Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

-  информационное обеспечение  ДО в регионе (ведение региональных  баз данных и конференций по  ДО, зеркалирование наиболее интересной  инфор-мации по ДО из-за пределов  региона на местном сервере).

 

 

 

 

  1. Методические основы и средства ДО

 

     Метод обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое пред-ставление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.

     Содержание  обучения - это состав, структура  и материал учебной инфор-мации,  а также комплекс задач, заданий и упражнений, передаваемых студен-там, которые формируют их профессиональные навыки и умение, способст-вуют накоплению первоначального опыта трудовой деятельности. 
      Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и упра-вление учебно-познавательной деятельностью обучающихся. 
     В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя.  
      При получении дистанционного образования средства обучения значи-тельно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

- учебные электронные  издания;

- компьютерные обучающие  системы;

- аудио- видео учебные материалы и мн. др.

       Электронные  издания учебного назначения, обладая  всеми особен-ностями бумажных  изданий, имеют ряд положительных  отличий и преиму-ществ. В частности:  компактность хранения в памяти  компьютера или на дискете,  гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, воз-можность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пере-сылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обес-печение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятель-ного получения и контроля знаний. 
     Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют: 
- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

- контролировать обучаемого  с диагностикой ошибок и обратной  связью;

- обеспечить самоконтроль  и само коррекцию учебно-познавательной деятельности;

- сократить время обучения  за счет трудоемких вычислений  на компьютере;

- демонстрировать визуальную  учебную информацию;

- моделировать и имитировать  процессы и явления;

- проводить лабораторные  работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

- прививать умение  в принятии оптимальных решений;

- повысить интерес  к процессу обучения, используя  игровые ситуации;

- передать культуру  познания и мн. др.

     Организационные  формы обучения. 
     В педагогической практике вузов выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, ла-бораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др. 
     Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио и видео - кассеты, CD-ROM - диски и т.д. Испо-льзование новейших информационных технологий (гипертекста, мультиме-диа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции вырази-тельными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все воз-можности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требу-ется конспектировать материал.  
     Семинары ДО являются активной формой учебных занятий. Семинары ДО проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дис-куссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить ус-воение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличива-ется количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподава-тель выступает в роли равноправного партнера. 
     Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучае-мых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Испо-льзуется телефон и электронная почта, а также - телеконференция. Консуль-тации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление. 
     Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения ма-териала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы тре-буют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, хими-ческих реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использова-ния мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, иммитационного моделиро-вания и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучае-мым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или во-обще невозможно. 
      Контроль ДО - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. В ДО оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный пере-чень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать среди этих вариантов правиль-ный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий. 
      Фундаментальная информатика является  неотъемлемой частью ДО. 
Участникам ДО (слушателям и педагогам) необходимо иметь определенный уровень подготовки, чтобы уметь пользоваться методами, средствами и орга-низационными формами обучения ДО. Поэтому неотъемлемой частью ДО должна быть фундаментальная информатика как естественнонаучная дисциплина.

     Рассмотрим  модели обучения в дистанционном  образовании.

     Термин "дистанционное  образование" обозначает различные образовате-льные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обуча-емые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образова-ния, различные модели дистанционного образования строятся на основе глав-ных компонент процесса обучения:

- изложение предметного  содержания;  
- взаимодействие с преподавателями;  
- выполнение практических заданий.

      Каждая  модель дистанционного образования  использует технологии, тем или  иным образом воздействующие  на эти компоненты.  
     А. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в раз-ных местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость.  
     Характеристика данной модели:

- Занятия включают  в себя синхронные коммуникации; студенты и препо-даватели должны  находиться в определенном месте в определенное время (по крайней мере раз в неделю).  
- Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность.  
- Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем, находясь в учебном заведении.  
- Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте.  
- От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.

      Б. МОДЕЛЬ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ освобождает  студен-тов от необходимости находиться  в определенном месте в определенное  вре-мя. Студенты обеспечиваются  набором материалов, включающим  изложение курса и подробную  программу, и получают возможность обращаться к сот-руднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопро-сы и оценивает работу.  
      Контакт между студентом и методистом достигается путем использова-ния телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.  
     Характеристики модели:

- Не проводятся занятия  в классе: студенты обучаются  самостоятельно, сле-дуя подробным  инструкциям программы.  
- Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студе-нтами.  
- Представление содержания курса происходит через печатные издания, ком-пьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время.  
- Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов.

      В. МОДЕЛЬ  ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛАСС включает  в себя исполь-зование печатного  изложения курса и других средств (например, видеозапи-сей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекомму-никационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы.  
     Характеристики модели:

- Представление содержания  курса происходит через печатные  издания, ком-пьютерные диски  или видеозаписи, которые студенты  могут изучать в любое удобное  время, индивидуально или в  группе.  
- Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций).  
- Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с учас-тием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соотвествии с моделью распределенного класса).  
- Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прик-ладных исследований.

      Можно  сформулировать некоторые требования, не зависящие от приня-той модели  обучения:

- При организации системы  распространения учебных материалов  очень важ-но, чтобы все учащиеся  получали их вовремя. Учащиеся  должны получать все необходимые материалы для выполнения заданий, для участия в груп-повых или классных занятиях (в моделях А и В), для извлечения максималь-ной пользы из обратной связи с преподавателем. Учащиеся, находящиеся в других регионах, не должны оказываться в невыгодном положении.  
- Если учебное заведение решило проводить письменные экзамены, проце-дура экзаменов должна быть тщательно продумана и организована. Экзаме-ны могут проводиться в самом учебном заведении или в удаленных специ-ально организованных экзаменационных пунктах. Личности сдающих экза-мен, должны удостоверяться с помощью фотографии, Необходимо обеспе-чивать одинаковые условия для сдающих экзамены во всех местах и следить за этим с помощью соответствующих технических систем наблюдения и кон-троля. Важно, чтобы учащимся предоставлялась возможность самим выби-рать экзаменатора, из числа одобренных учебным заведением.

     При проведении  экзамена должна тщательно соблюдаться  секретность, начиная от составления  экзаменационных заданий до выставления  оценок. До и после проведения экзамена доступ к материалам должны иметь лишь определенные люди, материалы должны храниться на определенном рабочем месте или кабинете. В качестве меры предосторожности можно сделать ко-пии работ перед пересылкой их для проверки.

- Учащиеся, которые находятся за пределами учебного заведения, нуждаются в специальных образовательных услугах, сервисе. Контакты учащихся с вы-ездным преподавателем имеют решающее значение, поскольку учебные заве-дения всех типов должны обеспечить аккуратное поступление информации по всем учащимся. Консультации могут проводиться по телефону, электрон-ной почте или очно на выездных консультационных пунктах.  
- Должен быть обеспечен свободный доступ к источникам неучебной инфор-мации. Учащимся должно быть хорошо известно, к кому обращаться со спе-цифическими вопросами. Часто это наилучшим образом достигается с помо-щью печатных материалов для заочного обучения.  
- Обычно преподаватели имеют определенное время для индивидуальных консультаций с учащимися. Должен быть налажен механизм, с помощью ко-торого дистанционные учащиеся могут связаться с преподавателем. Препо-даватель может сообщить учащимся свой телефонный номер, приемные ча-сы, адрес электронной почты. В случаях, когда проводятся аудиторные заня-тия, преподаватели должны указать время использования телекоммуникаци-онных технологий (до или после уроков, во время перемен) для обсуждения общих проблем и связи с дистанционными учащимися.  
- Многие учебные программы традиционных учебных курсов предполагают легкий доступ к ресурсам учебных заведений, таких как библиотеки, научные лаборатории, компьютерное оборудование и программное обеспечение. Су-щественно, чтобы при дистанционном обучении преподаватели и админист-рация совместно продумали, как достичь целей обучения, если учащиеся не имеют доступа к учебной базе заведения. Решение в некоторых случаях мо-жет состоять в использовании межвузовской базы, более широкого использо-вания компьютеров и компьютерных сетей.

     Сравнивая  технологии дистанционного обучения, приходим к выводу, что большинство из них использует традиционную модель "преподаватель как лектор". Как правило, такие видеоконференции обеспечивают одностороннюю спутниковую связь. В случае необходимости студенты в оп-ределенные часы могут дозвониться до преподавателя по телефону. В резуль-тате взаимодействие между преподавателем и студентами очень ограничено. Другие технологии предоставляет возможность взаимодействия в аудио-режиме, видеорежиме или режиме обмена данными по отдельности, но не допускают интеграции этих режимов. Компьютерные конференции являются средством обмена информацией в графической или текстовой информацией с временной задержкой. Им недостает тех возможностей для общения, кото-рыми обладают видеоконференции.

     Сформулируем девять  принципов, основополагающих для процесса обу-чения. [  ]

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования