Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Здоровьесберегающий включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Эмоционально-волевой включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля – важный компонент, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство, которые функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Экологический учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами, обеспечивает физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. Природная среда является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающее поведение учащихся старших классов должно формироваться по двум направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни; преодоление, уменьшение факторов риска. При этом необходимо делать акцент на личную ориентацию подростков на здоровье.
Здоровьесберегающий образ жизни:
► положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат – уменьшает затраты на лечение;
► способствует увеличению
продолжительности жизни
► обеспечивает удовлетворенность жизнью, хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
► является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
► обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;
► позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха.
Динамические изменения
социальных, культурных, экономических
условий жизни современного общества
обуславливают возрастание
Вопросы охраны, укрепления,
сохранения и развития здоровья подрастающего
поколения, привития ценностных ориентаций
к сознательному ведению и
пропагандированию здорового
В настоящее время российское образование находится в состоянии модернизации. Разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» представляют четыре основных структурных элемента:
В данном документе утверждается, что «освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями», фиксируя компетентностный подход как одно из оснований обновления образования.
Учитывая главные цели общего образования, структурное представление социального опыта личности и основные виды деятельности учащихся, с позиции нашего исследования, представляет интерес здоровьесберегающая компетенция, представленная в перечне ключевых компетенций.
Рассматривая проблему укрепления и развития здоровья подрастающего поколения, необходимо определить сущность этого понятия, выходящего за рамки теоретического исследования; от признания той или иной концепции здоровья зависит определение факторов, способствующих его сохранению и приумножению в подростковой среде.
Cуществует множество концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья. П.И. Калью обобщил в пять моделей определения здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно-социальную и интегрированную [Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. С. 41].
С позиции аксиологического
подхода здоровье понимается как
главная ценность жизни, и занимает
самую высокую ступень в
С позиции компетентностного подхода наиболее значимым является определение В.А. Лищук и Е.В. Мостковой: «Здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию». Ценность такого подхода в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней активности, творчества в процессе жизнедеятельности.
В связи с этим актуальной представляется проблема формирования индивидуального опыта развития здоровья собственными силами – «здравотворчества», которая особым образом актуализируется в подростковом возрасте, поскольку данный возраст является остро протекающим переходом от детства к взрослости и характеризуется эмоциональной неустойчивостью, сензитивностью к критическим замечаниям, проявлением упрямства и негативизма, потребностью в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны «значимых людей», высокой подверженностью внешним воздействиям, неустойчивостью самооценки и трудностями социальной адаптации. Отсюда ведущей для подростков становятся рефлексивная и смыслотворческая деятельности, направленные на осознание своей ценности и индивидуальности.
Здоровьесберегающая компетенция
– это способы физического, духовного
и интеллектуального
Компетенции
«закладываются» в
Поднимается вопрос о
необходимости коррекции
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
В педагогике существуют разные теоретические подходы к определениям компетентности/компетенции – личностно ориентированный (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) и синергетический (А.В. Болотов, В.В. Сериков), а также определения как описании результатов образования (Ю.Г. Татур, В.И. Байденко). Различие в трактовках компетентность/компетенция также обусловлены особенностями структуры деятельности специалистов разных профессиональных областей.
И.А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбережения как знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни [Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. С. 24–25].
Н.С. Лопаева определяет здоровьесберегающую компетенцию выпускника
вуза как: «способность владеть средствами
самостоятельного методически правильного
использования методов физического воспитания
и укрепления здоровья, готовность к достижению
должного уровня физической подготовленности
для обеспечения полноценной социальной
и профессиональной деятельности» [Лопаева Н.С. Воспитательная
среда вуза в формировании здоровьесберагающих
компетенций // Вестник ЧГПУ. 2010. № 10. http://www.cspu.ru/uchenomu/
А.В. Хуторской представляет здоровьесберегающие компетенции в деятельностной форме:
• позитивно относиться
к своему здоровью, владеть способами
физического
• знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
• владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
• иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
• знать факторы положительного влияния здорового образа жизни на общее состояние организма;
• уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств [Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. С. 58–64].
В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе» (1984 г.), дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из, большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере; а другие – к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве, составляющих эффективного поведения».
Дж. Равен приводит 39 видов компетентностей. Среди них: ♦ тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; ♦ тенденция контролировать свою деятельность; ♦ готовность и способность обучаться самостоятельно; ♦ уверенность в себе; ♦ самоконтроль; ♦ склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; ♦ внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; ♦ самостоятельность мышления, оригинальность; ♦ готовность решать сложные вопросы; ♦ исследование, окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); ♦ готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; ♦ настойчивость; ♦ использование ресурсов; ♦ отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; ♦ способность принимать решения; ♦ персональная ответственность; ♦ способность к совместной работе ради достижения цели; ♦ способность побуждать других людей работать, сообща ради достижения поставленной цели; ♦ стремление к субъектной оценке личностного потенциала сотрудников; ♦ способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; ♦ терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; ♦ готовность заниматься организационным и общественным планированием и др.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков