Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте общаться (вербальные средства общения)
ΙΙ Игра “Дразнилка”.
ΙΙΙ Упражнение на развитие доверительных отношений “Если бы я был (была) папой (мамой)”, “Если бы я был (сыном, дочкой) дочкой”, игра идет по кругу.
ΙV Мозаика на ковре (совместно с родителями) “Сложи узор”.
V Игры по желанию участников.
Давайте общаться (не вербальные отношения)
ΙΙ Упражнения “Рисунки одним карандашом”.
ΙΙΙ Игра “Испорченный видеотелефон”.
ΙV Головоломки на ковре “Сложи квадрат”.
V Упражнение “Попроси игрушки” (с использованием невербальных методов – мимика, жест и т.д.).
Давайте наблюдать
ΙΙ Игра “Я вижу…”.
ΙΙΙ Игра “Менялки игрушек”.
ΙV “Сложи картинку” пазлы на ковре.
V Игра “Правда не правда” – дома сочинить самим.
ΙΙ Игра “Муха + глагол”.
ΙΙΙ Групповое сочинение “сказки”.
ΙV Упражнение “Мама ты у меня самая…”.
V Моделирование на ковре “Танграм”
Д/з “Сынок (доченька) ты уменя самая…”.
Давайте говорить
ΙΙ Игра “Муха + прилагательное”.
ΙΙΙ Загадки по картинке – упражнение.
ΙV Упражнение “Найди вкладыш” на ковре.
V Групповое сочинение сказки.
Д/з придумай игру.
Давайте вспоминать
ΙΙ Конкурс “Юный художник”, “Я и моя мама” – для детей.
Беседа о значении рисования для детей
ΙΙΙ Представление детских картин.
ΙV Игры по выбору участников.
V Обсуждение.
ΙΙ Чаепитие.
ΙΙΙ Вручение каждой семье дуэту (за сплоченность, организованность, проявление творческих способностей).
ΙV Обсуждение всей программы. (Содержание занятий в программе)
Приложение 3
Основные игры формирующего этапа эксперимента
1. Игра «Комплемент».
Цель: Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Дать понятие об индивидуальных особенностях людей: внешние и внутренние признаки. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.
Описание игры: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза похвалить, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарить комплемент соседу, упражнения проводится по кругу. Предупреждения:
- некоторые дети не могут сказать комплемент, им необходимо помочь: -
-если ребенок затрудняется сделать комплемент сами.
2. Игра «Узнай по голосу».
Цель: Учить сравнивать себя с другими детьми. Формировать понятия об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности. Учить определять детей и взрослых по голосу. Правила игры:
- дети называют имя,
не перебивая друг друга
-отгадывающий не оборачивается
3. Игра «Кто я?»
Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе. Воспитатель задает вопрос, а дети по очереди стараются ответить на вопрос «Кто я?» Каждое предложение должно начинаться с местоимением «я» (я мальчик, я хороший, я веселый, я болтливый, я умный, я люблю играть и т.д). Воспитатель следит, чтобы дети описывали именно себя. В конце игры воспитатель обобщает ответы детей и рассказывает, какие красивые, хорошие, дружные и добрые дети есть у них в группе.
4. Игра «Настроения»
Данная игра позволяет
детям понять, как связаны между
собой различные настроения. Дети садятся на
стулья. Ведущий каждому ребенку по очереди
бросает мяч и называет определенное настроение.
Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно,
называя противоположное настроение. Например:
5.Игра – обсуждение «Взаимоотношения».
Это игра построена на
обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина:
После прочтения стихотворения обсудите его с детьми и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений. Напомните, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе.
Приложение 4
Основные занятия формирующего этапа эксперимента
1.«Я - это кто».
Цель: Показать детям, чем отличается человек от куклы, вызвать интерес к себе. Воспитатель предлагает детям рассмотреть куклы, определить различия в них (одежда, прическа, рост, цвет волос, глаз и.т.д.)
-Чем отличается кукла от живого ребенка?
-Что хорошего в том, что кукла-кукла? А что в этом плохого?
-Что хорошего в том что ты человек? А что в этом плохого? Если бы мама делала подарки, что бы ты хотел, чтоб она тебе подарила куклу или маленького ребенка?
2 . «Что я знаю о себе?»
Цель: Формировать у детей представление о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли, бережно относится к своему здоровью. Воспитывать чувство собственного достоинства, гуманное отношение к людям.
3. «Моя семья»
Цель: Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких.
4. «Моя деревня»
Цель: формировать знание своей родной земли, осознание того, что ребенок часть этой деревни
5. «Профессия»
Цель: Формировать представления о профессиях, привить уважительное отношение ко всем профессиям.