Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СОЦИАЛИЗАЦ ДОУ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Дж. Леду объясняет одно из базовых положений психоанализа: история ранних взаимодействий ребенка с взрослыми представляет собой ряд глубоко запечатленных "эмоциональных уроков".  Он считает, что эти "эмоциональные уроки" столь могущественны и трудны для понимания, с точки зрения взрослого, именно потому, что они запечатлеваются в миндалевидном ядре как непосредственные, бессловесные отпечатки эмоциональной жизни.

Поскольку эти  самые ранние эмоциональные воспоминания фиксируются еще до того, как ребенок  овладел речью, то когда они воспроизводятся в более поздней жизни, человек не может осмысленно выразить свои собственные реакции. Человек может испытывать сильные чувства, не имея слов для их описания    и   воспоминаний   об   их  произведении.   Итак,  эмоции    связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки   и побуждения,  в них представлено соответствие поведения человека испытываемых им воздействий   его  основным  потребностям, интересом побуждения и ценностям. В эмоциях представлено    целостное     отношение   человека   к   миру,  они тесно связаны с центральными личностными образованьями,  самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признаётся ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех более существенным, чем интеллект.

Поэтому мы предлагаем, что эмоциональные реакции и  эмоциональное состояние человека являются основной формой осознания  им своей собственной индивидуальности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором, указывающим на истинное отношение человека

К  происходящему, в том числе и к своему собственному когнитивному  и поведенческому функционированию. Внутренняя жизнь  человека - это, прежде всего эмоциональная  жизнь. При всей той стандартизации, которую общество вносит в образ мыслей и способы действия, эмоциональные реакции остаются    сугубо    индивидуальными.   В   двуедином процессе социализации  и индивидуализации человек успешно поддерживает свою индивидуальность во многом благодаря своим эмоциональным паттернам. Недаром в самых разных психотерапевтических направлениях первостепенное внимание уделяется именно эмоциональной сфере  - чувствам [17, c.58].

Итак, осознание  собственной индивидуальности есть нечто иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих индивидуальное к происходящему.

Таким образом, когда говорим об индивидуальности, нас, прежде всего, интересует эмоциональный  аспект человеческой жизни.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и все, более сложные формы проявления под влиянием социальных условий в жизни  и  воспитания.

Хотя ребенок  рождается с некоторыми аффективными реакциями,  древние формы гомеостатистического регулирования  вегетативных функций   входят,  затем в состав более сложных прижизненно образуемых эмоциональных процессов, все это составляет  лишь начало, лишь предпосылки последующего развития человеческих чувств.

В.В. Зеньковский  считал, что в эмоциональной сфере человека имеет место один закон - двойного выражения чувств. Дело в том, что всякое чувство        требует    своего   выражения   и   притом    двойного   -    телесного и психического. Телесное выражение чувства состоит в движениях   как всего тела, так особенно лица, психическое выражение чувства заключается в той психической работе, которая состоит в прояснении и осмысливании чувства.

Итак, социальное сближение впервые происходит на эмоциональной  основе. На почве  эмоционального сближения происходит уже дальнейший психический обмен: прежде всего, люди заражают друг друга своими чувствами, что происходит особенно легко, так как всякое чувство ищет   своего выражения.

Осознание собственных  эмоциональных реакций и состояний  не приходит к ребенку автоматически: как и все другие аспекты человеческого  развития, оно развивается во взаимодействии с взрослым  (причем взрослый своим поведением может, как способствовать, так и препятствовать этому).

Так важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние  взрослым, как известно, вербализация является их называние взрослым, как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания [54, c.19].

Для осознания  ребенком эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый  признает за ним право  испытывать  именно  те  чувства,  которые  он  испытывает,  что еще  в большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.  Не признавая эмоциональных реакций и состояний ребенка, взрослый препятствует развитию индивидуальности ребенка.

Другим существенным моментом осознания ребенком своих  эмоциональных реакций и состояний является их поддержке со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональные реакции ребенка, взрослый не только признает  за  ним  право  на  данную  ситуацию.  Но  взрослый  может      также, и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации. 

Таким образом, средства выражения индивидуальности - это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т.е. экспрессивные средства. Способом выражения  эмоциональных состояний необходимо обучаться. Взрослый представляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от  той степени принятия  и поддержки,   которую   взрослый   оказывает     по  отношению к попыткам ребенка использовать эти средства для выражения собственных эмоциональных   состояний.   Таким  образом,  основным  условием  осознания  и проявления ребенком своей индивидуальности является называние принятие и поддержка взрослым   его эмоциональных проявлений.

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях  личности можно выделить 3 сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального  порядка и ее духовные, нравственные потребности.  Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно- эмоциональную) чувствительность, приятные чувства  и обобщенные мировоззренческие чувства.

 В работах   Л.С.  Выготского   [21, с.81], А.Н. Леонтьев    [41, с.121], Д.Б. Эльконина мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит  в процессе усвоения ребенком    социальных  ценностей, социальных потребностей, норм и идеалов, которые при определенных условиях  становятся внутренним достоянием личности, содержанием  и побуждением его поведения.

В результате такого рода усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему мер, эталонов, ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие как добрые или злые, как красивые и безобразные.

Для     того,  чтобы  ребёнок  не   только     понял  значения   усвояемых      норм и требований, что и проникая к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указания взрослых. Взрослые должны найти подкрепление в соответственном практическом опыте ребёнка.

Решающую роль играет включение ребенка в содержательную  совместную  с другими детьми и взрослыми деятельность, которая  позволила бы ему непосредственно  пережить, прочувствовать необходимость выполнения такого рода норм и правил для достижения важных и интересных целей.

В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое не только  для   себя, но и   для   окружающих. Как    показали  исследования А.Д. Кошелевой [57, с.34] важную роль играет развитие в процессе совместной деятельности особых форм ориентации, внимания к другим людям, что является  необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям.

Генетическая  связь  эмоций и системы практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживаются уже  на самых ранних  этапах развития, когда у 2-3 месячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или к другому близкому

человеку.    Это    эмоция    впервые    была изучена   и  проанализирована Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой и названа ими "комплексом оживления".

На   протяжении  детства  характер  поведения  ребенка изменяется в связи с изменением общего характера общения и деятельности. Так, например, при переходе от раннего к дошкольному возрасту, изменяется система отношений ребенка  к   окружающим   людям.    Складываются  новые   формы   понимания и своеобразия деятельности, в процессе которой, дошкольник стремиться, не только удовлетворять свои личные потребности, но и сделать нечто нужное, полезное для других. Существенно изменяются эмоциональные процессы.

Можно предположить, что во время эмоционального процесса привходит решение определенного  рода задач.  Эмоция возникает  тогда, когда перед ребенком стоит задача проблема, когда требуемые результаты не могут быть достигнуты привычным путем, автоматически.  

Как считает  Р.С. Немов [52, с.119], дальнейшее развитие высших чувств может идти в нескольких направлениях:

- в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов,  событий, людей;

- по линии  повышения уровня сознательного  волевого управления и контроля  чувств со стороны человека;

- в направлении  постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.

Таким образом, совершенствование высших эмоций и  чувств означает  личностное развитие. Особенности проявлений эмоциональности  и сочувствия детьми составляет содержание следующего раздела.

Должны быть созданы  специальные условия, чтобы социально-экономические  достижения способствовали улучшению  психосоциального развития ребенка, а не приводили к возникновению новых проблем. Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья и нормального хода становления личности гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми или их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.              

Воспитание ребенка, его  позитивная социализация теснейшим  образом связаны с проблемами сформированности их собственной личности. Чтобы воспитать у ребенка интерес к окружающему миру и людям, любознательность, познавательные потребности, отзывчивость, нравственные предпочтения, родителям необходимо самим быть на должном уровне, так как только собственное поведение близких взрослых, вся их жизнь и имеют воздействующее влияние. Еще Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок "заражается" примером в сто раз сильнее, чем самими красноречивыми или разумными поучениями.

Но личный пример взрослого  действует только в том случае, если не преследует воспитательной цели, а выражает искреннюю позицию человека. Самую важную роль в семейном воспитании играют взаимоотношения родителей и детей.

Поэтому важно создать в семье  атмосферу доверия, взаимной заинтересованности, искренности, доброты и открытости миру. Вот почему необходимо, чтобы близкие ребенку люди были личностно развиты, умели обращаться с ним и строить взаимоотношения с окружающими. Ведь личный пример близких, их естественное поведение - сильнейший воспитательный фактор.

 

1.3.  Специфика совместной работы ДОУ и семьи

 

Недопонимания значения педагогических знаний и связанное с ними преувеличение  своих воспитательных возможностей свойственно людям всех возрастов. Это имеет и психологическую  основу, которая в свое время была тонко подмечена К.Д. Ушинским “Искусство воспитания – писал он  имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически и практически” [71, с 11].

В прежние времена, люди жили большими семьями и необходимые знания, и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и традиционно. Сейчас, когда связь между поколеньями нарушена, у родителей, особенно молодых, возрастает потребность в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. Молодые родители, живущие отдельно от родителей, нередко чувствуют себя не уверено, что иногда приводят к особенностям во взаимоотношениях в семье, и это негативно влияет на развитие личности ребенка. Неуверенность взрослых, пренебрежительное отношение к своим воспитательным обязанностям, непонимание детской души отражаются на развитии детей их благополучии. Как показывает практика, к сожалению, далеко не все родители могут отделить сознательные методы воспитания от несознательных, что приводит к стихийности в воспитании, при котором находят развитие в большей степени негативные качества личности. Не надо задумываться, что скажут друзья, родители, воспитатели, как хочу, так и поступаю, поскольку именно так понимается свобода личности многими детьми, подростками и даже некоторыми родителями.

Информация о работе Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи