Таким образом, можно
сделать констатацию: работа, проведенная на формирующем
этапе педагогического эксперимента,
показала свою эффективность и жизненность.
По всем показателям
педагогического эксперимента для
наиболее точной констатации результатов,
мы составили сводную таблицу
усвоения социальных норм и правил детьми дошкольного
возраста (см. таблицу 11).
По данным сводной
таблицы усвоения социальных норм и
правил детьми дошкольного возраста
по итогам констатирующего и контрольного
эксперимента, видно, что у детей
экспериментальной группы высокий уровень усвоения социальных
норм и правил возрос на 33.4 %, средний уровень
уменьшился на 16,6 % в следствии повышения
уровня усвоения социальных норм и правил
детьми с низким уровнем по данным констатирующего
эксперимента.
Таблица 11
Сводная таблица
усвоения социальных норм и правил
детьми дошкольного возраста
Уровни показател. проявления
осознанн. в поведении |
Группы детей |
экспериментальная |
контрольная |
Констатирующий этап |
Контрольный
этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий
|
8,3 |
41,6 |
16,6 |
16,6 |
Средний
|
75,1 |
58,4 |
66,8 |
75,1 |
Низкий |
16,6 |
- |
16,6 |
8,3 |
При сравнении показателей
экспериментальной группы и контрольной
в вначале эксперимента и в конце, можно
констатировать, что работа, проведенная
с экспериментальной группой на формирующем
этапе дала положительные результаты.
Таким образом, итоги эксперимента
показали высокий уровень усвоения
социальных норм и правил в экспериментальной
группе.
Динамики роста взаимоотношения
с семьей также способствовала сотрудничество
родителей и детей. Ведь в семье ведущим
типом взаимоотношения является сотрудничество,
которое обретает особое качество становится
группой высокого уровня, развития-коллективом.
Дети стали легко вступать в контакты
с незнакомыми или малознакомыми сверстниками
и взрослыми. По мнению родителей, дети
в два раза стали активнее стали проявлять
позитивные отношения. Кроме того, из 15
семьей до эксперимента на родительские
собрания ходили только 2 отца (13%) то теперь
этот показатель повысился на 3 раза (39%)
это придает детям гордость и дети подражая
отцам, тоже хотят быть участниками всех
мероприятий. Таким образом, можно сказать
совместная деятельность ДОУ и семьи повысил
уровень социализации у детей.
Проведенная педагогическая
система работы с родителями дала положительные результаты,
обеспечивая:
- повышение уровня правовой и педагогической
культуры;
- умение поставить цели и определить конкретные
задачи воспитания на данном этапе возрастного
и индивидуального развития ребенка;
- умение проектировать отдельный по времени
результат семейного воспитания;
- согласование своих действий с воспитателями,
умение добиться общего успеха;
- развитие родительской рефлексии;
- гуманизацию отношений родителей с детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – богатство
и надежда каждой нации. От правильного
семейного воспитания, общей физической
и моральной закалки подрастающего поколения
в семье зависит будущее каждого народа,
общества, стабильность и уровень цивилизации
в государстве. Однако в реальной жизни
это не всегда и не всеми осознается с достаточной
глубиной и ответственностью. И только
разрушив этот очаг относительного жизненного
благополучия, мы начинаем по-настоящему
задумываться о том, где и какие ошибки
были допущены, почему не удавалось сберечь
то, что мы так легко потеряли и вряд ли
сможем воссоздать в том же виде.
Нами был
проведена опытно-экспериментальная
работа на базе детского сада
В эксперименте участвовали 24 детей в возрасте
от 4 до 5 лет, из них 12 - контрольная группа,
12 - экспериментальная.
В практической части дипломной
работы было определено, что активная
помощь родителям, создание совместной
творческой деятельности, дифференцированное
отношение педагогов к семье обеспечивает
не только повышение педагогического
потенциала семьи, но и влияет на изменение
психологического климата в ней.
Как показали
результаты нашей дипломной работы,
после проведения опытно-экспериментальной
работы:
- уровень организации педагогического
потенциала семьи, педагогическая культура
родителей повысилась;
- организация совместной
творческой деятельности детей и родителей
благотворно отразился на их взаимоотношениях.
- родители стали более внимательно
относиться к своим детям.
Стали активнее посещать мероприятия
проводимые в ДОУ, участвовать в них, стали
чаще обращаться за консультацией к специалистам
и воспитателям ДОУ за рекомендациями
по воспитанию детей. Заметно улучшились
детско-родительские отношения.
Проведенная педагогическая
система работы с родителями дала
положительные результаты, обеспечивая:
- повышение уровня правовой и педагогической культуры;
- умение поставить цели и определить конкретные задачи воспитания на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка;
- умение проектировать отдельный по времени результат семейного воспитания;
- согласование своих действий с воспитателями, умение добиться общего успеха;
- развитие родительской рефлексии;
- гуманизацию отношений родителей с детьми.
Таким образом,
результаты исследования подтверждают
выдвинутую нами гипотезу и решают
практические задачи исследования.
Исходя из вышеизложенного,
нами разработаны следующие рекомендации для родителей:
- Родители – это самые первые педагоги для ребенка и потому должны уделять ребенку как можно больше внимания, как можно больше общаться и играть с ними.
- Помнить, что обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семьи. Здоровый образ жизни родителей – это гарантия здоровья детей.
- Совместная творческая деятельность укрепляет взаимоотношения с детьми.
- Помнить, уважение к ребенку – не снисходительность, а разумная требовательность. Если ребенку трудно в учении, то не следует осуждать его, читать ему нотации, наказывать, ругать его за исправление ошибок, им самим найденных – это его труд, который надо ценить.
- Замечания делать на фоне общего одобрения.
- Помнить о том, что многие дети не выносят сравнения с другими детьми, но безболезненно воспринимают сравнения с самим собой.
- Видеть в ребенке не только недостатки, но и достоинства, открывать и утверждать их, ценить личность человека! Только тогда любовь родителей станет деятельной и разумной, а воспитание правильным.
Рекомендации педагогам:
- Каждому педагогу целесообразно иметь на определенный период (полугодие, год) четкую, согласованную с родителями программу по повышению их педагогической культуры, которая усложняется из года в год.
- В тетрадь «Сведенья о родителях» добавить графы: Колич. состав семьи, образование родителей, условия проживания и воспитание в семье. Эти знания помогут при адаптации ребенка в детском саду и найти пути взаимодействия с родителями.
- Организовать встречи родителей с педагогами, психологами и другими специалистами, которые устанавливают связь между семьей и окружающей средой.
- Следует задействовать разнообразные формы проведения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм должна предполагать творческий, активный характер работы родителей с детьми.
- Чаще приглашать на совместное обучение; подобную традицию постепенно развивать, поддерживать.
- Работу с родителями проводить с учетом занятости последних, не злоупотребляя их временем.
- Работать с семьей так, чтоб не было стыдно за свою бестактность.
- Повышение педагогической культуры родителей должно стать традицией как ДОУ, так и семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева И.Н. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Под ред. З.Н. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
- Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
- Анталова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. – 126 с.
- Анцибор М.М. Гуляева Н.В. Детский сад и семья, пути их взаимодействия. - Тула 1996. – 46 с.
- Артамонова Е.Н. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
- Антонова Т.В. Влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка // Детский сад от А до Я.- 2000. - №4. - С. 76 – 78.
- Арнаутова Е. Самоанализ опыта обучения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. – С. 47 – 49.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Кн. издательство, 1979. – 184 с.
- Ашикова С.Р. Воспитатель и родители // Дошкольное воспитание.-2004.- №10.- С.44-47.
- Бабанский и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
- Боданев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998. – 464 с.
- Бястинова Е.С. Семья-основа жизни. - Якутск: Бичик, 2005.- 93 с.
- Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тексты: Иллюстрированное руководство.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-160 с.
- Видра Диана. Развод: Трагедия или надежда? // Дошкольное воспитание. – 1999. - №4. – С. 86-92.
- Волков Б.С Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 463 с.
- Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1996.-156 с.
- Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1997. – 160 с.
- Воспитательный потенциал семьи и социализация детей / Публикация подготовлена на основе доклада НИИ семьи «О положении семей в РФ» // Педагогика. – 1999. - №4. – С. 27-39.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития - М.: Педагогика, 1994. –572 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1991.- 479 с.
- Глушкова Г.В. Педагогическая стратегия взаимодействия с семьей // Детский сад от А до Я. – 2003. - №2. - С.107-108.
- Гончарова Т. Семья и работа с ней. Рекомендации социальным педагогам / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. - № 6.-С. 161-163.
- Григорьева А.А., Прокопьева М.М. Семейная педагогика. - Якутск: Изд. ЯГУ, 1998. – 87 с.
- Гьигорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада /Под общей редакцией Г.Н.Волкова. - М.: Academia, 2003-160 c.
- Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И. А. Костенчука. - М., 1995. – 290 с.
- Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. – 1999. - №1. – С. 3-13.
- Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 60 – 64.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.- Воронеж, 1998.- 196 с.
- Загик Е.К. Иванова В.М. Радуга жизни. – М.:Просвещение, 1985.-65 с.
- Карпова Е.В. Мотова Е.К. Программа «Я и мой ребенок» // Психолог в детском саду. – 2004. - №3. - С. 98-107.
- Каптерев Б.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «СИОДЭК», 1999. – 336 с.
- Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – 192 с.
- Концепция семейной политики в Республике Саха (Якутия). - Сборник нормативных документов / Под ред. М.М. Прокопьевой / Якутск: Издательство ЯГУ, 1996. – 15 с.
- Колодезникова М.Г., Омукова Л.И. Актуальные проблемы семейного воспитания. - Якутск: ГУП «Полиграфист», 1997.- 48 с.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение. – Ростов Н/Д.: Изд. Учитель, 2003. – 224 с.
- Курбатов В.И. Социальная работа. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.
- Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1984.-272 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.- 304 с.
- Ланцбург М. Читаем рисунок // Мой ребенок. – 2001. - №2. - С.40-41.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинение. - М.: Педагогика, 1996. – 89 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1988.- 147 с.
- Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человека. - Минск: Университетское, 1989.-129 с.
- Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение, 1986.- 256с.
- Маленкова Л. И. Педагоги, родители и дети. - М.: ИнтелТех, 1994.-156 с.
- Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. – 2002. - №11. – С. 81 – 83.
- Минюрова С.А, Тетерева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерева // Вопросы психологии. – 2003. - №4. – С. 63 – 65.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
- Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство (филосовско-педагогическое кредо В.В. Розанова) / Л.И. Новикова // Педагогика. – 2003. - №6. – С.67.
- Немова Р.С. Психология. Психодиагностика.-М.: Владос, 1999.-165 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
- Панова О.И., П.Ф. Лесгафт. О семейном воспитании / О.И. Панова // Педагогика. – 2002. - №10. – С.76.
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
- Прокопьева М.М. Семейная педагогика: Учеб.-метод. комплекс / Ин-т развития образования. Центр дистацион. образования: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Пед. ин-т. – Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2001. – 144 с.
- Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям // Педагогика. – 2000. - №1. – С. 47-51.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина. – М., 1965. – 269 с.
- Пятива М. День здоровья
// Детский сад от А до Я. – 2003. - №2. - С. 87-89.
- Развитие личности ребенка.-Перевод с англ. В.А.Прокопьева.-М., 1987. – 243 с.
- Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношение дошкольника. – М., 1987.- 189 с.
- Рогов Е.И Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
- Сатир В.К. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 124 с.
- Самоухина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком / Н.В. Самоухина // Вопросы психологии. – 2000. - №3.-С. 67-81.
- Смирнова Е.О., Собкин В.С. Асадулина О.Э., Новановская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 18-28.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – 256 с.
- Cухомлинский В.А. Родительское педагогика. – М., 1985. – 134 с.
- Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. - М., 1983. – 78 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия») – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
- Тихеева Е.И. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. – Л.: Начатки знаний, 1984. –159 с.
- Урунтаева Н.А., Афонькин Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике. - М., 1995. – 121 с.
- Ушинский К.Д. Сочинения. - Т-8. – М.: Просвещение, 1950. – 221 с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – М.: Педагогика, 1988. –192 с.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
- Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994. – 625 с.
- Харчев А. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. — М., 2000. – 375 с.
- Хаментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
- Целуйко В.М. Психология семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003 – 272 с.
- Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 2001. – 395 с.
- Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: «Просвещение», 2002-124 с.
- Эльконин Б.Д.Дошкольная психология. - М., 1960. – 307 с.
- Яковлева А.Н. Семья и вопросы воспитания детей. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 47 с.
Приложение 1
Опрос
родителей с целью выявления
характера взаимоотношений в семье и подготовке
детей к жизни и в обществе
(по методике
П. А. Шеппенко)
Вопросы:
- Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень
хорошими;
- плохими.
2. Считаете ли
вы свою семью дружным семейным
коллективом?
- да;
- не совсем;
- нет.
3. Какие семейные
традиции способствуют укреплении
вашей семьи?
(перечислите
эти традиции)
4.
Как часто ваша семья собирается
вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
-решает сообща
жизненные проблемы;
-занимается
семейно-бытовым трудом;
-работает на
приусадебном участке;
-вместе проводит
досуг, смотрит телевизор;
-обсуждает вопросы
учебы детей;
-каждый занимается
своим делом.
6.Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
-да;
-часто;
-иногда;
-редко;
- не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры. Конфликты?
-непониманием членами семьи друг
друга;
-нарушением этики взаимопонимания
(грубость, не верность,
неуважение и другие).
8. Каковы способы разрешения нравственных
конфликтов в вашей семье?
-примирение;
-обсуждение ситуаций принятые
обоюдного решения;
-конфликты практически не разрешаются,
имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями
или участниками семейных конфликтов
между взрослыми?
-да;
-нет;
-иногда.
10. как реагируют дети на семейные
конфликты?
-переживают,
плачут;
-уходят
из дома;
-замыкаются в себе;
-относятся
безразлично;
-становятся
на сторону одного из родителей.
Приложение 2
План тренинговых занятий «Дьоллоох
дьиэ кэргэн»
Занятие 1
Давайте знакомиться
Ι Представление
ведущих.
ΙΙ Знакомство друг с другом.
ΙΙΙ Игра “Менялки”.
ΙV Головоломки на ковре с
родителями “Кто дружнее?”.
V Обсуждение занятия.
Занятие 2