Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому образовательное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни детей и подростков, используя различные формы работы.
К элементам здоровьесбережения относятся также средства самодиагностики, самопомощи, самоподдержки и самокоррекции.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье подростков:
■ ограниченность двигательной активности (гиподинамия);
■ отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
■ несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях;
■ увеличение объема учебных нагрузок, ведущих к переутомлению, стрессам;
■ распространенность новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье старшеклассников;
■ недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования и др.
Формирование
здорового образа жизни требует
создания в общеобразовательном
учреждении здоровьесберегающей
Здоровьесберегающему обучению и воспитанию способствуют:
Δ систематическая актуализация внимания учащихся подростков на их здоровье и здоровом образе жизни;
Δ создание комфортной образовательной среды для всех учащихся;
Δ оптимизация учебной нагрузки учащихся, чередование учебного труда и отдыха;
Δ усиление диагностических функций для выявления: во-первых, резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания; во-вторых, для усиления рефлексии педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию.
Побудить учащихся к повышению уровня культуры здоровья и ведению здорового образа жизни – трудная задача, однако образование в области культуры здоровья в молодом возрасте поможет в принятии наиболее правильных и полезных для здоровья решений в выборе образа жизни, ориентированных на его сохранение и укрепление.
Исходя вышесказанного, следует рассмотреть жизненно важные для школьника-подростка потребности.
Потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметров физических факторов среды в пирамиде потребностей, по А. Маслоу, занимают самую нижнюю ступень [Общая психология. Под ред. Е.Н. Рогова. С. 157]. Это биологические (физиологические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Выше в этой пирамиде располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности.
Кроме этого, согласно концепции Г.К. Зайцева, необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников [там же. С. 159]. Для старшего школьного возраста имеют значение социальные потребности в самоутверждении, самовыражении и самоопределении, самосовершенствовании, а также вспомогательные – в саморегуляции деятельности и творческой активности.
Образовательная среда учащегося старших классов – это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Характеристику здоровьесберегающей образовательной среды подростка можно рассматривать как организацию образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье подрастающего поколения, приучить его к активной здоровой жизни.
Таким образом, здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни подростков формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
Здоровье подростков непосредственно зависит от отношения самих старшеклассников к его сохранению и укреплению.
Итак, формирование здорового образа жизни старших школьников включает в себя создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.
Таким образом, формирование здорового образа жизни – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Подростковый возраст – важнейшее звено социализации молодого поколения, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Итак, обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса дает возможность не только повысить его образовательный эффект, но и сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации обучающихся на сохранение и укрепление здоровья. Охрана здоровья – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья каждого человека [Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в РФ. С. 49].
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков