Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

1. Управление вниманием.  
     Управление вниманием особенно важно в случае обучающей видеокон-ференции. Виртуальный класс состоит из учащихся, находящихся в самых разных местах. Учащиеся, объединенные в одном месте имеют собственное взаимодействие, часто выходя из-под непосредственного влияния препода-вателя.  
     Можно использовать юмор или визуальные стимулы внимания. Вовлечь учащихся, осмыслить с ними начальный этап работы, сфокусировать внимание учащихся на предмете курса, его основных вопросах - это хороший способ начать занятия.  
Приведем еще несколько советов,

- Обратитесь к любопытству учащихся, Начните занятие с вопроса  или за-дачи, которые должны быть  решены, Это связывает предмет  с интересами учащихся.  
- Попросите учащихся рассказать в анекдотической форме о связи изучае-мого в курсе с его собственным опытом.  
- Попросите учащихся каждый раз начинать занятие с вопроса, который "зон-дирует тему".  
- Покажите учащимся графическую иллюстрацию связанную с текущей те-мой и попросите описать, что они видят.

2. Информирование учащихся о  задачах урока.  
     Информирование о задачах урока помогает и учащимся, и преподавателям сконцентрироваться на самом важном. В случае видеоконференции задать вопрос более затруднительно, чем в классе. Формулировка задач в самом начале дает дистанционным учащимся уверенность в том, что они ничего не пропустили, что они находятся на том же уровне, что и все остальные. Задачи помогают представить, что можно ожидать от учащихся в плане результатов обучения.  
     Лучше, когда задачи сформулированы письменно, с привлечением гра-фических изображений. Это делает инструкцию максимально четкой и од-нозначной. Задачи становятся простыми и понятными, они быстро понима-ются. Цель - дать учащимся возможность сказать в конце занятия - да, я это знаю (я это изучил).

3. Активизация припоминания  изученного ранее.  
     Если изучение базируется на ассоциации идей, то активизация припоми-нания изученного ранее становится решающей . Усвоенная ранее информа-ция, необходимая для текущего урока, должна быть доступна учащимся. Она должна быть храниться в памяти учащихся или в их записях. Можно активи-зировать припоминание следующими способами:

- Предусмотреть повторение изученного  ранее.  
- Попросить учащихся просмотреть материалы до занятия и за тем попросить одного или двух из них выполнить обобщение.  
- Попросить учащихся поработать в группах, чтобы помочь друг другу вос-становить самое существенное, а затем поделиться с классом.  
- Использовать визуальные средства, которые показывают последователь-ность событий с одной пропущенной компонентой. Попросить учащихся вос-становить пропущенное.  
- Показать видеозапись как пример какого-либо понятия или действия. По-просить учащихся объяснить, примером какого понятия или действия служит эта видеозапись.

4. Предварительное знакомство с  материалом.  
      Учащиеся, самостоятельно изучающие материал, часто усваивают инфор-мацию и понятие лучше, чем те, кто просто слушает лекцию. Поэтому можно позволить учащимся ознакомиться с материалом вне урок. Высвободившееся время можно потом использовать в классе для закрепления материала, обес-печивая наглядные примеры и иллюстрации и концентрируя внимание на самых трудных понятиях.

5. Обеспечение учебными  руководствами.  
     В этом случае с помощью правильно организованной подсказки препода-ватель поддерживает обучаемых в достижении новых знаний. Преподаватель подвигает учащихся к формулировке правил, лежащих в основе допущений, принципов и направлений мышления.

6. Проверка выполнения  или применения.  
     Обучающиеся убеждают и самих себя, и преподавателя в том, что они ос-воили предмет, что они обладают необходимыми знаниями. Учащегося про-сят продемонстрировать новые знания и стать активным участником учеб-ного процесса.

7. Обеспечение обратной  связи.  
     Преподаватель обеспечивает обратную связь посредством полной или час-тичной корректировки ответа учащегося. Если преподаватель стремится ос-воить все тонкости дистанционного общения, то реагируя кивком или улыб-кой на ответ учащегося во время видеоконференции, он должен помнить, что студенты в других местах не могут видеть его в этот момент.  
      В случае видеоконференции практически невозможно увидеться лицом к лицу со всеми учащимися, так что нет твердой уверенности в том, захвачены ли они интерактивной деятельностью. Нет и возможности опросить учащих-ся, как они сами оценивают степень вовлеченности в процесс обучения. Что-бы убедиться в том, что уровень вовлеченности обучаемых определен точно, можно указать и обсудить с обучаемыми особенно удачные ответы.

8. Оценка выполнения.  
     Тесты, зачеты или экзамены должны быть непосредственно связаны с ра-нее определенными задачами курса.

9. Повышение качества  усвоения.  
     Повторение материала - необходимое условие усвоения изученного. Не-обходимо предложить разнообразные проблемные ситуации, чтобы учащиеся могли практиковаться в применении изученного в новых контекстах. Таким образом достигается регулярное повторение учащимися изученного.

    

     ДО содействует решению таких социально значимых задач, как:  
- повышение уровня образованности общества и качества образования;

- реализация потребностей  населения в образовательных  услугах;

- удовлетворение потребностей  страны в качественно подготовленных  специалистах;

- повышение социальной  и профессиональной мобильности  населения, его предпринимательской  и социальной активности, уровня  самосознания, расширение кругозора; 

- сохранение и приумножение  знаний, кадрового и материального  потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

- развитие единого  образовательного пространства  в рамках России, СНГ, всего  мирового сообщества, подразумевающее  обеспечение возможности получения  нострифицированного образования  в любой точке образовательного  пространства;

- решение геополитических  задач.

Воздействие ДО на процессы реформирования образования. 
Достоинства дистанционного образования становятся очевидными, а разви-тие ДО приобретает особую актуальность для образовательной системы Рос-сии под воздействием следующих процессов:  
-продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

- формирование новых  потребностей населения в новом  содержании и тех-нологиях образования; 

- политические изменения,  способствующие росту международных  связей, в том числе в области образования;

- появление и быстрое  развитие качественно новых технических  средств об-мена информацией между  участниками образовательного процесса;

- рост международной  интеграции в образовании при  усилении конкуренции на мировых  рынках образовательных услуг;

- адекватное и гибкое  реагирование на потребности  общества;

- реализация конституционного  права на образование каждого  гражданина страны.

     Дистанционное  образования (ДО) за рубежом, в  частности, в США, ныне входит  в новую, очень важную фазу своего развития. После сравнительно долгого периода относительной стабильности в смысле неизменности основ-ных технологий и методов обучения, и недавнего периода кардинальных из-менений вследствие появления новых разнообразных сред (видео, компью-терных телекоммуникаций ) ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения. Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие: [  ]

- одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;  
- изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;  
- изменения отношений между учебными заведениями;  
- возникновение устойчивых традиций.

      В 80-х  годах технологии ДО, использовавшиеся  для создания учебных материалов, их доставки и взаимодействия между преподавателями и уча-щимися, были малочисленны и примитивны. В основном это были печатные материалы, видео - и, изредка, прямые телевизионные трансляции. Для дос-тавки использовались обычная почта, кабельное и общественное телевиде-ние. Взаимодействие осуществлялось за счет письменных сочинений, пря-мых консультаций по телефону и иногда с помощью аудиозаписей.  
     Десять лет спустя техносфера неузнаваемо преобразилась. Видеомагни-тофоны имеются в 80% домов и ныне повседневно используются в ДО, а спутниковые антенны теперь начинают служить не столько развлечению, сколько образованию.  
     Самое главным является то, что в сферу ДО вошли живые, интерактивные среды, такие как микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудиоконференции и т.д. Все эти среды привнесли корен-ное отличие в отношения учащегося и учебного заведения. Печатные мате-риалы, трансляции и даже видеокассеты имели дело с учащимся-одиночкой, новые же интерактивные среды используются преимущественно как рас-ширители учебных аудиторий.  
     Взрыв технологических новаций изменяет понимание природы ДО. Ныне ДО включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные подходы, как самообучение и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории.  
     С усложнением и расширением технологий ДО растет и круг организаций и структур, так или иначе вовлекаемых в этот процесс. Технология становит-ся частью инфраструктуры учебного заведения: отныне с равным вниманием должны рассматриваться проекты, касающиеся не только исследований и/или администрирования, но и преподавания как такового. Следовательно, возникает более широкое сообщество субъектов, заинтересованных в капита-ловложениях в образовательные технологии.  
     В то же время технологическая инфраструктура дистанционного обра-зования растекается за пределы учебных заведений, разрабатывающих дис-танционные методики обучения.  
         На степень добровольного использования компьютеров студентами влияют следующие факторы: [  ] 
1. Уровень образования. Студенты старших курсов более активные и регу-лярные участники процесса КДО(курсы дистанционного образования) по сравнению со студентами младших курсов, которые участвуют или нере-гулярно, или ограничиваются только чтением присылаемых сообщений. Это не означает, что для студентов младших курсов КДО вообще не приемлемо, а лишь, что такой курс должен разрабатываться с особым тщанием.  
2. Фактор времени. В зависимости от вида используемого программного обеспечения, процедура подключения к сети, получения и отправки сооб-щений может быть длительной по времени и достаточно сложной, особенно для студентов, впервые столкнувшихся с КДО.  
3. Модель участия. Студентам, привыкшим к самостоятельному обучению, необходимы доказательства того, что общение с товарищами по компью-терной сети стоит дополнительных затрат времени.  
     В качестве малоизученных проблем, являющихся перспективными на-правлениями для дальнейших исследований предлагаются:

- влияние асинхронности  и общения путем переписки на структуру учебного курса;  
- возможное влияние систем, ориентированных на использование графики, на структуру учебного курса;  
- пути разработки курсов, не просто повторяющих традиционные, но содер-жащих новые, уникальные типы опыта обучения;  
- педагогические аспекты использования полной записи материала;  
- организация групповой работы с использованием КДО;  
- правильная организация доступа студентов к информационным ресурсам, например, сетевым журналам и базам данных дискуссионным группам;  
- пути использования КДО в учебных курсах совместно с мультимедиа.

     Проблема, с которой могут столкнуться  студенты, - использование неизвестного  для них программного обеспечения,  недостаточность навыков работы  с компьютером.  
      Не является необычным тот факт, что уровень заочной дискуссии по сети равен или превосходит уровень дискуссии, проводимой в классе обычным способом. Это, очевидно, связано с тем, что студенты имеют возможность проконсультироваться, использовать какие-то внешние источники инфор-мации, как следует обдумать свой ответ, после чего включиться в обсуж-дение в любое удобное время. Порой такая дискуссия настолько увлекает студентов, что становится частью их жизни.  
     Поощрение и поддержка активного участия в обучении является одной из обязанностей методиста. Другими обязанностями являются:  
1. Организация обратной связи. Должен соблюдаться баланс между критикой и поддержкой студентов, без увлечения крайностями.  
2. Поддержка взаимодействия между студентами.  
3. Диагностика причин пониженной активности учащихся. Студенты, слабо участвующие в процессе обучения, зачастую испытывают неудовлетворен-ность, которую связывают с КДО. Однако на самом деле причиной может быть неудовлетворенностью содержанием курса или тем, как он организован преподавателем.  
     Большое внимание наряду с подготовкой студентов следует уделять тре-нингу преподавателей, методистов и вспомогательного персонала, приз-ванных обеспечивать проведение курса КДО. В противном случае весьма вероятна такая ситуация, когда студенты окажутся более подготовленными к КДО, чем преподаватели, ведущие этот курс. Для подготовки преподавателей и методистов могут использоваться руководства, где бы излагались основные различия между дистанционным и очным обучением, пособия по работе в сети, где бы рассматривались основные возникающие проблемы, специа-льные телеконференции в рамках высшего учебного заведения, своего рода "клуб", в том числе конференции для новичков, проводимые опытными преподавателями.  
     С точки зрения дидактического принципа эффективности, разрабатыва-емые технологии КДО должны оцениваться, исходя из следующих критериев:

- качество предметного  содержания учебной программы;  
- эффективность ее реализации (технологическое и педагогическое качество);  
- полнота использования существующих и новых технологических возможностей и ресурсов.

     При этом  качество оценивается по следующим  параметрам:

- сопоставимость с  лучшими образцами традиционного  образования;  
- решение актуальных проблем образования: связь обучения с жизнью, гума-низация, демократизм, активизация роли учащихся, подготовка к жизни в многокультурном обществе.

     Параметры  оценки эффективности реализации  следующие: 

- программы должны  быть доступны и людям с  теми или иными ограниче-ниями,  например, инвалидам, а также лицам, испытывающим культурные трудности, переживающим затруднительные обстоятельства и т.д.  
- ориентация на взаимодействие (сотрудничество) обучающихся;  
- в центре внимания должны быть сами обучающиеся.

     Экономическая  эффективность дистанционной образовательной техноло-гии оценивается по следующим параметрам:

- экономия при увеличении  масштабов;  
- высвобождение преподавателей, осуществлявших традиционное обучение;  
- использование существующей материальной базы: помещений, оборудования, инфраструктуры.

     В  качестве  основных черт, которыми должно  обладать современное образование,  называются 

- многосторонняя связь;  
- пространственная и временная независимость обучаемых;  
- взаимодействие, основанное на использовании текстов и компьютерных сетей.

    

     В качестве  основных причин для использования  КДО называются:

- обеспечение удобными  средствами для обучения или  общения;  
- широкие возможности для групповой работы;  
- более успешное общение с преподавателем (методистом);  
- сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);  
- свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;  
- удобство при ведении личных дел учащихся;  
- возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;  
- возможность проходить тесты в режиме прямого доступа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДО: настоящее и будущее.

 

     В настоящее  время ДО и высшее образование  находится в процессе адап-тации  к происходящим в обществе  изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды так же, как когда-то упор на учебную аудиторию и кампус привели к понятию учебного времени. На-зревает переосмысление роли образования, теперь менее зависимого от гео-графического положения и более - от интересов профессиональных сооб-ществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки молодых кадров и переподготовки старых. Эта же тенденция выразится в ближайшем будущем в массовой переработке учебных про-грамм. Новые технологии ДО прекрасно подходят для оценки успехов обу-чаемых "по результатам", а следовательно, и для построения программ, ори-ентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистан-ционное образование третьего поколения наделит учащихся возможностью быть автономными познающими субъектами, значительно изменит привыч-ные отношения учитель-ученик. Более того, новые технологии, среды и мето-ды позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию реше-ний, действиям в неопределенных проблемных ситуациях, развитие системы ценностей, межкультурное взаимодействие и общение. Все это может стать реальностью с внедрением методов ДО.  
     Можно указать несколько возможных стратегий развития ДО.

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования