Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Проведение собрания с использованием тренинговых игр
Родительское собрание с использованием ситуативной игры
«Оцени поступок»
«Уважаемые родители! Мы собрались сегодня в теплой, дружественной обстановке поговорить о нравственном воспитании наших детей. Я не буду читать доклад, просто сделаю маленькое вступление, начинает воспитатель:
- В семье растет
ребенок. Главная задача семьи,
Это зависит от воспитания. От умения найти подход к ребенку с учетом его способностей, возможностей. Сегодня на нашей встрече, мы попробуем разобраться, что хорошо, а что плохо в воспитании детей, а ребята нам в этом помогут.
Атрибуты: рисунок, конфета, конструктор, «Соседка», «бабушка».
Обыгрываются детьми следующие ситуации:
Дима (6 лет), привык, что его хвалили:
- нарисует рисунок и бежит к соседям показывать.
- угостит бабушку конфетой и тут же сам себе говорит: «я добрый!»
- сделаем сооружение из конструктора и хвастается: «я настоящий мастер, верно, бабушка?»
- молодец! ты ведь самый, самый!
Дима часто слышит такую похвалу, а при случае награждают игрушкой, зато, что не капризничал, что вел себя хорошо с бабушкой.
-ребята нам показали сцены из жизни, а мы разберемся все ли здесь хорошо.
1. Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят?
2. В каких случаях надо поощрять ребенка?
3. Как поступаете в подобной ситуации Вы?
Да, верно, поощрение один из методов воспитания и не плохой. Однако, если употребляется часто и не продуманно, то развивает в ребенке отрицательные качества: превосходство, стремление поступать на показ.
А вот следующая ситуация:
Пятилетняя Аня принесла со двора несколько веток, чтобы поставить их вазу и понаблюдать, как появляются почки, а из них листочки.
-Мама, посмотри, что я принесла. И у Нины и у Сережи тоже есть веточки.
-Откуда взяли? Наломали сами. Как вас только в милицию не забрали?
-Да нет же, нет! Мы не ломали. Нам рабочие дали. Они деревья обрезали.
-Лучше не обманывай! Все равно не поверю! Иди, погуляй, да смотри к Оле домой не ходи, погуляй на воздухе. Смотри, проверю!
Вопросы к родителям:
Мама считает, что воспитывает у ребенка правдивость, честность.
1.Разделяете ли Вы мнение матери?
2.А как Вы контролируете своего ребенка?
Посмотрим еще ситуацию (дети проигрывают)
Дети 6 лет, увидев вечером в вестибюле детского сада маму, не забывает ее спросить:
- Ну как, сегодня нога не болит? (у мамы был перелом ноги)
- Садись, посиди, пока я одеваюсь
- Мама, давай помогу тебе нести сверток, тебе же тяжело.
- Ты заботливый сын, я горжусь тобой.
- Права ли мама, поощряя сына его поступок? А как в таких случаях поступает ваш ребенок? Внимателен ли он к старшим членам семьи?
В жизни бывают разные ситуации. И чтобы не случилось, у вас всегда должен быть контакт со своими детьми. Не баловство, не угождение, а именно любовь к ребенку, теплое отношение, сопереживание вместе с ним. Любовь никого не испортило, каждодневная, душевная, а не показная. Мы должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, быть справедливым в оценках его поступков. На этом мы закончим нашу встречу.
Таким образом, работа с родителями не должна ограничиваться только их педагогическим просвещением. Основное внимание необходимо обратить на повышение активности родителей в воспитании детей, расширению их совместной деятельности с детьми. Организуя данную работу, мы руководствовались одним из установленных в психологии принципом, характеризующим процесс психического развития ребенка. Суть его состоит в том, что совместная деятельность взрослых и детей составляет движущую силу развития ребенка, присвоенную им в общении с взрослыми.
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи
Особое место в
Результаты исследовательской работы показали, что у детей сформировалось осознанное отношение к правилам поведения.
По результатам 1 серии заданий контрольного этапа исследования, видно, что данные ответов детей экспериментальной группы намного выше, чем у детей контрольной группы: высокий уровень усвоения социальных норм и правил в экспериментальной группе составил – 41,7 %, что выше показателей контрольной группы на 25 % (см.таблицу 7).
Показатели уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 1 серии заданий контрольного этапа
Группа |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Эксперимент. |
5 |
41,7 |
7 |
58,3 |
- |
- |
Контрольная |
2 |
16,6 |
8 |
66,7 |
2 |
16,6 |
Показатели уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 2 серии заданий контрольного этапа
Группа |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Эксперимент. |
6 |
50 |
5 |
41,7 |
1 |
8,3 |
Контрольная |
2 |
16.6 |
9 |
75,1 |
1 |
8,3 |
Данные уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 2 серии (см.таблицу 8) заданий констатируют, что и по этим заданиям дети экспериментальной группы показали более высокий результат, чем дети контрольной группы: высокий уровень – 50 %, что выше показателей высокого уровня контрольной группы на 33,4 %; средний уровень – 41,7 %, что ниже – на 33, 4%, что свидетельствует о повышении высокого уровня усвоения социальных норм и правил по сравнению с констатирующим экспериментом.
Показатели уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 3 серии заданий контрольного этапа
Группа |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Эксперимент. |
5 |
41,7 |
7 |
58,3 |
- |
- |
Контрольная |
2 |
16,6 |
9 |
75,1 |
1 |
8,3 |
Показатели по 3 серии заданий, так же констатируют, что результаты ответов детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы: высокий уровень – экспериментальная группа – 41,7 %, контрольная группа – 16,6 %; средний уровень в экспериментальной группе – 58,3 % и в контрольной группе – 75,1%.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
Уровни усвоения социальных норм и правил |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
количество |
% |
количество |
% | |
Высокий |
5 |
41,6 |
2 |
16,6 |
Средний |
7 |
58,4 |
9 |
75,1 |
Низкий |
- |
- |
1 |
8,3 |
Диаграмма результатов контрольного этапа эксперимента
По общим результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что показатели детей экспериментальной группы заметно улучшились по сравнению показателями детей контрольной группы: высокий уровень в экспериментальной группе составил 41,6 %, что выше показателей контрольной группы на 30 %, средний уровень в экспериментальной группе составил 58,4 %, в контрольной – 75,1 % и низкий уровень – 8,3 %.
Результаты, полученные нами в ходе исследования свидетельствует о том, что в данной группе испытуемых дошкольников наблюдается полное отсутствие «отверженных» детей, которые были выявлены в констатирующем этапе более того у данных детей наблюдается положительное взаимодействие со сверстниками. Дошкольники охотно идут на контакты, с детьми проявляя интерес. Популярные дети, согласно нашему наблюдению после формирующего этапа самостоятельно стали отказываться от «звездности», то есть перестали командовать сверстниками отчитывать в игра, прежде всего свои желания и потребности а потом других, то есть эгоистичные мотивы у популярных детей исчезли и их заменили новые мотивы-желание помочь. Сделать другому приятное. После эксперимента количество популярных детей осталось прежним, но изменилось их внутреннее содержание общения, и увеличился тем самым круг общения.
Остальная категория детей не вошедшая в среду популярных, делала резкий скачок в развитии умения обходить и разрешать конфликтные ситуации, и что характерно, это умение дети используют бессознательно, на уровне интуиции, но эффективно.
Устойчивость избирательных предпочтений возросла, но также и вырос круг общения. На контрольном этапе мы выявили разнообразие коммуникативных действий.
Также мы выявили, что действие, адресованные сверстнику, характеризуется более высокой направленностью 80% из 100 % детей одобряет сверстника и в 9 раз чаще вступают с ним в контакт в 3 раза реже он заканчивается ссорой и конфликтом.
Если до формирующего этапа эксперимента у 30% наблюдалось соблюдение общепринятых норм поведения, то теперь наблюдалось не регламентированность общения. Подобное свобода говорит о том, что после формирующего этапа ребенок проявляет свою оригинальность и свое самобытное начало. На ряду, с сотрудничеством в общении дошкольники удовлетворяют потребность признание и уважение:
Характерным является тот факт, что в констатирующем этапе просоциальное поведение проявлялось в 70 % случаев при общении с популярным, значимым дошкольником, то в контрольном этапе мы наблюдаем проявление просоциального поведения, которое проявляется в действиях в пользу сверстника не только популярного, но и имеющего средний уровень популярности. И основным мотивом в 84% случая следующий сопереживание, эмпатия, желание помочь, доставить удовольствие, до совместной деятельности ДОУ и семьи этот мотив составлял 23%.