Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития. 2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы. 3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. 4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА 1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6 1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13 1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30 2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА … 2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………….. 3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54 3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64 ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...
Цель: обучать умению
сравнивать предметы по величине
методом зрительного соотнесения;
сортировать предметы двух резко
отличающихся по размеру; учить
понимать и использовать в
речи понятия: большой, маленький, такой
же, одинаковые по величине.
Материалы: разноцветные
кубики, резко различающиеся по
размеру, большое и маленькое
ведерки.
Ход игры: пред началом
занятия положите большие и
маленькие кубики в соответствующие
по размеру ведерки.
Покажите малышам ведро
с большими кубиками, предложите
достать их и поиграть с
ними: «Какое большое ведро. А
в ведре лежат большие кубики
– вот такие».
Затем покажите маленькое
ведро, пусть они достанут маленькие
кубики и поиграют с ними: «А
вот маленькое ведро. В нем
лежат маленькие кубики. Сравните
маленький кубик, с большим. Поставьте
их рядом».
Когда дети поиграют
с кубиками, предложите сложить
их обратно в ведерки соответствующей
величины. Раздайте малышам по
одному или по два (большой
и маленький) кубика и попросите
положить их в нужное ведро.
Подобную игру можно
организовать и с другими игрушками:
большим и маленьким грузовиком,
большими и маленькими брусками,
шариками и т. п.
Игра 6. «Пирамидки»
Цель: знакомить детей
с величиной в ходе практических
действий с игрушками, учить сравнивать
предметы по величине способами
наложения.
Материалы: различные
пирамидки.
Ход игры:
1-й вариант «Красная
пирамидка».
Подберите одноцветные пирамидки
с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы
ребенок не отвлекался на цвет и обращал
внимание на размер колец. Предложите
ребенку собрать одну пирамидку. Поясните,
что пирамидка должна получиться гладкой.
Для этого надо каждый раз выбирать самое
большое колечко и надевать его на стержень.
2-й вариант «Разноцветная
пирамидка».
Подберите деревянные
или пластмассовые пирамидки
с разным количеством разноцветных
колец. Предложите детям сначала
снять колечки со стержня, затем
собрать пирамидки, ориентируясь
на признак величины.
Можно предложить детям
собрать пирамидку без стержня,
положив колечки одно на другое.
В этом случае хорошо видно,
что если пирамидка сложена
не верно, то она получается
неустойчивой и может рассыпаться.
Игра 7. «Две
башни»
Цель: закреплять знания
о величине предметов; познакомить
с понятиями высокий, низкий, одинаковые
по высоте.
Материалы: кубики, маленькие
игрушки.
Ход игры: построй те
из кубиков две башни одинаковой
высоты. Затем добавьте или уберите
детали так, чтобы башни стали
разные – высокая и низкая.
Вместе с детьми сравните башни
по высоте: «Вот две башни. Чем
они отличаются? Ничем, они одинаковые.
А теперь чем они отличаются?
Эта башня высокая, а эта низкая.
А теперь вы постройте башни!
»
Попросите детей построить
сначала одинаковые башни, а затем
высокую и низкую башни. Можно
обыграть сюжет, посадив на верхушку
башен маленькие игрушки.
Игра 8. «Два
поезда»
Цель: познакомить детей
с такими свойствами величины,
как длина; с понятиями длинный,
короткий, одинаковые по длине, учить
использовать знания о длине
в ходе практических действий
с предметами; развивать глазомер,
сравнивая предметы по длине
на расстоянии.
Материалы: кубики, бруски;
резиновые игрушки небольшого
размера или матрешки.
Ход игры: вместе с
детьми постройте из кубиков
поезд и предложите поиграть:
подталкивая последний кубик, «покатайте»
поезд по полу. Затем постройте
второй поезд и сравните его
с первым (они одинаковые).
Покажите детям, как
изменить длину поездов, добавляя
или убирая детали (вагоны). Постройте
поезда, резко различающиеся по
длине. Затем постепенно уменьшайте
разницу между поездами.
Обыгрывая сюжет, можно
посадить в «вагоны» (поставить
на кубики) «пассажиров» - небольшие
по размеру устойчивые игрушки.
Количество
Игра 1 «Собираем
шишки»
Цель: учить детей различать
количество предметов; познакомить
с понятиями много, мало.
Материалы: две корзинки
или две коробочки, шишки.
Ход игры: обратите внимание
ребенка на разбросанные на палу шишки.
Попросите его помочь собрать их. Положите
в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите
собрать остальные. В конце игры подведите
итог: «Ты собрал много шишек. Молодец!
А сколько шишек у меня? Мало».
Игра 2. «Зайцы
и лисы»
Цель: учить детей различать
количество предметов, познакомить
с понятиями один, много, ни одного.
Развивать внимание.
Материалы: шапочка лисы
или маска, хвост лисы, бубен.
Ход игры: наденьте
маску или шапочку лисы и
прицепите хвост. Объясните детям
правила игры: «Много маленьких
пушистых зайчиков скачет по
полянке. Но вот звучит бубен.
Это приближается лиса. Все зайцы
быстро разбегаются и прячутся
кто куда. Кто не успеет спрятаться,
того лиса поймает и унесет
с собой в лес.
Дети прыгают, изображая
зайцев. Через некоторое время
ударьте в бубен. Дети прячутся,
а лиса приходит на полянку
и ищет зайцев: «Куда же подевались
зайцы? Было много, а теперь ни
одного… »
Лиса уходит, и игра
повторяется.
По окончании игры
подведите итог: «Хотя зайцем
много, а лиса одна, им с ней
не справится, потому что лиса
хитрая охотница. Поэтому лучше
от лисы спрятаться. Было зайцев
много, а теперь ни одного».
В следующий раз
роль водящего можно предложить
кому-нибудь из детей.
Игра 3. «Песочница»
Цель: учить детей определять
количество сыпучего материала,
познакомить с понятиями мало,
много, больше, меньше, столько же (одинаково)
.
Материалы: песок, ведерки
(одинакового и разного размеров, совки.
Ход игры: эту игру
можно проводить во время прогулки.
Дайте детям два ведерка одинаковой
величины и совки. Предложите
малышам наполнить ведерки песком,
а затем сравнить количество
песка в них (больше, меньше, одинаково).
Игру можно продолжить, предложив детям
добавить или отсыпать песок при помощи
совка и вновь сравнить количество песка.
Затем дайте детям
два ведра разной величины
и попросите наполнить их песком
до краев. Вместе с детьми сравните
количество песка в ведрах: «В
большом ведре много песка, а
в маленьком мало. Здесь больше,
а тут меньше песка». Можно
высыпать песок из ведер на
ровную поверхность и сравнить
кучки песка.
Игра 4. «Наполни
кувшин»
Цель: учить детей определять
количество сыпучего материала,
познакомить с понятиями мало,
много.
Материалы: два пустых прозрачных
кувшина, фасоль (горох, гречка) в мешочке,
кружка.
Ход игры: игра проводится
индивидуально.
Покажите ребенку пустой
кувшин, Затем зачерпните фасоль
кружкой и пересыпьте в кувшин.
Предложите ребенку наполнить
кувшин фасолью. Когда малыш справится
с заданием, скажите «Кувшин был
пустой, а теперь полный. Здесь
много фасоли».
Попросите ребенка
пересыпать оставшуюся в мешочке
фасоль в другой кувшин. Затем
скажите: «Закончилась фасоль. Сколько
здесь фасоли? Мало. В этом кувшине
много, а в этом мало».
Такую игру можно проводить,
используя различные емкости (миски, банки)
и материалы (крупы, семечки, песок, воду).
Игру можно усложнить,
предложив ребенку наполнить
крупой 3 – 5 одинаковых емкостей, а
затем сравнить количество крупы
в них.
Игра 5. «Бутылки»
Цель: учить детей определять
количество жидкости в емкости
одинакового размера.
Материалы: пластиковые
бутылки одинаковой величины
и формы (2 -3 шт.) ; вода (можно использовать
подкрашенную воду) .
Ход игры: наполните
бутылки водой: одну на четверть,
другую наполовину, третью до
краев. Вместе с детьми сравните
количество воды в бутылках: «Посмотрите,
в этих бутылках вода. В этой
– много воды, здесь половина,
а в этой мало воды. Покажите,
в какой бутылке много воды.
Теперь покажите, в какой бутылке
мало воды… »
Затем дайте детям
пустые бутылки и попросите
налить в них из под крана заданное
количество воды: много, мало, половину.
Дидактические игры
на расположение в пространстве
Игра 1. «Возьми
игрушку»
Цель: знакомить с пространственными
отношениями, выраженными словами: далеко,
близко, дальше, ближе, рядом; развивать
глазомер; учить определять направление,
в котором находится предмет.
Материалы: различные
предметы и игрушки.
Ход игры: предложите
двум малышам сесть за стол
и дайте им по игрушке. Дайте
им возможность поиграть с
игрушками. Затем попросите детей
закрыть глаза и положите игрушки на
стол в пределах досягаемости. Пусть малыши
откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая
со стульев.
В следующий раз
сначала положите игрушку в
пределах досягаемости, а другую
чуть дальше, затем обе игрушки
расположите так, чтобы их было
не просто достать.
В конце игры подведите
итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому
их трудно достать. Я подвинула
игрушки – теперь они близко
и можно легко дотянуться до
них».
Игра 2. «Прячьтесь
в домик!»
Цель: знакомить с пространственными
отношениями, выраженными словами:
внутри, снаружи.
Материалы: игрушечный
домик.
Ход игры: домик для
игры можно сделать самостоятельно
из предметов мебели и покрывал.
Для индивидуальной игры можно
использовать большую коробку
или шкаф.
По вашей команде: «Внутрь»,
«Наружу» - дети прячутся в игрушечный
домик или вылезают из него.
Материалы: различные
предметы и игрушки, скамейка.
Ход игры: по вашей
команде: «Вверх», «Вниз» - дети взбираются
на скамейку (бордюр, турник) или
слезают с неё.
Можно также предложить
детям по команде «Вверх», «Вниз»
- располагать игрушки соответственно
высоко или низко.
Игра 4. «Где
же мишка»
Цель: знакомить с расположением
объектов в пространстве относительно
друг друга.
Материалы: стулья (два маленьких
и один большой, два больших игрушечных
медведя и другие игрушки.
Ход игры: предложите
ребенку повторить вслед за
вами следующие действия: посадить
мишку на стул, за стул, под
стул, поставить его перед стулом,
рядом со стулом.
Упражняя игру, попросите
ребенка повторить положение
игрушки, изменяя свободное положение
относительно большого стула.
Игра 5. «Лист
бумаги»
Цель: учить детей ориентироваться
на листе бумаги.
Материалы: листы бумаги,
картонные фигурки с изображениями
различных предметов.
Ход игры: покажите
детям лист бумаги, объясните, где
у него верх, низ, правая, левая
стороны, центр. Затем раздайте детям
листы бумаги и картонные картинки
с изображением предметов и
игрушек. Попросите разложить их
в определенных местах листа,
например: «Представьте, что лист
бумаги – это белая полянка. Посадите
игрушки на полянку так, как я скажу: положите
утенка посередине, а зайчика внизу, вверху
посадите птичку».