Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы.
3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6
1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13
1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30
2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………..
3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54
3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 221.32 Кб (Скачать файл)

Далее мы провели наблюдения за детьми, способами организации и руководства дидактическими играми со стороны педагога.

Наблюдения показали, что в большинстве случаев дидактические игры на развитие сенсорных способностей предлагаются педагогами стихийно, т.е. есть свободное время, значит можно предложить ребенку игру, но особой взаимосвязи с темой прошедшего занятия не наблюдается. Другой вариант, это когда ребенок сам берет, например, дидактическую игру с вкладышами разных геометрических форм или величин, воспитатель поощряет это, но вместе с тем, ребенок может сам длительное время пробовать играть в данную игру, т.е. без объяснений правил со стороны взрослого.

Рассмотри совместную игру, представленную в таблице 1.

Таблица 1.

Совместная игра педагога и ребенка.

Название игры

Действие педагога

Действие детей

Метод

Анализ

«Разноцветные грибочки»

Педагог спрашивает «Какого цвета этот грибочек?»

 

Воспитатель говорит: «Какие красивые грибочки – синенькие, как небо, сколько у тебя тут грибов на полянке. Собери их и давай отнесем их бабушке, и сварим из них суп, а что нужно для того, что их унести домой?…».

Ребенок отвечает на вопрос.

 

Ребенок думает, предлагает решения в данной ситуации

Наблюдение, сравнение.  Выводы: в данном случае предпочтение педагог отдает сюжетно-ролевой игре, но не дидактической, т.е. ребенок вместо того, чтобы закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, начинает играть в сюжетную игру, развивая ее сюжет совместно с педагогом.


 

 

Дети не умеют пользоваться дидактическими играми, материалами. Несмотря на обилие материала, и дидактических игр в группе дети не подходят к играм, слабо выраженный интерес.

Таким образом, анализ показал: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста  с помощью дидактических игр свидетельствует о недостаточной работы педагога, слабо выраженное руководство ими. А между тем своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних сенсорных впечатлений, полученных ранее, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом сенсорного, практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику дидактических игр, но и подбирать их с разной степенью обобщенности сенсорных способностей.

Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного сенсорного опыта, а также игровой среды. Эти ситуации способствуют развитию умения ориентироваться в игровой задаче, побуждают добиваться результата, находить новые варианты и средства реализации задач.

Выводы

Констатирующее исследование проходило на базе МБДОО детский сад общеразвивающего вида  №166 г. Иркутска. В исследовании приняли участие дети раннего возраста в количестве 20 человек.

Цель констатирующего этапа – выявить уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Нами были использованы следующие диагностические методики:

  1. Диагностика сенсорного развития О.Л. Канонко;

  1. Методика оценки сенсорного развития Т.В. Николаевой;

  1. Диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей на основе показателей познавательного развития методик Е.Б. Власовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» и Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития»

В рамках нашего исследования, мы разработали общие критерии (степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра; умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу; умение ребенка находить и называть предметы разной величины; степень использования слов, характеризующие пространство и время; степень идентификации и ориентации в запахах и звуках; знания свойств предметов и слов их обозначающих; способ выполнения заданий (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); эмоциональное отношение к предложенной деятельности (положительное, «все равно», отрицательное); результат (точное соответствие образцу, неточное соответствие, невыполнение задания) и уровни сенсорного развития детей раннего возраста (высокий, средний, низкий).

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе определен достаточно низкий процент высокого уровня сенсорного развития (10%), что может говорить о неправильном подходе к детям со стороны педагогов, т.е. детям, находящимся на среднем уровне необходимы наиболее стимулирующие методы и условия формирования сенсорных эталонов. В контрольной группе  данный уровень отмечен у 30% детей.

В экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей – 50%, что также говорит о малой эффективности педагогических условий формирования сенсорных эталонов, к этим детям необходим индивидуальный подход. Дети на данном уровне действуют путем проб, несколько заинтересованы общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентны, не замечают и не устраняют допущенные ошибок, результат деятельности часто не точно соответствует образцу, не справляются с заданиями, предназначенными для их возраста, но выполняют самостоятельно и с помощью взрослого более легкие задания, наряду с поисковыми способами ориентировки отмечается действия силой и перебор вариантов, при этом ошибочные варианты действий дети не отбрасывают, а повторяют снова, степень ориентировки в цветовом спектре и геометрических формах относится к 0-1б. – различают цвета и формы на сенсомоторном уровне, используют названия неправильно. Степень ориентировки в понятиях величин, пространства и время 0-1б. – дети дезадаптированы, и зачастую не выполняют действия за воспитателем, отличают только большие и маленькие предметы. Знают, что предметы имеют запах, но не все идентифицируют, особой заинтересованности к звукам нет, хотя по просьбе взрослого могут подражать животным, проявляют заинтересованность к изобразительным материалам, но обозначающие их слова и понятия не различают.

Полученные данные будут учтены нами в построении формирующего этапа исследования.

 

 

Глава 3. Педагогические условия формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста.

    1. Этапы, методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Проведение формирующего эксперимента осуществлялось на базе МБДОО детский сад общеразвивающего вида  № 166 г. Иркутска. В период с октября 2013г.  по май 2014года. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей экспериментальной группы.

Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью дидактических игр.

Для экспериментальной группы нами бал составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л.А. Венгером для детей второй младшей группы, а т.ж. игры, рекомендованные  Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой. Так же нами были разработаны авторские дидактические игры по развитию сенсорных способностей, которые мы использовали в течение всего дня в разных видах детской деятельности, проведение игр осуществлялось по тематическому плану (см. Приложение 5):

Таблица 1

Тематический план дидактических игр-занятий  по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста

Месяц

Дидактическая игра-занятие

Развитие зрительного восприятия

Сентябрь

Свет:

1.Пляшущие тени

2.Гуляем в темноте

3.День и ночь

4.Солнечный зайчик

5.Тени на стене

6.Фонарик

7.Свеча

Октябрь

Цвет:

1.Сделаем куклам бусы

2.Домики и флажки

3.Помоги куклам найти  свои игрушки

4. Спрячь мышку

5. Воздушные шары

6. Подбери по цвету

7. Цветная вода

8.Цветные кубики

9. Подбери кораблику парус

10.Разноцветные палочки

11.Ниточки для шариков

12.Разложи по коробочкам

13. Цветные варежки

14.Построим башню

15.Серия игр о куккле

Ноябрь

Форма:

1.Разложи фигуры по  местам!

2.Веселый поезд

3.Фигуры играют в прятки

4.Почтовый ящик

5.Башни

6.Найди такую же фигурку

7.Найди лишнюю фигурку

8.Разложи фигурки по  домикам

9. Нанизывание бус разной  формы

10.Собери машину

11.Серия игр о кукле

Декабрь

Величина:

1.Спрячь в ладошке!

2.Накрой шляпой!

3.Большие и маленькие  кубики

4.Две коробки

5.Где мое место?

6.Две башни

7.Построй ворота

8. Нанизывание больших  и маленьких бус

9. Чья конура?

10 Что выросло в саду?

11. Три медведя

Январь

Количество:

1.Зайцы и лиса

2.Собираем шишки

3.Грибы на поляне

4.Песочница

5.Наполни кувшин

6.Бутылки

7.Картинки

Февраль

Расположение в пространстве:

1.Тут и там

2.Возьми игрушку

3.Прячтесь в домик

4.Вверх и вниз

5.Возьми в руку!

6.Где же мишка?

7.Построй, как я

8.Лист бумаги

Март

Целостный образ предмета:

1.Найди свою игрушку

2.Найди свое место

3.Предметы и картинки

4.Парные картинки

5.Собери целое

6.Разрезные картинки

7.Собери картинку из  пазлов

8.Собери картинку из  кубиков

 

Развитие слухового восприятия:

Апрель

1.Постучим, погремим!

2.Тук-тук!

3.Узнай по звуку

4.Веселый Петрушка

5.Мишка и зайчик

6.Кто там?

7.Кто позвал?

8.Найди картинку!

 

Развитие осязания:

Май

1.Круглое и квадратное

2.Угадай, что в ящике

3.Переливание воды

4.Ледяное царство

5.Прячем руки

6.Помяли, пощипали

7.Горячо - холодно


 

 

 

Игры, отраженные в тематическом плане определены по трем основаниям развития сенсорных способностей – блокам, которые опираются на проведенный нами ранее констатирующий эксперимент (т.е. развитие сенсорных способностей):

  1. Развитие зрительного восприятия (свет, цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, целостный образ предмета);

  1. Развитие слухового восприятия;

  1. Развитие осязания.

Тематический план составлен в соответствии со следующими принципами:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: освоение знаний, развитие сенсорных способностей (развитие зрительного восприятия – свет, цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве и целостный образ предмета; развитие слухового восприятия; развитие осязания), активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей раннего возраста;

  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);

  • подготовка к игре детей: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

В предлагаемом нами тематическом плане дидактические игры представляют собой определенную систему, так как при его создании учитывались следующие признаки системности:

  • постепенное усложнение задач (от простого к сложному): каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, расширяя и углубляя эти знания и умения;

  • деятельностный подход: в каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности воспитателя и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности детей по подражанию к самостоятельной деятельности.

Работа по данному тематическому плану предполагает блочное проведение дидактических игр на разные сенсорные способности, мы считаем, что такая организация дидактических игр-занятий позволит наиболее эффективно развивать у детей разные компоненты данных способностей. Каждая последующая дидактическая игра предполагает усложняющийся дидактический материал. А последняя игра каждого блока представляет собой некое обобщение полученных ранее детьми знаний.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста