Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Чаще всего дети отдают предпочтение в общении тем дошкольникам, которые обладают определенными знаниями, умениями и навыками для совместной игры или занятий, но также выбор партнера для общения зависит и от внешней привлекательности и самооценки партера общения.
Также нами выявлены определенные группы, которые сложились в ходе общения, во-первых группа из 5 человек-мальчиков, они предпочитают играть, заниматься «отдельно» от девочек, здесь сложились устойчивые предпочтения, дошкольники проявляют просоциальное действие друг другу, стараются сохранить общую игру, подчиняют сиюминутные мотивы, практически отсутствуют конфликты, если возникают, то находят положительный характер их разрешения. Однако, если кто-нибудь из детей входит в контакт с этой группой во время игр, то чаще всего бывает отвергнут из 5 групп данной группы 3 детей из числа популярных.
Во-вторых, группа (из 3 детей) также предпочитают общаться друг с другом стараются не пускать в свой круг сверстников, чем в предыдущей группе, так как оба дошкольника предпочитают общаться с одним самым популярным ребенком. Выбор игрушек, игр ведется из расчета угодить значимому сверстнику, а конфликты разгораются из-за вмешательства в процесс игры других сверстников и в процессе подготовки планирования или обсуждения правил игры, которое часто сопровождаются угрозами друг другу (забрать ранее подаренный предмет, прекратить дружбу). Но желание продолжить совместную деятельность не позволяют конфликтной ситуации развиваться до негативных последствий.
Остальная категория детей 47 % имеют 1-2 партнеров для общения, при чем всеми дошкольниками 4 не имеют стойких избирательных предпочтений, их характера общения носит ровный, спокойный оттенок.
Согласно нашему наблюдению можно сделать на его основе следующий выбор: 65 % дошкольников относительно слабо интересуются своим партнером по общению как таковым: они плохо отражают его портретные черты редко обращают внимание на особенности его душевного состояния, не осведомляются о важных обстоятельствах его жизни (например не знают где тот живет, кто живет у них дома). Зато они чутко воспринимают, все тонкие нюансы, у детей сразу усиливается воздействие вызывающее одобрительный смех, дети прилагают разнообразные усилия, чтобы обратить внимание отвлекающихся сверстников. Таким образом, дошкольники, общаясь со сверстником, ищут в нем свое собственное отражение только 25 % из 100% стараются обращать внимание сверстника 10 % стремятся к общности взглядов мнений.
Таблица 4
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Уровни усвоения социальных норм и правил |
Экспериментальная группа |
Контрольная Группа | ||
количество |
% |
количество |
% | |
Высокий |
1 |
8,3 |
2 |
16,6 |
Средний |
9 |
75,1 |
8 |
66,8 |
Низкий |
2 |
16,6 |
2 |
16,6 |
Диаграмма
результатов констатирующего эт
К специфическим функциям семьи, которые касаются предмета нашего исследования, относятся экзистенциальная функция, или содержание детей, и функция социализации, или воспитание детей. Они дополняются и взаимодействуют такими неспецифическими функциями семьи, как создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранения "Я", организация отдыха и досуга, домашнего труда, забота о здоровье и благополучии членов семьи и т.д.
С этих позиций на констатирующем этапе мы изучили семьи наших воспитанников. Методами изучения были наблюдения, беседы с родителями.
В беседах приняла участие 24 семей. Также осуществлено общее первоначальное ознакомление с семьей и условиями семейного воспитания путем посещения семьи. Сосредоточили внимание на углубленном изучении воспитательной ситуации, сложившейся в данной семье. Это потребовало применения разнообразных методов: педагогического наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей и родителей, использование специальных диагностических воспитательных ситуаций, анкетирование.
Известно, что особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Семья обеспечивает интимно-личностную связь, в которой ребенок очень нуждается. Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания.
Анализ содержания педагогической культуры родителей показал, что родители не знают программы социализации детей в ДОУ, имеют отрывочные педагогические знания, не понимают возрастных особенностей и потребностей ребенка. Родители испытывают затруднения в использовании форм и элементов при целенаправленном воспитании ребенка и ощущают потребность в специальной педагогической помощи. Несомненно, для их решения требуется освоение новых педагогических знаний, развитие навыков и умений, способствующих личностному росту ребенка, определение социальных функций семьи, что позволяет построить педагогическую систему работы с родителями на основе педагогизации социальной среды. Результаты приводятся в таблице 5.
№ |
Данные |
Кол-во |
1.
2. 3.
4.
5.
6.
7.
|
Всего семей; в т.ч.: - с 1 ребенком - 2 детьми - 3 и более детьми. Неполных семей Образование родителей: - общее среднее - среднее специальное - высшее (ни законченное высшее) - неполное среднее Социальное положение родителей: - рабочие - служащие - домохозяйки - безработные Дома воспитанием ребенка занимаются: - отец с матерью - мать - бабушка с дедушкой - бабушка Затрудняются в вопросах воспитания детей: - не могут ответить на вопросы детей - отношения «ребенок – родитель» - обучения правил поведения в общественных местах - разучивания стихов и песен - послушания детей - развития речи - развития внимания Наиболее распространенные методы: - взыскания - просьбы - объяснения - дружеские отношения (умение рефлектировать) - похвалы - наказания |
24 10 10 4 6
12 18 12 -
20 15 3 4
12 6 4 2
- 8 10 12 14 2 2
7 8 12 6 10 1 |
В ходе опроса родителей с целью выявления характера взаимоотношений в семье были получены следующие результаты: на вопрос какие в вашей семье взаимоотношения 60% респондентов ответили «хорошие», 40% не очень хорошие у 60 % семей конфликты бывают, «иногда» у 40% семьи редко.
Исследование проводилось со всеми родителями индивидуально, учувствовали все родители. Во время опроса родители были заинтересованы экспериментом и % хотят улучшить взаимоотношения в своих семьях, из 15 исследуемых семей: 66% семей уделяют внимание социализацию детей, 40% семей не считают необходимым в социализации. Результат во многом совпадает с результатом наблюдения: у детей отсутствует самостоятельность инициатива. Они, так или иначе отстранены от решения вопросов общих проблем семьи.
Таким образом, результаты диагностического исследования, опроса и бесед подтвердили необходимость повышения педагогической культуры родителей, осуществить дифференцированный подход к работе с родителями и учет многоаспектной специфики каждой семьи, так как семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение.
Исследовательская работа позволила обосновать создание педагогических условий, направленных на оптимальную социализацию ребенка, которое представляет систему социально-педагогического, психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее основы формирования социального опыта вхождения ребенка в социум.
Таким образом, социальная
работа в дошкольном образовательном
учреждении должна строиться на диагностической
основе. Это позволит повысить эффективность
ее влияния на личность ребенка, на семью. При диагностическом подходе
к организации социальной работы в дошкольном
образовательном учреждении увеличивается
возможность использования в воспитательно-
2.2. Особенности
организации работы по
Для доказательства выдвинутой нами гипотезы после проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий этап эксперимента, цель которого – поиск оптимальных путей организации работы по социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
На этом этапе опытно-
Таблица 6
План работы с родителями 2007-2008 гг.
Сроки |
мероприятия |
цель |
Содержание |
15-30.09. |
1.Индивидуальные беседы, консультации с родителями при поступлении детей. |
1. Знакомство с родителями,
инд. Особенности детей. |
Взаимодействие педагога с родителями по адаптации детей в д\с.
Взаимодействие педагога с родителями по составлению мероприятий дальнейшей работы с семьей.
Дать знания о психофизическом развитии ребенка и эмоциональном комфорте.
Совместное взаимодействие ДОУ – дети – родители по восп. здор. реб.
То же самое.
Повысить знания родителей по
экологическому воспитанию
Взаимодействие с родителями по совместным действиям при проведении Н.ч.
Взаимодействие Педагог, специалист – родители –дети.
Взаимодействие ДОУ – ребенок - Семья, по повышению знаний о культуре народов, этнопедагогике.
Творческая деятельность ребенок-род.
Взаимодействие д\сад - дети – глазами родителей.
Раскрывает повседневную жизнь д\с группы.
Раскрывает различные аспекты воспитания и развития ребенка в дошк. Возрасте. |
1-10.10. |
2. Знаете ли вы своего
ребенка (анкетирование, |
2. Выяснение социального
статуса семьи и детско- | |
А) 15.-25. 10
Б)15-30.03.
|
Родительские собрания.
Групповые (Родительская гостинная, диспут, круглый стол и т.д.). |
3. Установление взаимоотношений между родителями в группе и с воспитателем. | |
1-15, 11 |
4. Консультация для родителей (радио газета) «Здоровый ребенок». |
4. Раскрыть понятие «Здоровый ребенок» и что для этого требуется от родителей, ДОУ. | |
2 р. в год 2 р. в год 1-23.02. 1-4.04. |
5. Совместные спортивные праздники «День здоровья» «День бегуна» «Веселые старты» «Проводы зимы». |
5. Совместная спортивная деятельность Дети – родители ДОУ. | |
10-20.09. 23-28.02. 10-20.04.
1-15.06. |
6. Экскурсии в природу
по временам года с |
6. Совместная познавательно – творческая деятельность дети – родители - ДОУ | |
20-30.11.
11-25.05. |
7. Педагогический совет с родительским активом. |
7. План мероприятий по проведению Новогодних праздников Планирование на следующий год. | |
1-2 раза в месяц |
8. Курс тренинговых занятий |
||
10-14.01. |
9. праздники. Конкурсы, игры, поделки, блюда, праздник.
Неделя русского фольклора. |
9. Совместная деятельность дети – родители по подготовке и проведению праздников. Знакомство детей с русскими традициями, фольклором. | |
1 раз в месяц |
10. День открытых дверей. |
10. Знакомство родителей с работой педагогов с детьми. Наблюдение за детьми. | |
11. Родительские уголки. |
Информационный стенд по работе д\сада и группы. | ||
В течение года |
12. Папки – передвижки, раскладушки, инд. беседы, консультации. |
Повышение педагогических знаний – родителей.
Помощь в решении семейных проблем и пр. |