Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Привычка к  здоровому образу жизни – это  главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому образовательное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни детей и подростков, используя различные формы работы.

К элементам здоровьесбережения относятся также средства самодиагностики, самопомощи, самоподдержки и самокоррекции.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье подростков:

■ ограниченность двигательной активности (гиподинамия);

■ отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);

■ несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях;

■ увеличение объема учебных нагрузок, ведущих к переутомлению, стрессам;

■ распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье старшеклассников;

■ недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования и др.

Формирование  здорового образа жизни требует  создания в общеобразовательном  учреждении здоровьесберегающей образовательной  среды. Образовательная среда – это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. С. 56]. Образовательная среда является целостностью, включающей весь спектр воздействий на ребенка: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.

Здоровьесберегающему  обучению и воспитанию способствуют:

Δ систематическая актуализация внимания учащихся подростков на их здоровье и здоровом образе жизни;

Δ создание комфортной образовательной среды для всех учащихся;

Δ оптимизация учебной нагрузки учащихся, чередование учебного труда и отдыха;

Δ усиление диагностических функций для выявления: во-первых, резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания; во-вторых, для усиления рефлексии педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию.

Побудить учащихся к повышению уровня культуры здоровья и ведению здорового образа жизни – трудная задача, однако образование в области культуры здоровья в молодом возрасте поможет в принятии наиболее правильных и полезных для здоровья решений в выборе образа жизни, ориентированных на его сохранение и укрепление.

Исходя вышесказанного, следует рассмотреть жизненно важные для школьника-подростка потребности.

Потребности в  двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А. Маслоу, занимают самую нижнюю ступень [Общая психология. Под ред. Е.Н. Рогова. С. 157]. Это биологические (физиологические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Выше в этой пирамиде располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности.

Кроме этого, согласно концепции Г.К. Зайцева, необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников [там же. С. 159]. Для старшего школьного возраста имеют значение социальные потребности в самоутверждении, самовыражении и самоопределении, самосовершенствовании, а также вспомогательные – в саморегуляции деятельности и творческой активности.

Образовательная среда учащегося старших классов – это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровьесберегающей образовательной среды подростка можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье подрастающего поколения, приучить его к активной здоровой жизни.

Наблюдения  и эксперименты исследователям разделить  факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов. Ю.П. Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на «психологическое загрязнение» (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы [Лисицын Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность. С. 111].

Г.А. Апанасенко предлагает различать несколько групп факторов здоровья, определяющих его воспроизводство, функционирование, формирование, потребление и восстановление, а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние [Апанасенко Г.Л. Валеология. С. 145].

В качестве одного из факторов здоровья можно рассматривать культуру. Согласно В.С. Семенову, культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций [Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология: Культура здоровья. С 15–29].

О.С. Васильева, обращая внимание на наличие  ряда составляющих здоровья, таких  как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает  факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). [Васильева О.С. Психология здоровья человека. С. 269]. На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, все они находятся во взаимосвязи.

Условия жизни и труд деятельности, а также  характер и привычки человека формируют  образ жизни каждого из нас. Для  формирующегося организма подростков особое значение имеет соблюдение режима дня. Таким образом, правильный образ жизни является фактором здоровья. Я нездоровый образ жизни – фактором риска.

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека, составляют основу науки – валеологии, основным стержнем данной науки является здоровый образ жизни, от которого зависит здоровье и долголетие.

Здоровый  образ жизни формируется всеми  сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным  воплощением индивидом своих  социальных, психологических и физиологических  возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Формирование  здорового образа жизни – многоплановая  комплексная задача, для успешного разрешения которой необходимы усилия всех звеньев общественного механизма.

По современным  представлениям в понятие здорового  образа жизни входят составляющие: * отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); * оптимальный двигательный режим; * рациональное питание; * закаливание; * личная гигиена; * положительные эмоции.

обеспечение гармоничного физического, духовного развития молодого поколения, их всестороннего воспитания как носителей высоких принципов образа жизни – важные задачи сохранения и укрепления общественного здоровья.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

Эффективность формирования у подростков здорового образа жизни обусловлено тем, что жизненная позиция только вырабатывается, а все возрастающая самостоятельность делает обустроенным их восприятие окружающего мира, превращая юношу и девушку в пытливых исследователей, формирующих свое жизненное кредо. Здоровье играет определенную роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень в значительной степени обуславливает возможность профессионального совершенствования, творческого роста, полноту восприятия, а значит и удовлетворенность жизнью.

Говоря о  формировании установок на здоровый образ жизни молодого поколения  вообще и о борьбе с вредными привычками в частности нельзя не сказать  о школе. Ведь именно там, в течение  многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образом, школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни большому контингенту детей разного возраста. Семья, как и школа, – важная среда формирования личности и главнейший институт воспитания; она отвечает за воссоздание, определяет образ жизни. Социальная микросреда, в которой осуществляется приобщение подростков к социальным ценностям и ролям семейной деятельности труда: отношение родителей, бытовой труд, семейное воспитание – комплекс целенаправленных воздействий.

Рассмотрев  установки, необходимые для формирования здорового образа жизни, можно сделать вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения в подростковом возрасте.

Таким образом, здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни подростков формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.

Здоровье подростков непосредственно зависит от отношения самих старшеклассников к его сохранению и укреплению.

Итак, формирование здорового образа жизни старших школьников включает в себя создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

Таким образом, формирование здорового образа жизни – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Подростковый возраст – важнейшее звено социализации молодого поколения, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Итак, обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса дает возможность не только повысить его образовательный эффект, но и сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации обучающихся на сохранение и укрепление здоровья. Охрана здоровья – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья каждого человека [Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в РФ. С. 49].

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков