. //Дефектология. -  1991- N4.
  29. Стрельникова Н. В. Использование дидактических игр на логопедических занятиях в школе VIII вида // Шк. логопед. - 2006. - № 5. - С. 44-46.
  30. Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников[Текст]. – М.,  1993.- 156с.
  31. Цикото Г.В. Корркционно-развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста[Текст]. - М., 1991.-86с
  32. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов[Текст]. /Дефектология. – 1979 - N1.
  33. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей[Текст]. - М., 2000. – 294с.
  34. Шаповаленко И.В. Воспитание в ДЭУ[Текст]. - М., 2007. . – 349с.
  35. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания. - В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.- 123 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Планы по сенсорному воспитанию и развитию

 

Занятиие N 1 (Спрячь мышку)

Программное содержание.    Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см), игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадраты (бхб см); по три домика и шесть дверец на каждого

ребенка.

Ход занятия. Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку!". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того  же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети уомшяшот ниаванин шести цветов спектра.

 

План занятия  N 2. (В  царстве фигурок-человечков)

Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обечение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..

Материал. Демонстрационный: большие картонные круг,- квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - фигурки-человечки. Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,

Ход занятия.    Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя ихконтуры пальцем, дает  названия этих фигур.  Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники_. Каждая фигурка берет печенье такой жо формы, кА и она сама.

Примечание. В более «сильной» подгруппе у детей по 3 фигуры каждой формы, в более «слабой» - по 2 фигуры каждой формы.

 

План занятия N 3. (Игра с мячами)

Программное содержание.  Обучение соотнесению по величине трехпредметов.

Материал. Мячи трех размеров.

Ход занятия. Воспитатель вносит три мяча, дети рассматривают их, располагают по величине: большой, поменьше (средний), самый -маленький. Дети учатся обозначать величину мячей соответствующими словами, затем проводится игра с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить пошире), затем со средним (руки расставлены не так широко), затем с маленьким (руки надо держать близко друг к другу).

 

План занятия N 4. (Спрячь мышку)

 Игра "Спрячь мышку"  проводится повторно (см. План занятия  N 1). Для более "сильной" подгруппы  выдаются домики и дверцы всех  шести цветов спектра.

 

План занятия N 5. (Аппликация "Платочки для фигурок-человечков")

 Программное содержание. 1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. 2. Обучение техники аппликации.

Материал. Демонстрационный: фигурки-человечки (картонные круг, квадрат, треугольник). Раздаточный: квадратные листы бумаги, по одному кругу, квадрату, треугольнику разного цвета на каждого ребенка; клей, кисточки, салфетки, клеенки. .

Ход занятия. Воспитатель предлагает вспомнить имена фигурок-человечков. Дети рассматривают их, обводя контуры пальцем, "рисуют" их в воздухе. Затем вспоминают названия фигурок-человечков. Далее дети под руководством воспитателя выполняют аппликацию и дарят платочки фигуркам - каждой из фигурок свой платочек (для круга - платочек с кружочком, для квадрата - с квадратиком и т.д.).

 Примечание. В более- "сильной" подгруппе дети делают платочки для трех фигурок-человечков, в более "слабой" - для двух фигурок.

 

План занятия N 6. (Куклы  и медведи)

Программное содержание. Обучение соотнесению по величине трехпредметов.

Материал.  Куклы и медведи трех размеров,    стулья   и   кроватки

для кукол, различные  мелкие игрушки.

Ход занятия.    Воспитатель вносит трех кукол, рассматривает их вместе с   детьми,    обращая   внимание   на   их величину.    Затем дети рассаживают кукол на стульчики, располагая их по порядку:  от самой большой до самой маленькой.  Далее в гости к куклам приходят медведи.  Дети рассматривают медведей,    показывая самого большого медведя, поменьше (среднего) и самого маленького.  Потом куклы и медведи танцуют:  самый большой медведь приглашает на танец   самую   большую куклу, средний   медведь   - среднюю куклу,    самый маленький - самую маленькую куклу.    Прощаясь с медведями,    куклы дарят   им   подарки, медведи уходят   в   лес,    а куклы укладываются спать (самая большая кукла - на самую большую кровать,    кукла поменьше - на кровать поменьше и т. д.-) .

Все действия с игрушками  дети выполняют самостоятельно.

 

План занятия   N 7. (Разноцветные комнаты)

 Программное содержание.    Закрепление знания основных   цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал.  Демонстрационный:    листы   бумаги   (40x30   см) шести цветов - комнаты.    Раздаточный:  наборы мелких игрушек шести цветов

на каждого ребенка.

Ход занятия.    Воспитатель вместе с детьми рассматривает   разноцветные комнаты (листы бумаги, расположенные на полу),  называют  какого они цвета.  Далее воспитатель раздает детям коробки с игрушками  шести цветов спектра.  Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть  разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая), и что разные игрушки могут быть одного цвета ( красная чашка, красная ложка, красный флажок).Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки по волшебным комнатам, подбирая их по цвету к каждой комнате ( в красную комнату – все красные игрушки, в синюю – все синие и т.д.) Если задание будет выполнено правильно, они смогут войти в заколдованное царство.

Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности детей. В более "сильной" подгруппе - по две игрушки каждого цвета, в более "слабой" - по одной игрушке каждого цвета

 

План занятия N 8. (Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков")

Программное содержание. Ознакомление детей с треугольником, овалом, прямоугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры.

Материал. Демонстрационный:  фигурки-человечки (картонные/ овал, прямоугольник,  треугольник)-.  Раздаточный: прямоугольные листы бумаги для аппликации, по одному треугольнику, овалу, прямоугольнику разного цвета на каждого ребенка, клей, кисточки, салфеточки, клеенки.

Ход занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми фигурок-человечков, вспоминает, как называется знакомая фигурка (треугольник) . Далее- знакомит с новыми фигурами (овалом и прямоугольником) , дети определяют, на кого они похожи, обводят их контуры пальцем, "рисуют" их в воздухе. Затем дети выполняют аппликацию салфеток для фигурок-человечков, наклеивая на лист бумаги треугольник, овал или прямоугольник; дарят салфеточки той фигурке для кого они сделана

Примечание. В более "сильной" подгруппе дети выполняют аппликацию по словесной инструкции, изготавливают все три салфеточки, затем дарят каждой фигурке, выбирая из нескольких. В более "слабой" подгруппе дается показ техники аппликации, салфеточки дарятся поочередно, по мере изготовления.

 

План занятия N 9. (Три  квадрата)

Программное содержание. Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель . с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.

 

План занятия N 10. (Лото "Цвет")

Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход занятия. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитательница - ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: "У кого такая?". Если" ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил* картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Примечание. В более "сильной" подгруппе дети получают по две карты лото (таким образом, играют трое детей). В более "слабой" подгруппе дети получают по одной карте лото. Перед началом игры воспитатель с детьми рассматривает карты лото, фиксируя внимание на то, что одни и те же предметы на разных картах разного цвета.

 

План занятия N 11. (Кто  где спит)

Программное содержание. Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход занятия. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.  Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети "рисуют" контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены "кроватки" для каждой из фигурок. "Человечков" надо уложить "спать" в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.                                                  

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости