Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
1. Управление вниманием.
Управление вниманием особенно
важно в случае обучающей видеокон-ференции.
Виртуальный класс состоит из учащихся,
находящихся в самых разных местах. Учащиеся,
объединенные в одном месте имеют собственное
взаимодействие, часто выходя из-под непосредственного
влияния препода-вателя.
Можно использовать юмор
или визуальные стимулы внимания. Вовлечь
учащихся, осмыслить с ними начальный
этап работы, сфокусировать внимание учащихся
на предмете курса, его основных вопросах
- это хороший способ начать занятия.
Приведем еще несколько советов,
- Обратитесь к любопытству
- Попросите учащихся рассказать в анекдотической
форме о связи изучае-мого в курсе с его
собственным опытом.
- Попросите учащихся каждый раз начинать
занятие с вопроса, который "зон-дирует
тему".
- Покажите учащимся графическую иллюстрацию
связанную с текущей те-мой и попросите
описать, что они видят.
2. Информирование учащихся о
задачах урока.
Информирование о задачах
урока помогает и учащимся, и преподавателям
сконцентрироваться на самом важном. В
случае видеоконференции задать вопрос
более затруднительно, чем в классе.
Формулировка задач в самом начале дает
дистанционным учащимся уверенность в
том, что они ничего не пропустили, что
они находятся на том же уровне, что и все
остальные. Задачи помогают представить,
что можно ожидать от учащихся в плане
результатов обучения.
Лучше, когда задачи сформулированы
письменно, с привлечением гра-фических
изображений. Это делает инструкцию максимально
четкой и од-нозначной. Задачи становятся
простыми и понятными, они быстро понима-ются.
Цель - дать учащимся возможность сказать
в конце занятия - да, я это знаю (я это изучил).
3. Активизация припоминания
изученного ранее.
Если изучение базируется
на ассоциации идей, то активизация припоми-нания
изученного ранее становится решающей
. Усвоенная ранее информа-ция, необходимая для
текущего урока, должна быть доступна
учащимся. Она должна быть храниться в
памяти учащихся или в их записях. Можно
активи-зировать припоминание следующими
способами:
- Предусмотреть повторение
- Попросить учащихся просмотреть материалы
до занятия и за тем попросить одного или
двух из них выполнить обобщение.
- Попросить учащихся поработать в группах,
чтобы помочь друг другу вос-становить
самое существенное, а затем поделиться
с классом.
- Использовать визуальные средства, которые
показывают последователь-ность событий
с одной пропущенной компонентой. Попросить
учащихся вос-становить пропущенное.
- Показать видеозапись как пример какого-либо
понятия или действия. По-просить учащихся
объяснить, примером какого понятия или
действия служит эта видеозапись.
4. Предварительное знакомство с
материалом.
Учащиеся, самостоятельно
изучающие материал, часто усваивают инфор-мацию
и понятие лучше, чем те, кто просто слушает
лекцию. Поэтому можно позволить учащимся
ознакомиться с материалом вне урок. Высвободившееся
время можно потом использовать в классе
для закрепления материала, обес-печивая
наглядные примеры и иллюстрации и концентрируя
внимание на самых трудных понятиях.
5. Обеспечение учебными
руководствами.
В этом случае с помощью
правильно организованной подсказки препода-ватель
поддерживает обучаемых в достижении
новых знаний. Преподаватель подвигает
учащихся к формулировке правил, лежащих
в основе допущений, принципов и направлений
мышления.
6. Проверка выполнения
или применения.
Обучающиеся убеждают и
самих себя, и преподавателя в том, что
они ос-воили предмет, что они обладают
необходимыми знаниями. Учащегося про-сят
продемонстрировать новые знания и стать
активным участником учеб-ного процесса.
7. Обеспечение обратной
связи.
Преподаватель обеспечивает
обратную связь посредством полной или
час-тичной корректировки ответа учащегося.
Если преподаватель стремится ос-воить
все тонкости дистанционного общения,
то реагируя кивком или улыб-кой на ответ учащегося во время
видеоконференции, он должен помнить,
что студенты в других местах не могут
видеть его в этот момент.
В случае видеоконференции
практически невозможно увидеться лицом
к лицу со всеми учащимися, так что нет
твердой уверенности в том, захвачены
ли они интерактивной деятельностью. Нет
и возможности опросить учащих-ся, как
они сами оценивают степень вовлеченности
в процесс обучения. Что-бы убедиться в
том, что уровень вовлеченности обучаемых
определен точно, можно указать и обсудить
с обучаемыми особенно удачные ответы.
8. Оценка выполнения.
Тесты, зачеты или экзамены
должны быть непосредственно связаны
с ра-нее определенными задачами курса.
9. Повышение качества
усвоения.
Повторение материала - необходимое условие усвоения изученного. Не-обходимо
предложить разнообразные проблемные
ситуации, чтобы учащиеся могли практиковаться
в применении изученного в новых контекстах.
Таким образом достигается регулярное
повторение учащимися изученного.
ДО содействует решению таких социально значимых
задач, как:
- повышение уровня образованности общества
и качества образования;
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей
страны в качественно
- повышение социальной
и профессиональной
- сохранение и приумножение
знаний, кадрового и материального
потенциалов, накопленных отече
- развитие единого
образовательного пространства
в рамках России, СНГ, всего
мирового сообщества, подразумевающее
обеспечение возможности
- решение геополитических задач.
Воздействие ДО на процессы
реформирования образования.
Достоинства дистанционного образования
становятся очевидными, а разви-тие ДО
приобретает особую актуальность для
образовательной системы Рос-сии под воздействием
следующих процессов:
-продолжение экономических реформ, выдвигающих
новые требования к образованию;
- формирование новых
потребностей населения в
- политические изменения,
способствующие росту
- появление и быстрое
развитие качественно новых
- рост международной
интеграции в образовании при
усилении конкуренции на
- адекватное и гибкое реагирование на потребности общества;
- реализация конституционного права на образование каждого гражданина страны.
Дистанционное образования (ДО) за рубежом, в частности, в США, ныне входит в новую, очень важную фазу своего развития. После сравнительно долгого периода относительной стабильности в смысле неизменности основ-ных технологий и методов обучения, и недавнего периода кардинальных из-менений вследствие появления новых разнообразных сред (видео, компью-терных телекоммуникаций ) ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие: [ ]
- одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение
технологий;
- изменения в отношениях между преподавателями
и учащимися;
- изменения отношений между учебными
заведениями;
- возникновение устойчивых традиций.
В 80-х
годах технологии ДО, использовавшиеся
для создания учебных материалов, их доставки
и взаимодействия между преподавателями
и уча-щимися, были малочисленны и примитивны.
В основном это были печатные материалы,
видео - и, изредка, прямые телевизионные
трансляции. Для дос-тавки использовались
обычная почта, кабельное и общественное
телевиде-ние. Взаимодействие осуществлялось
за счет письменных сочинений, пря-мых
консультаций по телефону и иногда с помощью
аудиозаписей.
Десять лет спустя техносфера
неузнаваемо преобразилась. Видеомагни-тофоны
имеются в 80% домов и ныне повседневно
используются в ДО, а спутниковые антенны
теперь начинают служить не столько развлечению,
сколько образованию.
Самое главным является
то, что в сферу ДО вошли живые, интерактивные
среды, такие как микроволновое телевидение,
аудиографика, сжатое видео, телеконференции,
аудиоконференции и т.д. Все эти среды
привнесли корен-ное отличие в отношения
учащегося и учебного заведения. Печатные
мате-риалы, трансляции и даже видеокассеты
имели дело с учащимся-одиночкой, новые
же интерактивные среды используются
преимущественно как рас-ширители учебных
аудиторий.
Взрыв технологических новаций
изменяет понимание природы ДО. Ныне ДО
включает в себя такие разные, даже диаметрально
противоположные подходы, как самообучение
и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории.
С усложнением и расширением
технологий ДО растет и круг организаций
и структур, так или иначе вовлекаемых
в этот процесс. Технология становит-ся
частью инфраструктуры учебного заведения:
отныне с равным вниманием должны рассматриваться
проекты, касающиеся не только исследований
и/или администрирования, но и преподавания
как такового. Следовательно, возникает
более широкое сообщество субъектов, заинтересованных
в капита-ловложениях в образовательные
технологии.
В то же время технологическая
инфраструктура дистанционного обра-зования
растекается за пределы учебных заведений,
разрабатывающих дис-танционные методики
обучения.
На степень
добровольного использования компьютеров
студентами влияют следующие факторы:
[ ]
1. Уровень образования. Студенты старших
курсов более активные и регу-лярные участники
процесса КДО(курсы дистанционного образования)
по сравнению со студентами младших курсов,
которые участвуют или нере-гулярно, или
ограничиваются только чтением присылаемых
сообщений. Это не означает, что для студентов
младших курсов КДО вообще не приемлемо,
а лишь, что такой курс должен разрабатываться
с особым тщанием.
2. Фактор времени. В зависимости от вида
используемого программного обеспечения,
процедура подключения к сети, получения
и отправки сооб-щений может быть длительной
по времени и достаточно сложной, особенно
для студентов, впервые столкнувшихся
с КДО.
3. Модель участия. Студентам, привыкшим
к самостоятельному обучению, необходимы
доказательства того, что общение с товарищами
по компью-терной сети стоит дополнительных
затрат времени.
В качестве малоизученных
проблем, являющихся перспективными на-правлениями
для дальнейших исследований предлагаются:
- влияние асинхронности
и общения путем переписки на структуру учебного
курса;
- возможное влияние систем, ориентированных
на использование графики, на структуру
учебного курса;
- пути разработки курсов, не просто повторяющих
традиционные, но содер-жащих новые, уникальные
типы опыта обучения;
- педагогические аспекты использования
полной записи материала;
- организация групповой работы с использованием
КДО;
- правильная организация доступа студентов
к информационным ресурсам, например,
сетевым журналам и базам данных дискуссионным
группам;
- пути использования КДО в учебных курсах
совместно с мультимедиа.
Проблема,
с которой могут столкнуться
студенты, - использование неизвестного
для них программного
Не является необычным тот факт, что уровень заочной
дискуссии по сети равен или превосходит
уровень дискуссии, проводимой в классе
обычным способом. Это, очевидно, связано
с тем, что студенты имеют возможность
проконсультироваться, использовать какие-то
внешние источники инфор-мации, как следует
обдумать свой ответ, после чего включиться
в обсуж-дение в любое удобное время. Порой
такая дискуссия настолько увлекает студентов,
что становится частью их жизни.
Поощрение и поддержка активного
участия в обучении является одной из
обязанностей методиста. Другими обязанностями
являются:
1. Организация обратной связи. Должен
соблюдаться баланс между критикой и поддержкой
студентов, без увлечения крайностями.
2. Поддержка взаимодействия между студентами.
3. Диагностика причин пониженной активности
учащихся. Студенты, слабо участвующие
в процессе обучения, зачастую испытывают
неудовлетворен-ность, которую связывают
с КДО. Однако на самом деле причиной может
быть неудовлетворенностью содержанием
курса или тем, как он организован преподавателем.
Большое внимание наряду
с подготовкой студентов следует уделять
тре-нингу преподавателей, методистов
и вспомогательного персонала, приз-ванных
обеспечивать проведение курса КДО. В
противном случае весьма вероятна такая
ситуация, когда студенты окажутся более
подготовленными к КДО, чем преподаватели,
ведущие этот курс. Для подготовки преподавателей
и методистов могут использоваться руководства,
где бы излагались основные различия между
дистанционным и очным обучением, пособия
по работе в сети, где бы рассматривались
основные возникающие проблемы, специа-льные
телеконференции в рамках высшего учебного
заведения, своего рода "клуб", в том
числе конференции для новичков, проводимые
опытными преподавателями.
С точки зрения дидактического
принципа эффективности, разрабатыва-емые
технологии КДО должны оцениваться, исходя
из следующих критериев:
- качество предметного
содержания учебной программы;
- эффективность ее реализации (технологическое
и педагогическое качество);
- полнота использования существующих и новых технологических
возможностей и ресурсов.
При этом
качество оценивается по
- сопоставимость с
лучшими образцами
- решение актуальных проблем образования:
связь обучения с жизнью, гума-низация, демократизм,
активизация роли учащихся, подготовка
к жизни в многокультурном обществе.
Параметры
оценки эффективности
- программы должны
быть доступны и людям с
теми или иными ограниче-ниями,
- ориентация на взаимодействие (сотрудничество)
обучающихся;
- в центре внимания должны быть сами обучающиеся.
Экономическая эффективность дистанционной образовательной техноло-гии оценивается по следующим параметрам:
- экономия при увеличении
масштабов;
- высвобождение преподавателей, осуществлявших
традиционное обучение;
- использование существующей материальной
базы: помещений, оборудования, инфраструктуры.
В качестве
основных черт, которыми должно
обладать современное
- многосторонняя связь;
- пространственная и временная независимость
обучаемых;
- взаимодействие, основанное на использовании
текстов и компьютерных сетей.
В качестве
основных причин для
- обеспечение удобными
средствами для обучения или
общения;
- широкие возможности для групповой работы;
- более успешное общение с преподавателем
(методистом);
- сокращение времени для ответа преподавателя
(методиста);
- свободный доступ учащихся к базам данных,
библиотечным каталогам и другим информационным
ресурсам;
- удобство при ведении личных дел учащихся;
- возможность быстрого получения и отсылки
домашних заданий;
- возможность проходить тесты в режиме
прямого доступа.
В настоящее
время ДО и высшее образование
находится в процессе адап-
Можно указать несколько
возможных стратегий развития ДО.
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования