Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основы социализации детей старшего дошкольного возраста;
- обосновать и экспериментально подтвердить эффективность совместной работы ДОУ и семьи в социализации старших дошкольников;
- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…… ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы организации совместной работы ДОУ и семьи….………………….………………………………….…..8
1.1. Роль родителей в социализации детей дошкольного возраста ………….. 8
1.2. Учет психологических особенностей старших дошкольников при их социализации ………..……………………………………………………....15
1.3. Специфика совместной работы ДОУ и семьи … …………………………24
ГЛАВА II. Пути и средства развития социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………...32
2.1. Социально-педагогические условия проведения экспериментальной работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………...32
2.2. Особенности организации работы по социализации у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи…………………………44
2.3. Динамика эффективности совместной работы ДОУ и семьи…………..59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………..............66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ СОЦИАЛИЗАЦ ДОУ.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

- Проведение собрания с использованием тренинговых  игр

 

Родительское собрание с использованием ситуативной игры

«Оцени  поступок»

 «Уважаемые родители! Мы собрались сегодня в теплой, дружественной обстановке поговорить о нравственном воспитании наших детей. Я не буду читать доклад, просто сделаю маленькое вступление, начинает воспитатель:

- В семье растет  ребенок. Главная задача семьи,  подготовить ребенка к предстоящей жизни. Родители-первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому ваша роль в формировании личности растущего человека огромна, но нельзя забывать, что в этот период у ребенка преобладают чувства над разумом. Поэтому детей надо учить делать не только то, что ему хочется, но и то, что он обязан выполнить. У любого ребенка можно сформировать лучшие черты характера: доброту, сопереживание, трудолюбие, честность и т.д.

Это зависит от воспитания. От умения найти подход к ребенку  с учетом его способностей, возможностей. Сегодня на нашей встрече, мы попробуем  разобраться, что хорошо, а что  плохо в воспитании детей, а ребята нам в этом помогут.

Атрибуты: рисунок, конфета, конструктор, «Соседка», «бабушка».

Обыгрываются детьми следующие ситуации:

Дима (6 лет), привык, что его хвалили:

- нарисует рисунок и бежит к соседям показывать.

- угостит бабушку конфетой и тут же сам себе говорит: «я добрый!»

- сделаем сооружение из конструктора и хвастается: «я настоящий мастер, верно, бабушка?»

- молодец! ты ведь самый, самый!

Дима часто слышит такую похвалу, а при случае награждают игрушкой, зато, что не капризничал, что вел себя хорошо  с бабушкой.

-ребята нам показали  сцены из жизни, а мы разберемся все ли здесь хорошо.

1. Хорошо или плохо,  что Диму часто хвалят?

2. В каких случаях  надо поощрять ребенка?

3. Как поступаете в  подобной ситуации Вы?

Да, верно, поощрение один из методов воспитания и не плохой. Однако, если употребляется часто и не продуманно, то развивает в ребенке отрицательные качества: превосходство, стремление поступать на показ.

А вот следующая ситуация:

Пятилетняя Аня принесла со двора несколько веток, чтобы  поставить их  вазу и понаблюдать, как появляются почки, а из них листочки.

-Мама, посмотри, что я  принесла. И у Нины и у Сережи  тоже есть веточки.

-Откуда взяли? Наломали  сами. Как вас только в милицию  не забрали?

-Да нет же, нет! Мы  не ломали. Нам рабочие дали. Они  деревья обрезали.

-Лучше не обманывай! Все равно не поверю! Иди, погуляй, да смотри к Оле домой не ходи, погуляй на воздухе. Смотри, проверю!

Вопросы к родителям:

Мама считает, что воспитывает  у ребенка правдивость, честность.

1.Разделяете ли Вы  мнение матери?

2.А как Вы контролируете  своего ребенка?

Посмотрим еще ситуацию (дети проигрывают)

Дети 6 лет, увидев вечером  в вестибюле детского сада маму, не забывает ее спросить:

- Ну как, сегодня нога не болит? (у мамы был перелом ноги)

- Садись, посиди, пока я одеваюсь

- Мама, давай помогу тебе нести сверток, тебе же тяжело.

- Ты заботливый сын, я горжусь тобой.

- Права ли мама, поощряя сына его поступок? А как в таких случаях поступает ваш ребенок? Внимателен ли он к старшим членам семьи?

В жизни бывают разные ситуации. И чтобы не случилось, у  вас всегда должен быть контакт со своими детьми. Не баловство, не угождение, а именно любовь к ребенку, теплое отношение, сопереживание вместе с ним. Любовь никого не испортило, каждодневная, душевная, а не показная. Мы должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, быть справедливым в оценках его поступков. На этом мы закончим нашу встречу.

 

Таким образом, работа с родителями не должна ограничиваться только их педагогическим просвещением. Основное внимание  необходимо обратить на повышение активности родителей  в  воспитании   детей,   расширению   их   совместной   деятельности с детьми. Организуя данную работу, мы руководствовались одним из установленных в психологии принципом, характеризующим процесс психического развития ребенка. Суть его состоит в том, что совместная деятельность взрослых и детей составляет движущую силу развития ребенка, присвоенную им в общении с взрослыми.

 

2.3. Динамика эффективности  совместной работы ДОУ  и семьи

Особое место в исследовательской  работе занимают диагностика результатов  опытной работы и соотнесение  их с исходным замыслом и всеми  промежуточными шагами ее воплощения. Вышесказанное     мы    оценивали     по    методике    предложенной Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Схема исследования процесса усвоения социальных норм и правил дошкольников отражает различные стороны усвоения. Количественная  оценка производится на основании  бальных показателей отдельных поведенческих реакций. Показатели оцениваются тремя баллами,   которые    отражают   различные   уровни усвоения социальных норм и правил; взаимодействия со сверстниками.

Результаты  исследовательской работы показали, что у детей сформировалось осознанное отношение к правилам  поведения.

По результатам 1 серии заданий контрольного этапа  исследования, видно, что данные ответов  детей экспериментальной группы намного выше, чем у детей контрольной  группы: высокий уровень усвоения социальных норм и правил в экспериментальной группе составил – 41,7 %, что выше показателей контрольной группы на 25 % (см.таблицу 7).

 

 

                                                                                                               Таблица 7

Показатели  уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 1 серии  заданий контрольного этапа

 

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эксперимент.

5

41,7

7

58,3

-

-

Контрольная

2

16,6

8

66,7

2

16,6




 

                                                                                                                 Таблица 8

Показатели  уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 2 серии  заданий контрольного этапа

 

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эксперимент.

6

50

5

41,7

1

8,3

Контрольная

2

16.6

9

75,1

1

8,3




 

Данные уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного  возраста по 2 серии (см.таблицу 8) заданий констатируют, что и по этим заданиям дети экспериментальной группы показали более высокий результат, чем дети контрольной группы: высокий уровень – 50 %,  что выше показателей высокого уровня контрольной группы на  33,4 %;  средний уровень – 41,7 %, что ниже  – на  33, 4%, что свидетельствует о повышении высокого уровня усвоения социальных норм и правил по сравнению  с констатирующим экспериментом.

 

 

 

                                                                                                                  Таблица 9 

Показатели  уровня усвоения социальных норм детьми дошкольного возраста по 3 серии заданий контрольного этапа

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Эксперимент.

5

41,7

7

58,3

-

-

Контрольная

2

16,6

9

75,1

1

8,3




 

Показатели по 3 серии  заданий, так же констатируют, что результаты ответов детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы: высокий уровень – экспериментальная группа – 41,7 %, контрольная группа – 16,6 %; средний уровень в экспериментальной группе – 58,3 % и в контрольной группе  – 75,1%.

                                                                                                                   Таблица 10

Результаты  контрольного  этапа опытно-экспериментальной работы

       

 

Уровни усвоения социальных норм и правил 

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

 

количество

 

        %

 

количество

 

        %

Высокий

5

41,6

2

16,6

Средний

7

58,4

9

75,1

Низкий

-

-

1

8,3


 

 

 

 

 

Диаграмма результатов  контрольного этапа эксперимента

По общим результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что показатели детей экспериментальной группы заметно улучшились по сравнению показателями детей контрольной группы: высокий уровень в экспериментальной группе составил 41,6 %, что выше показателей контрольной группы на 30 %, средний уровень в экспериментальной группе составил 58,4 %, в контрольной – 75,1 % и низкий уровень – 8,3 %.

Результаты, полученные нами в ходе исследования свидетельствует о том, что в данной группе испытуемых дошкольников наблюдается  полное отсутствие «отверженных» детей, которые были выявлены в констатирующем этапе более того у данных детей наблюдается положительное взаимодействие со сверстниками. Дошкольники охотно идут на контакты, с детьми проявляя интерес. Популярные дети, согласно нашему наблюдению после формирующего этапа самостоятельно стали отказываться от «звездности», то есть перестали командовать сверстниками отчитывать в игра, прежде всего свои желания и потребности а потом других, то есть эгоистичные мотивы у популярных детей исчезли и их заменили новые мотивы-желание помочь. Сделать другому приятное. После эксперимента количество популярных детей осталось прежним, но изменилось их внутреннее содержание общения, и увеличился тем самым круг общения.

Остальная категория  детей не вошедшая в среду популярных, делала резкий скачок в развитии умения обходить и разрешать конфликтные ситуации, и что характерно, это умение дети используют бессознательно, на уровне интуиции, но эффективно.

Устойчивость избирательных  предпочтений возросла, но также и вырос круг общения. На контрольном этапе мы выявили разнообразие коммуникативных действий.

Также мы выявили, что  действие, адресованные сверстнику, характеризуется  более высокой направленностью 80% из 100 % детей одобряет сверстника и в 9 раз чаще вступают с ним в контакт в 3 раза реже он заканчивается ссорой и конфликтом.

Если до формирующего этапа эксперимента у 30% наблюдалось соблюдение общепринятых норм поведения, то теперь наблюдалось не регламентированность общения. Подобное свобода говорит о том, что после формирующего этапа ребенок проявляет свою оригинальность и свое самобытное начало. На ряду,  с сотрудничеством в общении дошкольники удовлетворяют потребность признание и уважение:

Характерным является тот  факт, что в констатирующем этапе просоциальное поведение проявлялось в 70 %  случаев при общении с популярным, значимым дошкольником, то в контрольном этапе мы наблюдаем проявление просоциального поведения, которое проявляется в действиях в пользу сверстника не только популярного, но и имеющего средний уровень популярности. И основным мотивом в 84% случая следующий сопереживание, эмпатия, желание помочь, доставить удовольствие, до совместной деятельности ДОУ и семьи этот мотив составлял 23%.

Информация о работе Дипломная работа Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности ДОУ и семьи