Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СОЦИАЛИЗАЦ ДОУ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Постоянное увеличение числа работающих женщин привело  общество к необходимости создания дошкольных учреждений и обучению специалистов для работы в них. При всем при этом родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей – в этом сочетаются их права и обязанности. При этом родители сталкиваются с множеством проблем. В дошкольных учреждения воспитанием детей занимаются педагоги – специалисты в семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень, родители не всегда имеют достаточный уровень педагогических знаний, не могут установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о разностороннем развитии его личности.

В 2000 году была принята концепция  дошкольного образования в республике, вышел Указ Президента «О гарантиях прав граждан РС (Я) на получение дошкольного образования», утверждены и другие нормативно-директивные документы, все это позволило значительно обновить законодательную базу дошкольного образования. Ключевой идеей концепции является то положение, что дошкольное образование, являясь открытой системой, дает возможность:

  • удовлетворения социально–педагогических запросов родителей;
  • свободу выбора видов и характера деятельности с широким диапазоном и многообразием форм общения и сотрудничества с различными социальными институтами;
  • совершенствование форм и методов работы с семьей: включение родителей в учебно-воспитательный процесс в качестве не только наблюдателей, а добровольных помощников, сотрудников, организаций различных форм содействия семье по формированию личности ребенка;
  • развитие сети образовательных и оздоровительных услуг на дому.

Следовательно, воспитание детей тесно связано с целями и устремлениями родителей и целиком зависит от них. Однако отдельные семьи с преобладанием материнского благополучия, отнюдь не стремятся к духовному благополучию ребенка. В результате воздействия культуры происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, развитие чувства гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного культурного опыта происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает себе умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира искусства, обычаями и традициями своего народа.

Отсюда следует, что выбор форм и методов взаимодействия образовательного учреждения с родителями – это всегда попытка помочь в выполнении ею функции воспитания. Родители заботятся о здоровье, благополучии и счастье своих детей, а общество должно обеспечить им возможность всестороннего развития, ибо, если и отрицают сейчас, что семья – это небольшая ячейка, то в очень недалеком бедующем поймут, что семья – это действительно ядро и опора любого общества и ее не заменит ни одна официальная организация [6, с. 4].

Программы воспитания в  детском саду предусматривают не только воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривают ознакомление их не только с основами теоретических знаний, так и с практической работы с детьми.

Детский сад – начальное звено в системе образования и воспитание, первая ступень приобщения родителей к педагогике и ответственность воспитателей растет вместе с духовным ростом родителей. Причем, нужно иметь в виду, что работа с родителями трудна и многогранна. Зачастую родители считают, что они делают для ребенка все: кормят, одевают, покупают игрушки, но не занимаются с ним. Это и есть нравственный голод. Одна из задач воспитателя – учить родителей общаться с ребенком, играть с ним.

1 июля 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, которое направлено на реорганизацию работы дошкольных учреждений действующих на территории России. Впервые, в отличие от предыдущих вариантов положений о детском дошкольном учреждении, которые носили ведомственный характер, этот документ имеет особый статус. Для реализации действия этого положения были предложены и типовые документы, разработанные по закону Министерства образования РФ – примерный родительский договор и Устав дошкольного учреждения, на основе которых каждое учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Взаимоотношения между Дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) регулируются родительским договором, включающим в себя взаимные права и обязанности, а так же ответственность сторон, возникающую в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Кроме того родительский договор включает и обязанности родителей по выполнению необходимых оздоровительных, физкультурных и медицинских мероприятий с ребенком дома. В соответствии с Новым положением родители являются участниками образовательного процесса и имеют право принимать участие в работе

Совета педагогов ДОУ и правом совещательного голоса [23, с 101].

Таким образом, в воспитании детей объединение усилий воспитателей и родителей просто необходимо. Для  этого необходимо создать условия  по формированию доверительного контакта в общении с ними. Однако приоритетное право в воспитании детей остается за родителями. Педагоги детского сада должны давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в воспитании детей. Каждая форма организации работы с родителями имеет свою структуру, требования к ее подготовке и проведению.

В работе воспитателя с семьей можно  выделить в числе основных, следующие формы работы:

  • посещение семьи, которое позволяет воспитателю познакомиться ближе с родителями ребенка, условиями в которых он проживает, с общей атмосферой в доме, как живет ребенок в семье, зону его ближайшего окружения, достаток семьи.

На основе обследования и наблюдения взаимоотношений в  семье могут быть сгруппированы  в стабильные, нестабильные, конфликтные  и т.д. Тогда воспитателю легче  составить картотеку семьи и  больше внимания уделять неблагополучным семьям и их детям, а так же более дифференцировано осуществлять связь со всеми родителями. Во время посещения на дому воспитатель отмечает общественное положение семьи, семейные традиции, уровень педагогической культуры наличие игрового уголка ребенка, а также что можно перенять из положительного семейного опыта, предложить родителям поделиться своим опытом на родительском собрании или написать небольшую статью для родительского уголка.

  • беседы с родителями лучше проводить индивидуально или с небольшой группой. Цель бесед может быть разной (воспитание ребенка или эффективные методы воспитания в семье и т. д.). Вопросы для таких бесед носят более узкий диапазон. На основе таких бесед можно выработать рекомендации для других родителей. Тематическая беседа является одной из форм изучения семьи и сходны с анкетированием т.к. проводятся по заранее намеченным вопросам. Они позволяют получить данные о конкретной семье, конкретном ребенке.
  • консультации могут быть плановые или по необходимости. Они могут проводиться не только воспитателем. К их проведению могут привлекаться врачи, психологи, юристы и д.р. Целью групповых консультаций является помощь родителям, избежать ненужных стрессов, лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях.

Одна из основных форм - родительское собрание оно может  быть групповым, так и общим. Вопросы, рассматриваемые на собраниях должны быть тщательно продуманы и пронизаны заботой о ребенке. Это позволяет вызвать у родителей откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

Особую роль в индивидуальной работе с семьей оказывают:

  • демонстрационный материал. Принцип подбора материала: конкретность, доступность советов, которые должны быть направлены на совместное решение детским садом и семьей воспитательных задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Их можно взять домой и познакомиться;
  • дни открытых дверей проводятся с целью ознакомления родителей с детским садом, его жизнью. Он пробуждает интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду. Оценка родителей – это движущаяся сила самосовершенствования педагогического коллектива и повышения качества работы детского сада;

– конференция – это  еще одна форма работы детского сада с семьей. Проводятся один – два раза в год с целью сообщения и систематизации знаний, полученных родителями в процессе совместной работы детского сада и семьи. Они могут проводиться в масштабах района.

Кроме того, проводятся другие совместные с родителями мероприятия: выставки рисунков, поделок выполненных совместно с родителями.

В числе других важных принципов  сотрудничества воспитателей и родителей выделяет следующие:

  • обеспечение эмоционального благополучия, удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка;
  • сохранение единой линии в целях воспитания и обучения в детском саду и семье;
  • уважение личности ребенка родителями и воспитателями;
  • учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями – условий общественного [19, с. 18].

Из всего вышеперечисленного ясно, что все перечисленные формы  работы с родителями являются актуальными  и широко применяются в детском саду. Особенно важны посещения семей, т.к. содержание сотрудничества с семьей во многом зависит от трудностей конкретной семьи.

Детский сад только тогда  удовлетворяет в полной мере потребности  семьи, когда является открытой системой начальной ступени образования.

После изучения психолого-педагогической  литературы по данной проблеме, можно  сделать следующие выводы:

1.   Семья  – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью: в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

  1. Задачами семьи являются:
  • создать благоприятные условия для полноценного роста и развития ребенка;
  • стать социально–экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности “я”;

3. Семейное воспитание  имеет  принципы:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение ребенка в жизнедеятельность семьи, как ее равноценный участник;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность в взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

 

2.1. Социально-педагогические  условия проведения экспериментальной

работы по развитию социализации  детей старшего дошкольного возраста

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском саду.  В эксперименте участвовали 24 детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Цель  констатирующего этапа: выявить уровень усвоения социальных норм и правил детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи  констатирующего этапа:

1. Определить основные показатели знаний  правил культуры социального поведения.

2.   Выявить  и проанализировать уровни усвоения  социальных норм и правил детьми  старшего дошкольного возраста.

Мы начали с  изучения социального поведения  детей дошкольного  возраста. Методами изучения были наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюрирование.

При проведении исследования по изучению усвоения детьми социальных норм и правил, мы опирались    на    методику,     разработанную     авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение социального поведения». Были выявлены следующие уровни усвоения социальных норм и правил  детьми старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень - дети знают правила поведения, понимают               их нравственную ценность; их поступки характеризуются наличием устойчивых   привычек    произвольного    поведения,   готовность   действовать в соответствии   с    социальными нормами, проявляя активность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Информация о работе Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи