Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
Инструкции можно уточнять
и усложнять: «Поставьте утенка
наверху справа. Лягушку посадите
вниз посредине».
Дидактические игры
на целостный образ предмета
Игра 1. «Найди
свою игрушку»
Цель: учить узнавать
знакомые предметы среди других;
развивать внимание память.
Материалы: разнообразные
игрушки.
Ход игры: раздайте
детям по игрушке и предложите
поиграть с ними (меняться игрушками
в этой игре нельзя). Затем попросите
малышей поставить игрушки на
стол, добавьте к ним несколько
новых предметов, перемешайте их
и накройте салфеткой. Через минуту
откройте игрушки и предложите
детям найти среди них свои:
кто найдет игрушку, может поиграть
с ней (чужую игрушку брать
нельзя)
Дети по одному подходят
к столу и берут свои игрушки.
При необходимости с помощью
наводящих вопросов помогите
малышам вспомнить, с какими игрушками
они играли.
Можно также предложить
детям найти свои игрушки в
куче других на полу, среди
расставленных на стеллаже игрушек,
в шкафу, в большой коробке.
Развивая память можно
отсрочить поиск игрушек и
попросить детей найти их через
5 – 10 минут.
Игра 2. «Найди
свое место»
Цель: учить узнавать
знакомые предметы среди других;
развивать внимание память.
Материалы: разнообразные
игрушки и предметы.
Ход игры: предложите
детям сесть на стулья, расставленные
в ряд, и дайте каждому малышу
по игрушке. Пусть ребята рассмотрят
игрушки, поиграют с ними. Затем
предложите детям по сигналу
разбежаться по комнате, оставив
игрушки на стульях, и так же
по сигналу вернуться на свои
места, ориентируясь на игрушки.
Дети, которые остались без места,
выбывают из игры. Игра повторяется
2 – 3 раза.
Со временем игру
можно усложнить: пока дети бегают,
поменяйте местами 2 -3 игрушки.
Игра 3. «Предметы
и картинки»
Цель: учить узнавать
знакомые предметы на картинках;
развивать внимание.
Материалы: игрушки и
картинки с их изображением.
Ход игры: игру можно
проводить как индивидуально, так
и с подгруппой детей.
Расставьте на столе
игрушки, а детям раздайте карточки
с их изображением. Затем предложите
малышам подобрать картинки к
соответствующим игрушкам.
Дети по очереди
выбирают игрушки и кладут
рядом картинки.
В конце игры вместе
с детьми проверьте правильность
выполнения задания.
Игра 4. «Собери
целое»
Цель: учить собирать
целый предмет из отдельных
частей; развивать мышление.
Материалы: сборно-разборные
игрушки и картинки с их
изображениями.
Ход игры: разложите
на столе детали сборно-разборной
игрушки. Предложите детям рассмотреть
картинку с ее изображением, назвать
игрушку, найти на картинке и
показать ее части. Затем попросите
детей найти эти детали на
столе и собрать игрушку. Обязательно
обыграйте задание.
Подобрав несколько
простых сборно-разборных игрушек,
можно предложить детям сначала
разобрать их. В случае затруднения
покажите малышам, как это сделать.
Материалы: два набора
разрезных картинок (10х10) с разным
количеством деталей (2-5) и конфигурацией
разрезов.
Ход игры: перед началом
игры подготовьте разрезные картинки.
Для этого можно использовать
подходящие иллюстрации из книг
или открытки, на которых изображены
знакомые детям предметы (картинки
должны быть простыми и четкими).
Дайте каждому ребенку, целую
предметную картинку (в дальнейшем
сюжетную) и такую же картинку,
разрезанную на части. Попросите
малышей собрать картинку по
образцу. В дальнейшем можно предлагать
детям собирать картинки без
образца.
Игра 6. «Собери
картинку из кубиков»
Цель: закреплять умение
воспринимать целостное изображение
предмета, составлять целостное
изображение предмета из отдельных
частей; развивать внимание.
Материалы: наборы кубиков,
из которых можно составить
простые и сюжетные картинки (4-6
кубиков в наборе).
Ход игры: игра проводится
индивидуально.
Предложите ребенку
набор кубиков, состоящий из 4 штук.
Покажите образец картинки и
попросите собрать такую же
картинку из кубиков. Если ребенок
не может справиться с заданием
самостоятельно, помогите ему.
Дидактические игры
на развитие слухового восприятия
Игра 1. «Узнай
по звуку»
Цель: развивать слуховое
внимание; восприятие на слух
звуков, которые издают различные
звучащие игрушки.
Ход игры: покажите
детям игрушки и предложите
поиграть с ними. Пусть малыши
извлекают из них звуки. Пока
не научатся четко дифференцировать
их на слух. Затем спрячьте
игрушки за ширму. Предложите
детям послушать звуки и угадать,
какие предметы их издают (можно
воспроизводить звуки за спиной
у ребенка или предложить им закрыть
глаза). В зависимости от уровня развития
речи и способностей дети могут показать
игрушку или назвать её.
В дальнейшем роль
ведущего можно предложить кому-нибудь
из детей.
Игра 2. «Мишка
и зайчик»
Цель: развивать слуховое
внимание, восприятие и дифференциацию
на слух различного темпа звучания
музыкальных инструментов.
Материалы: барабан или
бубен.
Ход игры: объяснить
детям правила игры: «Давайте
поиграем! Мишка ходит медленно
– вот так, а зайчик прыгает
быстро – вот как! Когда я
буду ударять по барабану медленно,
ходите, как мишка, когда буду
стучать быстро, прыгайте быстро,
как зайчик».
Повторите игру несколько
раз. Можно предложить детям попробовать
постучать в барабан в разном
темпе, а затем выбрать на роль
ведущего кого-нибудь из детей.
Игра 3. «Кто
там? »
Цель: развивать речевой
слух.
Материалы: игрушки: кошка,
собака, птичка, лошадка, мышка, и другие
животные; картинки с их изображением.
Ход игры: в этой
игре участвуют двое взрослых:
один находится за дверью, держит
игрушку и подает сигнал, другой
проводит игру.
За дверью раздаётся
крик животного (мяу, гав-гав, пи-пи,
ква-ква, и т. д.) . Предложите детям прислушаться
и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то
там за дверью кричит. Послушайте внимательно.
Кто там? » Дети могут показать картинку
с изображением соответствующего животного
или назвать его словами.
Откройте дверь и
возьмите игрушку: «Молодцы, угадали.
Послушайте. Кто еще кричит за
дверью».
Игра продолжается
с другими игрушками.
Если нет второго
ведущего, то можно проводить
игру, пряча игрушку за ширмой.
Ход игры: пригласите
ребенка в центр комнаты и
попросите его повернуться к
остальным участникам игры спиной
(можно попросить его закрыть
глаза) .
Дети по очереди
обычным голосом называют имя
ребенка. Малыш должен слушать
внимательно и стараться угадать,
кто его зовет (указать на ребенка
и назвать его имя) .
Если ребенок угадал,
кто его позвал, он меняется
с этим игроком ролями. Если
не отгадал, продолжает водить.
Можно усложнить задачу,
меняя при произнесении имени
силу голоса, тембр, интонацию.
Игра 5. «Найди
картинку! »
Цель: развивать речевой
слух.
Материалы: парные картинки
из лото с изображением различных
игрушек и предметов.
Ход игры: сначала игра
проводится индивидуально.
Положите на стол
перед ребенком несколько картинок.
Парные картинки возьмите себе.
Достаньте из своего набора
одну картинку, положите её на
стол изображением вниз и назовите
ее. Попросите ребенка найти такую
же картинку у себя, показать
ее и по мере возможности
повторить название. Затем предложите
малышу перевернуть картинку
и сравнить изображения. Правильно,
это дом. Молодец – ты угадал!
Количество картинок
постепенно можно увеличивать. При
этом можно называть 2-3 слова.
Игру можно провести
и с группой детей. Раздайте
им по 1-3 картинки. Затем достаньте
из своего набора одну картинку
и, не показывая, назовите ее. Если
кто-нибудь найдет среди своих
картинок такую же, он поднимает
руку и получает вторую карточку.
Не узнанные карточки откладываются
в сторону и разгадываются
в конце игры. Выигрывает тот
игрок, который первым соберет
пары картинок.
Материалы: коробка с
отверстиями или мешочек; кубики
и шарики.
Ход игры: в начале
игры предложите детям ощупать
кубики и шарики. Для того чтобы
сосредоточится на ощущениях, можно
предложить малышам ощупывать
предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы
в коробку или мешочек и
предложите детям поиграть. Попросите
кого-нибудь из детей достать
из коробки шарик, просунув руку
в прорезь. Следующему ребенку
предложите достать кубик и
т. д.
В последующем можно
класть в коробку кубики и
шарики разной величины, сделанные
из разных материалов.
Игра 2. «Переливание
воды»
Цель: развивать осязание;
знакомить со свойствами жидкости.
Ход игры: предложите
детям поиграть с водой: по
очереди опустить руки в воду
и поводить ими из стороны
в сторону. Затем попросите малышей
рассказать, какая, по их мнению,
вода (мокрая, подвижная, прохладная
и т. п.) .
Дайте детям различные
емкости, воронку и лейку. Предложите
малышам переливать воду из
таза в емкости.
Игра 3. «Горячо
– холодно»
Цель: развивать осязание.
Материалы: вода разной
температуры, ведерки или миски.
Ход игры: в миски
или ведерки налейте холодную
и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите
детям по очереди опустить
руки в воду и определить, какая
она – горячая или холодная.
Сначала предлагайте
малышам для сравнения воду
контрастной температуры, затем
воду, которая не так резко
различается по температуре (горячая
и теплая, холодная и теплая)
Можно также сравнивать
воду трех температур – холодную,
теплую и горячую.
Игра 4 «Прячем
руки»
Цель: развивать осязание;
знакомить со свой свойствами различных
круп. Материалы: крупы и бобовые (гречка,
рис, горох и др., миска совок, маленькая
игрушка.
Ход игры: Это занятие
лучше проводит индивидуально
или с небольшой группой детей.
В начале занятия
объясните ребенку, что играть
надо аккуратно, не рассыпая крупу.
Насыпьте гречневую крупу в
глубокую миску, опустите в нее
руки и пошевелите пальцами. Затем
предложите ребенку опустить
руки в крупу: «Где мои руки?
Спрятались. Давай и твои ручки
спрячем. Пошевели пальчиками. Как
приятно! А теперь потри ладошки
друг о друга – немножко
колется, да? »