Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
Наша работа не ограничилась
лишь проведением заявленных дидактических
игр, для получения более эффективных
и прочных результатов, мы включали дидактические
игры и в занятия по разным направлениям
жизнедеятельности детей в ДОО (занятия
по ознакомлению с окружающим, развитие
речи, изодеятельность, конструирование,
игра, прогулка, режимные процессы, свободная
деятельность детей).
Дидактические игры-занятия
проводили 1 раз в неделю. Длительность
занятия 8-12 минут. При проведении игры-занятия
пользовались краткой речевой инструкцией,
не отвлекая детей лишними словами от
выполнения заданий. Например, при проведении
занятия с цветными палочками (выбор однородных
предметов по цвету из четырех предложенных)
обращали внимание на то, что палочки все
разноцветные, а потом предлагали выбрать
одну любого цвета: «Возьми, Марина, одну
любую палочку. И ты, Катя, возьми палочку.
Хорошо. А теперь Марина выберет все такие,
а Катя – такие» (жестом еще раз указать
на палочку с заданным цветом).
Также нами для педагогов ДОО
были проведены семинар «Развитие сенсорных
способностей детей раннего возраста»
и мастер класс «Сенсорные карточки своими
руками», для последующей более эффективной
работы всего педагогического коллектива
в направлении развития сенсорных способностей
детей раннего возраста.
Ход формирующего
этапа
Вначале мы не требовали от
детей обязательного запоминания и самостоятельного
употребления названий цвета, формы. Важно,
чтобы ребенок активно выполнял задания,
учитывал эти свойства, так как именно
в процессе практической работы происходит
накопление представлений о свойствах
предметов.
Работа с детьми началась с
блока «Развитие зрительного восприятия
– свет» в котором тематическим планом
заявлено семь игр, направленные на развитие
зрительных ощущений и формирование представлений
о свете, темноте, полумраке и тени. И хотя
в констатирующем эксперименте, мы не
выявляли данный критерий у детей, но данный
блок занятий имеет место быть в формирующем
эксперименте, и направлен он на первоначальную
работу по развитию сенсорных способностей
детей ЭГ, а т.ж. на установление доверительных
отношений между педагогом и детьми. Например,
такие игры как «Солнечный зайчик», «Фонарик»,
«Пляшущие тени» создавали благоприятную,
веселую и доброжелательную атмосферу
в группе, а т.ж. настраивали детей на дальнейшую
работу и, конечно же, давали обучающий
эффект: дети получили знания о том, что
такое свет и темнота, что существую тени,
что днем светло, а ночью темно и т.д.
Следующий блок игр предполагал
ознакомление детей с цветом. Данный блок
игр предполагал обучение детей сравнивать
цвета, подбор пары одинаковых по цвету
предметов («Цветные палочки», «Цветные
парочки», «Цветная вода»), знакомство
с названиями цветов («Ниточки для шариков»),
развитие умений находить предмет определенного
цвета по образцу (зрительное соотнесение)
и развивать внимание («Бегите ко мне»,
«Наряжаем кукол») и др.
Стоит отметить, что наиболее
сложными в выполнении оказались игры
на сравнение цвета по принципу «такой
– не такой»: в игре «Цветные кубики» детям
необходимо было разложить пары разноцветных
кубиков, в начале работы над блоком мы
сопровождали показ игровых действий
комментариями – «Такой кубик? Нет, не
такой кубик. И этот тоже не такой. Вот
этот такой. Одинаковые кубики. – Лера,
найди такой же кубик. – Вот этот. – Почему?
– Приложи его к выбранному и сравни, похожи?...».
В дальнейших играх такого типа мы увеличивали
число кубиков (палочек, шариков) каждого
цвета и просили детей найти все кубики
(палочки, шарики) заданного цвета. Со временем
вводили дополнительные цвета, например
оранжевый.
Наиболее показательными дидактическими
играми, в плане эффективности в развитии
сенсорных способностей в определении
цвета стали игры «Бегите ко мне!», серия
игр о куклах, «Подбери кораблику парус».
Например, в серии игр о куклах, необходимо
было найти подходящий цвет, назвать его,
сравнить по принципу «такой – не такой»:
«…эта курточка подходит к платью куклы
Маши, поэтому я надену ее…она зеленая,
как платье…»; «Кукла Даша будет одета
в красную юбку и такую же кофточку…потому
что они подходят…они одинаковые…» и
т.п. В игре «Разложи по коробочкам»
сначала предлагались предметы 2-4 цветов
(по 4 – 8шт. одного цвета). К концу формирующего
эксперимента, мы увеличивали количество
цветов и стоит отметить, что дети успешно
справлялись с усложнением.
В блоке «Форма» мы знакомили
детей с плоскими геометрическими формами
– квадратом, кругом, треугольником, овалом,
прямоугольником и объемными геометрическими
телами – кубом, шаром, учили подбирать
нужные формы разными методами (метод
зрительного соотнесения, метод сравнения).
Т.ж. к завершению работы на блоком, мы
старались усложнять дидактические игры
– предлагая детям фигурки не только разной
формы, но и разного цвета и размера, например,
проводили игру «Башни» со всеми детьми,
а не индивидуально, как это было при первоначальном
ее проведении, в игре «Фигуры играют в
прятки» после выполнения задания вместе
с детьми заглянули в домики и посмотрели
на их «жителей», обратив внимание малышей
на то, что в одном домике живут шарики,
а в другом кубики, после дети в самостоятельной
деятельности старались при постройке
дома «поселить в них жителей», что говорит
о первоначальных элементах сюжетной
игры: «…тут будут жить мама, папа и их
дочка…», «…в гараже папина машина стоит…они,
потом вместе поедут к бабушке…» и т.д.
Наиболее сложными в понимании
стали блоки «Величина» - ознакомление
с величиной в ходе практических действий
с предметами, с понятиями большой, маленький,
средний по величине, и «Количество» -
учить детей различать количество предметов,
познакомить с понятиями один, много, ни
одного. Именно из-за сложности в данных
блоках нами предусмотрено на порядок
больше дидактических игр, чем в других
предложенных нами блоках и соответственно
по времени данные игры занимали чуть
больше, чем предыдущие.
Ознакомление с величиной проходило
с помощью таких дидактических игр, как
«Спрячь в ладошке», «Накрой шляпой», «Покормим
кукол», «Пирамидки» (предложены два варианта
данной игры), «Две башни» и др. Наиболее
интересной в проведении была дидактическая
игра «Два поезда», где дети знакомились
с такими свойствами величины, как длина,
с понятиями длинный, короткий, одинаковые
по длине, учились использовать знания
о длине в ходе практических действий
с предметами, развивали глазомер, сравнивая
предметы по длине на расстоянии: «Артем,
покажи, как сделать твой поезд еще длинней.
– Добавить вагоны. – А если убрать вагоны,
какой будет поезд? – Короткий…»; «...чем
отличаются твой и Степин поезд?... – У
Степы меньше вагончиков, чем у меня…
- Значит мой длиннее…». В дальнейшем данная
игры стала одной из любимых для дошкольников,
они научились обыгрывать сюжет (например,
посадили в «вагоны» (поставили на кубики)
«пассажиров»).
Блок «Количество» представлен
следующими дидактическими играми - «Собираем
шишки», «Зайцы и лисы», «Песочница», «Наполни
кувшин» и др. Стоит отметить, что данные
игры вызвали у детей наибольший интерес
и желание играть, мы считаем, что это связано
со способом проведения данных игр – практически
все игры требовали проведения детского
экспериментирования (налить воду, вылить
воду, насыпать песок в ведерки, пересыпать
фасоль из одной емкости в другую и т.п.).
Дидактические игры на расположение
в пространстве и на целостный образ предмета
предполагали ознакомление с пространственными
отношениями, выраженными словами: далеко,
близко, дальше, ближе, рядом, о развитие
умений определять направление, в котором
находится предмет, а т.ж. развитие умений
узнавать знакомые предметы среди других
и собирать целый предмет из отдельных
частей, развитие внимание и мышление.
В игах на расположение в пространстве
дети принимали особенно активное участие,
двигались согласно той или иной игровой
задаче – садились, стояли, прятали и пересаживали
игрушки и пр. Например, в дидактической
игре «Прячьтесь в домик!» по вашей команде:
«Внутрь», «Наружу» - дети прятались в
игрушечный домик или вылезали из него;
в игре «Где же мишка» дети повторяли вслед
за нами следующие действия: посадить
мишку на стул, за стул, под стул, поставить
его перед стулом, рядом со стулом, в дальнейшем
игра была усложнена, мы просили дошкольников
повторить положение игрушки, изменяя
свободное положение относительно большого
стула; в игре «Лист бумаги» детей учили
ориентироваться на листе бумаги – детям
были показаны листы бумаги, объяснено,
где у него верх, низ, правая, левая стороны,
центр. Затем мы раздавали детям листы
бумаги и картонные картинки с изображением
предметов и игрушек. Просили разложить
их в определенных местах листа, например:
«Представьте, что лист бумаги – это белая
полянка. Посадите игрушки на полянку
так, как я скажу: положите утенка посередине,
а зайчика внизу, вверху посадите птичку».
Стоит отметить, что данная игра была достаточно
сложна при первом проигрывании – дети
путали стороны, но вот верх-низ листа
определяли правильно, также была сложность,
когда правила игры были усложнены: «Поставьте
утенка наверху справа. Лягушку посадите
вниз посредине». Необходимо обратить
внимание, что в итоге дети справились
и с таким усложнением.
В блоке «Дидактические игры
на целостный образ предмета» нами были
предложены такие игры, как «Найди свою
игрушку», «Предметы и картинки», «Собери
целое», «Разрезные картинки» и др. Например,
в дидактической игре «Разрезные картинки»,
целью которой являлось обучение восприятию
целостного графического образа и развитие
внимание, нами использовались подходящие
иллюстрации из книг или открытки, на которых
изображены знакомые детям предметы (картинки
были простыми и четкими). Мы предлагали
каждому ребенку, целую предметную картинку
(в дальнейшем сюжетную) и такую же картинку,
разрезанную на части. Просили его собрать
картинку по образцу. В дальнейшем предлагать
детям собирать картинки без образца.
В игре «Найди свое место» мы
развивали умение узнавать знакомые предметы
среди других, а также внимание и память.
Предлагали детям сесть на стулья, расставленные
в ряд, и давали каждому малышу по игрушке.
Дошкольники рассматривали игрушки, играли
с ними. Затем дети по сигналу разбегались
по комнате, оставив игрушки на стульях,
и так же по сигналу возвращались на свои
места, ориентируясь на игрушки. Дети,
которые остались без места, выбывали
из игры. Со временем мы усложнили игру:
пока дети бегают, меняли местами несколько
игрушек.
В дидактических играх на развитие
слухового восприятия мы знакомили детей
с различными звучащими игрушками, развивали
слуховое внимание, восприятие, речевой
слух и дифференциацию на слух различного
темпа звучания музыкальных инструментов,
(«Узнай по звуку», «Найди картинку!», «Кто
там?», «Мишка и зайчик» и др.).
Дидактические игры на развитие
осязания предполагали следующие задачи:
обучение детей обследовательским действиям
с предметами, ознакомление со свойствами
различных материалов («Прячем руки»,
«Горячо – холодно», «Переливание воды»,
«Круглое квадратное»).
Сенсорное воспитание, как первая
ступень умственного развития, тесно связана
с различными сторонами деятельности
ребенка. Поэтому помимо проведения самостоятельных
дидактических игр, мы включались в проведение
занятия по ознакомлению с окружающим;
конструированию; изодеятельности; развитию
речи; формированию двигательной активности,
где старались развивать именно сенсорное,
чувственное восприятие ребенка с использованием
дидактических игр.
Так, например, при ознакомлении
с окружающим использовали серию игр с
куклами, мишками, собачками. В гости к
детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы
были разной величины. Мы приглашали кукол
к столу и угощали чаем. Причем нужно было
подобрать каждой кукле, соответственно
ее размера, чайный набор. Воспитатель
спрашивала у детей, какой величины кукла
Даша, а какой Маша. «Вика, какую чашку
мы дадим Даше?» – спрашивала воспитатель,
- «А какую, Марина, мы поставим Маше?»,
«Вера, а какого цвета кружка у Маши и Даши?»,
«А теперь Артем, поставим куклам тарелки».
«Артем, какую тарелку ты дашь Даше? –
Большую. – А почему? – Потому что она
большая. – Кто большая? – Кукла. – Молодец,
Артем, кукла Даша большая и ты ей поставил
большую тарелку. А какую ты дал Маше? –
Маленькую. – Молодец, Артем. – Вера, скажи,
а какого цвета тарелки. У Даши какая? –
Синяя. – Молодец, правильно, эта тарелочка
синяя. – Степа, а эта какого цвета? – Желтая.
– Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте
вместе скажем, какого цвета тарелка! –
Красная. – Молодцы. – А теперь Лера скажет,
что еще у нас здесь красного цвета? –
Чайник и кастрюля. – Молодец, Лера, правильно
и т.д.». По такому же типу строили занятия:
«Уложим кукол спать», «Куклы собираются
на прогулку» (подбор одежды по размеру),
«Купание кукол».
Ближе к концу учебного года
проводили подобное занятие по сказке
«Три медведя». Дети с удовольствием подбирали
для медведей стулья, посуду, кроватки.
При этом они легко и без ошибок называли
размер предметов: большой - поменьше (средний)
– самый маленький; маленький – побольше
(средний) – самый большой.
При прохождении темы «Овощи»
и «Фрукты» проводили занятия «Наш огород»
и дидактическую игру «Что выросло в саду».
Например, детям предлагали взять 2 корзины,
разные по величине, и отправиться в «огород»
собирать урожай. Детям давалась словесная
инструкция – «В большую корзину будем
класть большие овощи, а в маленькую –
маленькие». На грядке дети поочередно
находили картофель, кабачок, огурцы, баклажаны,
помидоры, лук, морковь. Каждый овощ дети
ощупывали, определяли его форму, цвет
и размер: «Коля, что это мы нашли на грядке
такое красное? – Помидор. – Катя, а на
что помидор похож? – На шарик. – Правильно,
он круглый и похож на шарик. – Артем, а
теперь найди еще где здесь помидоры, и
разложи их по корзинкам. Почему этот ты
положил сюда? – Он большой и корзинка
большая. – А этот значит какой? – Маленький.
– Хорошо, умница».
Так были обследованы все овощи.
В конце занятия пробовали овощи на вкус,
а после сна, во II половине дня, еще раз
потрогали овощи руками, подержали в ладонях
и затем провели дидактическую игру «Чудесный
мешочек». Дети на ощупь определяли, какой
взяли овощ.
Аналогично проводится занятие
с фруктами. Использовались фрукты различного
цвета, величины, формы (яблоко, груша,
лимон, апельсин, слива, банан).
Развитие сенсорных способностй
тесно связано с занятиями по изодеятельности.
В рисунке ребенок учится передавать красочность
окружающего мира, в лепке форму знакомого
предметов. Например при рисовании красками
на тему «Апельсин» подводили детей к
самостоятельному выбору цвета для передачи
хорошо знакомого предмета.
Учили выбирать краску нужного
цвета из трех близких цветов (красный,
оранжевый, желтый). Показывая детям, апельсин
поясняли, что он круглый, обводя его круговым
движением руки слева направо. Затем предлагала
сделать это движение каждому ребенку.
На листе быстрым движением рисовали замкнутый
круг и закрашивала его круговыми движениями.
Нарисовав апельсин, сравнивала его с
образцом по цвету, форме: «Ребята, посмотрите,
я нарисовала апельсин такого же цвета
как этот? – Да. – Вера, какой он формы?
– Круглый». Затем предлагала ребенку
найти краску, которой он будет рисовать
апельсин. В конце занятия рассматривали
с детьми выполненные работы и подчеркивали,
что цвет настоящего апельсина и нарисованного
одинаковый и что все дети нарисовали
много апельсинов.