Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Постоянное увеличение числа работающих женщин привело общество к необходимости создания дошкольных учреждений и обучению специалистов для работы в них. При всем при этом родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей – в этом сочетаются их права и обязанности. При этом родители сталкиваются с множеством проблем. В дошкольных учреждения воспитанием детей занимаются педагоги – специалисты в семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, родители не всегда имеют достаточный уровень педагогических знаний, не могут установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о разностороннем развитии его личности.
В 2000 году была принята концепция
дошкольного образования в респ
Следовательно, воспитание детей тесно связано с целями и устремлениями родителей и целиком зависит от них. Однако отдельные семьи с преобладанием материнского благополучия, отнюдь не стремятся к духовному благополучию ребенка. В результате воздействия культуры происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, развитие чувства гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного культурного опыта происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает себе умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира искусства, обычаями и традициями своего народа.
Отсюда следует, что выбор форм и методов взаимодействия образовательного учреждения с родителями – это всегда попытка помочь в выполнении ею функции воспитания. Родители заботятся о здоровье, благополучии и счастье своих детей, а общество должно обеспечить им возможность всестороннего развития, ибо, если и отрицают сейчас, что семья – это небольшая ячейка, то в очень недалеком бедующем поймут, что семья – это действительно ядро и опора любого общества и ее не заменит ни одна официальная организация [6, с. 4].
Программы воспитания в детском саду предусматривают не только воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривают ознакомление их не только с основами теоретических знаний, так и с практической работы с детьми.
Детский сад – начальное звено в системе образования и воспитание, первая ступень приобщения родителей к педагогике и ответственность воспитателей растет вместе с духовным ростом родителей. Причем, нужно иметь в виду, что работа с родителями трудна и многогранна. Зачастую родители считают, что они делают для ребенка все: кормят, одевают, покупают игрушки, но не занимаются с ним. Это и есть нравственный голод. Одна из задач воспитателя – учить родителей общаться с ребенком, играть с ним.
1 июля 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое направлено на реорганизацию работы дошкольных учреждений действующих на территории России. Впервые, в отличие от предыдущих вариантов положений о детском дошкольном учреждении, которые носили ведомственный характер, этот документ имеет особый статус. Для реализации действия этого положения были предложены и типовые документы, разработанные по закону Министерства образования РФ – примерный родительский договор и Устав дошкольного учреждения, на основе которых каждое учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Взаимоотношения между Дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) регулируются родительским договором, включающим в себя взаимные права и обязанности, а так же ответственность сторон, возникающую в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Кроме того родительский договор включает и обязанности родителей по выполнению необходимых оздоровительных, физкультурных и медицинских мероприятий с ребенком дома. В соответствии с Новым положением родители являются участниками образовательного процесса и имеют право принимать участие в работе
Совета педагогов ДОУ и правом совещательного голоса [23, с 101].
Таким образом, в воспитании детей объединение усилий воспитателей и родителей просто необходимо. Для этого необходимо создать условия по формированию доверительного контакта в общении с ними. Однако приоритетное право в воспитании детей остается за родителями. Педагоги детского сада должны давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в воспитании детей. Каждая форма организации работы с родителями имеет свою структуру, требования к ее подготовке и проведению.
В работе воспитателя с семьей можно выделить в числе основных, следующие формы работы:
На основе обследования и наблюдения взаимоотношений в семье могут быть сгруппированы в стабильные, нестабильные, конфликтные и т.д. Тогда воспитателю легче составить картотеку семьи и больше внимания уделять неблагополучным семьям и их детям, а так же более дифференцировано осуществлять связь со всеми родителями. Во время посещения на дому воспитатель отмечает общественное положение семьи, семейные традиции, уровень педагогической культуры наличие игрового уголка ребенка, а также что можно перенять из положительного семейного опыта, предложить родителям поделиться своим опытом на родительском собрании или написать небольшую статью для родительского уголка.
Одна из основных форм - родительское собрание оно может быть групповым, так и общим. Вопросы, рассматриваемые на собраниях должны быть тщательно продуманы и пронизаны заботой о ребенке. Это позволяет вызвать у родителей откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.
Особую роль в индивидуальной работе с семьей оказывают:
– конференция – это еще одна форма работы детского сада с семьей. Проводятся один – два раза в год с целью сообщения и систематизации знаний, полученных родителями в процессе совместной работы детского сада и семьи. Они могут проводиться в масштабах района.
Кроме того, проводятся другие совместные с родителями мероприятия: выставки рисунков, поделок выполненных совместно с родителями.
В числе других важных принципов сотрудничества воспитателей и родителей выделяет следующие:
Из всего вышеперечисленного ясно, что все перечисленные формы работы с родителями являются актуальными и широко применяются в детском саду. Особенно важны посещения семей, т.к. содержание сотрудничества с семьей во многом зависит от трудностей конкретной семьи.
Детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является открытой системой начальной ступени образования.
После изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:
1. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью: в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
3. Семейное воспитание имеет принципы:
Глава II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной
работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском саду. В эксперименте участвовали 24 детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень усвоения социальных норм и правил детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа:
1. Определить основные показатели знаний правил культуры социального поведения.
2. Выявить
и проанализировать уровни
Мы начали с изучения социального поведения детей дошкольного возраста. Методами изучения были наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюрирование.
При проведении исследования по изучению усвоения детьми социальных норм и правил, мы опирались на методику, разработанную авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение социального поведения». Были выявлены следующие уровни усвоения социальных норм и правил детьми старшего дошкольного возраста:
Высокий
уровень - дети знают правила поведения,
понимают
их нравственную ценность; их поступки
характеризуются наличием устойчивых
привычек произвольного
поведения, готовность действовать
в соответствии с социальными
нормами, проявляя активность