Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
Восприятие сочетаний, связанное
с выделением элементов, из которых они
состоят, и связей между элементами, называется аналитическим.
Недостаточно уметь точно воспринимать
отдельные цвета и оттенки. В природе и
произведениях искусства цвета находятся
в сложных и разнообразных сочетаниях.
Ребенка нужно научить обследовать эти
сочетания, улавливать определенный ритм
в расположении отдельных цветовых тонов,
отличать сочетания теплых цветов от сочетаний
холодных.
Глубокое восприятие формы
предполагает умение зрительно раздробить
предмет на отдельные элементы, соответствующие
тем или иным геометрическим образцам,
и определить соотношение этих элементов
между собой.
Аналитическое восприятие величины
связано с выделением разных измерений
величины предмета - длины, ширины, высоты.
Выводы.
Отечественная система сенсорного
воспитания опирается на теорию восприятия,
разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым,
С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В.
Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
Сенсорное воспитание – целенаправленные
педагогические воздействия, обеспечивающие
формирование чувственного познания и
совершенствование ощущений и восприятия
(С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Развитие восприятия в разные
периоды имеет свои особенности (З.М. Истомина,
Э.Г. Пилюгина, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.И. Лисина
и др.): в раннем детстве восприятие остается
очень не совершенным; устойчивой связи
между словами – названиями цвета (формы,
величины и пр.) и конкретным цветом (формой,
величиной и пр.) еще не образовалось; восприятие
ребенка раннего возраста носит предметный
характер, то есть все свойства предмета;
восприятие признаков объекта возникает
при выполнении предметной деятельностью;
у ребенка раннего возраста обследование
предметов подчиняется преимущественно
игровым целям; зрительное восприятие
становится одним из ведущих и т.д.
Глава 2. Экспериментальное
изучение особенностей сенсорного развития
детей раннего возраста
2.1. База и методы
исследования
Данное исследование проходило
на базе МБДОО детский сад общеразвивающего
вида № 166 г. Иркутска. В период с октября
2013г. по май 2014г. В исследовании приняли
участие дети раннего возраста в количестве
20 человек (по 10 детей в экспериментальной
и контрольной группах).
Цель констатирующего этапа
– выявить уровень развития сенсорных
способностей детей раннего возраста.
Задачи:
Подобрать и апробировать методики
определения уровня развития сенсорных
способностей у детей раннего возраста;
Определить уровни интерпретации
полученных результатов;
Провести анализ полученных
данных, сделать выводы.
Нами были использованы следующие
диагностические методики на выявления
уровня развития сенсорных способностей
детей раннего возраста:
Диагностика сенсорного развития
О.Л. Канонко;
Методика оценки сенсорного
развития Т.В. Николаевой;
Диагностический материал для
определения уровня сенсорного восприятия
детей на основе показателей познавательного
развития методик Е.Б. Власовой «Развитие
ребенка раннего возраста (основные показатели)»
и Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития» [13; 53].
Диагностика сенсорного развития
О.Л. Канонко, предполагает оценку сенсорного
развития детей раннего возраста по следующим
критериям:
1.Цвет:
– не проявляет заинтересованности
к цветам – 0 баллов;
- различает цвета на
сенсомоторном уровне, использует
названия неправильно – 1 балл;
- знает четыре основных
цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
– 2 балла;
- без помощи взрослого
соотносит 9 цветов (цвета радуги
+ черный, белый) – 3 балла;
- имеет четкое представление
о 9 цветах - 4 балла.
2.Форма:
- не имеет представление
о форме – 0 баллов;
- различает круг и квадрат,
с помощью воспитателя соотносит
по форме – 1 балл;
- без помощи взрослого
соотносит пять геометрических
форм – 3 балла;
- имеет четкое представление
о пяти геометрических формах
и называет их – 4 балла.
3.Величина:
- не имеет представление
о величине – 0 баллов;
- отличает большие и
маленькие предметы – 1 балл;
- соотносит по размеру
три величины – 2 балла;
- группирует однородные
предметы по размеру – 3 балла;
- правильно использует
слова: большой, маленький, больше, соотносит
по двум-трем признакам – 4 балла.
4.Ориентация в пространстве,
во времени:
- ребенок дезадаптирован,
не выполняет действия за воспитателем
– 0 баллов;
- выполняет просьбу: «Подойди
ко мне» - 1 балл;
- понимает слово «скоро»,
пользуется словами «высоко-низко»
- 2 балла;
- хорошо ориентируется
в знакомом помещении, выполняет
правило: «Каждой вещи свое место»
- 3 балла;
- пользуется словами «далеко-близко»,
«наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра»,
знает их назначение – 4 балла.
5. Запах, вкус:
- идентифицирует отношение
к еде и запахам – 0 баллов;
- знает, что предметы имеют
запах – 1 балл;
- имеет любимые блюда,
узнает их по запаху и по
вкусу – 2 балла;
- определяет качество
еды: сладкий, горький, кислый, вкусный
– 3 балла;
- идентифицирует продукты
по характерным запахам, узнает
по вкусу знакомую пищу – 4
балла.
6.Звуки:
- не проявляет заинтересованности
к окружающим звукам – 0 баллов;
- берет активное участие
в музыкальных занятиях, отличает
звуки: громкие – тихие – 1 балл;
- подражает звукам животных,
поет, отличает музыку громкую
и тихую – 2 балла;
- различает, какой знакомый
инструмент играет – 3 балла;
- реагирует на необычные
звуки, обращает внимание воспитателя
на них, отличает музыку – 4 балла.
7. Тактильные возможности:
- не проявляет заинтересованности
к свойствам предметов; пугается
красок и глины – 0 баллов;
- проявляет заинтересованность
к изобразительным материалам
– 1 балл;
- различает слова и
понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый»,
«тяжелый-легкий» - 2 балла;
- в повседневной жизни
обращает внимание на свойства
предметов, демонстрирует свои знания
взрослым и детям – 3 балла;
- с закрытыми глазами
узнает на ощупь свойства предметов
– 4 балла.
Уровни знаний детей в области
сенсорного развития распределяются
по полученными детьми баллами:
35 – 29 баллов – высокий
уровень сенсорного развития;
28 - 22 баллов – достаточный
уровень сенсорного развития;
21 - 15 баллов - средний
уровень сенсорного развития;
14 - 8 баллов – удовлетворительный
уровень сенсорного развития;
7 - 0 баллов - низкий
уровень сенсорного развития.
Методика оценки сенсорного
развития Т.В. Николаевой:
Задания предъявляются ребенку
сразу для самостоятельного выполнения.
Педагог предлагал ребенку вставить фигуры
в соответствующие прорези; разобрать
и собрать пирамиду; раскрыть матрешку
и собрать ее; сложить целую картинку из
частей. При этом все задания должны были
сопровождаться естественными жестами.
При затруднении выполнения
ребенком заданий самостоятельно, взрослый
демонстрирует соответствующее действие,
а затем просит ребенка воспроизвести
его. Если ребенок не справляется и в этом
случае, то использовался метод совместных
действий. Например, педагог руками ребенка
вставляет фигуры в соответствующие прорези;
собирает пирамидку с учетом величины
колец; складывает разрезную картинку.
Вслед за этим ребенку предлагается действовать
самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
- Желание сотрудничать
со взрослым; принятие задания; способность
обнаружить ошибочность своих действий;
заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания
(самостоятельно, после показа, после
совместных действий, невыполнение);
- высокий уровень – 4-5
выполненных заданий самостоятельно
или после показа взрослым;
- средний уровень – 3 выполненных
задания;
- низкий уровень – 1-2 выполненных
задания.
Диагностический материал для
определения уровня сенсорного восприятия
детей на основе показателей познавательного
развития методик Е.Б. Власовой «Развитие
ребенка раннего возраста (основные показатели)»
и Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика
умственного развития»:
Цель: определение уровня развития
сенсорных способностей у детей раннего
возраста.
Все задания представлены в
форме игр. Особое внимание обращалось
на общий фон настроения ребенка и создание
особых отношений доверия между ребенком
и взрослым. Предлагаемые задания рассчитаны
на обследование детей раннего возраста
(см. приложение 1).
На основе диагностического
материала, нами были определены высокий,
средний и низкий уровни развития сенсорных
способностей детей раннего возраста.
Высокий уровень - 3 балла - ребенок
сразу начинает сотрудничать со взрослым,
принимает задание и самостоятельно находит
способ его выполнения.
Средний уровень - 2 балла - ребенок
начинает сотрудничать со взрослым, принимает
и понимает цель задания, но самостоятельно
задание не выполняет, в процессе диагностического
обследования действует адекватно, а затем
переходит к самостоятельному способу
выполнения задания.
Низкий уровень - 1 балл - ребенок
не сотрудничает со взрослым и ведет себя
неадекватно по отношению к заданию, не
понимает его цели.
2.2. Особенности сенсорной
культуры детей раннего возраста
В рамках нашего исследования,
мы разработали общие критерии и уровни
развития сенсорных способностей детей
раннего возраста.
Критерии оценки сенсорного
развития детей раннего возраста: