Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, было решено организовать совместную деятельность взрослого с ребенком в процессе тренинговых занятий «Дружная семья». Для этого был составлен и апробирован план мероприятий:
Таблица 7
Планирование и содержание формирующей работы с детьми старшего дошкольного возраста
с 04.02.2008 г. по 28.03.2008 г.
дата февраль |
Понедельник 4.02.2008 18.02.2008 11.02.2008 25.02.20081 |
содержание |
1. Установление контакта с детьми «Давайте знакомится» 15минут. 2. Игры, помогающие детям быть раскованными снимают напряжение, поднимают энергетический потенциал дошкольников (15мин.). |
дата февраль |
Вторник 5.02.2008.
12.02.2008 |
содержание |
1. Установление контакта с испытуемым «Давайте знакомится» (15мин.). 2. Игра «Имя» получить информацию о ребенке (15 мин.). 3. Домашнее задание: нарисовать красиво себя. |
дата февраль |
Среда 06.02.2008.
13.02.2008. |
содержание |
1.Упражнение
на установление контакта между
экспериментатором и 2.Занятие «Я-это
кто», показать детям, чем |
дата февраль |
Четверг 07.02.2008 14.02.2008 28.02.2008 г. |
содержание |
1.Игра «Комплимент» - для формирования доброжелательное отношение друг другу (15 мин.). 2.Занятие «Что я знаю о себе?» - воспитание чувство собственного достоинства, гуманное отношение к людям. |
дата февраль |
пятница 08.02.2008 г. 22.02.2008 г. 15.02.2008 г. 29.02.2008 г. |
содержание |
1.Занятие «Мой дом, моя семья» - формирование уважения, заботливое отношение к близким людям. 2.Игра «Узнай по голосу» - учить определять детей и взрослых по голосу» (15 мин). |
дата март |
Понедельник 03.03.2008 г. 17.03.2008 г. 10.03.2008 г. 23.03.2008 г. |
содержание |
1.Игра «Кто
я?»- развивать у ребенка 2.Занятие «Моя семья» - формировать уважения, заботливого отношения к близким людям. |
дата март |
Вторник 04.03.2008 г. 18.03.2008 г. 11.03.2008 г. 25.03.2008 г. |
содержание |
1.Занятие «Моя деревня» - формирование представления о родной деревне, дать понятие что он часть этой деревни. 2.Игра «Я знаю кто твой друг». 3. совместная деятельность родителей и детей по изготовлению кукольного театра своими руками». |
дата март |
Среда 05.03.2008 г. 19.03.2008 г. 12.03.2008 г. 26.03.2008 г. |
содержание |
1.Игра «Магазин игрушек». 2.Игра «День рождение куклы» - развитие памяти. 3.Занятие «Профессия»-
формирование представления |
дата март |
Четверг 06.03.2008 г. 20.03.2008 г. 13.03.2008 г. 27.03.2008 г. |
содержание |
1.Игра «Что ты любишь?» - вовлечение к сотрудничеству. 2. Игра «Прятки». 3.Занятие «Талант» - дать понятие о способностях и о таланте. |
дата апрель |
Пятница 07.03.2008 г. 21.03.2008 г 14.03.2008 г. 28.03.2008 г. |
содержание |
1.Игра «Тень» - развитие воображения. 2.Игра «Я знаю». 3.Заключительное открытое занятие «Твоя мама». |
Очень радует, что во время совместной деятельности родители понимают, радость собственного ребенка – для них счастье. Только совместная деятельность, направленная на то, чтобы доставить радость себе и ребенку, порождает сотрудничество, как высшую форму взаимодействия. Сотрудничество – главное условие создания содружества, группы людей, которых объединяют общие цели, задачи, заботы и др.
Посещение семей является эффективным приемом для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Мы заранее договорились с родителями о посещении, и определили цель своего визита.
Нашей целью было посмотреть условия жизни, в какой семье живет ребенок, каковы у них взаимоотношения, есть ли свой уголок или комната для ребенка, имеется ли у него материал для занятий, какое поведение ребенка дома. К сожалению, не у всех детей есть отдельный, свой уголок, где ребенок мог бы уединиться. Мы им, посоветовали отделить для детей свой угол, где он мог бы позаниматься, поиграть, там же иметь свою полочку, игрушки.
– «День открытых дверей» является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольными учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию.
Занятия с родителями, проведенные в «День открытых дверей»
для родителей в детском саду
Тема: «Твоя мама».
Программное содержание:
Воспитывать у детей
Предварительная работа.
1. Стенд моя семья.
2. Организовать выставку «Мамин труд, рукоделие».
3. Выучить стихи М.Л.Осеева «Злая мать и добрая тетя», «Чего нельзя, того нельзя».
Ход занятия.
2) Ребята, а вы любите
свою маму? А всегда ли мама
бывает веселая? Что вы
-Ребята, вы узнаете своих мам?
-Где работают ваши мамы?
-Устает ли она на работе?
-А что вы делаете, чтобы мама отдохнула? Кто ей помогает?
3) Чтение стихотворения Благинина «Посидим в тишине».
4) Ребята, я расскажу вам одну сказку о детях, которые не жалели свою маму когда она болела. (Ненецкая сказка «Кукушка»). Правильно ли поступили дети? что вы делаете, когда мама, папа или бабушка заболеют?
5) Чтение пословица «Материнская ласка - конца не знает, без матушки родной и цветы не растут».
Загадки:
«Что теплей всего на свете» (Мамины руки)
6) Ребята хотите посмотреть, что умеют делать мамины руки?
Выставка работ «Своими руками». Узнайте рукоделье своей мамы.
7) Словесная игра «Кто больше назовет ласковых и добрых слов о маме, бабушке, дедушке или папе.
8) Письмо доброго сказочника.
Обобщение: нельзя смеяться над старыми людьми, о них нужно заботиться помогать. Они прожили много лет и трудились, чтобы вы жили хорошо.
-Часто ли получает подарки ваша мама? Подарите ей рисунок.
-Какой бы вы хотели видеть свою маму всегда? Нарисуйте ей об этом. Рисунки детей «Моя мама».
Итог: Что нужно делать
вам, детям, чтобы ваша мама всегда была
красивой, ласковой, веселой и счастливой?
Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам
Но не найти ручаюсь
Я такую маму, как моя.
- Мы провели экскурсию по дошкольному учреждению, показали зал, где была выставка работ детей, беседовали с родителями и отвечали на возникшие вопросы. Также родители были приглашены на занятия по изодеятельности. Особенно были рады дети к приходу родителей, но на занятиях они сильно волновались перед ними.
- Беседы мы проводили индивидуально. В основном во второй половине дня. Темы бесед: «Любите игры ребенка дома», «Любит ли ребенок рисовать дома», «Какие взаимоотношения ребенка с сестрами и братьями» и др.
- Консультации. Консультации им проводили для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Проводилась консультация на тему: «Как детям полюбить рисование», для родителей, у которых дети рисуют слабо. Мы показали им рисунки детей, посоветовали купить для ребенка необходимое для рисования, найти свободное время для занятий с ребенком в вечернее время лил хотя бы в выходные дни, совместно рисовать с ребенком на одном листе. Эти занятия необходимы не только для радости ребенка, но и пообщаться с ребенком, узнать потом, есть ли улучшения в рисовании чего-либо.
Соревнование для детей и родителей «Я и моя мама»
Цель мероприятия:
1. Заинтересовать родителей в проведении соревнования.
2.Получить
радость от совместного
Предварительная работа: написание сценария, изготовление эмблем.
Материал: ватманы, фломастеры, краски, цветная бумага, карандаши, призы, магнитофон.
Ход: разделились на две команды. Присутствовало 12 родителей, участвовали из них 10. Первая команда – «Забавные кисточки», вторая команда – «Яркая палитра». Были розданы эмблемы. Выбрали в самом начале жюри. Жюри – это двое родителей. Они оценивали и ставили баллы.
I. Коллективное рисование. По команде первая команда нарисовали «Северный полюс», вторая команда нарисовали «Африку».
Участвовали 12 детей. Встали вокруг стола и рисовали на большом ватмане. Рисунки собрали через 7 минут. Во время рисования включили быструю музыку. Остальные дети группы болели за своих друзей.
Во время этого состязания больше были растеряны родители. А дети быстро собрались и начали рисовать. Но в основном помогали родители, подсказывали, что где нарисовать. Никто в стороне не стоял, все были задействованы. Рисовали красками.
II. Рисование с закрытыми глазами. Рисовали фломастерами. Каждому участнику дается 1 фломастер. Можно было рисовать правой или левой рукой. В двух метрах от стены стояли участники, подходили по одному. Одна команда рисует девочку, а вторая – мальчика, на ватмане, на стене. Вот это состязание было самым смешным и веселым для детей.
III. Рисование «Несуществующее животное» Здесь никто ни о чем не договаривается. По одному подходили к столу и рисовали какую-нибудь часть животного. Получились забавные рисунки.
IV. Игра. Игра проводилась между этапами. Играли все дети, в том числе и родители. Показ картины, где человек делает зарядку. Игра на быстроту реакции, внимания.
V. Шитье одежды для кукол. Это состязание для родителей. За 10 минут они должны были сшить одежду для кукол. Вначале девочки нарисовали эскиз, на это тоже дается время. Для каждой команды были розданы лоскутки ткани, пуговицы, нитки, иголки, все, что необходимо для шитья. Здесь победила команда «Яркая палитра». В этом этапе советовались между собой родители. Они не ожидали, что будет такое состязание, но все справились с заданием.
VI. В конце соревнования мы подсчитали баллы. Жюри также высказали свое мнение. Были розданы призы, победила команда «Забавные кисточки».
Соревнование закончилось в 1815, но дети так были рады так, что не хотели идти домой, а рассматривали свои рисунки. Детям и родителям очень понравилось.
– Проведение дня здоровья: «В гости к северному оленю».
– Проведение Дня рождения.
Проведение Дня рождения.
Цель мероприятия:
1. Заинтересовать
родителей проведением
2. Настроить
детей на эмоциональный,
Предварительная работа: Изготовление шапочек, гирлянд, подарков, открыток, ознакомить родителей со сценарием, совместное придумывание сценария, показ литературы по детским праздникам.
Место проведения: групповая комната.
Ход:
1. Когда все соберутся в группу заходит Незнайка (взрослый). В гостях 2 родителя.
- ) Здравствуйте! Я пришел на День рожденье, на ваш праздник. У кого же сегодня День рожденье? Вы знаете?
- Да, сегодня праздник Лены А.. Давайте мы все ее поздравим и споем для него песню.
Включается музыка. Все встают, танцуют и поют.
2. Показ кукольного театра. (Показывают дети с другой группы).
Сказка придумана совместно с родителями. Назвали «День рождения .».
Перед проведением праздника была организована большая предварительная работа, за неделю 2 родителя с воспитателем составили сценарий, 3 родителя с детьми изготовили пособия для праздника. Шапочки, подарки и открытку придумали дети совместно с родителями.
3.Чаепитие.
4. Игры.
- «Угадай, чей голосок?»
Ведущий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют:
«Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Угадай, чей голосок!»
Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный
Ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадывает, становиться в общий круг, а в центр круга становиться тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.
5. Поздравление именинника. Вручение подарка. Фотографирование . Песни детей для именинника.
В этом празднике большая работа проводилась в предварительной части. На празднике группа была оформлена очень красочно, все ярко, и дети были с яркими шапочками. Поэтому у детей было радостное настроение с начала праздника.