Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
32
Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…… …………………………………………………
ГЛАВА I. Научно-теоретические
основы организации совместной работы
ДОУ и семьи….………………….………………………………….…
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
Глава II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения
экспериментальной работы по развитию
социализации детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На развитие личности ребенка оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на ее, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
На современном этапе развития общества, особое внимание следует уделить обновлению содержания совместной деятельности ДОУ и семьи с целью возрождения семьи, семейного образа жизни, возвращение в семье органически присущи ей социальных функций. Ведь семья представляет собой систему социального функционирования человека и является основным институтом воспитания и социализации детей. Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Д. Дьюи, В.В. Зеньковский, И. Кант, К.Маркс и др.), социологии и психологии (И. С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) педагогики (С. Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).
Французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, который обратил внимание на проблему социализации, он подчеркивал что, любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалам.
В Республике Саха (Якутия) отразили в своих трудах возможности использования традиций народной педагогики для социализации личности ребенка такие ученые-педагоги как В.Ф. Винокурова, А.А. Григорьева, Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова, М.Г. Колодезникова, Н.Д.Неустроев, О.П.Осипова, М.М. Прокопьева, Т.Т. Савинов, В.И. Сметанина и др.
Основным институтом социализации является семья, дошкольное образовательное учреждение, школа, вуз и другие общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Семья обеспечивает возможность возрастания социального опыта составляющих ее субъектов на основе передачи-наследования и взаимного обучения [26, с. 3]
Исходя из вышеуказанного, мы отмечаем что, благополучие семьи является лучшим показателем результативности социально-педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, где важной ступенью воспитания и развития является социализация детей.
В связи с особой
воспитательной ролью семьи
о том, как сделать так, чтобы максимизировать
положительные
и минимизировать отрицательное влияние семьи на
поведение развивающейся личности. Для
этого необходимо четко определить внутрисемейные
социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение.
Современные образовательные учреждения, в частности дошкольные учреждения, меняются не только под воздействием внешних социально-экономических условий жизни общества, но и силу внутренних процессов развития. Изменяются цели и задачи содержания воспитания и образования детей. Наряду с традиционными, связанными с обучением, воспитанием, развитием ребенка, большую роль начинают играть социально-правовая функция. Наряду с семьей ДОУ играет исключительную роль в личностном и гражданском становлении, так как через нее проходит каждый человек. В сельском социуме детский сад – первое образовательное учреждение, выполняющее большую социально-педагогическую функцию.
Вышесказанное определило тему исследования «Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи».
Объект исследования: процесс социализации детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
Гипотеза исследования: процесс социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи будет эффективным, если:
- систематизировать целенаправленную работу взаимодействия ДОУ и семьи;
- привлекать родителей к педагогической и организационной работе со старшими дошкольниками;
- использовать активные средства, формы, методы воспитания.
В соответствии с проблемой, объектом,
предметом и гипотезой
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
Методологической основой являются положения взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни; гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; педагогические, психологические концепции образовательных систем.
Теоретической основой исследования явились положения известных психологов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.В.Гамезо, А.Б.Божович, И.П.Подласый, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов и др.); работы о педагогической направленности процесса взаимодействия семьи и ДОУ (Ю.П.Азаров, Е.Н.Антипин, Т.Данилина, И.Ф.Дементьева, Л.Г.Петревская, Н.П.Синицин, В.Я.Титаренко, О.Н.Урбанская и др.); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев и др.).
Методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, интервьюирование, тестирование; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента: анализ собственного опыта с детьми; математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МДОУ ЦРР №8 «Аленушка» Верхневилюйского улуса РС(Я)
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста
Социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может быть искажен или заторможен.
Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. В этот период ребёнок начинает своё вхождение в человеческое общество, закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро - и макро - среды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путем научения, подражания, идентификации, ребёнок преображает социальный опыт [27, с.50].
Термин "социализация", как принято считать, пришел в науки о человеке с "легкой руки" американского социолога Ф.Г. Гиддингса. В 1887 г. в книге "теория социализации" он определил сущность этого процесса как "развитие социальной природы и характера индивида", "как подготовку человеческого материала к социальной жизни". Но как общепринятое научное понятие "социализация" начала активно работать в западной, особенно в англоязычной, философской и психологической литературе только в конце 50 - годов ХХ века. [68, с.43].
Известный французский юрист Ж. Тард рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию, в народ. Общество Ж. Тард характеризует как группы людей, одинаково воспитанных, обладающих одинаковыми средствами к жизни, взаимно влияющих друг друга. В его трактовке социализация понимается как "многосторонняя однообразность, к которой идет общество" [70, с.29].
В 60-70-е годы ХХ века проблема социализации стала широко обсуждаться в западных научных исследованиях. В 1956 году термин "социализация" был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало его официальное принятие, и направила усилия на изучение данного процесса.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный компонент, познавательный компонент, поведенческий компонент, ценностный компонент.
Нам представляется
оправданной позиция тех
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Интернализируясь, социальные идеи и образы не просто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности. Педагогику в первую очередь интересует возрастная специфика превращения социальных идей в содержание личности и динамика этого процесса при участии воспитания и самовоспитания.
Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение его средств. В самом общем смысле это - элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях [63, с.48].
Главная характеристика воспитанника в процессе социализации - носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни [7, с.21].
Иными словами, механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализует через деятельность личности. Как известно, организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания, что прями указывает на педагогическую природу процесса социализации. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.