Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме сенсорного развития.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы.
3. Определить уровень сенсорного развития детей раннего возраста и подобрать комплекс дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
4. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
1.1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ПОНЯТИЕ ...……………………….……6
1.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 13
1.3. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ………………………………………. 20
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………...….. 30
2.2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРОЙ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………….….45
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1. ЭТАПЫ, МЕТОДЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………..
3.2. ХОД ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ……………………………...….….……54
3.3. ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ………………………………………………64
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 221.32 Кб (Скачать файл)

 Игра 5. «Ниточки  для шариков»

 Цель: учить детей различать  цвета по принципу «такой –  не такой»; знакомить с названиями  цветов.

 Материалы: воздушные  шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.

 Ход игры: перед началом  занятия надуйте воздушные шары  и приготовьте ленточки.

 Покажите детям шары  и скажите: «Видите, какие замечательные  шары я принесла. Они большие  и круглые. Хотите поиграть с  ними? Но сначала надо привязать  к шарам ленточки, чтобы удобнее  было с ними играть. У каждого  шара должна быть ленточка  такого же цвета». Дайте четырем  детям ленточки и попросите  их пододрать шарики, какого же  цвета. Помогите малышам сравнить  цвета шариков и ленточек путем  приложения и обозначить результат  словами «такой», «не такой». Затем  привяжите ленточки. Предложите  детям поиграть с шариками. При  этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.

 Игра 6. «Бегите ко мне! »

 Цель: учить находить  предмет определенного цвета  по образцу (зрительное соотнесение) ; развивать внимание.

 Материалы: флажки разных  цветов или большие и маленькие  картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние) .

 Ход игры: раздайте  детям флажки трех цветов и  предложите побегать с ними  по комнате. Затем поднимите красный  флажок и скажите: «Бегите ко  мне! » Дети с красными флажками  должны подбежать к вам и  поднять их вверх. В следующий  раз поднимите флажок другого  цвета.

 Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество  флажков (до4-6 цветов) или поднимая  два флажка одновременно.

 Игра 7. «Наряжаем  кукол»

 Цель: учить подбирать  цвета по принципу «такой –  не такой»; находить предмет определенного  цвета по образцу; знакомить с  названиями цветов.

 Материалы: куклы и  наборы одежды к ним (кофточки, юбочки основных цветов) ; коробка.

 Ход игры: раздайте  детям кукол и попросите их  одеть так, чтобы юбочки и кофточки  совпадали по цвету.

 Дети по очереди  подходят к коробке с одеждой  и выбирают для своих кукол  наряды, подбирая юбочки и кофточки  методом прикладывания. Когда дети  оденут кукол, проверьте вместе  с ними правильность выполнения  задания.

 В дальнейшем можно  усложнить задачу. Перед началом  занятия наденьте на кукол  юбочки, а кофточки сложите в  коробку. Раздайте детям кукол  и предложите нарядить их на  праздник. В этом случае дети  подбирают одежду по цвету  путем зрительного соотнесения. Подходя к коробке с одеждой  без куклы. В следующий раз  попросите детей подобрать куклам  одежду заданных цветов.

 Игра 8. «Разложи  по коробочкам»

 Цель: учить находить  предмет определенного цвета  по образцу; закреплять знания  цветов.

 Материалы: небольшие  предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.

 Ход игры: поставьте  перед ребенком несколько маленьких  коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы  разных цветов. Предложите малышу  разложить предметы по коробочкам  в соответствии с цветом. Начните  выполнять задание сами, положив  по одному предмету в каждую  из маленьких коробочек.

 Сначала предлагайте  детям предметы 2-4 цветов (по 4 – 8шт. одного цвета). Со временем количество  цветов и предметов можно увеличить.

Форма

 

Игра 1. «Разложи фигурки по домикам»

 Цель: познакомить с  плоскими геометрическими формами  – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать  нужные формы разными методами.

 Материалы: пять больших  фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких  таких же фигур.

 Ход игры: разложите  перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

 Затем предложите разложить  маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора  отдыхать. Давайте положим их  спать в кроватки».

 Раздайте детям по  маленькой фигурке и предложите  по очереди найти место каждой  из них. Когда дети разложат  все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли  свои кроватки и отдыхают. Затем  еще раз покажите и назовите  все фигуры, не требуя от детей  повторения.

 Эту игру можно повторять  многократно, каждый раз изменяя  ее сюжет.

 Игра 2. «Катится – не катится»

 Цель: познакомить с  объемными геометрическими телами  – кубом шаром.

 Материалы: кубики и  шарики разного размера и цвета.

 Ход игры: покажите  детям шар, затем кубик, сопровождая  действия словами: «Это шар, он  катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть  углы, потрогайте их».

 Дайте детям по одному  кубику и шарику и предложите  поиграть с ними: поставить на  пол, на стол, друг на друга, покатать  и т. д. Затем попросите разложить  предметы по коробкам: шары в  одну коробку, а кубики в другую.

 Игра 3. «Фигуры играют в прятки»

 Цель: познакомить с  объемными геометрическими телами  – кубом и шаром; учить подбирать  нужные формы.

 Материалы: картонная  коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового  размера.

 Ход игры: покажите  детям коробку и научите их  проталкивать в прорези – сначала  шары, потом кубики. Затем предложите  поиграть в прятки: «Игрушки решили  поиграть в прятки. Давайте поможем  им спрятаться в коробку».

 Раздайте детям кубики  и шарики и предложите по  очереди протолкнуть их в соответствующие  по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

 Можно сделать прорези  в двух коробках: в одной в  форме круга, а в другой в  форме квадрата и предложить  детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в  домики и посмотрите на их  «жителей», обратив внимание малышей  на то, что в одном домике  живут шарики, а в другом кубики.

 Игра 4. «Найди пару по форме»

 Цель: учить подбирать  нужные формы методом зрительного  соотнесения.

 Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

 Ход игры: перед началом  игры подберите пары геометрических  фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или  предложите им не глядя вытащить  по одной из коробки или  шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.

 Эту игру можно повторять  многократно, предлагая детям геометрические  фигуры разных цветов и из  разных материалов.

 Игра 5. «Найди лишнюю фигурку»

 Цель: учить сравнивать  фигуры методом зрительного соотнесения.

 Материалы: плоские геометрические  фигуры, разного цвета или карточки  с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы) .

 Ход игры: это занятие  проводится индивидуально или  с небольшой группой детей.

 Перед каждым ребенком  положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается  по форме. Предложите ребенку  найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая  отличается от других по форме».

 Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного  цвета и размера.

 Игра 6. «Башни»

 Цель: познакомить с  формой предметов; учить подбирать  фигуры соответствующих форм.

 Материалы: пластмассовые  или деревянные вкладыши –  пирамидки квадратной и круглой  формы.

 Ход игры: сначала эту  игру лучше проводить индивидуально  с каждым ребенком.

 Попросите малыша разобрать  вкладыши и перемешать их. Предложите  ему собрать две башни –  пирамиды. Для того чтобы ребенку  было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши  на две группы – квадратные  и круглые. Потом башни можно  разрушить, перевернуть вкладыши  и собрать их.

Величина

Игра 1. «Спрячь в ладошке»

 Цель: познакомить с  понятием величины.

 Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.

 Ход игры: сначала раздайте  детям маленькие шарики и предложите  их спрятать в ладошках. Затем  таким же образом предложите  спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый  ребенок берет по одному предмету) .

 Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать  в ладошках, а большие нет».

 Игра 2. «Накрой платком»

 Цель: познакомить с  величиной предметов, с понятиями  большой, маленький.

 Материалы: предметы и  игрушки разных размеров; платок.

 Ход игры: сначала в  игре используются две игрушки  и один платок. Подберите две  игрушки таким образом, чтобы  маленький предмет помещался  под платком, а большой нет.

 Предложите детям поиграть  в прятки – накрыть игрушки  платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая, а та, которая не поместилась под платком – большая.

 Для этой игры можно  придумать разные сюжеты: подготовить  сюрприз на день рождения, спрятать  кукол от Бабы – яги.

 В следующий раз  используйте два платка разной  величины. В конце игры подведите  итог: «Маленькую игрушку мы спрятали  под маленьким платком, а большую  под большим платком. А можно  спрятать большую игрушку под  маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать  маленькую игрушку под большим  платком? Можно! Маленькие игрушки  прятать легче».

 Игра 3. «Накрой шляпой»

 Цели: знакомить с величиной  посредством практических действий, с понятиями.

 Материалы: шляпа, предметы  и игрушки разной величины.

 Ход игры: предложите  ребенку по очереди спрятать  под волшебную шляпу игрушки  разной величины. Отметьте. Что под  шляпу помещаются только маленькие  игрушки.

 Игра 4. «Покормим  кукол»

 Цель: знакомить с величиной  в ходе практических действий  с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.

 Материалы: миски одного  цвета, большая маленькая ложка, большая и маленькая куклы.

 Ход игры: возьмите  две миски, резко отличающиеся  по величине, и предложите ребенку  покормить большую и маленькую  кукол. Подберите куклам тарелки  и ложки подходящие по величине: «Большая кукла ест из большой  тарелки большой ложкой. А маленькая  кукла ест из маленькой тарелки  маленькой ложкой. Давайте покормим  кукол. Теперь пошли гулять».

 Усложняя игру, можно  предложить ребенку три миски  и три ложки разного размера  и разыграть сюжет сказки «Три  медведя». Также в тарелки можно  класть еду разного размера.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста