Рег. № _________
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
“Восточно-Сибирская
государственная академия образования”
Факультет педагогики
Кафедра психологии и педагогики
дошкольного образования
Специальность: 050707 Педагогика
и методика дошкольного образования
Квалификация: Организатор - методист
дошкольного образования
Форма обучения: заочная
Муратова Татьяна
Николаевна
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломная работа
Научный руководитель:
Зайцева О.Ю., канд. психол.
наук, доцент
Рецензент: Смолева Т.О., канд. пед. наук,
доцент
Работа допущена к защите ____________(дата)
Заведующий кафедрой ______________(подпись)
Защищена на «__________» «___» _______2014
г.
Иркутск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА
РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6
- ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13
- АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
………………………………...….. 30
2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..…..34
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ
РАННЕГО ВОЗРАСТА ………....42
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………..…..……48
3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54
3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...74
Введение
Время дошкольного детства
является временем интенсивного сенсорного
развития детей, от уровня которого
зависит успешное умственное, физическое,
эстетическое воспитание детей. Сенсорное
развитие рассматривается как процесс
постижения общественного сенсорного
опыта, который приводит к развитию
восприятия и формированию представлений
о внешних свойствах вещей.
В процессе развития детей первых
лет жизни осуществляется развитие сенсорных
способностей, благодаря которому малодифференцированные
зрительные и слуховые впечатления сменяются
предметным восприятием, открывающим
ребёнку мир вещей и явлений. Полноценное
развитие сенсорики происходит
только в процессе сенсорного воспитания,
когда у детей формируются эталонные представления
о цвете, величине, форме, о признаках
и свойствах разных предметов и материалов,
их нахождение в пространстве и др.,
развиваются все виды восприятия, тем
самым образовывается основа для развития
умственной деятельности.
Для повышения эффективности
образовательной работы, сенсорного воспитания
и обучения большое значение имеет использование
в дидактическом процессе различных средств
и форм организации обучения: дидактические
игры, дидактические упражнения. Дидактические
игры как и раньше, остаются эффективным
средством сенсорного воспитания. В настоящее
время разными авторами (Л.А.Венгер, К.Л.
Печора, Э.Г. Пилюгина) разрабатывается
множество дидактических игр по сенсорному
воспитанию. Идёт поиск неординарных,
альтернативных путей. Наблюдается возрождение
дидактических систем Ф. Фребеля, Г. Домана.
В основу современных педагогических
систем было положено развитие чувственного
познания детей младшего дошкольного
возраста. Я.А. Каменский, М. Монтессори,
Ф. Фребель, О. Декроли, И. Песталоцци, Е.И.
Тихеева разрабатывали определенное
содержание и методы познания детей
с миром вещей, с их свойствами и отношениями.
Развитие восприятия и формирование представлений
включалось в их работах в наиболее широкую
педагогическую систему. Воспитание сенсорной
культуры, в системе М. Монтессори,
является центральной самодовлеющей задачей
дошкольного воспитания. Этим в большей
степени определилась, предложенная
ею направленность сенсорного воспитания,
которая заключалась в обострении
различительной чувствительности органов
чувств. Особое внимание к развитию чувственного
познания у маленьких детей уделялось
из вопросов педагогической практики,
оно соответствовало особенностям возраста,
но авторы данных систем не имели в
своем распоряжении научных знаний о закономерностях
психического развития ребенка и поэтому
не смогли правильно обозначить место
сенсорного воспитания, его задачи и методы.
Из всего вышесказанного, вытекает
следующая проблема исследования: каковы
педагогические условия эффективного
использования дидактических игр в развитии
сенсорных способностей у детей раннего
возраста.
Цель исследования: проанализировать и выявить
условия развития сенсорных способностей
с помощью дидактических игр детей раннего
возраста.
Объектом исследования: процесс развития сенсорных
способностей у детей раннего возраста.
Предметом исследования: дидактическая игра как средство
развития сенсорных способностей у детей
раннего возраста.
В связи с объектом и предметом
выдвигается гипотеза исследования,
согласно которой активное и систематическое
использование дидактических игр окажет
положительное влияние на развитие сенсорных
способностей у детей раннего дошкольного
возраста.
Для достижения поставленной
цели были поставлены следующие задачи
исследования:
1. Изучить литературу
по проблеме сенсорного развития.
2. Организовать и провести
экспериментальное исследование, проблемы.
3. Определить уровень
сенсорного развития детей раннего
возраста и подобрать комплекс
дидактических игр для развития
сенсорных способностей у детей
раннего возраста.
4. Обработать и провести
анализ результатов экспериментов,
сделать выводы.
Методологической
основой исследования составляют труды
педагогов занимавшихся изучением проблемы
использования дидактических игр по сенсорному
развитию дошкольников раннего возраста
Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
В. Плеханова, Н.Н. Подъякова, К.Д. Ушинского,
и др.
Исследования в области развития
сенсорных способностей Л.А. Венгер, Н.А.
Ветлугина, В.В. Гербова, Т.С. Комарова,
М. Монтессори, Э.Г. Пилюгина Е.И. Тихеева,
Ф. Фребель и др.
Методы исследования: Для решения поставленных
задач был использован комплекс взаимодополняющих
исследовательских методов: теоретический
анализ и обобщение психологической, педагогической
литературы; публикаций по данной проблеме;
педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный); беседа; наблюдение;
количественный и качественный анализ
продуктов деятельности; анализ и обобщение
полученных данных.
Надёжность и достоверность
результатов исследования обеспечена методологической
обоснованностью, анализом теоретических
основ проблемы, применения комплекса
исследовательских методов и обработки
полученных результатов.
Практическая база
исследования проводилась в МБДОО детский
сад общеразвивающего вида № 166 г. Иркутска.
В исследовании приняло участие 20 детей
раннего возраста, которые были разделены
нами на контрольную – 10 детей и экспериментальную
– 10 детей группы.
Практическая значимость исследования заключается
в том, что на основании проведенной опытно
экспериментальной работы, предлагается
разработка тематического плана дидактических
игр для развития сенсорных способностей.
Апробация и внедрение
результатов исследования: Основные идеи и результаты
исследования докладывались на методическом
объединении 28.05.14г.: на основе курсовой
работы была составлена статья на тему
«Психолого – педагогические условия
формирования представлений о сенсорных
эталонов у детей раннего возраста» и
напечатана в сборнике студенческих
работ:
• «Всероссийские с международным
участием научные Далевские чтения молодых
исследователей: материалы Х чтений, посвящённых
памяти В.И.Даля» г. Канск; 21 – 22 ноября
2013г.;
• IV Международная заочная
научно – практическая конференция «Педагогическое
образование: традиции, инновации, поиски,
перспективы» г. Шадринск, 10 декабря
2013 г.
на основе дипломной работы
составлена статья на тему «Дидактическая
игра как средство развития сенсорных
способностей детей раннего возраста»
и напечатана в сборнике студенческих
работ:
• II Всероссийская заочная
научно-практическая конференция «Дошкольное
образование: традиции и новации» 24
марта 2014 г. г. Чебоксары.
• Всероссийская заочная научно
– практическая конференция « Актуальные
проблемы науки в студенческих исследованиях
– 2014» 17 апреля 2014 г. г. Ханты – Мансийск.
Структура и объем
работы: исследовательская работа
состоит из введения, трех глав, выводов,
заключения, списка использованной литературы
и отдельно оформленного приложение. Основное
содержание дипломной работы изложено
на 75 страницах.
Глава 1. Теоретические
основы проблемы сенсорного развития
детей на ранних этапах онтогенеза
Дидактическая игра
как понятие
Игра пронизывает всю жизнь
ребенка, она способствует физическому
и духовному здоровью, является источником
обширной информации, методом обучения
и воспитания. С ее помощь создаются условия
для развития творческих способностей,
всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между
эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью
протекания его психических процессов:
мышления, речи, внимания, памяти. Если
в игре ребенок, действуя предметами, активно
манипулирует пальцами, то мыслительные
процессы активизируются, и наоборот,
их интенсивность ослабевает, если рука
ребенка бездействует. Поэтому особенно
полезны игры, в которых дети действуют:
разбирают, собирают, сортируют, соединяют,
разъединяют детали и т.п.
В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что «игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире» [54]. Игра это
деятельность, она является выражением
определенного отношения личности к окружающей
действительности [14,83].
По Ф. Фребелю, детская игра
– «зеркало жизни» и «свободное проявление
внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего
мира к природе.
Д.Б. Эльконин рассматривает
игру как совершенно своеобразную деятельность,
а не как сборное понятие, объединяющее
все виды детских деятельностей.