Дидактическая игра как средство развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать дидактические игры, направленные на развитие сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
1.1. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным интеллектом
1.2. Методические аспекты коррекционной работы по развитию сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Выводы по главе 1
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по сенсорному развитию дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.1. Организация исследования и выявление исходного уровня развития сенсорных процессов у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (3).doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Примечание. В более "сильной"' подгруппе при получении оттенков детям дается большая самостоятельность, чем в более "слабой".

 

План занятия N 45. (Закрой двери в домиках)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов. .

Материал. По два вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по два прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - "двери" (соответственно прорезям в домиках) на каждого ребенка, игрушка - лиса

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть домики, лежащие перед ними, и поиграть в игру "Закрой двери в домиках'*, Воспитатель рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыта Но когда выходит на охоту, лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закрывает дверную прорезь на домике. Если ребенок, узкую прорезь закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже прорези второго домика, и лиса утащит зайца. Игра может повториться несколько раз. В конце занятия дети сравнивают ширину дверей путем наложения.

 Примечание. В более "сильной" подгруппе можно дать три домика и три дверцы.

 

План занятия N 46. (Геометрическое лото)

Программное содержание. Обучение сравнению формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу.

Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов, в каждом из которых изображена одна и та же геометрическая фигура; двадцать пять маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять каждой формы).

Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми рассматривает материал лото. Дети называют фигуры, изображенные на картах и предметы на маленьких карточках, отмечают, что предметы на карточках разной формы (круглой - мяч, яблоко, шар и т. д., квадратной - коврик, пла-' ток, кубик и т. д.). Затем проводится игра. В игре участвуют пять детей. Воспитатель по одной показывает картинки, дети подбирают их к своей форме на карте. Затем они меняются картами.

Примечание. В более "сильной" подгруппе водящем может быть ребенок.

 

План занятия N 47. (Пирамидка)

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: краски белая и другого цвета (на разных столах - разные), листы бумаги с контуром пирамидки, палитры, кисти, баночки с водой на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям образец, спрашивает, какого цвета пирамидка, чем отличаются оттенки фиолетового цвета: верхнее колечко самое светлое - светло-фиолетовое, потом потемнее, внизу - самое темное. Воспитатель предлагает детям нарисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты, напоминает, как с помощью Селил получать оттенки разной светлоты. Далее дети раскрашивают кольца пирамидки, работая каждый со своим цветом, получая его оттенки и составляя таким образом светлотный ряд.

Примечание. В более "сильной" подгруппе можно дать пирамидку с большим количеством колец. Таким образом, дети должны будут получить больше оттенков одного цвета.

 

План занятия N 48. (В  гости к мишке)

Программное содержание. Обучение выделению параметров величины предметов.

Материал. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостики через речки, игрушка - медведь.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну речку мост пониже, через другую- выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому мосту идти трудно, страшно упасть в речку. Придя в гости к медведю, дети рассказывают о своем путешествии, о том, как переходили реку по мосту, вспоминают, по какому мосту было легче идти, по какому - труднее, объясняют, почему - один мост был низкий, другой - высокий.

 

План занятия N 49. (Вышиваем ковер)

Программное содержание. Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.

Материал. Однотонный палас, белые круги ("серединки" цветов), по четыре лепестка каждого цвета на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель создает игровую ситуацию: все дети "вышивают" ковер. Каждому ребенку воспитатель раздает "лепестки" для' цветов на ковре разного цвета. На паласе раскладываются "Серединки" цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяя, какого они цвета. Затем по команде воспитателя: "Вышиваем красные лепестки, вышиваем зеленые лепестки" и т. д., дети, у которых есть лепестки такого цвета, раскладывают их у "серединок" цветов, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

Примечание. В более "сильной" подгруппе можно дать большее количество лепестков.

 

План занятия N-50. (Дидактическая  игра "магазин") Занятие проводится повторно (см. план занятия N 27). Для игры берется новый набор предметов.

 

План занятия N 51. (Игра с мячом)

Программное содержание.  Обучение выделению параметров величины предметов.

Материал.  Мяч.

Ход занятия.  Воспитатель ставит детей в круг и играет с ними в мяч, перебрасывая его друг к другу. Затем воспитатель предлагает закрыть глаза и прячет мяч. Дети, открыв глаза, ищут, где спрятан мяч. Мяч прячется то высоко (его не достать с пола), то низко (мяч легко достать). Дети определяют положение мяча (высоко, низко), ищут способ, как достать мяч, если он лежит высоко. Игра повторяется несколько раз.

 

План занятия N 52. (Подбери предметы похожего цвета) Занятие проводится повторно (см. план занятия N 82). Для игры берется новый набор предметов.

 

План занятия N 53. (чудесный мешочек)

Программное содержание. Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Ход занятия. Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.


Информация о работе Дидактическая игра как средство развития сенсорных процессов детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости