Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
- информационное обеспечение
ДО в регионе (ведение
Метод обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое пред-ставление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.
Содержание
обучения - это состав, структура
и материал учебной инфор-
Средства обучения представляют
содержание обучения, контроль и упра-вление
учебно-познавательной деятельностью
обучающихся.
В традиционном учебном
процессе такими средствами являются:
печатные издания: учебников, учебно-методических
пособий, справочников, дискеты с учебной
информацией, записи на доске, плакаты,
кинофильмы, видеофильмы, а также слово
преподавателя.
При получении дистанционного
образования средства обучения значи-тельно
шире и, кроме традиционных, включают такие,
как:
- учебные электронные издания;
- компьютерные обучающие системы;
- аудио- видео учебные материалы и мн. др.
Электронные
издания учебного назначения, обладая
всеми особен-ностями бумажных
изданий, имеют ряд
Компьютерные обучающие
системы - программные средства учебного
назначения, которые широко используется
в образовательном процессе ДО и позволяют:
- индивидуализировать подход и дифференцировать
процесс обучения;
- контролировать обучаемого
с диагностикой ошибок и
- обеспечить самоконтроль
и само коррекцию учебно-
- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
- демонстрировать визуальную учебную информацию;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
- прививать умение
в принятии оптимальных
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
- передать культуру познания и мн. др.
Организационные
формы обучения.
В педагогической практике вузов выработались хорошо известные
формы (виды) обучения. Наиболее распространенные
из них: лекции, семинары, ла-бораторные
занятия, контрольные работы, экзамены
и др.
Лекции ДО, в отличие от традиционных
аудиторных, исключают живое общение с
преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ.
Для записи лекций используются аудио
и видео - кассеты, CD-ROM - диски и т.д. Испо-льзование
новейших информационных технологий (гипертекста,
мультиме-диа, ГИС-технологий, виртуальной
реальности и др.) делает лекции вырази-тельными
и наглядными. Для создания лекций можно
использовать все воз-можности кинематографа:
режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие
лекции можно слушать в любое время и на
любом расстоянии. Кроме того, не требу-ется
конспектировать материал.
Семинары ДО являются активной
формой учебных занятий. Семинары ДО проводятся
с помощью видеоконференций. Они позволяют
войти в дис-куссию в любой точке ее развития,
вернуться на несколько шагов назад, прочитав
предыдущие высказывания. Преподаватель
может оценить ус-воение материала по
степени активности участника дискуссии.
Увеличива-ется количество взаимодействий
студентов между собой, а сам преподава-тель
выступает в роли равноправного партнера.
Консультации ДО являются
одной из форм руководства работой обучае-мых
и оказания им помощи в самостоятельном
изучении дисциплины. Испо-льзуется телефон
и электронная почта, а также - телеконференция.
Консуль-тации помогают педагогу оценить
личные качества обучаемого: интеллект,
внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы ДО
предназначены для практического усвоения
ма-териала. В традиционной образовательной
системе лабораторные работы тре-буют:
специального оборудования, макетов, имитаторов,
тренажеров, хими-ческих реактивов и т.д.
Возможности ДО в дальнейшем могут существенно
упростить задачу проведения лабораторного
практикума за счет использова-ния мультимедиа-технологий,
ГИС-технологий, иммитационного моделиро-вания
и т.д. Виртуальная реальность позволит
продемонстрировать обучае-мым явления,
которые в обычных условиях показать очень
сложно или во-обще невозможно.
Контроль ДО - это проверка
результатов теоретического и практического
усвоения обучаемым учебного материала.
В ДО оправдал себя и заслужил признания
тестовый контроль. Тест, как правило,
содержит обширный пере-чень вопросов
по дисциплине, на каждый из которых предлагается
несколько вариантов ответов. Студент
должен выбрать среди этих вариантов правиль-ный
ответ. Тесты хорошо приспособлены для
самоконтроля и очень полезны для индивидуальных
занятий.
Фундаментальная информатика
является неотъемлемой частью ДО.
Участникам ДО (слушателям и педагогам)
необходимо иметь определенный уровень
подготовки, чтобы уметь пользоваться
методами, средствами и орга-низационными
формами обучения ДО. Поэтому неотъемлемой
частью ДО должна быть фундаментальная
информатика как естественнонаучная дисциплина.
Рассмотрим
модели обучения в
Термин "дистанционное
образование" обозначает
- изложение предметного
содержания;
- взаимодействие с преподавателями;
- выполнение практических заданий.
Каждая
модель дистанционного
А. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА имеет место
в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные
технологии распространяют курс, рассчитанный
на один класс, на группы студентов, находящихся
в раз-ных местах. Типичный результат -
смешанный класс, который объединяет традиционно
обучаемых и дистанционных студентов.
Учебное заведение и деканат контролируют
успеваемость.
Характеристика данной модели:
- Занятия включают
в себя синхронные
- Количество участников варьируется от
одного до пяти и более; чем больше количество
участников, тем выше техническая, логическая
и познавательная сложность.
- Учащимся удобней организовать свое
учебное место дома или на работе, чем,
находясь в учебном заведении.
- Учебные заведения способны обслужить
небольшое количество студентов, находящихся
в том или ином месте.
- От студентов и преподавателей ускользает
мимика и другая не вербальная информация,
важная в процессе обучения.
Б. МОДЕЛЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Контакт между студентом
и методистом достигается путем использова-ния
телефона, компьютерных конференций, электронной
и обычной почты.
Характеристики модели:
- Не проводятся занятия
в классе: студенты обучаются
самостоятельно, сле-дуя подробным
инструкциям программы.
- Студенты взаимодействуют с методистом
и иногда с остальными студе-нтами.
- Представление содержания курса происходит
через печатные издания, ком-пьютерные
диски или видеозаписи, которые студенты
могут изучать в любое удобное время.
- Материалы курса используются в течение
нескольких лет и, как правило, являются
результатом структурированного процесса
разработки, в который вовлечены создатели
курса, эксперты и специалисты по средам
обучения. Эти материалы являются общими
для всех методистов.
В. МОДЕЛЬ
ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛАСС включает
в себя исполь-зование
Характеристики модели:
- Представление содержания
курса происходит через
- Материалы курса используются более одного семестра и отличаются
для каждого преподавателя (например,
видеозапись его лекций).
- Студенты периодически собираются вместе
для проведения занятий с учас-тием преподавателя.
При этом используются интерактивные
технологии (в соотвествии с моделью распределенного
класса).
- Занятия в классе проводятся для того,
чтобы студенты могли обсудить и уточнить
основные понятия, получить навыки решения
задач, групповой работы, выполнения лабораторных
работ, моделирования и других прик-ладных
исследований.
Можно
сформулировать некоторые
- При организации системы
распространения учебных
- Если учебное заведение решило проводить
письменные экзамены, проце-дура экзаменов
должна быть тщательно продумана и организована.
Экзаме-ны могут проводиться в самом учебном
заведении или в удаленных специ-ально
организованных экзаменационных пунктах.
Личности сдающих экза-мен, должны удостоверяться
с помощью фотографии, Необходимо обеспе-чивать
одинаковые условия для сдающих экзамены
во всех местах и следить за этим с помощью
соответствующих технических систем наблюдения
и кон-троля. Важно, чтобы учащимся предоставлялась
возможность самим выби-рать экзаменатора,
из числа одобренных учебным заведением.
При проведении
экзамена должна тщательно
- Учащиеся, которые находятся за пределами учебного
заведения, нуждаются в специальных образовательных
услугах, сервисе. Контакты учащихся с
вы-ездным преподавателем имеют решающее
значение, поскольку учебные заве-дения
всех типов должны обеспечить аккуратное
поступление информации по всем учащимся.
Консультации могут проводиться по телефону,
электрон-ной почте или очно на выездных
консультационных пунктах.
- Должен быть обеспечен свободный доступ
к источникам неучебной инфор-мации. Учащимся
должно быть хорошо известно, к кому обращаться
со спе-цифическими вопросами. Часто это
наилучшим образом достигается с помо-щью
печатных материалов для заочного обучения.
- Обычно преподаватели имеют определенное
время для индивидуальных консультаций
с учащимися. Должен быть налажен механизм,
с помощью ко-торого дистанционные учащиеся
могут связаться с преподавателем. Препо-даватель
может сообщить учащимся свой телефонный
номер, приемные ча-сы, адрес электронной
почты. В случаях, когда проводятся аудиторные
заня-тия, преподаватели должны указать
время использования телекоммуникаци-онных
технологий (до или после уроков, во время
перемен) для обсуждения общих проблем
и связи с дистанционными учащимися.
- Многие учебные программы традиционных
учебных курсов предполагают легкий доступ
к ресурсам учебных заведений, таких как
библиотеки, научные лаборатории, компьютерное
оборудование и программное обеспечение.
Су-щественно, чтобы при дистанционном
обучении преподаватели и админист-рация
совместно продумали, как достичь целей
обучения, если учащиеся не имеют доступа
к учебной базе заведения. Решение в некоторых
случаях мо-жет состоять в использовании
межвузовской базы, более широкого использо-вания
компьютеров и компьютерных сетей.
Сравнивая
технологии дистанционного
Сформулируем девять принципов, основополагающих для процесса обу-чения. [ ]
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования