Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
«+» отмечены задания, которые
ребенок выполнил самостоятельно (или
после показа).
«–» отмечены задания, не выполненные
ребенком (или выполненные с неточным
соответствием).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Протокол результатов
оценки восприятия детей раннего возраста.
ФИ ребенка
цвет
форма
величина
размер
кол-во
расп-ние в прост-ве
слуховое восприятие
Экспериментальная группа
1.Артем М.
Н
Н
С
С
Н
Н
С
2.Коля А.
Н
Н
С
С
Н
Н
Н
3.Марина Е.
С
С
С
С
С
С
С
4.Оля Г.
В
С
В
В
С
С
В
5.Степа В.
С
Н
С
С
С
С
С
6.Марина У.
Н
С
Н
С
С
С
В
7.Гоша Ф.
С
С
С
С
С
С
С
8.Лера Ш.
С
С
С
С
С
Н
Н
9.Катя О.
С
Н
Н
Н
Н
Н
Н
10.Вера М.
Н
С
Н
С
Н
Н
С
Контрольная группа
11.Яна Т.
С
С
Н
С
Н
С
С
12. Денис Р.
В
С
С
С
С
С
С
13.Рита Д.
С
Н
Н
С
С
Н
С
14.Миша Л.
Н
Н
С
С
Н
Н
С
15.Даниил С.
В
С
С
В
С
С
В
16.Ваня Я.
Н
С
С
С
С
С
С
17.Рома Ж.
С
С
С
С
Н
С
С
18.Аня З.
В
С
С
С
Н
С
С
19.Никита В.
С
Н
С
Н
Н
Н
С
20.Толя П.
С
С
Н
С
Н
С
С
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Дидактические игры
по развитию сенсорных способностей детей
раннего возраста.
Игра "Подбери
кораблику парус"
Цель: Учить находить предмет
соответствующего цвета, закреплять различение
цвета.
Оборудование: карточка с изображением
корабликов 4 основных цветов и паруса
таких же цветовых оттенков.
Ход:
Воспитатель предлагает детям
подобрать кораблику парус определённого
цвета и объясняет, что кораблик поплывёт
только тогда, когда парус будет подобран
правильно.
Игра "Цветные
варежки"
Цель: Учить подбирать предмет,
соответствующий по форме и цвету.
Оборудование: цветная варежка
из картона с отверстиями по середине,
вкладыши, соответствующие отверстию.
Ход:
Воспитатель обращает внимание
детей на варежки и рассказывает, что дети
играли во дворе и у них порвались варежки.
Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат
в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно
найти заплатку и зашить варежку.
Игра "Чья
конура?"
Цель: Учить подбирать предметы,
соответствующие по величине
Оборудование: карты с изображением
домиков для собачек с хорошо выделенными
отверстиями (3 шт.), плоскостные фигурки
собак.
Ход:
Воспитатель рассказывает детям
о том, что собачки вышли во двор, заигрались,
а теперь не могут найти свои домики. Нужно
помочь собачкам найти каждой свою конуру.
Ребёнок подбирает собачку в соответствии
с отверстием (по величине).
Игра "Собери
машину"
Цель: Учить собирать целое
из частей геометрических фигур.
Оборудование: карточка с наклеенной
на ней машиной, выложенной из геометрических
фигур. Пустая карточка и к ней такой же
набор геометрических фигур.
Ход:
Ребёнок должен выложить машину
по образцу. Воспитатель при этом задаёт
ему вопросы по закреплению названий геометрических
фигур, если нужно помогает ребёнку.
Свет
Игра 1. «Пляшущие
тени»
Цель: развивать зрительное
ощущение, формировать представления
о свете и темноте.
Ход игры: эта игра
проводится на прогулке. В солнечную
погоду обратите внимание детей
на то, что их тела отбрасывают
тени на земле. Предложите детям
подвигаться (лучше стоя на ровной
поверхности) и понаблюдать за
тем, как тень на асфальте повторяет
их движения.
Можно обратить внимание
детей на то, что тени в разное
время суток разные: короткие
или длинные.
Игра 2. «Гуляем
в темноте»
Цель: развивать зрительные
ощущения, формировать представление
о темноте.
Ход игры: это занятие
лучше проводить в зимнее время
суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите
детям погулять (по комнате, на
площадке) : «Давайте погуляем в темноте!
Это не страшно». Пусть малыши возьмутся
за руки и начнут свое путешествие. Когда
глаза детей привыкнут к темноте, попросите
их рассказать, что они видят
По окончании игры
предложите малышам рассказать
о том, когда и где бывает
темно (светло).
Игра 3. «День
и ночь»
Цель: развивать зрительные
ощущения, формировать представления
о свете и темноте.
Ход игры: это занятие
лучше проводить в зимнее время
суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите
детям поиграть: «Давайте поиграем
в игру «День и ночь». Когда
я включу свет, и в комнате
станет светло, наступит день. В
это время вы будете ходить,
играть, танцевать. А когда я выключу
свет, и станет темно, наступит
ночь. Тогда вы ляжете на ковер
и будете спать».
В эту игру можно
играть несколько раз, пока у
детей не пропадет к ней
интерес.
Игра 4. «Солнечный
зайчик»
Цель: развивать зрительные
ощущения, формировать представления
о свете и темноте.
Материалы: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент,
когда солнце заглядывает в
окно, поймайте с помощью зеркальца
солнечный лучик и обратите
внимание малышей на то, как
солнечный зайчик прыгает по
стене, потолку, стульчикам и т. д.
Затем предложите детям дотронуться
до светового пятна – поймать
солнечного зайчика. При этом
передвигайте сначала луч плавно,
затем быстрее.
Проводите игру в
безопасном месте, чтобы дети
не наталкивались на мебель
и другие предметы.
Если малышам понравилась
игра предложите кому-нибудь из
детей роль ведущего, а сами
вместе с ребятами ловите солнечного
зайчика.
Игра 5. «Фонарик»
Цель: развивать зрительные
ощущения, формировать представления
о свете и темноте.
Материалы: электрический
фонарик.
Ход игры: когда стемнеет,
походите вместе с детьми потемной
комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя
потемной комнате, заглядывайте в темные
углы, рассматривайте окружающие предметы.
Затем передайте фонарик ребенку, пусть
теперь он ведет за собой остальных малышей.
Игра 6. «Свеча»
Цель: развивать зрительные
ощущения, формировать представления
о свете и темноте, полумраке.
Материалы: свеча.
Ход игры: когда стемнеет,
зажгите на столе длинную свечу
и зажгите её. Предложите детям
понаблюдать за тем, как она
горит. Можно походить с зажженной свечей
по группе, освещая путь. Обратите внимание
детей на то, что при свече стало светлее.
Затем предложите всем вместе или по очереди,
задуть свечу. Включите электрическое
освещение и обратите внимание детей на
то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи.
Ход игры: в ряд на
столе расставлены стаканы, наполненные
водой. Обмакните кисточку в краску
одного из основных цветов
и разведите её в стакане
с водой. Комментируя свои действия,
постарайтесь привлечь внимание
детей. Таким же образом разведите
остальные краски. Предложите детям
выбрать понравившуюся краску, взять
кисточку. Пусть они сами попробуют
развести краску в воде. Если
им захочется продолжить игру,
можно поменять воду и предложить
развести другую краску.
На следующих занятиях
можно давать детям по несколько
стаканов с водой, предлагать
смешивать несколько красок в
одном стакане с целью получения
нового цвета. Делать растворы
разной консистенции, чтобы увидеть
разные оттенки одной краски.
Игра 2. «Цветные
кубики»
Цель: учить сравнивать
цвета по принципу «такой –
не такой», подбирать пары одинаковых
по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных
кубиков (красные, желтые, зеленые, синие)
.
Ход игры: разложите
на ковре кубики. Затем возьмите
один кубик и покажите его
детям: «Вот какой кубик я выбрала.
Давайте найдем такой же кубик».
Возьмите кубик контрастного
цвета и приложите его к
выбранному кубику. И так пока
кубики не совпадут. Комментируйте
свои действия: «Такой? Нет, не такой.
И этот тоже не такой. Вот
этот такой. Одинаковые кубики».
В следующий раз увеличьте
число кубиков каждого цвета
и попросите детей найти все
кубики заданного цвета. Со временем
можно ввести дополнительные
цвета, например оранжевый.
Игра 3. «Цветные
парочки»
Цели: учить сравнивать
цвета по принципу «такой –
не такой», подбирать пары одинаковых
по цвету предметов.
Материалы: пары одинаковых
по цвету предметов (кубики, пирамидки,
шарики и др., коробка.
Ход игры: перед началом
игры подберите пары: сначала
одинаковые (красные кубики, желтые
шарики зеленые карандаши и
др., затем разные (красный помидор
и красный мяч, желтый шарик
и желтый цыпленок, зеленая елочка
и зеленый листок и др.) . Раздайте
детям по одному предмету из пары, остальные
перемешайте на столе или в коробке. Попросите
малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно
играть и с одним ребенком.
Соберите в коробку пары предметов.
Затем предложите ребенку разложить
предметы парам, группируя их
по цвету. Количество цветных
пар следует увелич. постепенно.
Игра 4. «Цветные
палочки»
Цель: учить различать
цвета по принципу «такой –
не такой»; сортировать предметы
по цвету.
Материалы: счетные палочки
двух контрастных цветов (по 5 штук
каждого цвета).
Ход игры: высыпьте
перед ребенком счетные палочки
и предложите разделить их
на две кучки. Покажите, как следует
раскладывать палочки, комментируя
свои действия: «Давайте разложим
палочки на две кучки: сюда
все такие, а сюда все такие.
Продолжай.
Когда ребенок выполнит
задание, прокомментируйте результат,
называя цвет палочек: «Молодец,
ты отлично справился. Сюда положил
все красные, а сюда все синие».
Постепенно количество палочек
можно увеличивать.