Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Здоровьесберегающий включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля – важный компонент, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство, которые функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами, обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. Природная среда является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать  вывод, что здоровьесберегающее  поведение учащихся старших классов должно формироваться по двум направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни; преодоление, уменьшение факторов риска. При этом необходимо делать акцент на личную ориентацию подростков на здоровье.

Здоровьесберегающий образ жизни:

► положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат – уменьшает затраты на лечение;

► способствует увеличению продолжительности жизни человека;

► обеспечивает удовлетворенность  жизнью, хорошие взаимоотношения  в семье, здоровье и счастье детей;

► является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую  социальную активность и социальный успех;

► обусловливает высокую  работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;

► позволяет отказаться от вредных привычек, рационально  организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного  отдыха.

 

    1. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура

Динамические изменения  социальных, культурных, экономических  условий жизни современного общества обуславливают возрастание значимости физического, психического и нравственного  здоровья человека как основного показателя качества человеческой жизни.

Вопросы охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего  поколения, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и  пропагандированию здорового образа жизни являются в приоритете образовательной политики, что закреплено в нормативно-правовой основе функционирования системы образования: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Законе РФ «Об образовании» и ряде других.

В настоящее время  российское образование находится в состоянии модернизации. Разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» представляют четыре основных структурных элемента:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;
  • опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

В данном документе утверждается, что «освоение этих четырех типов  опыта позволяет сформировать у  учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной  педагогической литературе часто называют компетентностями», фиксируя компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.

Учитывая главные цели общего образования, структурное представление  социального опыта личности и  основные виды деятельности учащихся, с позиции нашего исследования, представляет интерес здоровьесберегающая компетенция, представленная в перечне ключевых компетенций.

Рассматривая проблему укрепления и развития здоровья подрастающего  поколения, необходимо определить сущность этого понятия, выходящего за рамки теоретического исследования; от признания той или иной концепции здоровья зависит определение факторов, способствующих его сохранению и приумножению в подростковой среде.

Cуществует множество концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. П.И. Калью обобщил в пять моделей определения здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно-социальную и интегрированную [Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. С. 41].

С позиции аксиологического подхода здоровье понимается как  главная ценность жизни, и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье –  один из важнейших компонентов человеческого  счастья и одно из ведущих условий  успешного социального и экономического развития (А.Я. Иванюшкин; Д.В.Колесов; В.П. Петленко; Н.В. Сократов; Д.Н. Давиденко; А.В. Сахно; В.Ф. Сыч; Б.Г. Юдин), в рамках деятельностного подхода здоровье рассматривается как результат собственной деятельности (Н.М. Амосов; В.И. Белов; Т.Ф. Орехова; В.А. Левашова; А.А. Петраков; А.С. Ворончихин), культурологических подход трактует здоровье как область человеческой культуры (Н. Барышева; В. Касаткин; М.Б. Каченовский; Л.И. Маленкова; А.Б. Холмогорова; Н.Г. Гараян).

С позиции компетентностного подхода наиболее значимым является определение В.А. Лищук и Е.В. Мостковой: «Здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию». Ценность такого подхода в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней активности, творчества в процессе жизнедеятельности.

В связи с этим актуальной представляется проблема формирования индивидуального опыта развития здоровья собственными силами – «здравотворчества», которая особым образом актуализируется в подростковом возрасте, поскольку данный возраст является остро протекающим переходом от детства к взрослости и характеризуется эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью к критическим замечаниям, проявлением упрямства и негативизма, потребностью в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны «значимых людей», высокой подверженностью внешним воздействиям, неустойчивостью самооценки и трудностями социальной адаптации. Отсюда ведущей для подростков становятся рефлексивная и смыслотворческая деятельности, направленные на осознание своей ценности и индивидуальности.

Здоровьесберегающая компетенция  – это способы физического, духовного  и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка, личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, знание и владение способами безопасной жизнедеятельности.

Компетенции «закладываются» в образовательный  процесс посредством: технологий обучения; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Поднимается вопрос о  необходимости коррекции педагогического  процесса с целью его положительного влияния на здоровье и формирования здорового образа жизни учащихся (Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева) с применением методических приемов ведения учебного процесса (Г.И. Атаманова), средств и технологий обучения (Т.А. Антонова, И.В.Наливайко, З.И. Тюмасева) и возможностей образовательной среды (Н.С. Лопаева, М.П. Добрынкина, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева). Формирование готовности будущих учителей к здоровьесбережению в профессиональной деятельности рассматривается в трудах М.М. Куваевой, М.П. Колмогоровой.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и  опытом.

В педагогике существуют разные теоретические подходы к  определениям компетентности/компетенции  – личностно ориентированный (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) и синергетический (А.В. Болотов, В.В. Сериков), а также определения как описании результатов образования (Ю.Г. Татур, В.И. Байденко). Различие в трактовках компетентность/компетенция также обусловлены особенностями структуры деятельности специалистов разных профессиональных областей.

И.А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбережения как знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни [Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. С. 24–25].

Н.С. Лопаева определяет здоровьесберегающую компетенцию выпускника вуза как: «способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [Лопаева Н.С. Воспитательная среда вуза в формировании здоровьесберагающих компетенций // Вестник ЧГПУ. 2010. № 10. http://www.cspu.ru/uchenomu/vestnik.html. Доступен на 10.10.2012].

А.В. Хуторской представляет здоровьесберегающие компетенции в деятельностной форме:

• позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами  физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

• знать и применять  правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;

• владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

• иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации  активного отдыха и досуга;

• знать факторы положительного влияния здорового образа жизни  на общее состояние организма;

• уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств [Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. С. 58–64].

В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе» (1984 г.), дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из, большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере; а другие – к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве, составляющих эффективного поведения».

Дж. Равен приводит 39 видов  компетентностей. Среди них: ♦ тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; ♦ тенденция контролировать свою деятельность; ♦ готовность и способность обучаться самостоятельно; ♦ уверенность в себе; ♦ самоконтроль; ♦ склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; ♦ внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; ♦ самостоятельность мышления, оригинальность; ♦ готовность решать сложные вопросы; ♦ исследование, окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); ♦ готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; ♦ настойчивость; ♦ использование ресурсов; ♦ отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; ♦ способность принимать решения; ♦ персональная ответственность; ♦ способность к совместной работе ради достижения цели; ♦ способность побуждать других людей работать, сообща ради достижения поставленной цели; ♦ стремление к субъектной оценке личностного потенциала сотрудников; ♦ способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; ♦ терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; ♦ готовность заниматься организационным и общественным планированием и др.

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков