Исследования ученых З.М. Истоминой,
Э.Г. Пилюгиной, Л.А. Венгер и др., показали,
что дети третьего года жизни, назвав какой-либо
из цветов, часто не связывают это название
с конкретным цветом. Полное слияние слов
– названий цвета с конкретным содержанием
у детей происходит только к пяти годам
[43,8].
Башаева Т.Б. описывает восприятие
ребенка раннего возраста носит предметный
характер, то есть все свойства предмета,
например цвет, форма, вкус, величина и
др. – не отделяются у ребенка от предмета.
Действуя с предметами, ребенок начинает
обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие
свойств в предмете [5,7].
Л.А. Венгер считает, что в дошкольном
возрасте практическое действие с материальным
объектом «расщепляется». В нем выделяются
ориентировочная и исполнительская части.
Ориентировочная часть, предполагающая,
в частности, обследование, еще совершается
во внешней развернутой форме, но выполняет
новую функцию – выделение свойств предметов
и предвосхищение последующих исполнительских
действий. Постепенно ориентировочное
действие становится самостоятельным
и выполняется в умственном плане. У дошкольника
меняется характер ориентировочно-исследовательской
деятельности.
Башаева Т.Б. считает, что важнейшей
особенностью восприятия детей трех-семи
лет выступает тот факт, что, соединяя
в себе опыт других видов ориентировочной
деятельности, зрительное восприятие
становится одним из ведущих [5,190].
Как показывают исследования,
развитие детского восприятия подчиняется
общим закономерностям онтогенеза человеческой
психики, который осуществляется путем
«усвоения» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев
и др.), овладения социальным опытом, накопленным
предшествующими поколениями.
Л.С. Выготский рассматривает
такую деятельность как речевое общение,
чтение, письмо, счет и рисование, как особые
формы поведения, образующиеся в процессе
социально-культурного развития ребенка
[16,756].
Таким образом, сенсорные процессы
развиваются не изолированно, а в контексте
комплексной деятельности ребенка и зависят
от условий и характера этой деятельности.
Исследования А.В. Запорожца,
М.И. Лисиной и др. показали, что качественные
различия между восприятием ребенка раннего
возраста и ребенка-дошкольника связаны
с переходом от простейших предметных
действий к более сложным видам продуктивной
деятельности (рисованию, конструированию,
лепке и т.д.), которые предъявляют более
высокие требования к детскому восприятию
[50,177].
Третий год жизни детей характеризуется
быстрым развитием речи, накоплением личного
опыта, развития конкретного образного
мышления, развитием эмоциональной сферы.
Особое значение сенсорное воспитание
приобретает в дошкольном детстве, т.к.
именно в этот период интенсивно развиваются
сенсорные процессы. Причем основное внимание
уделяется не изолированными упражнениями
органов чувств, а формирование различных
сенсорных способностей в процессе различных
видов осмысленной деятельности [43,25].
Таким образом, к трехлетнему
возрасту завершается подготовительный
этап сенсорного воспитания ребенка, и
далее начинается организация систематического
усвоения им сенсорной культуры. Начиная
с 3 лет, детей особое место занимает ознакомление
их с общепринятыми сенсорными эталонами
и способами их использования.
Анализ программно - методических подходов к сенсорному воспитанию
Сенсорное воспитание ребенка
первых трех лет жизни имеет своей целью
обеспечение нормального развития функций
анализаторов и формирование восприятия
предметов – чувственного познания отдельных
свойств (формы, величины, положения в
пространстве, звучали и т.д.) как признаков
предметов, определяющих возможность
и характер выполнения с этими предметами
элементарных действий – хватания и манипулирования.
Остановимся более подробно
на анализе программно-методических подходов
к сенсорному воспитанию.
В примерной образовательной
программе дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, сенсорное
развитие представлено в описании образовательной
области «Познание» и рассматривается
как продолжение работы по обогащению
непосредственного чувственного опыта
детей в разных видах деятельности, в
помощи детям обследовать предметы,
выделяя их цвет, величину, форму, во включении
движения рук по предмету в процесс знакомства
с ним. Сенсорное воспитание предполагает
развитие мыслительных процессов: отождествления,
сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации и абстрагирования, а также
стимулирует развитие всех сторон речи
(номинативной функции, фразовой речи
и др.), способствует обогащению и расширению
словаря.
Если же рассматривать программу
«Открытие» под редакцией Е.Г. Юдиной, она
ориентированная на ребенка, основана
на глубокой уверенности, что каждый ребенок
имеет право на образование, опирается
на сильные стороны ребенка и предоставляет
ему широкие возможности для активного,
осмысленного познания мира посредством
игры и других, адекватных возрасту ребенка
форм и методов образования. Программой
«Открытие» предлагается создание центров
активности. Сенсорное развитие ребенка
выдвигается в центре кулинарии, так как
все продукты имеют запах, консистенцию,
степень твердости и конечно самый разный
вкус. Снятие кожуры, просеивание, разливание,
взбивание развивает мелкую моторику.
В программе «Радуга» поставлена
общая задача: способствовать своевременному
и полноценному психическому развитию
детей, в рамках решения которой предполагается:
способствовать интеллектуальному развитию
детей, формировать элементарные математические
представления, способствовать своевременному
интеллектуальному развитию ребенка.
В материалах программы сложно выделить
конкретное содержание образовательной
деятельности по сенсорному и познавательному
развитию детей, отсутствует детализация
образовательных задач. Задачи сенсорного
воспитания обозначаются только в разделе
«Ребенок познает мир». Педагогам предлагается
в совместной деятельности или в индивидуальной
работе знакомить детей с признаками предметов,
детально не раскрыта работа по формированию
сенсорных эталонов.
В примерной образовательной
программе «Истоки» (Л.А. Парамонова, А.Н.
Давидчук и др.) среди задач развития ребенка
в деятельности представлена и линия сенсорного,
познавательного развития. В этой сфере
в каждом возрасте представлены содержание
и условия работы, конкретизируются ее
особенности, приводятся показатели развития
детей в данной области. Авторы программы
рассматривают сенсорное развитие в динамике,
выделяя важные для определенного периода
задачи и направления работы.
По программе «Детский сад по системе
Монтессори» ребенок получает адекватный
и максимально полный для своего возраста
образ окружающего мира – природы, культуры
и общества, образ самого себя и своего
места в мире. В программе выделяется что,
сенситивный период сенсорного развития
происходит от рождения до 5,5 лет. Значение
сенсорного воспитания состоит в том,
что оно является основой для интеллектуального
развития. Для реализации сенсорного развития
для детей предлагаются упражнения со
специальным дидактическим материалом,
которые формируют чувственную базу интеллектуального
развития, систему представлений о качествах
окружающих предметов, их разнообразии;
развивают умение сравнивать, анализировать;
готовят к изучению математики, музыки,
других направлений.
Программа «Из детства в отрочество»
(Т.Н. Доронова) для эффективного развития
дошкольников рекомендует использовать
все доступные средства для сенсорного
воспитания. Содержание сенсорного воспитания
отбирается и конкретизируется в следующих
тематических блоках программы: «Мир человека»
(Рукотворный мир») и «Мир природы»
(«Живая и неживая природа»).
Таким образом, проанализировав
ряд образовательных программ для ДОУ
можно сделать вывод о том, что общим для
данных программ является рассмотрение
сенсорного воспитания как основного
компонента в развитии интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста.
Ученые в своих исследованиях
выделяют основные задачи в сенсорном
воспитании детей от рождения до 6 лет
[11]:
На первом году жизни это обогащение
ребенка впечатлениями. Следует создать
для малыша условия, чтобы он мог следить
за движущимися яркими игрушками, хватать
предметы разной формы и величины.
На 2-ом-3-ем году жизни дети должны
научиться выделять цвет, форму и величину
как особые признаки предметов, накапливать
представления об основных разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя
предметами по величине.
Начиная с 4-го года жизни у детей
формируют сенсорные эталоны: устойчивые,
закрепленные в речи представления о цветах,
геометрических фигурах и отношениях
по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками
цвета, с вариантами геометрических фигур
и с отношениями по величине, возникающими
между элементами ряда, состоящего из
большего количества предметов.
Одновременно с формированием
эталонов необходимо учить детей способам
обследования предметов: их группировке
по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,
последовательному осмотру и описанию
формы, выполнению все более сложных глазомерных
действий.
Как отмечают исследователи,
в раннем возрасте сенсорное воспитание
- основной вид воспитания вообще. Обеспечивая
приток все новых впечатлений, оно становится
необходимым не только для развития деятельности
органов чувств, но и для нормального общего
физического и психического развития
ребенка. Дети раннего возраста уже могут
выполнять элементарные продуктивнее
действия (выкладывание мозаики, нанесение
цветовых пятен, складывание простейших
предметов из строительного материала).
Обучая детей выполнять простейшие продуктивные
задания, необходимо добиваться того,
чтобы каждый ребенок усвоил, что форма,
величина, цвет - постоянные признаки предметов,
которые нужно учитывать при выполнении
самых различных действий [11,13].
Начиная с 3 лет основное место
в сенсорном воспитании детей занимает
ознакомление их с общепринятыми сенсорными
эталонами и способами их использования:
Сенсорными эталонами в области
восприятия цвета, служат так называемые
хроматические («цветные») цвета спектра
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый) и ахроматические цвета
- белый, серый, черный.
Эталонами формы служат геометрические
фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает
знакомство с квадратом, прямоугольником,
кругом, овалом, треугольником. Позднее
может быть введена также форма трапеции.
Особый характер носят эталоны
величины. Поскольку величина - относительное
свойство, ее точное определение производится
при помощи условных мер. Величина предмета обычно устанавливается
в зависимости от места, занимаемого им
в ряду однородных предметов.
Знакомство с каждым видом эталонов
имеет свои особенности, поскольку с разными
свойствами предметов могут быть организованы
разные действия [11]:
Знакомя детей с геометрическими
формами и их разновидностями, педагог
обучает их приему обведения контура с
одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Формированию представлений
о величине способствует выстраивание
предметов в ряды убывающей или нарастающей
величины.
Представления об основных
разновидностях цвета, формы, о соотношениях
величин, которые дети усваивают, становятся
сенсорными эталонами и применяются в
качестве образцов при обследовании разнообразных
предметов.
Детей учат группировать предметы,
различающиеся по форме, величине, назначению,
но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают
умение группировать предметы, имеющие
одинаковый цвет, представленный разными
оттенками. После этого осуществляется
переход к выделению и узнаванию оттенков.
Более сложным является обучение
детей обследованию формы предметов. Прежде
всего, возникает необходимость отделить
геометрические фигуры от других предметов,
придать им значение образцов. Это достигается
тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом
предметов сходной с ней формы, предметы
(или их изображения) группируются вокруг
соответствующих фигур. Затем осуществляется
переход к словесному обозначению формы
предметов («круглый», «квадратный», «овальный»
и т.п.).
При сравнении предметов по
величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера
необходимо учить детей решению все более
сложных глазомерных задач.
Особые трудности для детского
восприятия возникают в тех случаях, когда
требуется оценить сочетание цветов, форм,
величин, составляющее сложную структуру.