Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
При работе с глиной, цветным
тестом учили детей выполнять формообразующие
движения. Объясняли, что для того чтобы
вылепить шарик нужно катать кусочек круговыми
движениями, а если хочешь сделать колбаску
– то прямыми.
При выполнении с детьми аппликации
на тему «Коврик для котенка» продолжали
знакомить с геометрическими фигурами,
учили ритмично располагать на листе бумаги,
закрепляли названия цвета.
Создавая игровую мотивацию
предлагали сделать коврик для котенка.
А чтобы он получился красивым, его нужно
украсить. Показали детям вырезанные из
цветной бумаги треугольники, кружочки,
квадраты и предложила свой образец: «Посмотрите,
какой коврик я буду делать. В середину
я положу желтый кружок, а по краям разложу
треугольники. Вот так: сюда зеленый, здесь
синий, теперь красный и желтый. Вот какой
коврик получился у меня. А теперь вы выберите
разные фигурки и разложите на своих листах.
– Коля, какие фигурки ты взял? (треугольники
и круги) – А что ты положишь в середину?
(кружок) – Хорошо. А ты, Гоша, какие взял
фигурки? и т.д.».
В процессе конструктивной
деятельности совершенствуется восприятие
детьми формы предметов, их величины, пространственных
отношений. Во время выполнения построек
продолжают знакомиться с различными
объемными деталями: кубиками, кирпичиками,
треугольной призмой. Дети закрепляют
знания о том, что у кирпичика есть узкая
и широкая стороны, если кирпичик поставить
на длинную узкую грань то «заборчик»
получится низкий, а если на узкую короткую
– то высокий. На занятиях по конструированию
строили «Башни», «Заборчик» и т.д. Например,
при постройке ворот обращали внимание
на размер – «Эти ворота высокие, а эти
узкие». При обыгрывании построек дети
убеждались, что в низкие ворота машина
не проедет, а матрешка проходит. При постройке
башни обращали внимание на то, что если
много кубиков поставить друг на друга
башня получится высокая, а если мало,
то низкая. Предлагали детям построить
низкие и высокие башни из кубиков разного
цвета. В конце занятия спрашивали: «Гоша,
какого цвета у тебя высокая башня? Лера,
а ты из кубиков какого цвета построила
низкую башню?» и т.д.
Ознакомление детей с природой
так же тесно связано с развитием сенсорных
способностей. Каждый день, выходя на прогулку,
обращали внимание детей на то, какого
цвета небо, трава, листья на деревьях.
Сравниваем кусты и деревья по величине,
обращали внимание на то, что деревья высокие,
мы не можем дотянуться к веткам, а кустики
низкие. Сравнивали деревья по объему:
«Давайте обнимем тополь, Посмотрите какой
он толстый, мы все вместе еле-еле его обхватили.
А теперь обнимем березку. Посмотрите,
она тонкий, его смогла обнять одна Марина».
При наблюдении за насекомыми
также обращали внимание на их окраску
и форму. Впоследствии дети сами выделяли
характерные признаки. Например, Вера
– «Это божья коровка, она красная и круглая,
а этот жучок как овальчик», Коля: «Этот
червяк толстый и длинный».
Задачи по развитию сенсорных
способностей мы старались решать не только
на занятиях, но и в повседневной жизни.
Например, при приеме детей обязательно
обращали внимание на цвет одежды ребенка,
его обуви: «Катя, какая красивая желтая
кепка сегодня у тебя. А ты, Артем, сегодня
в зеленой футболке. А давайте посмотрим
и найдем у кого еще зеленая футболка сегодня».
В утренние часы, пока в группе
1-2 ребенка обязательно проводили индивидуальную
работу, предлагая детям разный дидактический
материал для игр. Это «Занимательная
коробка», «Разложи фигуры по местам!»,
«Собери картинку из пазлов» и др.
Во время режимных моментов
обращали внимание на цвет полотенец,
фартучков, посуду, салфеток и пр. В сюжетных
играх так же обращали внимание на величину,
цвет и форму предметов: «А суп мы из какой
картошки будем варить – большой или маленькой?»,
«Какого цвета подать тебе кастрюлю?»,
«Доктор, какие таблетки давать моей дочке?
Большие розовые или маленькие желтые?»
и т.д.
Для развития сенсорных способностей
нами была создана соответствующая развивающая
среда, как в групповой комнате, так и на
участке. В группе было выделено место,
где мы разместили дидактический материал
и пособия. Это цветные вкладыши, пирамиды
различных видов, «Занимательные коробки»
разнообразных конфигураций (в форме «Домика»,
«Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы
разноцветных столиков с отверстиями
и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши»,
горки для прокатывания шариков, наборы
для нанизывания «бус» разной величины
и формы, матрешки, конструкторы Лего и
др. Ряд пособий был разработан совместно
с детьми. Например, на плакат с изображением
Белоснежки и семи гномов, где каждому
гному приклеили шкатулочку с изображением
различных плоских геометрических фигур.
Такие же цветные фигуры сложили в отдельную
коробочку, а затем предлагали ребенку
разложить эти фигуры по шкатулкам. Чтобы
создать игровую ситуацию говорили детям,
что Белоснежка приготовила подарки для
гномов, но не знает, кому какой дать и
просит детей помочь ей. Так же нами были
оформляли стенды: «Что бывает такого
цвета?» (желтый, синий, красный, зеленый).
На одном изображены все предметы синего
цвета, на другом красного и т.д. и поместили
их в игровых павильонах на участках.
В зону сенсорного развития
мы так же поместили дидактические игры,
некоторые из которых придумали сами.
Это такие, как: «Подбери кораблику парус»,
«Цветные варежки», «Найди, чья будка?»,
«Сложи машину», «Собери пирамиду».
Таким образом, проведенная
нами работа, а т.ж. использование практических
заданий помогают решать педагогам задачи
развития сенсорных способностей во всех
сферах детской деятельности и дают положительный
результат.
3.3 Оценки эффективности
После проведенного формирующего
эксперимента, для проверки эффективности
реализованной работы, мы провели контрольный
эксперимент по диагностикам оценки уровня
сенсорных способностей и получили следующие
результаты: в анализе методик было отмечено
повышение уровня сенсорных способностей,
дети с удовольствием выполняли задания
и выполняли их быстро и правильно, при
выполнении заданий дети использовали
метод проб, примеривание, а так же зрительный
способ ориентировки, интерес к результату
деятельности сохраняется на протяжении
всего обследования, если допускают отдельные
ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно
исправляют.
Результаты повторно проведенной
методики О.Л. Канонко представлены на
рисунке 6.
Рис.6. Графическое изображение
сравнительного анализа диагностики уровня
сенсорного развития О.Л. Канонко (констатирующий
и контрольный этапы).
Как видно из диаграммы данные
констатирующего и контрольного исследования
отличаются. После проведенной с детьми
работы высокий уровень проявился у 40%
(на начало эксперимента 0%), достаточный
уровень остался на прежнем уровне (10%
детей раннего возраста), средний уровень
50% (было 20%), удовлетворительного и низкого
уровней на окончание исследования не
выявлено, дети с этих уровней в основном
перешли на более высокие уровни развития
сенсорных способностей.
Анализ повторно проведенной
диагностики Т.В. Николаевой представлены
на рисунке 7.
Рис.7. Графическое изображение
сравнительного анализа оценки сенсорного
развития (Т.В. Николаева) (констатирующий
и контрольный этапы).
В данном случае, после формирующего
этапа исследования нет низкого уровня,
45% выявлено высокого и 55% среднего уровней.
Результаты контрольной оценки
восприятия детей раннего возраста предложены
на рисунке 8:
Рис.8. Графическое изображение
результатов определения уровня сенсорного
восприятия детей.
Анализ данных показал, что
на этапе контрольного среза в ЭГ снизился
низкий уровень развития сенсорных способностей
(0%), преобладает же средний уровень (60%)
и существенно изменился высокий уровень
(40%).
Ориентируясь на полученные
данные от повторно проведенных диагностик,
мы пришли к выводу, что после проведенного
формирующего эксперимента общий уровень
развития сенсорных способностей у детей
в экспериментальной группе значительно
изменился – так на момент констатирующего
эксперимента у детей преобладал низкий
уровень (50%), после проведенной работы
в группе преобладает средний уровень
(60%) – действия ребенка на уровне примеривания.
Положительное эмоциональное отношение
к процессу деятельности сохраняется
до конца проверок. Действует целеустремленно,
но допущенные ошибки устраняет, как правило,
с помощью взрослого. Ребенок самостоятельно
и с помощью педагога выполняет не менее
четырех заданий, предназначенных для
его возраста. Степень ориентировки в
цветовом спектре и геометрических формах
относится к 3б. – без помощи взрослого
соотносит пять геометрических форм и
цвета спектра. Степень ориентировки в
понятиях величин, пространства и время
2-3б. – группирует однородные предметы
по размеру, понимает слово «скоро», пользуется
словами «высоко-низко», хорошо ориентируется
в знакомом помещении. Определяет качество
еды: сладкий, горький, кислый, вкусный,
различает, какой знакомый инструмент
играет, в повседневной жизни обращает
внимание на свойства предметов. Общий
результат развития сенсорных способностей
оценивается в 2 балла.
Также изменился процент высокого
уровня развития сенсорных способностей
(40%), при дальнейшем правильно педагогическом
руководстве есть возможность увеличить
этот процент, так как дети, находящиеся
на среднем уровне, достаточно быстро
реагируют на педагогические воздействия
воспитателей и способны к более высоким
результатам в области развития сенсорных
способностей.
Графически мы можем представить
общие результаты контрольного этапа
исследования следующим образом:
Рис.9. Графическое изображение
уровня развития сенсорных способностей
у детей раннего возраста.
Таким образом, цели и задачи
исследования достигнуты, гипотеза доказана.
Выводы
В формирующем эксперименте
приняли участие 10 детей экспериментальной
группы.
Цель формирующего этапа нашего
эксперимента состояла в повышении уровня
развития сенсорных способностей детей
раннего возраста с помощью дидактических
игр.
Для экспериментальной группы
нами бал составлен тематический план
дидактических игр-занятий по развитию
сенсорных способностей, в который вошли
игры, рекомендованные Л.А. Венгером для
детей второй младшей группы, а также игры,
рекомендованные Э.Г. Пилюгиной, Е.А.
Янушко, Г.А. Широковой.
Игры, отраженные в тематическом
плане определены по трем основаниям развития
сенсорных способностей – блокам: развитие
зрительного восприятия (свет, цвет, форма,
величина, количество, расположение в
пространстве, целостный образ предмета);
развитие слухового восприятия; развитие
осязания.
Для получения более эффективных
и прочных результатов, мы включали дидактические
игры и в занятия по разным направлениям
жизнедеятельности детей в ДОУ.
После проведенного формирующего
эксперимента, для проверки эффективности
реализованной работы, мы провели контрольный
эксперимент по диагностикам оценки уровня
сенсорных способностей, что доказало
повышение уровня сенсорных способностей
в ЭГ. Следовательно, своевременное сенсорное
воспитание на данном возрастном этапе
– главное условие познавательного развития,
правильной и быстрой ориентировки в бесконечно
меняющимся окружении, эмоциональной
отзывчивости, способности воспринимать
красоту и гармонию мира. Таким образом,
цели и задачи исследования достигнуты,
гипотеза доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе развития детей первых
лет жизни осуществляется развитие сенсорных
способностей, благодаря которому малодифференцированные
зрительные и слуховые впечатления сменяются
предметным восприятием, открывающим
ребенку мир вещей и явлений. Значение
развития сенсорных способностей в раннем
детстве трудно переоценить, именно этот
период наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире.
Ряд выдающихся зарубежных
ученых в области дошкольной педагогики
таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О.
Декроли, а т.ж. известных представителей
отечественной педагогики и психологии
Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной
и др., справедливо считали, что сенсорное
воспитание, направленное на обеспечение
полноценного развития сенсорных способностей,
является одной из основных сторон дошкольного
воспитания. Признано приоритетное значение
сенсорного развития на этапе первых трех
лет жизни.