Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СОЦИАЛИЗАЦ ДОУ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

при выполнении, умением учитывать интересы и  состояние сверстников при организации своего поведения. Мотивы их поведения имеет общественную направленность   и   связаны  с  самооценкой  ребенка,  значимость сверстников и взрослых для ребенка.

Средний уровень - дети имеют элементарные нравственные представления о социальных правилах, но поведения их характеризуется направленностью на себя по тому, что ребенок совершает (правильные) поступки ради своего благополучия, изредка считаясь с интересами сверстников и учитывая их состояние и интересы, а также ради получения похвалы со стороны взрослого. Мотивы поведения имеют ярко выраженную направленность - индивидуально-личностную и связаны с эгоистическими тенденциями дошкольников.

Низкий  уровень - дети знают социальные правила поведения, но не понимают их нравственного смысла, что выражается не стабильности их поведения вследствие ряда негативных мотивов. Дошкольник изредка поступает   в  соответствии  с  правилом, и  то по  не  собственному убеждению, а под влиянием воспитателя или другого взрослого, не учитывает интересы сверстников.

Сначала за детьми проводились наблюдения индивидуально  в разных видах деятельности, в 3 серии.

Первая  серия. Даются ребенку вопросы:

1. Можно ли  смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли  обижать животных? Почему?

3. Нужно ли  делиться с игрушками с другими  детьми? Почему?

4. Если ты  сломал игрушку, а воспитатель  подумал на другого ребенка,  нужно ли сказать, что это  ты виноват? Почему?

5. Можно ли  шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли  драться, если другой ребенок  отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая  серия.  Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света  убирали игрушки. Маша быстро  сложила кубики в коробку.

Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй и помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес  в детский сад новую игрушку  - самосвал. Всем детям хотелось  поиграть с этой игрушкой. Вдруг  к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя ... Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера  играли в пятнашки. Катя убегала,  а Вера догоняла. Вдруг Катя  упала. Тогда Вера... Что сделала  Вера? Почему?

4. Таня   и   Оля  играли  в  "Дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть". - "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький",  - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл  в "Лошадки". Он бегал и  кричал: "Но, но, но!". В другой  комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка ни как не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста. Света ни как не может заснуть". Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша  рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: "Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим". Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял  около дома. Вдруг он увидел  маленького котенка, который дрожал  от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Третья  серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

1.  Как ты  думаешь, почему детям больше  нравятся книги с картинками?

2.  Что произойдет  с человеком, если он увидит  на березе груши?

3.  Что ты  чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

4.  Как думаешь,  почему покраснела девочка, когда  ей сделали замечание?

5.  Что,  чувствует кошка, когда за ней  гонится собака?

6.  Что чувствует  собака, когда другая собака утащила  у нее кость?

7.  Что почувствует  мальчик, если ему подарят что-то интересное?

8.  Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Беседа проводилась  в естественных условиях, индивидуально  с каждым ребенком. Основная масса  детей охотно отвечала  на вопросы. Анализ результатов наблюдения проводили по следующей схеме:

1. Как ребенок  относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли  кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает  ли другому помощь и по какой  причине (по собственному желанию,  по просьбе сверстника, по предложению  взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинается помогать с энтузиазмом, на это быстро надоедает и т.д.).

3. Проявляет  ли чувство долга по отношению  к сверстникам, младшим детям,  животным, взрослым, в чем оно  выражается и каких ситуациях.

4. Замечает ли  эмоциональное состояние другого,  в каких ситуациях, как на  это реагирует. 

5. Проявляет  ли заботу по отношению к  сверстникам, младшим детям, животным  и как (постоянно; время от  времени, эпизодически); что побуждает  его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует  на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует  неадекватно - завидует успеху  другого, радуется его неудач).

По   полученным   данным    и    наблюдениям   за    поведением    детей в повседневной жизни, воспитатели  выбирали те поступки детей, которые несли социальный смысл и общественную ценность, а затем в доверительной беседе с несколькими детьми анализировали создавшуюся ситуацию, поступок ребенка и предлагали поискать наиболее оптимальный вариант решения проблемы. 

В результате такой  работы удалось выяснить, как дети могут оценить свой поступок, увидеть  его отрицательные и положительные  последствия для себя и окружающих.

В ходе наблюдений за поведением детей и их поступками в реальной жизни и индивидуальных бесед мы получили ответы на следующие вопросы:

1. Применяют ли дети социальные правила поведения в реальной жизни, адекватно в данной ситуации?

1. Как ребенок организует свое поведение, на имеющийся правила  и поведение сверстников?

3. Осознают ли дошкольники личностную значимость правил поведения при их выполнении?

В ходе эксперимента нами были выделены несколько групп  детей, имеющий разный уровень усвоения социальных норм и правил. Формирование групп осуществлялось по следующим параметрам:

1. Знание социальных  правил поведения.

2. Понимание  их смысла и нравственной ценности.

3. Использование  правил адекватно данной ситуации.

4. Мотивирование  своих поступков.

5. Направленность  поведения: учет интересов сверстников, ориентация на их состояние при организации собственного поведения.

Сопоставление изученных уровней усвоения социальных норм и правил детьми позволило получить результаты, которые отражены в таблицах.

                                                                                                                    Таблица 1

Показатели  уровней усвоения социальных норм и правил  детьми старшего дошкольного возраста по 1 серии заданий констатирующего этапа

 

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эксперимент.

1

8,3

9

75,1

2

16,6

Контрольная

2

16,6

9

75,1

1

8,3




Уровни усвоения социальных норм и правил детьми по 1 заданию констатирующего этапа  в экспериментальной группе составили: высокий уровень составляет 8,3 %, средний уровень – 75,1 %, низкий уровень – 16,6 %; в контрольной группе – высокий уровень – 16,6 %, средний уровень – 75,1 %, и низкий уровень – 8,3 %.

                                                                                                                    Таблица 2

Показатели  уровня усвоения социальных норм и  правил детьми старшего дошкольного  возраста по 2 серии заданий констатирующего  этапа

 

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эксперимент.

1

8,3

9

75,1

2

16,6

Контрольная

2

16,6

8

66,8

2

16,6




  

По 2 заданию  данные уровня усвоения социальных норм и правил детьми исследуемых групп  распределись следующим образом: высокий  уровень в экспериментальной  группе  – 8,3 %,  средний уровень  – 75,1 % и низкий уровень – 16,6 %; в  контрольной группе – высокий – 16,6 %, средний 66,8 % и низкий – 16,6 %.

                                                                                                                   Таблица 3  

Показатели  уровня усвоения социальных норм и  правил  детьми старшего дошкольного возраста по 3 серии заданий констатирующего этапа

 

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эксперимент.

2

16,6

8

66,8

2

16,6

Контрольная

2

16,6

7

58,4

3

25




 

Результаты 3 серии  показывают, что дети экспериментальной группы более легко справились с заданиями, что свидетельствуют показатели: высокий уровень – 16,6  %, средний уровень – 66,8 %, низкий уровень –16,6 % (см.таблицу 3).

По результатам 3 серий  заданий, можно сделать вывод, что  дети экспериментальной  и контрольной групп в основном (экспериментальная группа – 75,1 %; контрольная группа – 66,8 %) имеют средний уровень усвоения социальных норм и правил, т.е. дети имеют элементарные нравственные представления о социальных правилах, но поведения их характеризуется направленностью на себя по тому, что ребенок совершает «правильные» поступки ради своего благополучия, изредка считаясь с интересами окружающих. Можно так же констатировать, что по два ребенка в каждой группе имеют низкий уровень усвоения социальных норм и правил (по 16,6 % от общего количества детей исследуемых групп), что свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической работы с этими детьми и их родителями.

В ходе наблюдения за характером общения дошкольников нами было установлено, что в данной группе детей выделяется наиболее популярные дошкольники в следующих видах деятельности: в игровой, учебной, хозяйственно-бытовой, составляет 70 % дошкольников. Характерным является тот факт, что у детей при общении со значимым популярным сверстником проявлялось просоциальное поведение, которое осуществлялось в ходе игры в пользу партнера общения. Это поведение является наиболее социально-значимым. В данном случае оно выражалось в помощи сверстнику уступить место, поделиться красивой игрушкой, вещью сделать что-нибудь не очень привлекательного вместо сверстника и.т.д. Мотивация такого поведения у всех разное: из 70% дошкольников у детей 30 % мотив сопереживания, эмпатия, желание помочь у этих детей усвоение моральных норм поведения проявлено в акте общения и именно эти 30 % детей проявляют просоциальное поведение редких контактах с «отверженными» малоприятными испытуемыми остальных 47% главной мотивацией просоциального поведения выступает желание угодить значимому сверстнику продать акт общения, завоевать его расположение, иными словами дети угождают своим поведением для удовлетворения собственного желания общаться популярным ребенком.

В нашем наблюдении за детьми было выявлено 3 отверженных дошкольника, с которыми общалась не более 2-3 детей в день, причем попытки малопопулярных детей вступить в контакт со сверстниками, особенно с популярными из трех случаев 2 заканчивались конфликтом негативного характера. Чувствуя, что с ребенком отказываются общаться, он становился агрессивным высказывал в адрес сверстников обидные прозвища, толкал ребенка, плакал.

Информация о работе Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи