Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
1. Степень ориентировки ребенка
в основных цветах спектра;
2. Умение ребенка подбирать
плоские геометрические фигуры по образцу;
3. Умение ребенка находить и
называть предметы разной величины;
4. Степень использования слов,
характеризующие пространство и время;
5. Степень идентификации и ориентации
в запахах и звуках;
6. Знания свойств предметов
и слов их обозначающих;
7. Способ выполнения заданий
(самостоятельно, после показа, после совместных
действий, невыполнение);
8. Эмоциональное отношение к
предложенной деятельности (положительное,
«все равно», отрицательное);
9. Результат (точное соответствие
образцу, неточное соответствие, невыполнение
задания).
На основе данных критериев
можно выделить уровни сенсорного развития
детей (см.приложение).
Анализ результатов диагностики
сенсорного развития О.Л. Канонко показал
(см. приложение 2), что в данной группе
детей высокий уровень отмечается только
у 10% (только в контрольной группе), достаточный
уровень – 20% детей раннего возраста, средний
уровень – 30%, удовлетворительный у 20%
и низкий уровень – 20% детей. Для наглядности,
мы представили результаты на рисунке
1:
Рис.1. Графическое изображение
результатов диагностики уровня сенсорного
развития О.Л. Канонко (констатирующий
этап).
В группе детей преобладает
средний уровень (достаточный) – 50%, но
и уровень низкий достаточно высок – 40%,
в то время как высокий уровень только
лишь у 10% детей раннего возраста. Следовательно,
дети обладают определенным уровнем знаний
и представлений о сенсорных эталонах,
но не в той степени, в которой необходимо
для их возраста.
Результаты характерные для
контрольной и экспериментальной групп
мы представили на рисунке 2:
Рис.2. Графическое изображение
результатов диагностики уровня сенсорного
развития О.Л. Канонко (констатирующий
этап).
Как видно из рисунка 2 в экспериментальной
группе преобладает низкий уровень (40%)
и совсем не наблюдается высокий уровень
(0%), что говорит о недостаточной перцептивной
ориентировки детей данной группы.
В целом, необходимо отметить,
что при проведении методики дети старались
выполнять задания самостоятельно, были
дети, которые не просили помощи достаточно
долго. Около 60% детей хорошо ориентируются
в цветах спектра, данное задание выполнили
все дети без помощи взрослого, только
Лера Ш. и Оля Г. забыли о черном и белом
цвете, но при напоминании взрослого вспомнили
и обозначили словом. Миша Л. И Рома Ж.,
показавшие высокий уровень сенсорного
развития, стали называть даже оттенки
своих любимых цветов. Так же практически
100% правильных ответов были в задании
о геометрических фигурах и запах-вкус,
дети имеют достаточно четкие представления
обо всех основных пяти фигурах, хотя Рита
Д. перепутала шар и круг, какая из них
объемная, а какая плоскостная фигура.
Особые затруднения были в заданиях на
время и тактильные возможности, дети
в повседневной жизни обращают внимание
на свойства предметов, но вот более сложные
свойства (например, с закрытыми глазами
узнает на ощупь свойства предметов) на
различения слов и понятий для них без
помощи взрослого тяжелы в определении.
По результатам методики оценки
сенсорного развития Т.В. Николаевой, мы
можем сделать следующие выводы (см. приложение
3): 40% детей контрольной группы и 30%
в экспериментальной группе выполнили
задания характерные для среднего уровня
развития сенсорной культуры, который
характеризуется следующими компонентами
– действия ребенка на уровне примеривания,
например: вкладывая геометрические формы
в прорези доски, ребенок не перебирал
все отверстия в поисках того, в которое
нужно опустить треугольную форму, а подносил
ее к сходной (Даниил С.: «Надо сначала
померить, а потом ставить…»), например,
к полукругу; при приближении-примеривании
он начинал видеть отличия и переносил
фигуру к треугольной прорези (Катя О.:
«…вот сюда подходит…буду ставить…»).
У 30% в контрольной группе и 20% экспериментальной
группы детей отмечается высокий уровень
сенсорного развития – дети действовали
на уровне зрительной ориентировки. Выделяли
существенные для определенного действия
признаки предметов на глаз и выполняли
действия сразу правильно без предварительного
примеривания. Например, ребенок безошибочно
опускал геометрические формы в соответствующие
прорези доски; сразу безошибочно складывал
трехсоставную матрешку (Ваня Я.: «Мне
нравится складывать матрешку…интересно…и
видно, где большая, а где маленькая…»).
И 30% в контрольной группе и 50% в экспериментальной
группе детей с низким уровнем сенсорного
развития – дети действовали путем проб,
например: чтобы вложить геометрическую
форму в прорезь доски, они перебирали
все отверстия в поиске того, в которое
можно опустить форму (Степа В.: «Наверное
надо сюда...нет не подходит…может быть
сюда…»). Хотя стоит отметить, что данные
дети действовали достаточно целеустремленно
и достигали положительного результата.
Что говорит о ближайшем переходе детей
на средний уровень сенсорного развития,
т.е. при правильном сенсорном воспитании
со стороны педагога и родителей дети
достаточно быстро могут улучшить результаты.
Для наглядности, мы представили
результаты на рисунке 3:
Рис.3. Графическое изображение
результатов оценки сенсорного развития
(Т.В. Николаева) (констатирующий этап).
Анализ результатов диагностики
для определения уровня сенсорного восприятия
детей на основе показателей познавательного
развития методик Е.Б. Власовой «Развитие
ребенка раннего возраста (основные показатели)»
и Е.А. Стребелевой «Ранняя диагностика
умственного развития» (см. приложение
4) мы можем представить на следующем
рисунке:
Рис.4. Графическое изображение
результатов определения уровня сенсорного
восприятия детей (констатирующий этап).
Как видно предложенных данных,
в контрольной группе преобладает
средний уровень сенсорного восприятия
(70%), который характеризуется следующим:
ребенок начинает сотрудничать со взрослым,
принимает и понимает цель задания, но
самостоятельно задание не выполняет,
в процессе диагностического обследования
действует адекватно, а затем переходит
к самостоятельному способу выполнения
задания. В экспериментальной группе так
же преобладает средний уровень (50%), но
вместе с тем был выявлен высокий показатель
низкого уровня (40%) – ребенок не сотрудничает
со взрослым и ведет себя неадекватно
по отношению к заданию, не понимает его
цели.
Качественный анализ полученных
результатов по данной диагностике позволил
сделать вывод о том, что большая часть
детей имеет средний и низкий уровень
развития. Не все дети владеют сенсорными
эталонами. Дети легче различают величину
предметов, но большую трудность для них
представляет установление признаков
цвета и слуховое и зрительное восприятие.
Таким образом, сопоставляя
полученные данные по всем методикам,
мы можем сделать основной вывод по уровню
сенсорного развития детей раннего возраста
в контрольной и экспериментальной группах.
В экспериментальной группе
определен достаточно низкий процент
высокого уровня сенсорного развития
(10%), что может говорить о не правильном
подходе к детям со стороны педагогов,
т.е. детям, находящимся на среднем уровне
необходимы наиболее стимулирующие методы
и условия формирования сенсорных эталонов.
В контрольной группе данный уровень отмечен
у 30% детей.
В контрольной группе преобладает
средний уровень сенсорного развития
(50%), т.е. это дети которые действовали
на уровне примеривания, положительно
относились к процессу деятельности с
сохранностью до конца проверок, действовали
целеустремленно и допущенные ошибки
устраняли, как правило, с помощью взрослого,
самостоятельно и с помощью педагога выполняли
не менее четырех заданий, предназначенных
для их возраста, характеризуются достаточно
высокой степенью ориентировки в цветовом
спектре и геометрических формах (3б. –
без помощи взрослого соотносят пять геометрических
форм и цвета спектра) и степенью ориентировки
в понятиях величин, пространства и время
(2-3б. – группируют однородные предметы
по размеру, понимают слово «скоро», пользуются
словами «высоко-низко», хорошо ориентируются
в знакомом помещении). Легко определяют
качество еды: сладкий, горький, кислый,
вкусный, различают, какой знакомый инструмент
играет, в повседневной жизни обращают
внимание на свойства предметов. В экспериментальной
группе данный уровень выявлен у 30% дошкольников.
Необходимо отметить, что в
экспериментальной группе достаточно
высокий процент детей с низким уровнем
развития сенсорных способностей – 50%,
что так же говорит о малой эффективности
педагогических условий формирования
сенсорных эталонов, к этим детям необходим
индивидуальный подход. Дети на данном
уровне действуют путем проб, несколько
заинтересованы общей ситуацией занятия,
но к содержанию заданий, к результату
их выполнения в целом индифферентны,
не замечают и не устраняют допущенные
ошибок, результат деятельности часто
не точно соответствует образцу, не справляются
с заданиями, предназначенными для их
возраста, но выполняют самостоятельно
и с помощью взрослого более легкие задания,
наряду с поисковыми способами ориентировки
отмечается действия силой и перебор вариантов,
при этом ошибочные варианты действий
дети не отбрасывают, а повторяют снова,
степень ориентировки в цветовом спектре
и геометрических формах относится к 0-1б.
– различают цвета и формы на сенсомоторном
уровне, используют названия неправильно.
Степень ориентировки в понятиях величин,
пространства и время 0-1б. – дети дезадаптированы,
и зачастую не выполняют действия за воспитателем,
отличают только большие и маленькие предметы.
Знают, что предметы имеют запах, но не
все идентифицируют, особой заинтересованности
к звукам нет, хотя по просьбе взрослого
могут подражать животным, проявляют заинтересованность
к изобразительным материалам, но обозначающие
их слова и понятия не различают.
Графически мы можем представить
общие результаты констатирующего этапа
исследования следующим образом (см. рис.
5):
Рис.5. Графическое изображение
уровня развития сенсорных способностей
у детей раннего возраста (констатирующий
этап).
В контрольной группе 50% детей
со средний уровнем развития, с высоким
– 30%, а с низким всего- 20% детей. А в экспериментальной
группе наблюдается совсем иная картина,
высокий процент (50) детей наблюдается
с низким уровнем развития сенсорных особенностей,
40% со средним уровнем, и всего 10% детей
с высоким уровнем развития
Следовательно, результаты
констатирующего этапа исследования требуют
проведения формирующего этапа эксперимента
в соответствии с предложенной гипотезой.
Результаты констатирующего эксперимента
показали: изначально развитие восприятия
у детей группы имеют равный потенциал,
есть необходимость в формировании у детей
сенсорных представлений.
2.3. Эффективность
педагогического руководства дидактической
игрой в группах раннего возраста
В рамках нашего исследования
мы провели анализ эффективности руководства
дидактическими играми в группе раннего
возраста базового ДОУ.
Мы начали наш анализ с изучения
документации педагогов в группе раннего
возраста, а так же изучения материальной
базы для проведения дидактических игр.
Изучение документации свидетельствует
о недостаточных условиях для сенсорного
развития ребенка раннего возраста через
дидактическую игру.
При планировании работы по
руководству дидактической игрой педагоги
иногда испытывают затруднения. Анализ
календарных планов помог выявить типичные
ошибки, допускаемые практиками.
Например, план педагога
Михасенко Т.В. ( I КК, 42 года) . В плане воспитательно
- образовательной работы почти не прослеживается
перспектива постепенного формирования
дидактической игры. Усложнение сюжета
понимается как простое увеличение количества
выполняемых игровых действий на заданную
тему. Не учитывается развитие умения
творчески комбинировать игровые эпизоды,
самостоятельно переносить жизненные
впечатления в игру. Совершенно отсутствует
в плане такой важный показатель развития
игры, как постепенное усложнение способов
игрового воспроизведения окружающей
действительности. Нет указания и о том,
как подводить детей к использованию предметов-заместителей,
воображаемых предметов, как обучать более
сложным ролевым способам действий и высказываний.
Таким образом, мы можем сделать
вывод по анализу документации воспитателей:
времени для дидактических игр недостаточно,
планирование дидактической игры в данной
группе ведется бессмысленно.
Если рассматривать материальной
базы для проведения дидактических игр
по развитию сенсорных способности, можно
констатировать, что в группе имеются
разнообразные настольно-печатные дидактические
игры, к которым дети имеют свободный доступ,
дети играют в данные игры в свободное
время, при индивидуальных занятиях с
воспитателем, вечером с помощником воспитателя.
Игры находятся в специальном шкафу, регулярно
пополняются, а также ремонтируются по
мере необходимости. Лото, домино, пазлы
дети не достаточно играют в них самостоятельно
по собственной инициативе, возможно,
это связано с особенностями возраста
детей и необходимости руководства играми
со стороны взрослых. В целом, материальная
база достаточно разнообразная и соответствует
возрасту детей, но вместе с тем в большинство
игр дети не играют, т.к. просто не имеют
опыта их использования, и как следствие
слабо выраженный интерес к данному виду
игр.