Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
По проблеме здоровья существует масса наработок. С точки зрения педагогики имеет смысл определиться со спецификой понимания здоровья именно в рамках образования. В связи с этим имеет смысл говорить о здоровье обучающегося как педагогической категории.
Здоровье обучающихся старшего и среднего звена представляет собой способность к адаптации в установившихся условиях образовательного пространства и к поддержанию в образовательных процессах активных отношений с собой, с партнерами и с образовательными системами.
Здоровье обучающихся подростков наряду с их образованностью имеет смысл рассматривать в качестве основных результатов образовательного процесса. Из этого следует, что образовательный процесс должен быть здоровьсберегающим, направленным на сохранение паритета здоровья и образованности. Одним из аспектов здоровьесбережения в образовании является направленность на сотрудничество педагогов и обучающихся детей старших классов. Именно в рамках сотрудничества наиболее эффективно осуществляются позитивные изменения как с точки зрения развития, так и в отношениях с партнерами по образованию.
Одним из элементов здоровьесберегающего образовательного процесса должна быть особая технология обучения, направленная на достижение необходимого уровня образованности и сохранения здоровья участников образования.
3.2. Здоровьесберегающие технологии
Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. Поэтому среди приоритетов молодежной политики России в настоящее время важнейшее место занимает формирование здорового образа жизни подростков, развитие физической культуры и массового спорта.
Ключевая роль в формировании здоровьесберегающего поведения принадлежит здоровьесберегающим технологиям.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется качеством каждого из этих приемов и методов и их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в школе.
По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[ Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. С. 65–66].
Особенности здоровьесберегающего образовательного процесса:
Любая образовательная деятельность происходит в образовательном процессе. С целью сохранения здоровья участников образовательного процесса встает необходимость использования определенных средств и осуществления необходимых условий для достижения данной цели, что обеспечивает здоровьесберегающий образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:
♦ три группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности
♦ и три подгруппы. Одна из них – учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у подростков необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [Чепурных Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования. С. 3–13]. Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели здоровьесберегающие технологии.
Близкими к
Основные критерии, которым должны соответствовать здоровьесберегающие технологии:
◄ Обеспечение мотивации обучения
◄ Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций
◄ Обучение с учетом принципов природосообразности, здоровья, пола, целостности, уникальности их личности, безусловной любви и др.
◄ Обеспечение прочного запоминания
◄ Обеспечение адекватного восстановления сил
◄ Осознание успешности обучения.
Научение молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья – задача образовательных учреждений. За дальнейшими консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учетом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу, специалисту по социальной работе), специалисту по вопросам здоровья.
Смысл здоровьесберегающей технологии заключается в формировании у подростков потребности в здоровом образе жизни, осознании ответственности за свое здоровье. Этому способствуют:
◘ систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье и здоровом образе жизни;
◘ создание комфортной образовательной среды для всех учащихся;
◘ оптимизация учебной нагрузки, чередование учебного труда и отдыха;
◘ усиление диагностических функций для выявления: а) резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания; б) для усиления рефлексии педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы [Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. С. 87–88]: ● медико-гигиенические; ● физкультурно-оздоровительные; ● экологические здоровьесберегающие; ● обеспечения безопасности жизнедеятельности; ● здоровьесберегающие образовательные технологии. Последние следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся молодежи.
По характеру
действия здоровьесберегающие технологии
могут быть подразделены на: ◙ защитно-профилактические,
направленные на защиту человека от неблагоприятных
для здоровья воздействий; ◙ компенсаторно-нейтрализующие,
позволяющие восполнить недостаток того,
что требуется организму для полноценной
деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие
негативные воздействия; ◙ стимулирующие,
позволяющие активизировать собственные
силы организма, использовать его ресурсы
для выхода из нежелательного состояния;
◙ информационно-обучающие, которые обеспечивают
информирование о здоровье и способах
его сохранения, воспитывают культуру
здоровья, обучают навыкам здоровья [Сухарева О.В. Здоровьесбережение
молодежи, как направление социальной
работы образовательных учреждений. http://text.tr200.biz/referat_
Важно, чтобы учебные заведения использовали в своей работе по формированию здоровьесберегающего поведения у учащейся молодежи все здоровьесберегающие технологии. Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех участников образовательного процесса.
При внедрении
в образовательный процесс
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. С. 4].
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это: ▲ условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность); ▲ рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); ▲ соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям школьника; ▲ необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим[Леванова Е.А., Плешаков В.А., Пушкарева Т.В., др. Технологии здоровьесбережения в образовании. С. 28].
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.): ▼ использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся и его коррекция в соответствии с имеющимися данными; ▼ создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии; ▼ использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности [там же. С. 22].
Здоровьесберегающие технологии выполняют функции:
► формирующую: на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
- информативно-коммуникативную:
обеспечивает трансляцию опыта
ведения здорового образа
- здоровьесберегающую (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- оздоровительную (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
- воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности подростков, внеклассные и внешкольные мероприятия и т.д.) [Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ под ред. Андреева В.И. С. 122–123].
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода [Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. С. 75]. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков