1. Учебным заведениям следует
начинать думать о ДО в терминах
взаи-модействия между учебными
заведениями, а не в терминах
конкретных про-грамм. Это потребует
новых подходов к разработке
программ, поскольку ДО в состоянии
распространиться за пределы различий
между очным и заочным обучением и даже
подготовкой и переподготовкой кадров.
2. Учебным заведениям надо продумать организацию
и управление развити-ем ДО с целью более
гибкого использования новых технологических
возмож-ностей в соответствии с нуждами
конкретных программ. Потребуются
новые организационные подходы по мере
развития ДО от односредового к многосредовому.
3. Учебным заведениям необходимо определиться
с целями и перспективами ДО, определить
учебные, технические и административные
цели ДО и ответить на вопросы:
- какие учебные программы выиграют от
внедрения ДО?
- насколько глубоко следует внедрять
ДО?
4. Учебным заведениям следует разработать
модель своего взаимодействия. Она должны
отражать потенциальные отношения со
средней школой, техникумами, с бизнесом
и промышленностью, а также другими учебными
заведениями региона, всего государства
и других стран.
ДО вышло из прошлого десятилетия
как серьезный претендент на изменение
всего высшего образования. Глубина
этого изменения определяется
тенденциями в использовании технологий,
в пересмотре отношений между учебными
заведениями, между учебными заведениями
и учениками, в появлении новых видов деятельности
внутри учебными заведениями. Нынешняя
обстановка предлагает учебным заведениям
небывалую возможность для создания такой
образовательной среды, где технологии
будут прежде всего сориентированы на
потребности учащихся.
В качестве основных преимуществ дистанционного
обучения на основе компьютерных сетей
( по сравнению с обычным заочным образованием
) зарубежные специалисты-практики указывают:
- обеспечение удобными средствами для обучения или общения;
- широкие возможности для групповой работы;
- более успешное общение с преподавателем (методистом);
- сокращение времени для ответа преподавателя (методиста);
- свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;
- удобство при ведении личных дел учащихся;
- возможность быстрого получения и отсылки домашних заданий;
- возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.
(Е.Н.Каракозова, Барнаульский государственный педагогический
университет )
Основываясь на материалах второй международной
конференции по дистанционному образованию
(ДО), проходившей в июле 1996 года в Москве,
в неформальной форме попытаемся сделать
обзор современных проблем ДО.
Столетиями основная
технология обучения оставалась
неизменной: учитель выходил перед
всем классом, выдавал новый
учебный материал, писал необходимое
на доске, руководил устными и письменными
опросами и тестированием. Учитель был
хранителем знания, ему отводилась роль
передатчика готовых знаний. Даже появление
телевидения и компьютеров в 60-е годы не
изменило, а только дополнило учебный
процесс новыми техническими возможностями.
Было обычной практикой акцентировать
внимание на фактах и проблемах, а не на
методе и эксперименте.
За последние 10-15 лет
произошли качественные изменения
в сфере производства, сравнимые
с началом промышленной революции
около двух столетий назад, на смену индустриальному
обществу пришло общество информационное.
Мы являемся свидетелями процесса информатизации
всех сфер жизнедеятельности человека.
Образование же всегда было областью человеческой
деятельности, наименее подверженной
изменениям: объем знаний возрастал, а
методика передачи знаний оставалась
неизменной.
Грядущий "информационный
век" предъявляет новые требования
к институту образования. В
современных условиях "знать как"
гораздо важнее, чем "знать
что". Как достичь необходимого баланса между
передачей готовых знаний и процессом
самостоятельного добывания знаний отдельными
учащимися? Важной целью современного
учителя является "научить учиться",
научить учащегося построить собственный
учебный процесс, позволяющий ему развивать
свои интеллектуальные возможности, освободить
его от ограничения временем и местом
обучения. Взаимоотношения учителя
и учащегося меняются в этом процессе:
учитель становится наставником (инструктором,
тьютором, модератором), он должен внушать
желание учиться, показать путь для независимого
обучения и самообучения, облегчить доступ
учащемуся к необходимой информации. Компьютер
же становится организатором такого рода
учебной деятельности, посредником между
учащимся и предметом деятельности.
Есть прекрасная, старая
как мир технология - книга, другая
не менее известная почта. В
общем, новые технологии становятся
более открытыми, когда они
перестают быть новыми. Они становятся
более дешевыми и привычными
большему числу людей , возможно
достигая стадии, которой достигло
телевидение в большинстве стран, став
скорее общественным институтом, чем частным
средством для всех. Хотя печать и бумага
еще не отжили свое даже в самых передовых
обществах, международная электронная
передача информации, последовавшая за
бумажными формами, стала лучшим достижением
последнего времени. Прогнозируется переход
от распространения научно-технической
информации на бумажном носителе к распространению
информации в электронной форме либо на
техническом носителе через международные
и национальные банки данных и компьютерные
сети.
Образование закладывает
будущее страны, задает его. В последнее
десятилетие во всем мире возрос интерес
к новым формам усвоения знаний:
так называемому дистанционному
обучению (ДО). Энтузиасты дистанционного обучения продемонстрировали
мощь компьютерных коммуникаций и других
новых информационных технологий (НИТ)
в доставке образования в разные точки
земного шара. Идея дистанционного обучения
не нова, всем нам известен термин "заочное
обучение". С 1938 года существует Международный
Совет по Заочному Образованию - одна из
старейших международных образовательных
организаций, которая с 1982 года известна
как Международный Совет по Дистанционному
Образованию (ICDL). Появился новый термин
"глобальное образование" , он подразумевает
целостную систему международного высшего
образования и содержит те же общие компоненты:
содержание образования, педагогов и технологию
передачи знания, большое значение также
имеют организационные приготовления,
которые облегчают международное сотрудничество
в создании и распространении нового образования.
Дистанционное
обучение прошло несколько стадий.
Первой их них была стадия "один
на один" или "один c несколькими",
в которой виды средств связи
между преподавателем и учеником были ограничены: обычная
почта, телефон, компьютеры. Количество
людей, обеспечивающих эту стадию ограничено,
и большинство компонентов обеспечения
независимы друг от друга.
Следующей стадией
стала "один cо многими", которая
появляется благодаря доступности
терминалов с одной стороны, как правило
со стороны ученика. Стали увеличиваться
и виды средств связи, включая часто используемые
видео и аудиокассеты, связь через спутники,
компьютерные конференции, видео-телефон.
Третья стадия развития
ДО характеризуется появлением и популярностью
Internet в начале 80-х. Его влияние было столь
огромно, что связь "многих со многими"
и системы обмена информацией стали общими.
Число поставщиков ДО росло, несмотря
на временные и географические ограничения.
Методы доставки информации расширялись
благодаря современным коммуникационным
системам: интеграции радио, телефона,
телеграфа, спутниковой и кабельной системы
связи, которые позволяют максимально
быстро передавать информацию в любую
точку земного шара.
Сегодня можно говорить
и о четвертой стадии. С начала
90-ых число пользователей Internet
экспоненциально растет: в настоящее
время это число составляет 35
- 40 миллионов и предполагается, что
оно достигнет 100 млн.
Еще в 1986 в США
на Всемирной конференции по непрерывному
инженерному образованию Тюрофф и Хильц
представили доклад об образовательных
возможностях компьютерных конференций,
т.е. об эффективности дистанционного
компьютерного обучения. Затем, в 1988 Хильц
в Технологическом Институте Джерси суммировал
5-летний опыт в двухтомном докладе по
преподаванию и обучению в виртуальных
классах. Эффективность такой системы
доставки знаний в среде класса была признана:
- для основной массы студентов
- комфортабельной;
- неудобной для тех, кто слабо
образован и не обладал сильной мотивацией
или способностями;
Отмечалась и большая
доступность педагога при работе
в такой среде.
90-ые годы стали
эрой совместных ресурсов благодаря
Электронному Кампусу, который
включает виртуальные классы, холлы,
учебные центры и Электронные библиотеки.
Дистанционное обучение эксплуатирует
НИТ, а именно: телевидение, аудио, видео,
компьютеры либо сочетание всего этого
как мультимедиа, чтобы обеспечить добавление
или замену лекций, лабораторных и посещения
библиотек. Оно поможет справиться с увеличивающимся
потоком знания и требованиями к знанию.
Огромные ресурсы, такие как библиотеки
и различные банки данных редко бывают
собраны в одном месте, и продукция ДО
может и должна создаваться коллективно,
на первоначальном этапе дорогая для производства,
позднее дешевеет при репродуцировании.
Студент поколения мультимедиа будет
сознательным потребителем, способным
к выбору среди предложений всемирных
университетов; степени также будут доступны
на расстоянии. Новое поколение растет
в мире технологически искушенном, где
будут связываться через компьютеры, испытывать
мир на искусственном экране и не только
через видеоигры. Они ожидают того же удобства
и технологий в своем образовании.
Чтобы развивать дистанционное
обучение в будущем, надо облегчить двухстороннюю
мультимедиа систему коммуникаций и предложить
образовательную среду и инфраструктуру
более дешевую, чтобы все большее количество
институтов смогло участвовать в проекте.
И тогда высококачественное высшее образование
может быть предложено большому количеству
студентов без дорогого университетского
оборудования.
Происходит процесс
включения общедоступных коммерческих
и бесплатных баз данных и
знаний в интегрированную систему
связи. Это напоминает проникновение
радио в 20-ых, телевидения в 30-ых и компьютеров
в 50-ых. В частности, ресурсы, доступные
через электронные библиотеки, включают,
по меньшей мере, десятки журналов и периодику,
в том числе по дистанционному образованию.
Благодаря Internet стало возможным получить
доступ к десяткам университетских линий
связи, Открытому (Виртуальному) Университету,
включающему Всемирную сеть Академии,
Открытый Университет Великобритании
и т.д. Новые ИТ устремляются вперед благодаря
сотрудничеству, которое развивается
в последние годы региональными ассоциациями:
Азиатской ассоциацией Открытых Университетов,
Латиноамериканской совместной Сетью
по развитию ДО, Европейской Ассоциацией
открытых университетов. В основном, они
предлагают курсы с получением степени
для ряда областей знаний. Например, Всемирная
сеть Академии охватывает более 20 предметных
областей, включая сельское хозяйство,
искусство, бизнес, общественные науки,
проектирование, иностранные языки, религию,
отдых. Каждая тема содержит определенное
число программ, а каждая программа в свою
очередь - большое число курсов, например:
"Бизнес" предоставляет пользователю
71 программу и 622 курса. Таким образом,
происходит создание конкурирующего рынка
образовательных программ. А одной из
окончательных целей ДО является обеспечение
лучшими лекциями по данной дисциплине
и снабжение лучшими источниками информации.
Существует ряд примеров
получения полноценного образования
в зарубежных высших учебных
заведениях через систему ДО
российскими студентами. Например,
несколько групп студентов московских
вузов обучались в системе Открытого образования
Австралии (бакалавриат по торговле и
маркетингу). Они используют те же учебные
материалы, передают свои работы и сдают
экзамены с помощью электронной почты,
предполагается и присвоение ученой степени
в конце обучения.
Нет нужды лишний
раз убеждать в эффективности
международного образования, его
независимости от политики, экономики
и простоте связи. А это влечет
за собой непрерывное расширение
и улучшение дистанционного образования.
Его формы и содержание должны ответить
на главные сегодняшние требования: доступность,
равенство и демократичность дистанционного
образования. Оно должно быть легко доступным
для масс и недорогим, в отличии от классического
высшего. Другое требование современного
общества: непрерывное обучение (обучение
через всю жизнь) включает адаптируемость
обучения и подготовку учащихся для непрерывного
и осмысленного обучения.
Ввиду быстрой смены
устаревающей техники возрастает
потребность в постоянной переподготовке
профессиональных кадров. Многие, получив
первоначальную квалификацию, вступают
во вторичное образование для роста профессиональной
карьеры либо для смены области деятельности.
Они получают эту возможность благодаря
различным телекоммуникационным программам
и курсам. Глобальное обучение нуждается
в гибких формах: необходимо учитывать
разный уровень знаний учащихся. Перед
системой образования стоит задача: подготовить
думающего, даже нестандартно мыслящего
учащегося. Появился и новый термин для
такого рода обучения: обучение, базирующееся
на поиске. Оно заключается в обеспечении
студентов средствами, направлением и
стимулами для собственного независимого
обучения. Оно должно обеспечить легкость
взаимодействия с учителем и с другими
учащимися. Происходит смещение акцента
с дидактической роли учителя на роль
проводника по пути к знанию, "мудрец
на сцене" уступает место "гиду в
неизвестной области знаний".
В настоящее время
в России происходит внедрение
новейших средств телекоммуникаций
в сферы образования и научных исследований.
Все более важную роль приобретают современные
способы передачи и обмена информацией
между научными центрами, университетами
и отдельными исследованиями, методы доступа
к удаленным банкам данных, содержащих
актуальную научную информацию, внедрение
новых форм образования с использованием
компьютерных сетей. Компьютерные средства
связи, специализирующиеся на сетевых
энциклопедиях, обучение с компьютерной
поддержкой - естественная часть образовательной
среды сегодняшнего дня. Какие же возможности
эффективного использования НИТ в системе
образования нашей страны существуют?
Можно широко использовать учебные компьютерные
сети , развернутые на Западе. Выше приведены
наиболее интересные примеры подобного
участия отечественных вузов в зарубежных
информационных сетях. В подобного рода
проектах много положительного: это и
опыт совместной работы с представителями
иной культуры, углубленное знание иностранного
языка и страноведение, это и возможность
опубликовать полученные результаты,
и средство сбора общественного мнения
по интересующим вопросам.