Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
В нашем исследовании мы будем
ориентироваться на следующее понятие:
игра – это вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание
и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление
поведением (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский
и др.).
Обратимся к классификации
детских игр (Н.В. Бордовская) [7,14]:
Самодеятельные (по инициативе
детей) – игры-экспериментирования, сюжетно-самодеятельные;
Игры с правилами (по инициативе
педагога) – обучающие (дидактические
и подвижные), досуговые;
Народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.
Поддъяков Н.Н. определяет, что
одним из видов игровой деятельности является
дидактическая игра, позволяющая шире
приобщить детей к текущей жизни в доступных
им формах интеллектуальной и активной
практической деятельности, нравственных
и эстетических переживаний. В дошкольной
педагогике дидактические игры с давних
пор считались основным средством сенсорного
воспитания. Много таких дидактических
игр представлено в работах отечественных
исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой,
Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина,
Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а
также в специальных сборниках игр [46].
В педагогической литературе
встречается несколько классификаций
дидактических игр: по игровому действию
и правилам, по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, организации
и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В психолого-педагогическом
словаре дидактические игры понимаются
как специально создаваемые или приспособленные
для целей обучения игры [40,17].
Бондаренко А.К. считает, что
дидактическая игра представляет собой
многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом
обучения детей дошкольного возраста,
и формой обучения, и самостоятельной
игровой деятельностью, и средством всестороннего
воспитания личности [6,4].
Поддъяков Н.Н. описывает дидактическую
игру как игровую форму обучения, что это
очень сложное явление. В отличие от учебной
сущности занятий в дидактической игре
действуют одновременно два начала: учебное,
познавательное, и игровое, занимательное
[46,126].
Урунтаева Г.А. рассматривает
дидактическую игру как игровой метод
обучения, она рассматривается в двух
видах: игры занятия и дидактические или
автодидактические игры [56,4].
Бондаренко А.К. описывает дидактическую
игру как самостоятельную игровую
деятельность, которая осознана на осознании
этого процесса. Роль взрослого заключается
в том, чтобы у детей было в запасе много
таких игр, в которые они играют сами, если
интерес к игре пропадает, то необходимо
позаботится об усложнении игр, расширении
их вариативности [6,5].
Исследователями в области
игры А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.В.
Артемова, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесовой и
др. выделена ее структура: дидактическая
задача, игровые правила, игровые действия
[46; 12; 4; 51].
По мнению Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной,
Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др.
дидактическая игра становиться игрой
благодаря наличию в ней разных игровых
моментов: ожидания и неожиданности, элементов
загадки, движения, соревнования, распределения
ролей и др.
Бондаренко А.К. утверждает,
что дидактическая игра отличается от
игровых упражнений тем, что выполнение
в ней игровых правил направляется, контролируется
игровыми действиями [6,19]. Обязательным
компонентом игры являются и ее правила,
благодаря которым педагог в ходе игры
управляет поведением детей, воспитательно-образовательным
процессом [46,127].
Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко
выделяют следующие компоненты игры с
правилами: игровые действия (что необходимо
делать каждому участнику игры); игровые
правила, обязательные для выполнения
всеми участниками (как надо действовать
в игре); выигрыш (как сопоставление результатов
играющих) [19,29].
Традиционно все дидактические
игры можно разделить на три основных
вида: игры с предметами (игрушками, природным
материалом), настольно-печатные и словесные
игры.
Игры с предметами. Ценность
этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся
со свойствами предметов: цветом, величиной,
формой, качеством.
Настольно-печатные игры –
интересное занятие для детей Различны
и развивающие задачи, которые решаются
при их использовании.
Словесные игры построены на
словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления
о предметах, углублять знания о них, так
как в этих играх требуются использовать
приобретенные ранее знания в новых связях,
в новых обстоятельствах.
А.Н. Аванесова, исходя из опыта
сенсорного воспитания, приводит следующие
виды дидактических игр по игровому действию:
1. Игры-поручения, основанные
на интересе детей к действиям
с игрушками и предметами: подбирать,
складывать и раскладывать, вставлять,
нанизывать и т.п.
2. Игры с прятанием
и поиском. Основанные на интересе детей
к неожиданному появлению и исчезновению
предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием
и отгадыванием, привлекающие детей
неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что
здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевые дидактические
игры, игровое действие которых
заключается в изображении различных
жизненных ситуаций, в выполнении
ролей взрослых: продавца, покупателя,
почтальона – или животных: волка,
гусей и т.д.
5. Игры-соревнования, основанные
на стремлении быстрее достичь
игрового результата, выиграть: «Кто
первый», «Кто быстрее», «Кто больше»
и т.д.
6. Игры в фанты или
игры в запретный «штрафной»
предмет (картинку) или его свойство
(например, цвет), связанные с интересными
игровыми моментами – избавиться
от ненужного, сбросить карту, удержаться,
не потребовать себе штрафной
предмет или картинку, не сказать
запретного слова[1, 45].
Дидактические игры могут выполнять
еще одну функцию – контроля за состоянием
сенсорного развития детей [46].
Педагог Н. Пищикова пишет, что
игры могут быть включены практически
в любое занятие. Целесообразно сопровождать
их загадками, потешками, стихами – это
помогает эмоционально воспринимать и
осознать игровые образы, понимать их
эстетический характер, способствует
развитию образного мышления, воображения
[44,22].
Согласно мнению Макаровой
Н.В., руководство дидактическими играми
в зависимости от возраста детей осуществляется
по-разному.
Методика проведения дидактических
игр в раннем возрасте:
1.У детей раннего возраста
возбуждение преобладает над
торможением, наглядность действует
сильнее, чем слово, поэтому целесообразней
объяснение правил объединить
с показом игрового действия.
2.Игры необходимо проводить
так, чтобы они создавали бодрое,
радостное настроение у детей.
3.Учить детей играть, не
мешая друг другу, постепенно
подводить к умению играть
небольшими группками и осознавать,
что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми раннего
возраста воспитателю необходимо
самому включиться в игру. Вначале
нужно привлекать детей играть
дидактическим материалом (башенки,
яйца). Разбирать и собирать их
вместе с детьми.
5. Для детей этого возраста
характерно преобладание чувственного
познания окружающего мира. Учитывая
это воспитатель подбирает такой материал
(игрушки), который можно обследовать и
активно действовать с ним.
6. Известные детям игры
становятся более интересными, если
в их содержание вводиться
что-то новое и более сложное,
требующее активной умственной
работы.
7.При объяснении правил
игры воспитателю надо обращать
свой взгляд то на одного, то
на другого играющего, чтобы каждому
казалось, что это ему рассказывают
об игре.
8.Чтобы игра проходила
успешнее, педагог готовит детей
к игре: обязательно до игры
знакомит их с предметами, которые
будут использованы, их свойствами,
изображениями на картинках.
9. Интерес к игре усиливается,
если воспитатель предлагает
детям поиграть с теми игрушками,
которые использовались во время
игры (если это посуда, то поиграть
в детский сад, в повара и
др.) [30].
Таким образом, игра пронизывает
все стороны жизни ребенка. Одним из видов
является дидактическая игра, которая
позволяет приобщить детей к жизни в доступных
для понимания формах.
1.2 Особенности сенсорного
развития в раннем возрасте
Сенсорное развитие ребенка
– буквально с первых дней его жизни является
залогом успешного осуществления разных
видов деятельности, формирования различных
способностей [2,89].
В педагогической энциклопедии
сенсорное воспитание, понимается как
целенаправленное развитие и совершенствование
сенсорных процессов (ощущений, восприятий,
представлений) [40,258].
В педагогической литературе
ученые сенсорное воспитание определяют
по-разному.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают
такое определение. Сенсорное воспитание
– целенаправленные педагогические воздействия,
обеспечивающие формирование чувственного
познания и совершенствование ощущений
и восприятия [26,142].
В определениях Козлова С.А.
и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном
процессе. В первом определении указано
кто руководит процессом, во втором –
на кого он направлен, результатом воздействий
в одном являются формирование чувственного
познания, совершенствование ощущения
и восприятия, в другом – развитие сенсорных
способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Запорожец А.В. определяет сенсорное
воспитание следующим образом. Сенсорное
воспитание – направленно на формирование
у ребенка процессов ощущения, восприятия,
наглядного представления и т.д.[9,31].
Венгер Л.А. понимает под сенсорным
воспитанием – последовательное планомерное
ознакомление ребенка с сенсорной культурой
человека [11,5].
Венгер Л.А. указывает, что процесс
сенсорного воспитания осуществляется
последовательно и планомерно, т.е. ознакомление
с сенсорной культурой человека реализуется
в определенной системе. Сенсорная культура
ребенка – результат усвоения им сенсорной
культуры, созданной человечеством [11,4].
Таким образом, проанализировав,
указанные выше определения, можно сказать,
что сенсорное воспитание – это целенаправленные,
последовательные и планомерные педагогические
воздействия, обеспечивающие формирование
у ребенка чувственного познания, развитие
у него процессов ощущения, восприятия,
наглядных представлений через ознакомление
с сенсорной культурой человека.
В дальнейшем мы будем ориентироваться
на него.
Развитие сенсорных способностей
помогает развивать воображение, память.
Курашова Р.А. считает, что сенсорное
развитие у человека – это развитие способностей
человека и формирования его впечатлений
о внешних качествах предмета: форма; цвет;
вкус; запах; размер; положение предмета
в пространстве.
По мнению Курашовой Р.А. развитие
сенсорных способностей, включает в себя:
1. формирование сенсорных
эталонов;
2. обучение способам исследования
предмета (сюда же входит умение
различать формы, размер, цвет, а
также выполнять все более
сложные глазомерные действия;
3. обучение и развитие
аналитического восприятия у
человека (сюда входит, умение разбираться
в сочетаниях цветов, расчленять
форму предметов, выделять отдельные
измерения величины).
Отечественная система сенсорного
воспитания опирается на теорию восприятия,
разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым,
С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В.
Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
Известный зарубежный педагог
М. Монтессори «сензитивным периодом»
для сенсорного развития называет возраст
от 0 до 5,5 лет. В отечественном словаре
по психологии возрастная сензитивность
определяется как присущее определенному
возрастному периоду оптимальное сочетание
условий для развития определенных психических
свойств и процессов.