Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СОЦИАЛИЗАЦ ДОУ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  сделать констатацию: работа, проведенная на формирующем этапе педагогического эксперимента, показала свою эффективность и жизненность.

По всем показателям  педагогического эксперимента для  наиболее точной констатации результатов, мы составили сводную таблицу  усвоения социальных норм и правил детьми дошкольного возраста (см. таблицу 11).

По данным сводной  таблицы усвоения социальных норм и  правил детьми дошкольного возраста по итогам констатирующего и контрольного эксперимента, видно, что у детей  экспериментальной группы высокий уровень усвоения социальных норм и правил возрос на 33.4 %, средний уровень  уменьшился на  16,6 % в следствии повышения уровня усвоения социальных норм и правил детьми с низким уровнем по данным констатирующего эксперимента.

Таблица  11

Сводная  таблица  усвоения социальных норм и правил детьми дошкольного возраста

Уровни показател. проявления осознанн. в поведении

Группы детей

экспериментальная

контрольная

Констатирующий этап

Контрольный

 этап 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

8,3

41,6

16,6

16,6

Средний

75,1

58,4

66,8

75,1

Низкий

16,6

-

16,6

8,3


При сравнении показателей  экспериментальной группы и контрольной  в вначале эксперимента и в конце, можно констатировать, что работа, проведенная с экспериментальной группой на формирующем этапе дала положительные результаты.

Таким образом, итоги эксперимента показали высокий уровень усвоения социальных норм и правил в экспериментальной группе.

Динамики роста взаимоотношения  с семьей также способствовала сотрудничество родителей и детей. Ведь в семье ведущим типом взаимоотношения является сотрудничество, которое обретает особое качество становится группой высокого уровня, развития-коллективом. Дети стали легко вступать в контакты с незнакомыми или малознакомыми сверстниками и взрослыми. По мнению родителей,  дети в два раза стали активнее стали проявлять позитивные отношения. Кроме того, из 15 семьей до эксперимента на родительские собрания ходили только 2 отца (13%) то теперь этот показатель повысился на 3 раза (39%) это придает детям гордость и дети подражая отцам, тоже хотят быть участниками всех мероприятий. Таким образом, можно сказать совместная деятельность ДОУ и семьи повысил уровень социализации у детей.

Проведенная педагогическая система работы с родителями дала положительные  результаты, обеспечивая:

- повышение уровня правовой и педагогической культуры;

- умение поставить цели и определить конкретные задачи воспитания на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка;

- умение проектировать отдельный по времени результат семейного воспитания;

- согласование своих действий с воспитателями, умение добиться общего успеха;

- развитие родительской рефлексии;

- гуманизацию отношений родителей с детьми.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья – богатство  и надежда каждой нации. От правильного семейного воспитания, общей физической и моральной закалки подрастающего поколения в семье зависит будущее каждого народа, общества, стабильность и уровень цивилизации в государстве. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удавалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде.

Нами был  проведена опытно-экспериментальная  работа   на базе детского сада    В эксперименте участвовали 24 детей в возрасте от 4 до 5 лет, из них 12 - контрольная группа, 12 - экспериментальная.

В практической части дипломной работы было определено, что активная помощь родителям, создание совместной творческой деятельности, дифференцированное отношение педагогов к семье обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и влияет на изменение психологического климата в ней.

Как показали результаты нашей дипломной работы, после проведения опытно-экспериментальной  работы:

- уровень организации педагогического потенциала семьи, педагогическая культура родителей повысилась;

- организация совместной творческой деятельности детей и родителей благотворно отразился на их взаимоотношениях.

 - родители стали более внимательно относиться к своим детям.

Стали активнее посещать мероприятия проводимые в ДОУ, участвовать в них, стали чаще обращаться за консультацией к специалистам и воспитателям ДОУ за рекомендациями по воспитанию детей. Заметно улучшились детско-родительские отношения.

Проведенная педагогическая система работы с родителями дала положительные  результаты, обеспечивая:

  • повышение уровня правовой и педагогической культуры;
  • умение поставить цели и определить конкретные задачи воспитания на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка;
  • умение проектировать отдельный по времени результат семейного воспитания;
  • согласование своих действий с воспитателями, умение добиться общего успеха;
  • развитие родительской рефлексии;
  • гуманизацию отношений родителей с детьми.

Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и решают практические задачи исследования.

Исходя из вышеизложенного, нами разработаны следующие рекомендации для родителей:

  1. Родители – это самые первые педагоги для ребенка и потому должны уделять ребенку как можно больше внимания, как можно больше общаться и играть с ними.
  2. Помнить, что обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семьи. Здоровый образ жизни родителей – это гарантия здоровья детей.
  3. Совместная творческая деятельность укрепляет взаимоотношения с детьми.
  4. Помнить, уважение к ребенку – не снисходительность, а разумная требовательность. Если ребенку трудно в учении, то не следует осуждать его, читать ему нотации, наказывать, ругать его за исправление ошибок, им самим найденных – это его труд, который надо ценить.
  5. Замечания делать на фоне общего одобрения.
  6. Помнить о том, что многие дети не выносят сравнения с другими детьми, но безболезненно воспринимают сравнения с самим собой.
  7. Видеть в ребенке не только недостатки, но и достоинства, открывать и утверждать их, ценить личность человека! Только тогда любовь родителей станет деятельной и разумной, а воспитание правильным.

Рекомендации педагогам:

  1. Каждому педагогу целесообразно иметь на определенный период (полугодие, год) четкую, согласованную с родителями программу по повышению их педагогической культуры, которая усложняется из года в год.
  2. В тетрадь «Сведенья о родителях» добавить графы: Колич. состав семьи, образование родителей, условия проживания и воспитание в семье. Эти знания помогут при адаптации ребенка в детском саду и найти пути взаимодействия с родителями.
  3. Организовать встречи родителей с педагогами, психологами и другими специалистами, которые устанавливают связь между семьей и окружающей средой.
  4. Следует задействовать разнообразные формы проведения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм  должна предполагать творческий, активный характер работы родителей с детьми.
  5. Чаще приглашать на совместное обучение; подобную традицию постепенно развивать, поддерживать.
  6. Работу с родителями проводить с учетом занятости последних, не злоупотребляя их временем.
  7. Работать с семьей так, чтоб не было стыдно за свою бестактность.
  8. Повышение педагогической культуры родителей должно стать традицией как ДОУ, так и семьи.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

        1. Андреева И.Н. и  др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Под ред. З.Н. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
        2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
        3. Анталова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. – 126 с.
        4. Анцибор М.М. Гуляева Н.В. Детский сад и семья, пути их взаимодействия. - Тула 1996. – 46 с.
        5. Артамонова Е.Н. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
        6. Антонова Т.В. Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка // Детский сад от А до Я.- 2000. - №4. -  С. 76 – 78.
        7. Арнаутова Е. Самоанализ опыта обучения с родителями // Дошкольное  воспитание. – 2002. – № 4. – С. 47 – 49.
        8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Кн. издательство, 1979. – 184 с.
        9. Ашикова С.Р. Воспитатель и родители // Дошкольное воспитание.-2004.- №10.- С.44-47.
        10. Бабанский и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
        11. Боданев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.
        12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 464 с.
        13. Бястинова Е.С. Семья-основа жизни. - Якутск: Бичик, 2005.- 93 с.
        14. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
        15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тексты: Иллюстрированное руководство.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-160 с.
        16. Видра Диана. Развод: Трагедия или надежда? // Дошкольное воспитание. – 1999. - №4. – С. 86-92.
        17. Волков Б.С Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 463 с.
        18. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1996.-156 с.
        19. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с.
        20. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей / Публикация подготовлена на основе доклада НИИ семьи «О положении семей в РФ» // Педагогика. – 1999. - №4. – С. 27-39.
        21. Выготский Л.С. Проблемы  возрастной периодизации детского развития  -  М.: Педагогика, 1994. –572 с.
        22. Выготский Л.С. Педагогическая психология.  -  М.: 1991.- 479 с.
        23. Глушкова Г.В. Педагогическая стратегия взаимодействия с семьей // Детский сад от А до Я. – 2003. - №2. - С.107-108.
        24. Гончарова Т. Семья и работа с ней. Рекомендации социальным педагогам / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. - № 6.-С. 161-163.
        25. Григорьева А.А., Прокопьева М.М. Семейная педагогика. - Якутск: Изд. ЯГУ, 1998. – 87 с.
        26. Гьигорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада /Под общей редакцией Г.Н.Волкова. - М.: Academia, 2003-160 c.
        27. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И. А. Костенчука. - М., 1995. – 290 с.
        28. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. – 1999. - №1. – С. 3-13.
        29. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 60 – 64.
        30. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.- Воронеж, 1998.- 196 с.
        31. Загик Е.К. Иванова В.М. Радуга жизни. – М.:Просвещение, 1985.-65 с.
        32. Карпова Е.В. Мотова Е.К. Программа «Я и мой ребенок» // Психолог в детском саду. – 2004. - №3. -  С. 98-107.
        33. Каптерев Б.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «СИОДЭК», 1999. – 336 с.
        34. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – 192 с.
        35. Концепция семейной политики в Республике Саха (Якутия). - Сборник нормативных документов / Под ред. М.М. Прокопьевой / Якутск: Издательство ЯГУ, 1996. – 15 с.
        36. Колодезникова М.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания. - Якутск: ГУП «Полиграфист», 1997.- 48 с.
        37. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение.  – Ростов Н/Д.: Изд. Учитель, 2003. – 224 с.
        38. Курбатов В.И. Социальная работа. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.
        39. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1984.-272 с.
        40. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
        41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.- 304 с.
        42. Ланцбург М. Читаем рисунок // Мой ребенок. – 2001. - №2. - С.40-41.
        43. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинение. - М.: Педагогика, 1996. – 89 с.
        44. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1988.- 147 с.
        45. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человека. - Минск: Университетское,  1989.-129 с.
        46. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение, 1986.- 256с.    
        47. Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М.: ИнтелТех, 1994.-156 с.
        48. Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. – 2002. - №11. – С. 81 – 83.
        49. Минюрова С.А, Тетерева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерева // Вопросы психологии. – 2003. - №4. – С. 63 – 65.
        50. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
        51. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство (филосовско-педагогическое кредо В.В. Розанова) / Л.И. Новикова // Педагогика. – 2003. - №6. – С.67.
        52. Немова Р.С. Психология. Психодиагностика.-М.: Владос, 1999.-165 с.
        53. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
        54. Панова О.И., П.Ф. Лесгафт. О семейном воспитании / О.И. Панова // Педагогика. – 2002. - №10. – С.76.
        55. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
        56. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -  Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
        57. Прокопьева М.М. Семейная педагогика: Учеб.-метод. комплекс / Ин-т развития образования. Центр дистацион. образования: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Пед. ин-т. – Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2001. – 144 с.
        58. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям // Педагогика. – 2000. - №1. – С. 47-51.
        59. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина. – М., 1965. – 269 с.
        60. Пятива М. День здоровья // Детский сад от А до Я. – 2003. - №2. - С. 87-89.
        61. Развитие личности ребенка.-Перевод с англ. В.А.Прокопьева.-М., 1987. – 243 с.
        62. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношение дошкольника. – М., 1987.- 189 с.
        63. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
        64. Сатир В.К. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 124 с.
        65. Самоухина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком / Н.В. Самоухина // Вопросы психологии. – 2000. - №3.-С. 67-81.
        66. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Асадулина О.Э., Новановская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 18-28.
        67. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
        68. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – 256 с.
        69. Cухомлинский В.А. Родительское педагогика. – М.,  1985. – 134 с.
        70. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.  - М., 1983. – 78 с.
        71. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия») – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
        72. Тихеева Е.И.  Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. – Л.: Начатки знаний, 1984. –159 с.
        73. Урунтаева Н.А., Афонькин Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике. - М.,  1995. – 121 с.
        74. Ушинский К.Д. Сочинения. - Т-8. – М.: Просвещение, 1950. – 221 с.
        75. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – М.: Педагогика, 1988. –192 с.
        76. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
        77. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994. – 625 с.
        78. Харчев А. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. — М., 2000. – 375 с.
        79. Хаментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
        80. Целуйко В.М. Психология семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003 – 272 с.
        81. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 2001. – 395 с.
        82. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: «Просвещение», 2002-124 с.
        83. Эльконин Б.Д.Дошкольная психология. - М., 1960. – 307 с.
        84. Яковлева А.Н. Семья и вопросы воспитания детей. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 47 с.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Опрос родителей с целью выявления  характера взаимоотношений в семье и подготовке детей  к жизни и в обществе

(по методике  П. А. Шеппенко)

Вопросы:

 

  1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

- очень хорошими;

- хорошими;

- не очень  хорошими;

- плохими.

 

2. Считаете ли  вы свою семью дружным семейным  коллективом?

- да;

- не совсем;

- нет.

 

3. Какие семейные  традиции способствуют укреплении  вашей семьи?

(перечислите  эти традиции)

 

     4. Как часто ваша семья собирается  вместе?

             - ежедневно;

             - по выходным дням;

             - редко.

 

              5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

-решает сообща  жизненные проблемы;

-занимается  семейно-бытовым трудом;

-работает на  приусадебном участке;

-вместе проводит  досуг, смотрит телевизор;

-обсуждает вопросы  учебы детей;

-каждый занимается  своим делом.

 

  6.Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

      -да;

      -часто;

      -иногда;

      -редко;

      - не бывают.

 

      7. Чем обусловлены ссоры. Конфликты?

      -непониманием членами семьи друг  друга;

      -нарушением этики взаимопонимания  (грубость, не верность,                        неуважение и другие).

 

      8. Каковы способы разрешения нравственных  конфликтов в вашей семье?

      -примирение;

      -обсуждение ситуаций принятые  обоюдного решения;

      -конфликты практически не разрешаются,  имеют затяжной характер.

 

      9. Бывают ли дети свидетелями  или участниками семейных конфликтов  между взрослыми?

      -да;

      -нет;

      -иногда.

 

      10. как реагируют дети на семейные  конфликты?

     -переживают, плачут;

     -уходят  из дома;

     -замыкаются в себе;

     -относятся  безразлично;

     -становятся  на сторону одного из родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

План тренинговых занятий «Дьоллоох дьиэ кэргэн»

Занятие 1

 

Давайте знакомиться

        Ι  Представление ведущих.

ΙΙ Знакомство друг с другом.

ΙΙΙ Игра “Менялки”.

ΙV Головоломки на ковре с родителями “Кто дружнее?”.

V Обсуждение занятия.

Занятие 2

Информация о работе Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи