Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы.
3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6
1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13
1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30
2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………..
3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54
3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 221.32 Кб (Скачать файл)

В нашем исследовании мы опираемся на следующие понятия:

игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.);

дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В.Н. Кругликов).

В исследовании, мы рассмотрели этапы целенаправленного развития сенсорных способностей, которые включают в себя (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.А. Курашова, И.Ю. Нечаева и др.): формирование сенсорных эталонов; обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные  глазомерные  действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль, Н.М. Щелованов называет ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания, М. Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития определяет возраст от 0 до 5,5 лет.

Констатирующее исследование проходило на базе МБДОО детский сад общеразвивающего вида №166 г.Иркутска. В исследовании приняли участие дети раннего возраста в количестве 20 человек.

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе определен достаточно низкий процент высокого уровня сенсорного развития (10%), что может говорить о не правильном подходе к детям со стороны педагогов, т.е. детям, находящимся на среднем уровне необходимы наиболее стимулирующие методы и условия формирования сенсорных эталонов. В контрольной группе данный уровень отмечен у 30% детей. В контрольной группе преобладает средний уровень сенсорного развития (50%), в экспериментальной группе данный уровень выявлен у 30% детей.

В экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития сенсорных способностей – 50%, что также говорит о малой эффективности педагогических условий формирования сенсорных эталонов, к этим детям необходим индивидуальный подход. Результаты констатирующего эксперимента показали: изначально развитие восприятия у детей группы имеют равный потенциал, есть необходимость в формировании у детей сенсорных способностей.

В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей экспериментальной группы. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью дидактических игр.

Для экспериментальной группы нами бал составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л.А. Венгером для детей второй младшей группы, а также игры, рекомендованные  Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой.

После проведенного формирующего эксперимента, для проверки эффективности реализованной работы, мы провели контрольный эксперимент по диагностикам оценки уровня сенсорных способностей и получили следующие результаты: в анализе методик было отмечено повышение уровня сенсорных способностей в экспериментальной группе, дети с удовольствием выполняли задания и выполняли их быстро и правильно, при выполнении заданий дети использовали метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки, интерес к результату деятельности сохраняется на протяжении всего обследования, если допускают отдельные ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Анализ данных показал, что на этапе контрольного среза в экспериментальной группе снизился низкий уровень развития сенсорных способностей, преобладает же средний уровень и существенно изменился высокий уровень. Общий уровень развития сенсорных способностей у детей в экспериментальной группе значительно изменился – так на момент констатирующего эксперимента у детей преобладал низкий уровень, после проведенной работы в группе стал преобладать средний уровень.

Следовательно, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, перспективные направления изучены, поставленная гипотеза доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение,1968. – 113с.
  2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
  3. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1984. – 203с.
  4. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
  5. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
  6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 169с.
  7. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер,2000. – 304с.
  8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М. Букатов. – М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. – 96с.
  9. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [Текст] /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.
  10. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] /  В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
  11. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
  12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. – М.: Просвещение, 1973. – 110с.
  13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  14. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
  15. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. – М: Просевщение, 2000. – 192с.
  16. Выготский, Л.С.  Психология [Текст]  /Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 862с.
  17. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.
  18. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] /  Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.:: Владос, 2007. – 304с.
  19. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.
  20. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  21. Дубровская, Н.В.  Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.
  22. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] /  Т.И. Ерофеева. – М.: Академия, 1999. – 344с.
  23. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1963. – 98с.
  24. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. – СПб: Еврознак, 2002. – 416с.
  25. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. – 2005. - №2 – С. 76.
  26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 416с.
  27. Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] /Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 231с.
  28. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. – М.: Новое знание, 2006. – 345с.
  29. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 300с.
  30. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.В. Макарова. – Ростов н/Д, 2004. – 110с.
  31. Марцинковская, Д.Т. Детская практическая психология [Текст] / Д.Т. Марцинковская. – М.: Гордарики, 2000. – 255с.
  32. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. – М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
  33. Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 22 – 23.
  34. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1970. - №3 – С. 36-41.
  35. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1972. - №2 – С. 48-55.
  36. Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования [Текст]/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. – 2010. - №9 – С. 7.
  37. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей [Текст]/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. – 2010. - №1 – С. 58.
  38. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 121с.
  39. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2000. – 300с.
  40. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002. – 527с.
  41. Петровский,  А.В. , Ярошевский,  М.Г.  Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 281с.
  42. Печарова, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение,1986. – 176с.
  43. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  44. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2 – С. 67 – 69.
  45. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. – 1995. - №7. – С. 31-35.
  46. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
  47. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 1965. – 392с.
  48. Психическое развитие младенца [Текст] / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Психология, 1985. – 320с.
  49. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни [Текст] / О.П. Рожков. – М.: ИПО «МОРЭК», 2004. – 250с.
  50. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. – М., СПб.:Питер, 2005. – 712с.
  51. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 1982. – 96с.
  52. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М.: Феникс, 1997. – 319с.
  53. Стребелева,  Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст] /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. – 2001. - № 4.
  54. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1961. – 223с.
  55. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] /Е.И. Тихеева// Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – С.90-93.
  56. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос,1995. – 291с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ВЫЯВЛЕНИЕ

УРОВНЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Сенсорные способности

Задание/Цель

Материал

Содержание

Цвет

«Назови, какого цвета»:

называние четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).  

Набор игрушек с соответствующей окраской.

Педагог предлагает ребенку игрушку и спрашивает при этом «Какого цвета?».

«Найди такой же»: понимание и ориентировка в семи цветах спектра.

Кубики, окрашенные в семь цветов спектра.

Педагог предлагает построить башню из кубиков, берет один кубик определенного цвета и предлагает ребенку найти такой же. Ребенок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.

Форма

«Разложи фигуры»: определение умений подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.

Набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур – «домики».

Педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим «домикам».

«Занимательная коробка»: выявление ориентировки в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям).

Коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.

Педагог обращает внимание на коробку: «В домике живут разные фигурки, вот они вышли погулять» (высыпает фигуры из коробки), предлагает вернуть их в домик: у каждой фигуры своя дверь.

Величина

«Пирамидка»:

определение умения собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера).

Карточка, поделенная пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая; кольца такие же, как на образце.

Педагог показывает карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же.

Размер

«Большой-маленький»: выявление умений находить и называть большой, маленький предмет.

Парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая.

Педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задает ребенку вопрос о величине предмета.

Количество

«Собираем шишки»: выявление умений различать и называть количество предметов.

Две корзинки, шишки.

Педагог предлагает собрать шишки: «Сколько ты собрал шишек? А сколько у меня».

Расп-ние в пространстве

«Где мишка?»: расположение объектов в пространстве относительно друг другу.

Два медведя, стулья.

Педагог предлагает посадить мишку на стул, под стул, рядом со стулом.

Слуховое восприятие

«Кто там?»: определение речевого слуха.

Игрушки, картинки с их изображением.

Педагог предлагает угадать «голос» животного, показать картинку или назвать словом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Протокол результатов диагностики сенсорного развития О.Л. Канонко.

ФИ ребенка

Уровень выполненного задания

Итог

1

2

3

4

5

6

7

Экспериментальная группа

1.Артем М.

Н

У

Н

Н

У

Н

Н

Н

2.Коля А.

С

Д

Д

Д

В

Д

Д

Д

3.Марина Е.

С

С

Д

Н

Д

С

С

С

4.Оля Г.

У

Н

Н

Н

Н

У

Н

Н

5.Степа В.

У

У

Н

У

У

Н

У

У

6.Марина У.

Д

С

С

С

С

У

С

С

7.Гоша Ф.

С

С

У

У

У

Н

У

У

8.Лера Ш.

У

Н

Н

У

Н

Н

Н

Н

9.Катя О.

Д

Д

Д

В

Д

С

Д

Н

10.Вера М.

Д

С

С

Д

У

У

Д

У

Контрольная группа

11.Яна Т.

У

У

Н

У

У

Н

У

У

12. Денис Р.

Н

У

У

Н

Н

Н

Н

Н

13.Рита Д.

У

У

Н

У

У

С

Д

У

14.Миша Л.

Д

В

В

В

В

Д

В

В

15.Даниил С.

С

С

Д

С

Д

С

С

С

16.Ваня Я.

Д

Д

С

С

Д

Д

В

Д

17.Рома Ж.

Д

В

В

В

В

В

В

В

18.Аня З.

С

С

Д

С

С

У

Н

С

19.Никита В.

Д

Д

С

Д

Д

Д

Н

С

20.Толя П.

С

Д

Д

С

Д

С

Н

С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Протокол результатов оценки сенсорного развития Т.В. Николаевой.

ФИ ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

Экспериментальная группа

1.Артем М.

+

+

+

2.Коля А.

+

+

+

3.Марина Е.

+

+

+

+

4.Оля Г.

+

+

+

+

5.Степа В.

+

+

6.Марина У.

+

+

+

+

+

7.Гоша Ф.

+

+

+

+

+

8.Лера Ш.

+

+

+

9.Катя О.

+

+

+

10.Вера М.

+

+

+

Контрольная группа

11.Яна Т.

+

+

12. Денис Р.

+

+

13.Рита Д.

+

+

+

14.Миша Л.

+

+

15.Даниил С.

+

+

+

16.Ваня Я.

+

+

+

+

+

17.Рома Ж.

+

+

18.Аня З.

+

+

+

19.Никита В.

+

+

+

20.Толя П.

+

+

+

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста