Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы.
3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6
1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13
1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30
2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………..
3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54
3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
Сенсорные способности |
Задание/Цель |
Материал |
Содержание |
Цвет |
«Назови, какого цвета»: называние четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). |
Набор игрушек с соответствующей окраской. |
Педагог предлагает ребенку игрушку и спрашивает при этом «Какого цвета?». |
«Найди такой же»: понимание и ориентировка в семи цветах спектра. |
Кубики, окрашенные в семь цветов спектра. |
Педагог предлагает построить башню из кубиков, берет один кубик определенного цвета и предлагает ребенку найти такой же. Ребенок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета. | |
Форма |
«Разложи фигуры»: определение умений подбирать плоские геометрические фигуры по образцу. |
Набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур – «домики». |
Педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим «домикам». |
«Занимательная коробка»: выявление ориентировки в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям). |
Коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур. |
Педагог обращает внимание на коробку: «В домике живут разные фигурки, вот они вышли погулять» (высыпает фигуры из коробки), предлагает вернуть их в домик: у каждой фигуры своя дверь. | |
Величина |
«Пирамидка»: определение умения собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера). |
Карточка, поделенная пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая; кольца такие же, как на образце. |
Педагог показывает карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же. |
Размер |
«Большой-маленький»: выявление умений находить и называть большой, маленький предмет. |
Парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая. |
Педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задает ребенку вопрос о величине предмета. |
Количество |
«Собираем шишки»: выявление умений различать и называть количество предметов. |
Две корзинки, шишки. |
Педагог предлагает собрать шишки: «Сколько ты собрал шишек? А сколько у меня». |
Расп-ние в пространстве |
«Где мишка?»: расположение объектов в пространстве относительно друг другу. |
Два медведя, стулья. |
Педагог предлагает посадить мишку на стул, под стул, рядом со стулом. |
Слуховое восприятие |
«Кто там?»: определение речевого слуха. |
Игрушки, картинки с их изображением. |
Педагог предлагает угадать «голос» животного, показать картинку или назвать словом. |
ФИ ребенка |
Уровень выполненного задания |
Итог | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Экспериментальная группа | ||||||||
1.Артем М. |
Н |
У |
Н |
Н |
У |
Н |
Н |
Н |
2.Коля А. |
С |
Д |
Д |
Д |
В |
Д |
Д |
Д |
3.Марина Е. |
С |
С |
Д |
Н |
Д |
С |
С |
С |
4.Оля Г. |
У |
Н |
Н |
Н |
Н |
У |
Н |
Н |
5.Степа В. |
У |
У |
Н |
У |
У |
Н |
У |
У |
6.Марина У. |
Д |
С |
С |
С |
С |
У |
С |
С |
7.Гоша Ф. |
С |
С |
У |
У |
У |
Н |
У |
У |
8.Лера Ш. |
У |
Н |
Н |
У |
Н |
Н |
Н |
Н |
9.Катя О. |
Д |
Д |
Д |
В |
Д |
С |
Д |
Н |
10.Вера М. |
Д |
С |
С |
Д |
У |
У |
Д |
У |
Контрольная группа | ||||||||
11.Яна Т. |
У |
У |
Н |
У |
У |
Н |
У |
У |
12. Денис Р. |
Н |
У |
У |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
13.Рита Д. |
У |
У |
Н |
У |
У |
С |
Д |
У |
14.Миша Л. |
Д |
В |
В |
В |
В |
Д |
В |
В |
15.Даниил С. |
С |
С |
Д |
С |
Д |
С |
С |
С |
16.Ваня Я. |
Д |
Д |
С |
С |
Д |
Д |
В |
Д |
17.Рома Ж. |
Д |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
18.Аня З. |
С |
С |
Д |
С |
С |
У |
Н |
С |
19.Никита В. |
Д |
Д |
С |
Д |
Д |
Д |
Н |
С |
20.Толя П. |
С |
Д |
Д |
С |
Д |
С |
Н |
С |
ФИ ребенка |
№ задания | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Экспериментальная группа | |||||
1.Артем М. |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
2.Коля А. |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
3.Марина Е. |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
4.Оля Г. |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
5.Степа В. |
– |
– |
+ |
+ |
– |
6.Марина У. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7.Гоша Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8.Лера Ш. |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
9.Катя О. |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
10.Вера М. |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
Контрольная группа | |||||
11.Яна Т. |
+ |
+ |
– |
– |
– |
12. Денис Р. |
– |
– |
+ |
+ |
– |
13.Рита Д. |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
14.Миша Л. |
+ |
– |
– |
+ |
– |
15.Даниил С. |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
16.Ваня Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17.Рома Ж. |
– |
+ |
+ |
– |
– |
18.Аня З. |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
19.Никита В. |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
20.Толя П. |
+ |
+ |
+ |
– |
– |