Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СОЦИАЛИЗАЦ ДОУ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Семья - фундаментальный  институт. Прокопьева М.М., отмечает, что  в особых социально-экономических условиях развития общества семья переживает большой кризис, который выражается в следующем: семья живет в условиях многих противоречий, наблюдается дезорганизация семьи, потеря нравственных ориентиров, преобладание материальных интересов в ущерб духовным, большая разводимость, малодетность, безответственность в воспитании детей и др.

Как показывает анализ научно-теоретической литературы и практика реальной жизни, перед педагогами стоят следующие задачи:

Во-первых, характер брачно-семейных отношений сегодня требует от супругов высокого уровня нравственно-психологической культуры. Формирование ее начинается еще в детские годы.

Во-вторых, важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии необходимых личностных качеств  для будущей счастливой семейной жизни.

В-третьих, формирование у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет его отношение.

В-четвертых, гармоничное  взаимоотношение отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что выросшие в такой обстановке молодые создадут прочную счастливую семью.

В-пятых, трудно переоценить  роль семьи в формировании у ребенка  способности к сочувствию, сопереживанию как основе его общей нравственно-психологической культуры, столь необходимой в семейной жизни. Закладываются эти чувства в раннем возрасте. Способствуют их развитию сердечные и ответственные отношения между членами семьи, открыто проявляемые взрослыми участие и заинтересованность в других людях - далеких и близких, разумная и уважительная требовательность к ребенку.

Таким образом, семья выступает социализирующим фактором.

В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание - это процесс социализации ребенка в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и больше всего - люди, из них на первом месте - родители.

А. С. Макаренко в "Книге  для родителей" нарисовал для мам и пап захватывающую картину освоения их дитятей мира культуры и постепенного утверждения самого себя в этом мире. Он показал, как со всей сложнейшей окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Его содержательная наполненность во многом будет определять характер и направленность развития личности ребенка на начальных этапах его жизни в человеческом обществе, она станет призмой, сквозь которую он будет так или иначе воспринимать действительность и относиться к ней [44, с. 23].

Появившись на свет, ребенок застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закрепленные в родном языке. Воспитание, или социализация как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился.

Семья для ребенка - первая встреча с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей такой  странной и непонятной для него действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта.

Ребенок ежедневно видит  вокруг себя в семье живую действительность и непосредственно участвует  в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношения к другим людям и друг к другу.

Но мир, в котором  ребенок живет дома, должен иметь  для него определенный смысл и порядок. Тогда ребенок постепенно "открывает" этот мир, учится его понимать, различать и хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное — он все время учится познавать.

Поэтому именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших, душевных взаимовлияний и длительным, индивидуальным взаимодействием.

Следовательно, в семье  ребенок получает не просто уроки  абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составляют содержание будущей личности. Именно в семье начинается общественное воспитание.

В семье, в общении  со старшими ребенок "учится" быть человеком, осваивая целую систему нравственных ценностей, типичных для данного общества и специфической социальной среды. Личность ребенка формируется в общении со взрослыми и под их постоянным руководством, только в процессе общения ребенок может познавать мир и самого себя. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не актуально, ибо другие люди " относятся" к нему по-человечески, а он к ним нет. Личностью ребенок становится лишь там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее. Можно сказать, что ребенок вырастает из наших с ним отношений, из нашей любви к нему. Главная особенность семейного воспитания и состоит в его эмоциональном характере, в эмоциональном контакте детей и взрослых. Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.

Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью. Именно в раннем детстве формируется либо исходное, доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны мира и других людей.

Исследования психологов свидетельствует, что чувства, которые  формировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая каждому человеку особый стиль отношений с людьми.

Формирующиеся отношение  ребенка к другим людям определяется, прежде всего, отношением к нему самому родных и близких в семье. Под влиянием этих отношений формируется и его самопознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям, к самому себе.

В зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в общении и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются привычные формы отношений к другим людям, труду, познанию окружающего мира, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий, поведения и деятельности.

В непосредственном общении  с ребенком взрослые даже не всегда целенаправленно передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предрассудки, свои предубеждения, свои моральные понятия и представления. Иными словами, взрослые сознательно и неосознанно обучают детей и внешним и внутренним способам общения. Уже с первых дней своей жизни ребенок усваивает и принятые в его среде стереотипы экспрессивного поведения. Буквально учится "изображать" грусть, радость и другие эмоции [46,c.12].

Познание ребенком чувств, переживаний, настроений других людей  и, главное, нравственный характер его  отношения к этим познанным особенностям другой личности воспитывается самой  жизнью и общением ребенка со взрослыми людьми, его образованием, в результате чего он присваивает опыт предшествующих поколений, становится современником эпохи.

Таким образом, на каждом возрастном этапе своего развития ребенок требует особого подхода, особого внимания.

Далее мы рассмотрим психологические особенности старших дошкольников, которые необходимо учитывать, в процессе социализации ребенка.

 

1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников

 при их  социализации 

 

Социальное и психическое развитие ребенка – два дополняющие друг друга показатели.  Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение психики человека, процесс становления его внутреннего мира [80, c.16].

По И.Е. Валитовой  в детской психологии существуют две большие проблемы: проблема содержания развития и проблема движущих сил развития. Первая – что развивается, каков характер изменений к необратимым, направленным, закономерным. Вторая проблема – почему, под влиянием каких факторов происходит психологическое развитие, почему ребенок не остается одним и тем же, а постоянно совершенствуется.

Для нашего исследования имеет значение положение о неравномерности развития,    разработанное    Л.М.  Крыжановской,    И.Ю. Кулагиной, Н.И. Непомнящей и др. По содержанию в развитии выделяются его количественные и качественные характеристики. К количественным характеристикам относится темп развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей: они развиваются в нормальном, ускоренном или замедленном темпе. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. Темп развития зависит и от пола ребенка. Установлено, что девочки в первые годы развиваются быстрее мальчиков.

К качественным характеристикам  относится изменение структурных  соотношений     между     психическими     функциями,    выражающееся в существовании сензитивных периодов психического развития. Сензитивные периоды     наиболее  благоприятные    для    развития  той или иной функции (Ю.Н. Карандышев).

Другие исследователи (Л. Брэдвэй, А.Л. Венгер,  Ю.Н. Карандышев,   Л.М. Крыжановская,     И.Ю. Кулагина, М.И. Лисина,   О. Шуаре Марта, Д.И. Фельдштейн, Б. Алберс Хил, Д.Б. Эльконин) в развитии ребенка выделяют ступени, или стадии, сменяющие друг друга. Последовательность стадий в онтогенезе неизменна. Стадия характеризуется целостностью развития всех сторон психики. Каждая стадия психического развития имеет свои качественные особенности. Выделение стадий развития, их возрастных границ, определение критериев выделения стадий, описание качественного своеобразия развития на каждой стадии в детской психологии называется возрастной периодизацией развития.

В  дошкольном возрасте быстро  развивается мышление (Л.И. Божович), прежде    всего,    обобщенное   и   словесное    (М.И. Лисина,   В.К. Лотарев, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева), действенная же и образная его формы сохраняют свое ведущее    значение.   Но совершенствование мышления не имеет прямой связи с возрастом,    поэтому    так    велико    значение     специальных занятий с дошкольниками.

Мышление развивается на основе познавательной активности  ребенка. Многочисленные вопросы, которые дети задают в этом возрасте, направлены на раскрытие неизвестных им качеств, связей. Мышление ребенка связано с его знаниями. Решая задачи, устанавливая, связи и отношения между предметами, ребенок использует наглядно-действенную; наглядно-образную и словесно-логическую форму мыслительной деятельности [30, c.91].

К     концу     дошкольного    возраста   ребенок  уже  представляет собой  в известной степени  личность. Он знает, в какой стране живет, отдает себе отчет   в   том,   какое     место    занимает  среди   людей, т.е.  он  находит место  в пространстве и времени, уже в эти годы проявляются основные психические процессы, но дети еще эмоционально неустойчивы (Ю.Н. Карандышев). Дошкольный возраст – это период, в течение которого идет колоссальное обобщение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование производного внимания и смысловой памяти.

Большое внимание на развитие мыслительной деятельности оказывают память и  внимание.  Память – основное условие  психической жизни, «краеугольный  камень психического развития». Память,  движущая сила, которая лежит в основе всего психического развития. Память ребенка – его интерес. Детям запоминается то, что ярко, необычно. У ребенка преобладает непроизвольное       запоминание,     произвольное -     начинает     складываться  в    старшем    дошкольном  возрасте и чаще всего бывает механическим.

Для детей дошкольного возраста характерен осмысленный способ запоминания. Прежде чем, удержать что-либо в памяти, они должны понять то, что от них  требуется. Бессмысленный материал, требующей только механической памяти, запоминается ребенком с большим трудом [76, c.103].

Внимание – направленность и  сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном  отвлечении от других. Различают: непроизвольное,    произвольное,    после    произвольное внимание.  Внимание  у детей дошкольного возраста еще неустойчиво, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти изменения ориентировочного рефлекса. Внимание детей дошкольного возраста устойчиво тогда, когда в содержание деятельности входят наглядные изображения, эмоционально притягательные   и    известные детям объекты и явления. Внимание ребенка проявляется в определенных психических процессах: он всматривается, вслушивается, отгадывает загадки и т.д. Основные виды внимания ребенка: непроизвольный и произвольный – тесно связаны и переходят один в другой.

Развитие эмоций у детей дошкольного  возраста носит сложный характер.   Так, дошкольник легко подвергается  аффективным  состояниям, но, с другой стороны, на протяжении всего этого возраста идет формирование высших чувств: интеллектуальных, эстетических, нравственных. В этом возрасте закладываются основы многих положительных чувств: дружбы, товарищества, долга и других (М.В. Гамезо, И.А. Домашенко).

Информация о работе Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи